В Москве возобновил свою работу Гуманитарный центр для беременных и многодетных женщин в кризисных ситуациях. Центр, который работает по принципу бесплатного магазина, долгое время был закрыт из-за сложной эпидемиологической ситуации.
Здесь делают все, чтобы те, кто сюда приходит, чувствовали себя настоящими посетителями, а не просителями. Услужливый персонал заботливо поможет подобрать одежду, обувь, книги, игрушки, а иногда здесь можно получить памперсы и детское питание. Все зависит от того, что на данный момент сюда принесли. Здесь принимают вещи б/у после химчистки, коляски, кроватки, посуду, а также все, что может пригодиться в семьях с детьми. Сейчас в Гумцентре, как его называют сотрудники, очень не хватает памперсов, мужской одежды и обуви для подростков.
Мне удалось несколько часов провести в добром магазине за душевной беседой с его руководителем Еленой Холодовой.
«Наша задача – прийти на помощь»
Здесь все, как в настоящем бутике: ряды аккуратно развешенной одежды на вешалках, модно одетые манекены, большие зеркала и, конечно, примерочные.
Уже на пороге меня встречает и сама Елена – миловидная молодая женщина с широкой доброй улыбкой на лице.
– Знаете, для меня очень важно, чтобы те, кто к нам обращается, чувствовали себя как покупатели. Многие сильно смущаются своего положения, им стыдно просить. И тут главное – их подбодрить, сказать доброе слово, дать им понять, что ситуация, которая у них сейчас сложилась, временная, а потом – обязательно все наладится, – объясняет мне Лена, проводя по большому залу Гумцентра.
– Понимаете, ведь кому-то очень легко попросить помощи, а кто-то не может переступить через себя, постоянно пребывает в чувстве вины за то, что не справляется сам, – продолжает Елена, – в таких случаях требуется особое внимание и чуткость, человек должен поверить, что наша задача – не обвинить, а прийти на помощь.
– А кто и сколько раз может получить помощь в Гумцентре?
– Вообще комплект одежды можно получить один раз в месяц. Предпочтение, конечно, многодетным и одиноким матерям. Но бывают и исключения из правил, мы стараемся поговорить с каждым, кто к нам обращается, и всегда готовы пойти навстречу. Вот недавно нам очень настойчиво звонила бабушка и просила ее принять, хотя мы и пытались объяснить, что прежде всего помогаем матерям с детьми, но бабушка утверждала, что ей тоже очень нужна помощь. Мы посоветовались и решили сделать исключение для нее. Подобрали ей кое-что из одежды, и она ушла от нас очень довольная. Мне кажется, ей просто не хватало общения.
– То есть в принципе обратиться за помощью может каждый?
– Конечно. Если мы видим, что человек действительно находится в острой нужде, мы всегда открыты, чтобы помочь, и не разово, а в целом. Можем отсюда перенаправить в другие проекты службы помощи «Милосердие», если это нужно. Для этого я стараюсь поговорить с каждым, узнать его историю. Но и в нашем случае бывают, к сожалению, люди с не очень добрыми намерениями, поэтому мы все-таки просим заполнить письменную заявку, указать все свои данные и предъявить документы.
– Легко ли посетители идут на контакт, готовы ли делиться своими бедами?
– Вы знаете, мне самой часто неловко их расспрашивать, очень боюсь их потревожить. Некоторые, конечно, очень не хотят рассказывать о себе. Вот недавно при заполнении анкеты молодая девушка с двумя детками все время меня спрашивала, не передадим ли мы куда-то сведения о том, что она пришла сюда за вещами. Понимаете почему? Это же может означать, что она не справляется сама с воспитанием детей, и привлечь внимание органов опеки. Этого очень многие боятся.
«Благодаря вам мы существуем»
Неожиданно на пороге появляется молодая девушка с огромными пакетами в руках.
– Здравствуйте, а можно вещи отдать?
– Да-да, конечно, – Елена прерывает разговор со мной и выходит навстречу девушке, радушно улыбаясь.
Из комнаты напротив появляется молодая темноволосая женщина, в которой я тут же узнаю одну из жительниц проекта «Дом для мамы» – Лолу, историю которой я рассказала в статье «Подарите волшебство тем, кто уже не верит в чудо». Лола выходит на улицу и помогает девушке-дарителю выгрузить из машины многочисленные пакеты с вещами.
– Лола у нас отвечает за склад, – объясняет мне Лена. – Сортирует вещи, которые приносят люди. Она получает зарплату, полностью официально оформлена. Мне кажется, это важно, что здесь посетителей встречают те, кто сам испытывал нужду. Лола ведь, как никто другой, чувствует и понимает этих женщин.
Посетителей встречают те, кто сам испытывал нужду: они, как никто другой, понимают обратившихся за помощью
Лена и Лола устраивают девушке, пожертвовавшей вещи, экскурсию по магазину. Она тоже, как и я, удивляется, как все здесь красиво и правильно устроено.
– Какие же вы молодцы, делаете важное дело, – говорит девушка, прощаясь.
– Это не мы, – отвечает Лена, – это вы делаете важное дело, ведь без вас нас бы вообще не было.
Машина с дарительницей уезжает, и мы с Леной садимся за стол в зале и возвращаемся к нашему разговору.
– Каждый, кто приносит вещи, – это очень важный человек для нас. Для многих важно знать, что их одежду не просто куда-то кидают в большую общую кучу, а потом неизвестно, что с этой кучей будет, а что каждая вещь обязательно найдет своего хозяина. Каждая мелочь, принесенная сюда, может быть кому-то очень важна. Поэтому все те, кто жертвуют нам, это не просто ресурс, это самые дорогие гости в Гумцентре и самое важное звено в нашей работе. Я и сама в прошлом доброволец, знаю, что это все не так уж просто, как кажется.
– Как думаете, а что самое важное в работе добровольца?
– Думаю, что важно искренне полюбить тех, кому помогаешь, по-настоящему полюбить… Не себя в этот момент любить за то, что ты такой вот хороший, а этого человека. Может, грязного, может, с неприятным запахом, может, с какими-то очень большими недостатками… Но увидеть его таким, каким его любит Господь. Увидеть в нем хорошее и не осуждать за плохое.
Не себя любить за то, что ты такой вот хороший, а любить тех, кому помогаешь. Любить искренне
А еще добровольцу очень важно не погрузиться в тщеславие. Добровольцы – это же от слова добро, то есть он должен быть добрым со всеми… Не только с подопечными, но и с близкими, с родными, с коллегами и просто с прохожими. Если ты помогаешь и спасаешь всех вокруг, но при этом твоя семья, твои близкие, твое окружение не считают тебя хорошим и добрым человеком – значит, ты что-то делаешь неправильно.
– Как думаете, человек, который просто привозит вещи, может считаться добровольцем?
– Конечно! Он нашел время приехать, собрал вещи, а многие же их покупают специально, например те же памперсы. Кстати, нам много отдают новых вещей, с бирками. Кто-то распродает все ненужное на Авито, а кто-то собирает и везет сюда. И принять это решение – не продать, а отдать вещи – уже очень важно.
Мотоцикл
В магазин заходит женщина с мальчиком лет десяти. Лена сажает их за стол, вежливо спрашивает, бывали ли они уже в Гумцентре, просит заполнить заявку. Женщина показывает свидетельство многодетной матери, которое Лена сразу же кладет в ксерокс.
– Мы уже как-то у вас были, – тихо, явно смущаясь, отвечает женщина, заполняя заявку. – Нам бы просто кроссовки и летние брюки – вот на него, – кивает она в сторону мальчика. – Может, джинсы или шорты есть?.. А футболок у нас очень много. Понимаете, на улице потеплело, и мы поняли, что носить-то нечего, все вещи с прошлого года уже маленькие.
Лена и Лола быстро просматривают вешалки в зале, но одежды на рост мальчика, к сожалению, не находится.
– С вещами для мальчишек у нас проблема, – оправдывается Лена. – Видимо, они их так сильно занашивают, что до нас уже ничего не доходит.
Меряем кроссовки со светящейся подошвой, которые нашли в зале среди стройных рядов разной обуви, но и они оказываются мальчику маленькими.
– Подождите, я сейчас посмотрю в тех вещах, которые нам сегодня привезли, – говорит Лола и скрывается в комнате с пакетами. И, о чудо – через несколько минут она приносит две пары стильных, почти новеньких кроссовок.
Снова меряем, и на этот раз размер подходит идеально. Мама смущается, немного в замешательстве, какую пару выбрать: одни темные, другие светлые, но обе очень красивые. Паренек, судя по всему, тоже никак не может определиться: кроссовки привели его в полный восторг.
– Берите и те, и другие, – решает вопрос Лена. – Сейчас я вам пакет принесу. Может, еще что-то для других детей подберете?
– Слава Богу, остальные одеты! – с благодарной улыбкой говорит мама. – Крестная наша малышку помогает одевать, а среднему сыну все от старшего достается. Спасибо вам за все! Я ведь из-за маленькой никак не могу выйти на работу, в ясли ее так и не взяли в этом году. А по профессии я медсестра. Рада бы и в ночь выйти куда-то на дежурство, но детей не с кем оставлять.
– А муж? – осторожно спрашиваю я.
– А муж год назад как умер…
Возникает неловкая пауза. Глаза женщины наполняются слезами.
– 39 лет ему было… Все живот болел. Терпел и к врачу не ходил, много работал.
Лена, видимо, чтобы переключить всех от неприятной темы, предлагает мальчику выбрать игрушки, но он отказывается.
– Я играю на гитаре, игрушки мне уже не очень интересны.
– Да, он у нас сам пошел на гитару, – с гордостью подтверждает многодетная мама.
– А ты все равно посмотри, вдруг что-то понравится.
Лена вываливает перед мальчиком на стол большую коробку с разного рода игрушками. Здесь и машинки, и солдатики, и набор с фокусами, но ничего не вызывает интереса у ребенка. И вдруг он замечает блестящий мотоцикл величиной с ладонь.
– Ой, это же мотоцикл… – восторженно вздыхает он. – Мы с папой всегда мечтали купить мотоцикл…
В дверях снова появляется Лола, на этот раз в руках у нее модная легкая ветровка, как раз по размеру. Но мальчишка уже равнодушен к вещам, которые натягивает на него мама, все его внимание приковано к новой игрушке-мотоциклу, которую он сжимает в руке. Ветровка и кроссовки бережно упакованы по пакетам, а в придачу к ним идет еще и коробка с фокусами. Легкие джинсы и шорты так и не нашлись.
– А может, себе что-то подберете? – продолжает предлагать Лена.
– Нет, все есть… Мне главное детей одеть.
– А может, продукты возьмете? Нам вот крупы пожертвовали недавно.
– Слава Богу, сыты, все есть.
Но Лена уже складывает в пакет пачку с рисом и макаронами.
– Берите, берите, а потом может и не быть. Этого же никогда много не бывает.
Многодетная женщина не сопротивляется.
Сын тут же берет пакеты в свои руки, все хочет нести сам, а мотоцикл спрятан в кармане. Они выходят в приподнятом настроении, и у меня на душе становится приятно и легко, хоть еще и не совсем улеглись на сердце переживания о потере кормильца в этой чудесной семье. Почему-то чувствуется, что в их случае все будет очень хорошо. Есть стержень, есть вера, есть замечательная ответственная и полная любви мама.
Мы прощаемся с ними, а Лена обещает обязательно позвонить, когда появятся летние вещи на рост 140.
Чудеса
– Вы понимаете, здесь главное – озвучить запрос вслух, – поясняет мне Лена. – Вот мы сейчас сказали вслух, что нужны вещи на рост 140, значит, очень скоро нам их принесут.
– Да, я уже поняла, как с кроссовками. Наверное, сам святитель Николай вас курирует, – смеюсь я.
– Именно так. Вот недавно был случай. Нам позвонила женщина из храма Живоначальной Троицы в Москве и попросила вещи для их подопечной, сказала, что у нее обморожены руки. Ей нужен был определенный комплект одежды: свитер, трико и куртка – все 46-го размера, а также резиновые сапоги 38-го размера. На тот момент, когда она обратилась к нам, у нас всего этого не было. Мы договорились, что она позвонит на следующий день – вдруг что-то появится. И вот спустя несколько часов я захожу в нашу разборочную и вижу, что лежит сверток, к которому прикреплена бумажечка с надписью: «46-й размер». Я разворачиваю – и что вы думаете, в пакете был полный комплект по запросу: свитер, трико и куртка. А уже к вечеру мы подумали, что вот все осуществилось, только сапог нет. И на следующий день, еще до звонка той женщины, разбирая остальные пакеты с вещами, мы нашли резиновые сапоги 38-го размера. И это не единичный случай. Когда работаешь в сфере благотворительности, то ежедневно сталкиваешься с чудесами. Чувствуется во всем Божия помощь.
Помогая, ты ежедневно сталкиваешься с чудесами. Чувствуется во всем Божия помощь
– А какие еще чудеса бывают?
– Чудо уже то, что ты видишь человека сначала потерянного, но вдруг на твоих глазах он меняется, расцветает. Вот вы сейчас видели сами, что произошло с этой многодетной вдовой. И так у нас каждый день… Людям иногда кажется, что вещевая помощь не является чем-то важным, однако, занимаясь несколько лет подобными проектами, я убедилась, что это не так. Любая возможность – будь то набор продуктов, красивая и необходимая для ребенка вещь или просто улыбка человека, который готов помочь, – может стать тем самым мостиком, надеждой, знаком того, что совсем скоро все наладится.