Патриаршее служение в праздник Собора Соловецких святых в Храме Христа Спасителя. Фото: patriarchia.ru
Главное предназначение человека
Человек – храм Божий. Это очень сильные слова. Но о каком же человеке идет речь? Речь идет об образе Божием в человеке. Как замечательно сказал Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы», достоинство человека – в том, что он несет в себе образ Божий. Именно в том, что в нас есть образ Божий, в том, что мы созданы по образу Божиему, и заключается достоинство человека, и ни в чем другом; и Достоевский говорит об этом с особой силой.
Но несколько позже, чем Достоевский, появился другой писатель, который провозгласил иную формулу: «Человек – это звучит гордо». Какой человек? Не сказано; просто «человек – это звучит гордо». А если этот человек творит беззаконие, если он сбрасывает бомбы, если он мучает, терзает других людей? Разве можно сказать, что имя такого человека звучит гордо? Вот почему ценность человека определяется не столько его природой (хотя, конечно, также и природой, потому что она Богом создана), сколько его личностью.
Человек должен действительно стать храмом живущего в нем Святого Духа
Человек может быть творцом и разрушителем, любящим и ненавидящим, радующимся и озлобленным, – мы знаем разные типы человеческого поведения. А потому сегодняшние слова апостола – знаете ли, что вы храм Божий? – являются, с одной стороны, свидетельством Божественного замысла о человеке, но, с другой стороны, и сильным напоминанием о том, каким должен быть человек, согласно Божественному замыслу. Человек должен действительно стать храмом живущего в нем Святого Духа. Это и есть главное предназначение человека – не в том, чтобы его имя звучало гордо, а в том, чтобы в его жизни отображалось Божие присутствие. Именно с такой жизнью, и ни с чем другим, связывается наше понимание счастья.
Если эти Божественные слова войдут в сознание современного человека, то он поймет, как справедлива русская пословица «без Бога – ни до порога». Поймет, что подлинного счастья – всеобъемлющего, начинающегося здесь, на земле, и переходящего в вечность, – человек без Бога обрести не может. Может быть видимость счастья – успех, удача, деньги, общественное положение, хорошая машина, квартира; но мы знаем, какие трагедии происходят в особняках и прекрасных квартирах. А внешние условия жизни, столь вожделенные для некоторых, становятся абсолютно бесполезными перед лицом болезней, скорбей, семейных драм и многого другого, что терзает жизнь человека, вне зависимости от его материального достатка или общественного положения.
Замечательные слова Федора Михайловича Достоевского перекликаются с сегодняшним апостольским чтением: «знайте, что вы храм живущего в вас Духа Божиего» (1 Кор. 6, 19). И если человек становится храмом, вместилищем Божественного Духа, то грехи его прощаются, испепеляются его недостатки, и человек, вне зависимости от образования, положения в обществе и тем более материального достатка, начинает жить Божественной жизнью. Благодать Божия укрепляет внутреннюю жизнь человека, и вместе с ней приходят в сердце радость, покой, мир, способность терпеть и прощать, но, самое главное, способность по-настоящему любить, – а ведь это и есть вершина счастья.
Жизнь во Христе – единственный путь, который открывает дорогу к человеческому счастью
Поэтому для всех, кто взыскует счастья, нужно ответить на вопрос: а что определяет саму возможность обладать этим счастьем? И вдумчивый ответ будем таким: все то, к чему стремится человек, – власть, богатство, общественное положение – никоим образом не формирует внутреннее духовное состояние, именуемое счастьем,. Это совсем не значит, что нужно отказываться от того, чтобы работать, чтобы в соответствии с работой иметь хорошее материальное положение, чтобы стремиться развивать свои интеллектуальные, духовные и прочие способности и в ответ на это получать признание окружающих, в том числе выражающиеся в продвижении по службе, по работе. Все это вполне возможно, Господь не отвергает такое стремление людей, но Он предлагает всем нам правильно расставить жизненные акценты. А если очень коротко, буквально в двух словах, сегодняшнее чтение призывает нас осознать: для того чтобы быть счастливым, для того чтобы стать храмом Божиим, нужно открыть свое сердце Богу и помнить, что общение с Богом, жизнь во Христе – это и есть единственный путь, который открывает дорогу к человеческому счастью.
Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
после литургии в храме Христа Спасителя
22 августа 2021 г
Церковь призвана свидетельствовать миру, что Иисус есть Сын Божий
Патриаршее служение в праздник Преображения Господня в Храме Христа Спасителя. Фото: patriarchia.ru
Сегодня великий двунадесятый праздник – Преображение Господне; летний радостный праздник, связанный в культурных традициях нашего народа с освящением и вкушением новых плодов.
Евангелие повествует о том, что после шести дней Господь взял ближайших Своих учеников – Петра, Иакова, Иоанна – на гору и преобразился перед ними (Мф. 17, 1–9). Что же произошло шестью днями ранее? А произошло нечто очень важное, без чего вряд ли могло быть и Преображение Господне (Мф. 16, 13–23). Господь спросил Своих учеников: «А за кого Меня почитают люди?» И они стали перечислять, за кого народ Его почитает, но все это было очень далеко от истины. Поэтому Спаситель и спросил их: «А за кого вы Меня почитаете?» И тогда Симон Петр от самого себя и, конечно, от лица всех, ибо его слова не были оспорены, говорит: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Христос, то есть Мессия.
Какой силой Петр мог произнести эти слова? Конечно, силой Божией – провозгласить эту истину Петр мог только по вдохновению свыше. И это исповедание Иисуса Спасителем мира является показателем отношения человека к Богу и ко всей христианской традиции. Те, кто признает Иисуса из Назарета Мессией, Господом и Спасителем, все, исповедующие эту веру и принадлежащие Церкви Божией, являются последователями и наследниками святых апостолов, а это означает, что Церковь, именующаяся Апостольской, призвана непрестанно свидетельствовать миру, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель мира.
Исповедание Иисуса Спасителем мира является показателем отношения человека к Богу
Это свидетельство есть наивысшая ценность и одновременно огромная обязанность каждого крещеного человека, а если слово «свидетельство» перевести в понятные нам категории, то оно означает в первую очередь нашу личную веру в Спасителя, в Господа Иисуса. Это означает нашу молитву к Нему, потому что без молитвы нет связи с Богом, нет связи с нашим Спасителем, и означает, конечно, употребление всех возможных усилий, чтобы стараться жить в соответствии с тем, чему научил нас Господь и Спаситель.
И сегодня, вспоминая прославление Спасителя на горе Фавор, явление Его в Божественной славе в присутствии ветхозаветных пророков, в присутствии апостолов, мы соучаствуем в этом праздновании. И это не только традиция церковная и национально-культурная, но и событие, которое должно быть исполнено для нас великого смысла. Мы с вами, поклоняясь Преображенному Спасителю, пребываем в том самом ряду пророков и апостолов, которые провозглашали Его Мессией, Спасителем мира.
И да помогает нам Господь хранить веру в Спасителя мира, преобразившегося на горе Фавор пред святыми Своими учениками, апостолами, но более всего да вспомоществует нам сила Божия в том, чтобы продолжить апостольское служение, храня веру православную в своих сердцах, храня веру православную в народе нашем и стремясь жить в соответствии с заветами Спасителя и в соответствии с теми предначертаниями, которые дарует нам Церковь Христова, продолжающая великое и спасительное дело своего Учителя и Господа – преобразившегося на Фаворе Иисуса Христа.
Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня
после литургии в храме Христа Спасителя
19 августа 2021 г