«Мы идем по стопам ‟Несвятых святых”»

Священник Константин Белый о своей книге «Попасть в Сретенку», СДС и приходском служении

Иерей Константин Белый – выпускник Сретенской духовной семинарии. Ещё учась в этой известной кузнице священнических кадров, он записывал разные забавные и поучительные истории из семинарской жизни, которые вошли в новую книгу «Попасть в Сретенку», выпущенную издательством Сретенского монастыря. Сегодня мы беседуем с отцом Константином и его супругой Марией о годах обучения в СДС, новой книге, знакомстве будущих супругов на Русском Севере и приходском служении в Пскове.

Священник Константин Белый с супругой Марией Священник Константин Белый с супругой Марией – Отец Константин, вашу книгу можно назвать документально-художественной летописью Сретенской семинарии. Как появилась идея такой книги? Почему из нескольких сотен семинаристов за этот труд взялись именно вы?

– Идея написать такую книгу пришла неожиданно, как это обычно случается... Подтолкнуло к этому несколько факторов. Во-первых, приближался 60-летний юбилей владыки Тихона, до которого оставалось 1,5–2 года (идея книги возникла в 2016-м году). Конечно, мы прекрасно понимали, что никакими подарками не сможем его удивить. Единственное, что его порадовало бы, – искренняя книга, выражающая посильную благодарность за все, что он для нас сделал. Владыка не раз говорил в проповедях, что благодарность – одна из важнейших христианских добродетелей, она помогает правильно относиться к жизни, ее радостям и скорбям, которые дает Господь.

По первому образованию я историк, и я знал, что перед написанием книги надо подобрать источниковую базу: провести архивные исследования, собрать устные материалы – интервью, воспоминания. И последующие полгода-год я этим занимался. Опрашивал семинаристов, причем в самых разных местах и ситуациях: за чаем, во время совместных послушаний... Ребята об этом, естественно, не догадывались. Например, я драю пол, кто-то рядом чистит плитку. Я спрашиваю: «Как ты пришел к вере?» Запоминал самые яркие факты, а приходя в келлию, конспектировал. Были и аудиозаписи на телефон.

Кроме того, уже существовала литература для внутрисеминарского пользования – отцы Матфей и Афанасий вели очерки о братии. Владыка, братия монастыря, преподаватели семинарии давали интервью. Таким образом и сформировалась источниковая база.

И второй очень важный фактор, который побудил меня к написанию книги: я надеялся, что она окажется интересной и нужной не только для владыки, но и для многих других людей. Не провожу никаких аналогий, но все же скажу – «Несвятые святые» владыка писал в том числе для своих крестников, многочисленных духовных чад. А у меня к тому моменту было много и крестников, и друзей, которые внутренне стремились к вере, но у них никак не получалось открыть для себя Церковь, мир веры. А мне посчастливилось оказаться в самой гуще событий, происходивших в Сретенке, быть их непосредственным очевидцем и участником, и так хотелось поделиться всем этим! Но за короткую встречу невозможно толком ничего рассказать, а вот книга – дело другое, ее можно подарить человеку...

На создание книги ушло примерно около года. Причем учебные нагрузки, послушания, написание диссертации никто не отменял... Но Господь давал силы. Я иногда и сам не понимал, как это происходит. Ночь, лежу я в семинарской келлии, и вдруг открываю ноутбук, и целая глава готова! В такие моменты я ощущал себя подобно поэтам и писателям, которые записывали то, что диктовало им вдохновение. В книге есть места, «вымученные» мной, неказистые и неинтересные, а есть отрывки, данные как бы свыше. Я и сам читаю их с удовольствием, понимая, что причастен к ним только как наборщик текста...

Мы долго обсуждали название книги. Первоначально она называлась «Бурсаки с Большой Лубянки», у нее была другая концепция. Потом – «Остров веры на Большой Лубянке». Затем мы пришли к общему названию «По стопам ‟Несвятых святых”». На наш с матушкой взгляд, это название больше всего отражает сущность книги. Я бы назвал книгу так: «‟Попасть в Сретенку” и другие рассказы, или По стопам ‟Несвятых святых”». Потому что мы действительно идем по стопам несвятых святых – владыки, героев его книги и тех людей, которых я знаю и искренне считаю настоящими подвижниками.

Мы действительно идем по стопам несвятых святых – владыки, героев его книги и тех людей, которых я знаю и считаю настоящими подвижниками

– Расскажите о своем поступлении в Сретенку.

– Я не хотел быть семинаристом. Точнее, лет в 15–16, когда пришел к вере, такое желание возникало. Но Господь промыслительно управил так, что я оказался в университете, окончил исторический факультет, собирался быть преподавателем и поступать в аспирантуру МГУ. А на третьем курсе к нам в филиал МГУ приехала нынешний мой научный руководитель, профессор кафедры источниковедения МГУ Галина Ивановна Наумова, замечательный историк, крупный ученый. Она нам читала лекции по историографии России. И именно с ее предмета у меня начался разворот в сторону семинарии и церковного служения...

К моменту окончания университета я для себя отчетливо понял: да, я могу стать неплохим учителем или преподавателем, а также хорошим дворником, хорошим продавцом, но реализовать в себе то, что я ощущал, казалось мне возможным только в священническом служении. Нужно было поступать в семинарию – Господь звал именно туда...

То, как получилось оказаться в рядах сретенцев, – это особая история, одно из ярких чудес в моей жизни. На вступительном экзамене я очень волновался, забыл все молитвы, но мне попался единственный билет, который я знал. В итоге владыка принял меня на второй курс, из-за чего я очень расстроился, потому что успел подружиться с первокурсниками и, самое главное, с духовником о. Матфеем, который заснул при первой же нашей встрече у меня на плече... помню, как я был озадачен и не знал, как на это реагировать (смеется). Это потом я узнал, что он почти никогда не спит, мужественно неся свой подвиг. В тот день я попросился на первый курс, и не жалею об этом: прошел всю семинарию от А до Я – от первых экзаменов до окончания магистратуры.

С владыкой Тихоном я встретился еще в Севастополе, очень давно, он приезжал вместе с хором Сретенского монастыря. Тогда я еще не знал, что с этим человеком будет связана вся моя жизнь. Потом я прочел «Несвятые святые» (правда, к моменту поступления в семинарию уже плохо помнил об этом). Но, наверное, та встреча с владыкой предопределила мое поступление именно в Сретенку. У меня уже был опыт церковной жизни, я помогал в алтаре с 14–15 лет. Но вот что интересно: Христа я по-настоящему встретил, только учась в семинарии. В книге, думаю, это ощущается.

Христа я по-настоящему встретил, только учась в семинарии

– В вашей книге целая глава посвящена историям создания семьи будущими священниками. А как вы встретили друг друга?

О. Константин (улыбается):

– Может быть, матушка начнет?

Матушка Мария:

Нас связал Русский Север. В Сретенской семинарии были поездки на Север для восстановления храмов, миссионерской работы с людьми. В такой поездке мы и познакомились.

Если батюшка сначала не хотел поступать в семинарию, то я совершенно точно знала, что никогда не буду матушкой. Хотя сама я из священнической семьи. Мой папа стал священником недавно, он профессор медицины, академик. Я училась в Свято-Тихоновском университете, где у меня сложился стереотип священнической семьи, понимание, что такое крест матушки. Я иногда заглядывала, конечно, в храм Сретенского монастыря, но скорее уходила, чтобы, не дай Бог, не познакомиться с каким-нибудь семинаристом (смеется)...

Но однажды близкий друг позвал меня на Север. У нас была сформированная группа, ребята и девочки уже подружились друг с другом. Я была новым человеком, и Константин стал именно тем «исключением» (смеется), с кем я решила избегать всяческого общения в этой поездке. Потому что он всегда был в центре внимания, его всегда окружали девушки, что мне очень не нравилось и изначально характеризовало его отрицательно в моих глазах. Он показался мне неглубоким, поверхностным, самовлюбленным человеком.

Вернувшись из поездки и собираясь домой в Харьков на каникулы, я открыла сумку и увидела письмо от будущего супруга с признанием в любви и предложением руки и сердца... Я просто опешила, настолько это было неожиданно... Позвонила маме и расплакалась в трубку, уверяя, что никогда не выйду замуж за этого человека! Это еще больше скомпрометировало его в моих глазах: как за три дня поездки, не общаясь, можно было принять такое решение?

О. Константин:

– У некоторых истории знакомства длятся долго, а у меня получилось иначе. К сожалению, я уже знал, что такое неуверенность в человеке. Вроде человек тебе близок, а ты чувствуешь, что чего-то не хватает... А тут увидел матушку – всё, вопросов нет. С моей стороны всё решено.

Может быть, это счастье, везение в христианском смысле слова... Я об этом долго очень молился, переживал долгие годы. Наверное, Господь смилостивился в какой-то момент и дал мне матушку. Но после этого я еще больше стал молиться, потому что у матушки были сомнения и колебания вплоть до дня свадьбы (улыбается).

Матушка Мария:

– Я всегда думала, что такие вопросы быстро не решаются, что нужно не торопясь присмотреться к человеку. В нашем Николо-Кузнецком храме существует традиция год встречаться перед созданием семьи. А мы месяц переписывались, потом последовало письменное предложение руки и сердца, к которому прилагалась открытка с приглашением на собственную свадьбу через две недели...

О. Константин:

– Все было организовано заранее, никто об этом, кроме мамы матушки и меня, не знал. Заявление у нас приняли чудесным образом за неделю до свадьбы.

Матушка Мария:

– И сейчас, спустя полтора года семейной жизни, я понимаю, что степень креста матушки зависит от степени любви батюшки. Крест не будет ощущаться, если есть любовь.

«Попасть в Сретенку», книга священника Константина Белого «Попасть в Сретенку», книга священника Константина Белого О. Константин:

– Я стараюсь делать так, чтобы крест матушки был менее тяжелым, но не всегда получается, к сожалению. От себя могу сказать, что за полтора года я все сильнее понимаю, насколько важно служение матушки, которая принимает священника, помогает и поддерживает его, что бы ни случилось. Насколько важно ощущать этот любящий, надежный, теплый тыл.

– Разница в возрасте большая у вас с матушкой?

– Мне скоро 29, матушке 24.

– Матушка Мария, на кого вы учились в ПСТГУ?

– Я окончила магистратуру по специальности «Филология», русский язык. Сейчас учусь в аспирантуре по другому направлению. Мне близки лингвистика и психология.

– Важно ли для православной женщины, особенно супруги священника, реализоваться профессионально?

– Я сталкивалась с совершенно противоположным мнением на этот счет: для женщины важны только семья и дети, ты матушка, и ты в первую очередь реализовываешься в семье.

О. Константин:

– Я бы хотел, чтобы в жизни матушки органично сочеталась забота о семье и профессиональная реализация, но как хобби. Мы созданы так, что мужчина – основной кормилец в семье, и очень важно, чтобы не нарушался этот баланс: если женщина работает больше, то мужчина расслабляется, теряет мужественность. Поэтому мне бы хотелось, чтобы я эффективно трудился, а матушка трудилась бы в свое удовольствие, не думала о заработке и могла реализовываться, как ей хочется.

Матушка Мария:

Когда женщина вдохновлена чем-то, она приносит больше энергии в семейные отношения

Да, женщина реализуется в первую очередь сквозь призму семьи, домашний очаг. Но есть притча о талантах, и она обо всех нас, а не только о мужчинах. Мне кажется важным, чтобы мама имела еще внешнюю занятость, реализацию своих талантов, как пример для детей, чтобы они росли социализированными, приспособленными к жизни. Когда женщина вдохновлена чем-то, она приносит больше энергии в семейные отношения. Есть такое известное высказывание: «Святой – это тот, кто прожил свою жизнь». То есть реализовал полностью данные ему Богом таланты.

– Отец Константин, выпускник семинарии должен отработать 2 года в одной из епархий. Расскажите, пожалуйста, о храме, где вы служите, и о первых годах служения на приходе.

– Распределение семинаристов – интересная практика: некоторые оказываются на Дальнем Востоке, некоторые на Сахалине, кто-то в Сибири, кто-то в своих родных епархиях. Во время учебы в семинарии мне довелось работать под началом владыки Тихона, помогать ему в разных послушаниях, поэтому и после ее окончания мы с матушкой попросились в Псковскую митрополию, которую владыка возглавил в 2018-м г. Во-первых, мы знали, что на месте нового послушания ему нужна разнообразная помощь. А во-вторых, хотя я родился в Крыму и очень его люблю, видимо, сказывается генетическая память: я чувствую себя на родине только на Руси. Вот так мы и оказались на Псковщине.

Владыка вскоре по приезде рукоположил меня и поставил нас на служение в древнюю церковь Свв. Жен-Мироносиц – храм с интересной историей. Я давно жаждал служить священником, хотя прекрасно понимал свое недостоинство. Многие считают, что священник должен быть интеллектуалом, по крайней мере не чувствовать себя лишним в среде образованных людей, должен активно работать в соцсетях... Но мы забываем, что священник, прежде всего, связист между людьми и Богом. Когда ты предстоишь у престола, принимаешь Исповеди, остро чувствуешь крайний недостаток своего духовного содержания.

Когда ты предстоишь у престола, остро чувствуешь недостаток своего духовного содержания

– В вашем храме большой приход?

– По меркам Пскова, достаточно большой: на праздничных службах бывает человек 80–90. В храме у нас несколько священников, диакон, больше 20 человек сотрудников. Население Пскова, для справок, – это население микрорайона Москвы. Там другие масштабы и другие расстояния. Мы с матушкой счастливы, что до храма нам 1,5 минуты пешком... Правда, недавно снова пришлось переехать на новую квартиру. Так что кочуем с места на место, Господь дает возможность не привыкать ни к чему (улыбается)...

Матушка мне очень помогает, она ведет Школу женственности – очень интересный и важный проект для девушек и женщин разного возраста. На эти встречи мы приглашаем священников, психологов, супружеские пары с большим опытом семейной жизни. Я хочу попросить матушку написать об этом хотя бы небольшую книгу. Она, в отличие от меня, очень хорошо пишет!

У нас есть воскресная школа для взрослых, детская школа, молодежный клуб. Посещаем детский дом, готовим программу по работе с детскими домами области. Преподаем с матушкой в Псковском университете.

У меня много послушаний – с владыкой не соскучишься... Сам он живет по принципу: чем больше послушаний, тем больше успеешь, и всем, кто рядом, щедро их раздает (улыбается).

– Можете подробнее рассказать об этих послушаниях?

– Владыка поставил руководить молодежным отделом епархии. Так как по образованию я историк, владыка поручил участвовать в создании Исторического парка в Пскове. На месте заброшенного стадиона «Электрон» планируется построить целый комплекс: Исторический парк «Россия – моя история», спортивно-гуманитарный центр, центр семьи и другие объекты. Проект продвигается нелегко, но он необходим городу.

– В книге очень впечатляют рассказы о поездках семинаристов в интернат, в колледж для особых детей, в тюрьмы. Насколько этот опыт помог вам в налаживании приходской жизни?

– Если бы я когда-либо занимался учебно-воспитательным процессом в семинарии, я бы в обязательном порядке проводил семинаристов через эти «социальные» послушания.

Я бы в обязательном порядке проводил семинаристов через «социальные» послушания

Потому что здесь, в московской Сретенской семинарии, владыка сделал все возможное, чтобы семинаристы смогли сконцентрироваться на учебе, на молитве. Но настоящее служение христианина и священника начинается за пределами семинарии – когда ты попадаешь к инвалидам, одиноким старикам, больным, заключенным, среди которых, кстати, много замечательных людей, оказавшихся там по самым разным причинам и вследствие разных ошибок в своей жизни. С некоторыми заключенными мы общаемся, дружим, встречаемся до сих пор. Истории о них можно рассказывать бесконечно, они дают нам возможность увидеть эту реальность и даже встретить в ней Христа.

С иереем Константином и Марией Белыми
беседовала Анна Кириллова

5 апреля 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дежпом по-сретенски Дежпом по-сретенски
Иерей Константин Белый
Дежпом по-сретенски Дежпом по-сретенски
Глава из книги «Попасть в Сретенку»
Иерей Константин Белый
Студенты замерли. Дежур­ный помощник сомкнул веки, протер их руками и вновь искоса, крайне осторожно и недоверчиво взглянул на странный силуэт с ноутбуком.
Сретенский монастырь: мой дом, моя судьба Сретенский монастырь: мой дом, моя судьба
Воспоминания Натальи Николаевны Шабалиной
Сретенский монастырь: мой дом, моя судьба Сретенский монастырь: мой дом, моя судьба
Воспоминания Натальи Николаевны Шабалиной
О верующей интеллигенции 1970–1980-х, знакомстве с будущим владыкой Тихоном, о том, как шла борьба за монастырские здания, о первых службах, радостях и трудностях рассказывает старейшая сотрудница Сретенской обители.
Сретенский монастырь. Двадцать лет Сретенский монастырь. Двадцать лет
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Сретенский монастырь. Двадцать лет Сретенский монастырь. Двадцать лет
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Несколько сотен уникальных кадров из жизни московского Сретенского монастыря за последние 20 лет.
Комментарии
Владимир23 августа 2021, 21:42
Очень хорошая книга. Читал с удовольствием. Есть неточность. Стр 251.На Елеонской горе стоит не Горненский монастырь, а Спасо-Вознесенский (ЗРПЦ). Именно в нем Русская Свеча. Горненский находится в селении Эйн-Карем (окрестности Иерусалима). С уважением, Владимир.
Дрич Алексей Владимирович 1 августа 2021, 20:49
Добрый день Константин,спасибо за интересную книгу.Удачи Вам в богоугодном деле.
Гриша878211 июня 2021, 19:17
Очень красивая пара этих молодых и явно счастливых людей.я радуюсь им и желаю батюшке и его супруге много детишек.
Георгий20 мая 2021, 11:35
А как скопировать к себе на страницу "В контакте"?
анна30 апреля 2021, 12:10
хорошая, живая книга. спасиБО! только желательно более подробно рассказать о тех прекрасных возможностях приобретения духовного образования, которое получают семинаристы и дополнить новыми событиями , которые произошли с момента ее первой публикации, т.к. она должна быть всегда живой на день ее прочтения. и обязательно дать более точную историческую информацию о самом Сретенском м-ре и его святынях. еще раз спасиБО за светлую и добрую книгу.
Инна 5 апреля 2021, 14:21
Отец Константин-матушка Мария!Какая приятная статья - благодарность Анне Кирилловой; и вам за интересный рассказ - очень поучительно для всех православных людей!У вас такие глаза -чистые, лучезарные; просто не насмотришься на вас! Благодати вам Божией во всех делах!
Елена 5 апреля 2021, 13:13
Божией помощи отец Константин и матушка Мария!
Читательница (Подмосковье) 5 апреля 2021, 11:23
Отец Константин и матушка Мария, любви и благоденствия вашему дому на долгие-долгие годы! На вашу пару очень приятно смотреть, ощущение, что вы созданы друг для друга. Было очень интересно слушать презентацию книги - просто на одном дыхании. Владыка Тихон знает толк в кадрах. ) Божией помощи вам всегда и во всем!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×