На любовь свое сердце настрою

Пасхальное празднество. Художник: Нико Пиросмани Пасхальное празднество. Художник: Нико Пиросмани

Пока Земля еще вертится,
Пока еще ярок свет…
Иоанн-Булат Окуджава

Виноградная лоза – это символ Евхаристической Чаши с Кровью Спасителя
и чаши мученичества, наполненной до краев кровью святых.
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Гость – посланник Бога.
Грузинская пословица

Знаменитая песня Булата Окуджавы «Грузинская» или «Виноградная косточка» начинается такими словами:

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза, чем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Внимательно прочитав текст этой песни, можно прийти к выводу, что христиане – это удивительные люди. А самые удивительные христиане живут в Грузии. И вот почему.

Не успели они посадить виноградную косточку в теплую землю, как уже созывают друзей, не успели сорвать спелые гроздья винограда – собирают гостей за большой стол, благословляют друг друга, просят прощенья, поют песни, умирают от печали, воскресают от любви. Создается такое впечатление, что лишь бы побольше гостей пригласить к себе на пир.

Кстати, о гостях, и кого тут только нет: евреи и арабы, греки и персы, ассирийцы, славяне и армяне и много других народов (Святые Андрей Первозванный и Симон Кананит - Апостолы Грузии, были евреями, мученик Або – покровитель Тбилиси по происхождению араб, первые священнослужители Грузии были греки, первомученики грузинские Ражден и Евстафий – персы, мученица Шушаник – армянка, основатели монашеской жизни в Грузии Иоанн и его двенадцать учеников – ассирийцы, в ХХ веке в Грузии подвизались святые Глинские, Почаевские, Печерские старцы - славяне).

Конечно же, завистник и враг рода человеческого не остается равнодушным к такой дружбе и любви и пытается расстроить этот большой и благодатный пир. Испокон веков приходили на Иверию-Грузию захватчики и с какой-то дьявольской одержимостью все они, будто сговорившись, уничтожали и искореняли виноградную лозу. И тогда христиане, защищая свои святыни, выходили на сражение с врагом, беря с собой вместе с мечом и щитом виноградные косточки, зашивая их в нагрудный карман. И если погибали на поле боя, то через несколько лет на том месте вырастала виноградная лоза. И кто-то другой приходил, целовал лозу, срывал гроздья, созывал друзей и гостей. И так тысячу лет. Как один день.

А почему в Грузии так любят лозу и жертвуют собой ради нее? Об этом хорошо написал Нодар Думбадзе.

«Что такое Родина? Может быть Родина – это виноградная лоза? Всмотритесь. Если лоза стелется низко, гроздья надо собирать, стоя на коленях. Если вьется по дереву – руки приходится вытягивать вверх. Оба этих положения человека – коленопреклоненное и с распростертыми руками – будут выражать молитву и поклонение, а кто как не Родина достойна поклонения и молитвы?»

А может быть, виноградная лоза больше Родины, ведь это символ Господа, сказавшего: «Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой – виноградарь» (Иоан. 15:1). Так вот кто настоящий Хозяин пира в Божием винограднике! А если Бог – виноградарь и гостеприимный хозяин, то и быть на пиру у Бога надо достойно в праздничной одежде (Мф. 22:11) и с сердцем, исполненным любви. Для этого надо найти наше сердце, познать его и настроить на любовь. Ведь спросит Господь при закате нашей жизни: «Дай мне, сыне, сердце твое» (Притчи 23:26). Как хорошо, если будет это сердце золотое, исполненное радости и любви, как драгоценный сосуд с божественным вином, а не с уксусом и желчью, от чего избави нас Бог.

Заканчивается «Грузинская» песня такими словами:

И когда заклубится закат, по углам золотея,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Синий буйвол и белый орел и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Прекрасный стол, прекрасные песни, гости и друзья, прекрасный закат клубится по углам. И что за прекрасные создания проплывают перед нами: синий буйвол, белый орел и форель золотая? То ли от атмосферы любви, то ли от горного воздуха, но кажется, синий буйвол превратился в апостола Луку. Но, как и почему?

Да потому что апостол Лука – Евангелист Божией Матери, а Грузия – это древний удел Богородицы. Белый орел превратился в апостола Иоанна – апостола Любви. Форель золотая – неужели это Господь? Но почему здесь?

И скажет Господь: «А Я здесь всегда был в виде странника, гостя, друга вашего, виноградной лозы. И как вы возлюбили их всех, то “Я с вами до скончания века. Аминь” (Мф. 28:20)».

«Собирайтесь-ка гости мои на мое угощение…»

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна10 июня 2021, 19:53
Как тепло, светло и хорошо написано! Благослови нас всех Господи!
Ольга 9 июня 2021, 23:11
Благослови Господь! Сегодня целый день слушаем песню Булата Окуджавы "Грузинская", в разных исполнения. Самое чудесное - бархатный голосом Вахтанга Кикабидзе. Добрая песня, добрая статья, благословенная Грузия!
рб. МАРИНА 8 июня 2021, 08:24
БЛАГОСЛОВИ ГОСПОДИ ДРЕВНЮЮ И ПРЕКРАСНУЮ СТРАНУ ИВЕРИЮ И ЛЮДЕЙ ЕЕ ЧУДНЫХ ! АМИНЬ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×