Охота – пуще неволи

«Охота пуще неволи» – гласит народная мудрость. Она о том, что желания – неблагоразумные или греховные – неволят нас сильнее, чем рабство.

Казалось бы: чего тут непонятного? Со своими недобрыми «хотелками» надо бороться – для того нам в помощь и подается Божественная благодать. Однако даже вполне себе греховные желания отлично маскируются под невинные. А уж те желания, которые можно охарактеризовать всего-навсего как неблагоразумные, вообще не вызывают у многих верующих никакой настороженности.

Между тем в духовной брани один из самых ходовых вражьих методов заключается в том, чтобы подтолкнуть человека к такому поступку, следствия которого заставят его потом отчаиваться или унывать.

Вовсе не греховному поступку!

Например, вопрос вступления в брак. Брак – это ведь не грех? Нет, это благословенная Богом форма спасения двух людей, ставших одной плотью... Тем не менее именно брак часто швыряет человека за грань отчаяния. Когда он неудачный, естественно.

Брак часто швыряет человека за грань отчаяния. Когда он неудачный, естественно

Никакие козни и пакости чужих людей не способны поразить так больно, как предательство того, кто был твоей половиной. Да что там предательство... порою и обычное непонимание ранит супругов чрезмерно сильно.

А ведь бывают еще такие ловушки для брака, как безнадежный инфантилизм одного из супругов, нестерпимые формы агрессивности, эгоизма, самообольщения, самолюбования... Которые в период ухаживания представляются то милой наивностью, то привлекательной мужественностью, то высокой просвещенностью... а то и глубоким благочестием!

– Почему вы хотите вступить с ним в брак?

– Он показался мне таким благочестивым!

– Почему?

– Я же читала в православной литературе, каким должен быть верующий муж...

– И?

– Ну, он такой и есть: ведет себя тихо, говорит мало, одевается скромно, любит возиться с детьми...

Вы это вычитали в православной литературе? Правда? В какой? В какой православной литературе говорится, что благочестивого мужа можно найти по чисто внешним признакам?!

А если его тихое поведение – из разряда тихих омутов? Разве не бывает молчаливость от высокомерия? Скромный гардероб – от скупости или – неожиданно – тщеславия? Интерес к детям – от желания проецировать свои властные наклонности?

Еще как бывает. Так бывает, что и рассказывать не хочется. Сколько печали мы видим в храмах у тех, кто не может создать семью... но как сокрушаются о неудачах в браках – не сравнить и близко.

Что же – не вступать в брак, что ли?

Если семейная жизнь – ваше призвание, то вступать, конечно. Просто вопрос выбора своей второй половины требует исключительного благоразумия. Надо искать волю Божию, а не бежать на поводу поверхностных впечатлений.

А воля Божия – это же не какая-то тайна за семью печатями. Когда мы ее ищем, то Господь всячески подсказывает нам – через совесть, через заповеди, через людей, через обстоятельства жизни… Вопрос лишь в том, а Божию ли волю мы ищем? Или, возвращаясь к началу разговора, мы ищем исполнения своего желания?

***

Какие ориентиры указывают на недобрые перспективы брака?

Не всегда это какие-то конкретные погрешности, потому что – кто без греха? Вопрос не в этом. А в чем?

Например, ваш избранник сознательно скрыл от вас неприятный факт своей биографии... Что это? Лукавство? Самооправдание? Не факт. Это может служить и признаком того, что человек нашел в себе мужество закрыть какую-то страницу своей жизни и не хочет возвращаться к ее обсуждению – как раз-таки из соображений благоразумия!

Но вот если свои неприглядные страницы он старательно закрывает, а чужие любит полистать, если о своих огрехах в прошлой жизни умалчивает, а о недостатках приятелей/ сослуживцев/ бывшей второй половины подробно рассказывает, то это не благоразумие – это именно лукавство и самооправдание. А они – очень плохие спутники брака.

Если в общении с вами человек мягок, снисходителен и легко признает свою неправоту, а в отношении родственников и давних знакомых сыплет негодованием/ жалобами/ претензиями – говорит ли вам это о чем-либо? Лицемерие – вещь страшная.

Это не значит, конечно, что надо радоваться, если он и с вами резок, груб и исполнен претензиями – пусть в этом нет лицемерия, но нет и любви.

Если вас привлекло именно его благочестие, а он вдруг склоняет вас к сожительству до брака, – разве об этом вы читали в православной литературе, какими должны быть православные супруги? Оправдание блудной страсти христианином – верный признак большой гордости, а гордость – первый враг благочестия.

Если, наконец, вы чувствуете, что вами явно манипулируют через ваше сострадание, чувство ответственности, чувство долга и т.п., – разве это не пренебрежение вашим человеческим достоинством? И разве это совместимо с отношениями людей в христианском браке?

***

Вам показалось, что статья написана предвзято, потому что инокиня предостерегает девиц и женщин от неудачного брака?

Ага, показалось.

Мужчин неудачный брак сокрушает сильнее. Потому что дети остаются с женой, а если она – виновница развала брака, то что их там ждет? Хорошо еще, если мама просто истеричка. А если она «гулящая»?

Родительских прав за это не лишают. Ребенок ухожен, накормлен, уроки делает, пропусков в школе нет... пока... А то, что каждое утро из маминой спальни выходит новый дядя, – это к делу не подошьешь. Лишь бы не скандалили.

И вот уже очередной разведенный мужик сидит в храме и ПЛАЧЕТ. Здоровый, сильный, мужественный человек плачет, потому что ситуация вполне себе безвыходная – его ребенок живет там, где ему уродуют психику, а сделать ничего нельзя.

И вот уже очередной разведенный мужик сидит в храме и ПЛАЧЕТ

Но когда дети остаются с папой, потому что маме они откровенно не нужны, – это еще хуже. Нет, даже так: это – хуже некуда. Когда человека не любит родная мать – нет ничего хуже. Если он сирота, если живет среди равнодушных людей, если плачет в подушку в детском доме, если над ним издеваются, то и в этом мраке светится мысль, что, будь у него мама, она бы его любила. Но если мама есть, а ты ей не нужен... не знаю, с чем это сравнить, но хуже уже не бывает.

И это можно пережить, и это любящий папа может значительно компенсировать, и с этим вырастают прекрасными людьми... но это же не то, чего нормальные мужчины желают своим детям? И ведь к таким развязкам в браке может прийти совсем не испорченная девушка. А, например, просто инфантильная.

***

Впрочем, раз уж мы задавались вопросом «Кто без греха?», то надо сказать следующее: воля Божия может заключаться и в том, чтобы человек снизил свои претензии к избраннику и повысил свои претензии к себе. Возможно, человек и сам лукав и малодушен, сластолюбив и эгоистичен. И воля Божия заключается в том, чтобы он шлифовался о недостатки своей второй половины.

Но будем различать: отшлифоваться – одно, оцарапаться – другое, а разбиться – третье... Потому и надо сверяться по всем ориентирам, по которым узнаётся перспектива на брак, ибо неудачный брак может не смирить, а искалечить или сломать человека.

Еще один такой ориентир – это мнение близких. Настоящих близких, которые неравнодушны к вашей судьбе.

Если любящая мама начинает бессильно плакать при обсуждении ваших брачных планов – не отмахиваетесь ли вы бездумно? Если все ваши доброжелательные знакомые и добрые друзья смотрят на вашего избранника/избранницу в сильнейших сомнениях – откуда такое единодушие? Если духовник, известный своей богобоязненностью и деликатностью, вдруг начинает всячески призывать вас не спешить с этим браком – не стоит ли задуматься? А задумавшись, не стоит ли притормозить?

Не пытается ли ваш избранник увести вас подальше от тех, кто вас любит и о вас заботится?

Да-да, конечно, о том, что близкие в такой ситуации могут вдохновляться какой-то корыстью – ревностью, собственничеством, – сейчас много пишут... Но ведь не так, чтобы все сразу, верно?

Потому, еще: не пытается ли ваш избранник увести вас подальше от тех, кто вас любит и о вас заботится? Это отличный метод, выработанный в тоталитарных сектах – оторвать человека от всех, к кому он мог бы прийти в трудную минуту... а потом устраивать ему эти трудные минуты, ни в чем себе не отказывая.

***

Конечно, если у человека охота пуще неволи, то и ангел с неба ничего не сделает с его желанием. Знаю немало людей, которые пренебрегли советами великих старцев – отцов Иоанна (Крестьянкина), Кирилла (Павлова), Николая Гурьянова – и вступили-таки в брак, о неудаче которого их предупреждали великие старцы. И не зря же предупреждали...

Но если человек хоть как-то цепляется за свою христианскую ответственность, то как он может определить, что им движет: любовь – или пристрастие и ослепление?

Человек – никак. Потому и надо с сокрушением сердца припадать к Богу и просить о вразумлении. Именно о вразумлении. Потому что падший человек очень любит подменять волю Божию на свою. А подменять – значит менять неприметно. Нередко и для себя.

На чем бы еще проиллюстрировать этот механизм...

Вас обижали? Вас раздирала обида на то, как несправедливо с вами обошлись?

Само собой! Кого не обижали!

Что делать?

Надо просить у Бога, чтобы дал увидеть в этом деле не нашу правду, а Его.

Но из-за обиды человек сбивается на гнев или ропот... И никак, никак не может захотеть поставить вопрос таким образом. Если захочет и искренне попросит, то ответ от Бога огорченному сердцу придет очень быстро – почти сразу он увидит в случившемся либо свою часть вины, либо Промысл Божий на пользу своей душе. Обычно же – и то, и другое.

Но чаще обида внутри нас клокочет и требует, по сути, не видения правды Божией, а признания нашей правды – и от людей, и от Бога!

Мы говорим, что ищем волю Божию, а на деле требуем от Бога, чтобы Он подчинился нашей воле

Так же точно и в поднятой выше теме – надо отложить свое пожелание и просить Бога, чтобы вразумил поступить по Его воле... но это трудно, потому что в душе буйствует огонь своего хотения. И мы говорим, что ищем волю Божию, а на деле требуем от Бога, чтобы Он подчинился нашей воле.

Непостоянной, эгоистичной, глупой воле.

И разве так бывает только в вопросах брака? Со времен грехопадения так – во всем.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила25 сентября 2021, 16:42
Матушка! Огромное спасибо за статью! Написано здорово! Легко и все верно) Радостно на душе!) p.s. Я пережила и развод и грусть, моей вины много было, но жизнь продолжается и сейчас нет уже нет горечи от предательства...Все прошло) Статья замечательная и очень нужная, тем кто горюет и отчаивается..
инокиня Наталья -- Солнышкиной21 сентября 2021, 10:15
Думаете? Спасибо. С праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Игорь Александрович21 сентября 2021, 03:11
Алла18 сентября 2021, 20:03: На сколько я понимаю, на данном сайте дана возможность комментирования материала, но не для взаимного общения всех участников. Про этикет я не буду вещать, уже не главное. Св. апостол в повелительном наклонении к нам вещает, какие тут ещё ступеньки? Демагогия из ваших уст на мою душу ещё теперь, а вы ещё за осуждение меня не ответили... Ну как так? Что за рог изобилия? Ладно, списываю всё на тот же недоброкачественный этикет. Прощайте.
Игорь Александрович21 сентября 2021, 02:36
Какой смысл учить заплутавшего в лесу ориентации на местности, если уже стоит вопрос о выживании. В браке и отношениях точно также. Если уже влип(-ла) по неразумию, то моли о спасении, да из своей немощи (иначе не услышат), ибо грех уже мертвит душу и выхолащивает сердце за этот промах. А после, придя в себя, раскаявшись и успокоившись, начни основательно разбираться как Воля отражается в твоём сердце. Познав же сие, но не ранее, появляется возможность войти в отношения, но уже не с чёрного хода. Всё это трудная и кропотливая работа над собой на всех трёх уровнях, но иного пути нет. Автор же пытается совместить несовместимое и тем вводит в заблуждение доверившихся. Дай Бог бдительности всем!
Солнышкина20 сентября 2021, 17:55
Матушка Наталья, ох! сдаётся мне, что незря Вы эту статью писали!) Помоги и укрепи Вас Господь!
Игорь Александрович20 сентября 2021, 03:37
Иоанна_ 19 сентября 2021, 13:02: Господь говорит нам и мне: "Иди и больше не греши". Он оправдывает меня буйного, своей любовью, Он принимает меня без моралистки, муторных нравоучений и санкций, просто и нежно, по-отечески. После этого не хочется грешить. Вот вам мой практический отечник. Всего доброго!
Игорь Александрович20 сентября 2021, 03:25
Иоанна_ 19 сентября 2021, 13:02: На патериках в Царство не въедешь, а на любви к врагу, которого хочется испепелить своей справедливостью это возможно. А про полезное вам прп. Амвросий ответит: "Полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом." А прп. Лев добавит: "Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями." Так что мужайтесь и крепитесь, если не видите таковой. Конкретика у нас одна, так Господь сказал: "Ищите Царствие, а всё остальное приложится." Это наш Бог, ничего лишнего, необходимое и достаточное, только следуй заповеди и никаких материалов для острастки не надо. Услышать бы...
Иоанна_ 19 сентября 2021, 13:02
В чём польза-то? Здесь "польза" только для вашего самомнения, которое растёт и укрепляется от комментария к комментарию, так что это польза с обратным знаком. Полезно иногда читать патерики, чтобы понять: мытари и блудники СКОРЕЕ покаются, чем пребывающие в прелести, так как их грехи очевидны, а "прелестники" вполне се6е маскируются под "духовных". Согласна с инокиней: конкретики в ваших претензиях - 0 целых 0 десятых, одни цветистые полунамёки и недомолвки. Дай Бог, чтобы нашёлся на вас пастырь добрый, который вразумит вас! Если, конечно, вы ещё способны кого-то слушать.
Игорь Александрович19 сентября 2021, 01:18
Благодарен всем за дискуссию! Действительно полезно, когда живой диалог. Храни всех Господь!
Игорь Александрович19 сентября 2021, 01:16
Ольга18 сентября 2021, 16:39: Так вы с кем? С осуждающими или с оправдывающими? Я не понял, но напомню, что Господь наш вовеки с милосердными, оправдывающими блудниц, разбойников и мытарей. Жду ответа.
Игорь Александрович19 сентября 2021, 01:09
Андрей18 сентября 2021, 17:45: Обсуждение как раз вышло на новый уровень и, похоже, этот уровень гораздо интересней и важней для спасения наших душ, чем общие разговоры про половинки.
Игорь Александрович19 сентября 2021, 01:06
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу18 сентября 2021, 19:31: Я уже засомневался, что это инокиня всё пишет, ну ладно я, "плохой-хороший-злой", сегодня есть, завтра - нет. Но тут же совершенное конкретное лицо, от лица обители и из лона Церкви и в такой форме да по благословению. Впрочем Господь говорит не ужасаться, ибо надлежит всему тому быть. Ну тогда ладно. П.С.: Ни на один поставленный вопрос я от инокини ответа не получил. Такая вот полемика.
Алла18 сентября 2021, 20:03
Игорь Александрович, во-первых, это публичное пространство, и кто угодно может отвечать на что угодно. Никаких приватных бесед тут быть не может. Во-вторых, ставить себя на одну ступень с Павлом с вашей стороны неслыханное самомнение. Я вполне верю, что он мог прозревать сердца людей. Но не вы. "А вера должна быть аргументирована?" Не занимайтесь демагогией. Речь же не про веру в Бога, а про ваши необоснованные придирки к инокине. Тут должна быть не вера, а доказательства. Коими ваши "прозрения" являться не могут. "Мне нельзя славить Господа в чужом присутствии?" Кто же вам не даёт?
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу18 сентября 2021, 19:31
Да нет у Вас никакой конкретики. Одни рассуждения о том, что Вы - духовно опытны, Вам открыта истина, Вы просвещены от Христа и уполномочены обличать заблудших от Его имени. А между ними смиреннословие, в духе: "Учитесь у меня, грешного." И всё. Говорить тут больше не о чем.
Андрей18 сентября 2021, 17:45
Игорь Александрович 18 сентября 2021, 02:41, здесь комментарии прежде читает редакция и скажем прямо - на блокировки не скупится. Так что мнения на тему "хотите изгнать Игоря Александровича" неверны в корне. Кстати, раз согласны с необходимостью во всём знать меру, то обратите внимание - обсуждение давно ушло от темы разумного выбора половинки.
Ольга18 сентября 2021, 16:39
Как же меня это умиляет! Человек две недели сыплет оппоненту самыми дерзкими духовными диагнозами, а когда ему наконец-таки говорят, что поведение его неадекватно, он отвечает: "уж я-то не опускаюсь до диагностирования оппонента! Я хороший!"
Игорь Александрович18 сентября 2021, 02:41
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу17 сентября 2021, 14:04: А помните слепорожденный говорил фарисеям "одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" и т.д.? Он тоже был в прельщении? А если с моими сердечными очами происходит подобное, то мне тоже положено слышать "во гресех ты весь родился и ты ли нас учишь"? Мне нельзя славить Господа в чужом присутствии? Вы не находите что ваши ответы на мои безобидные признания очень похожи на тот евангельский диалог? Значит если я вдруг что-то заметил в ваших материалах то меня надо выгнать вон за это? Ну, не знаю, гоните если угодно, но да сбудется тогда, чему суждено было сбыться по писанию. А зачем нам тогда Евангелие если не жить по нему?
Игорь Александрович18 сентября 2021, 02:15
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу17 сентября 2021, 14:04: Те мои комменты с конкретикой "претензий" никак не доходит до вас, ни тогда весной, ни сейчас. Почему - не знаю. В результате моё обращение получается только эмоциональным, но бессмысленным. А вера должна быть аргументирована? Или если есть аргументы, то в чём вера? А что есть провокация? Испытание на любовь? Для меня ваши материалы тоже провокация, так выходит. Что же касается обличения от Аллы и вашей его поддержки, то это минимум переход на личности. Что это значит, думаю догадываетесь. Предпочитаю всё таки говорить о материалах и даже если нет взаимопонимания, не опускаться до диагностирования оппонента.
Игорь Александрович18 сентября 2021, 01:26
И.17 сентября 2021, 13:46: Да, всё верно, простите. Хотел бы перенести диалог в личное пространство, да не знаю куда.
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу17 сентября 2021, 14:04
Не преувеличивайте - никакой "переписки" у нас нет. В материале https://pravoslavie.ru/137567.html 1.Вы заявляете, что я увожу людей от Христа. 2.я пытаюсь понять Ваши претензии. 3.Вы не приводите никаких аргументов, кроме того, что Вам открыта истина, а я ей не соответствую. То есть, примерно то же, что и в этом материале. Только здесь я уже не пытаюсь понять Ваших претензий, а просто обращаю Ваше внимание на ненормальность такого положения дел. Если б вовремя вспомнила содержание тех Ваших комментариев, то просто не отвечала бы. А так поддалась на провокацию - неловко же игнорировать тех, кто жаждет ответа... Но три раза я на одни грабли не наступаю. Алла права, хотя и боюсь того слова.
И.17 сентября 2021, 13:46
Игорь Александрович17 сентября 2021, 02:25 Справедливости ради, Вы находитесь в публичном пространстве, не хотите, чтобы посторонние вмешивались в Вашу не конфиденциальную "беседу", шумите поменьше, уважайте невольных свидетелей. Прошу прощения за беспокойство.
Игорь Александрович17 сентября 2021, 02:25
Алла15 сентября 2021, 23:16: А судьи кто? Если я в прелести, то вы получается в осуждении, такой крючок лучше?... Или забыли св. ап. Павла: "А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я." и " Хваляйся же, о Господе да хвалится..." Или св. апостол нехороший христианин и не является примером для всех нас? Переписка с инокиней Н. у меня с весны этого года и я оправдываю ваше вторжение в диалог других людей, тем, что вы не знали этого, так что в следующий раз да даст вам Бог благоразумия!
Игорь Александрович16 сентября 2021, 02:29
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу15 сентября 2021, 18:42: Самообольщение, да, тяжкая ноша, но всяк эгоист самообольщён в свою меру, а кто не эгоист? В общем тут не всё доходит, если нужно могу дать свой е-адрес. Всего доброго! Простите что отнял время, но дай Бог чтобы не пользу!
Игорь Александрович16 сентября 2021, 02:22
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу15 сентября 2021, 18:42: Я не спорю, я давно не спорю, только констатация. В последнем сообщении я высказался до конца. Касательно духовных даров, так они не мои как вы высказались, а Его, Его же и славят, а меня радуют. Я соглашусь, что это не скромное заявление, но не славить их не могу и пользоваться ими толком пока не умею. Тем не менее, то что мне нужно было вам сообщить, я сообщил. Позиция моя в ваших глазах наислабейшая, но с другой стороны Господь в ухо никому не орёт. Мне самому такой труд тяжек, но благо что совсем не часто приходиться в него входить. Если бы мне так со стороны, я тоже бы вероятно покрутил у виска, хотя...
Алла15 сентября 2021, 23:16
Игорь Александрович, да вы в прелести пребываете. Какой нормальный христианин будет заявлять, что обладает духовными дарами? Сатана подцепил вас на крючок.
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу15 сентября 2021, 18:42
А с чем Вы, собственно, продолжаете спорить? У Вас что ни комментарий, то претензия на исключительную духовную одаренность, на откровения, на "природную духовную грамотность сердца" с его способностью видеть чужие заблуждения... Вы же открытым текстом говорите, что не можете не надмеваться от мысли, что отличаете добро от зла. И не можете не осуждать. Такое сочетание, уважаемый, не есть признак духовных даров. Это признак довольно тяжелого самообольщения. У человека, который кается в осуждении и надмении, язык не повернется вещать о своих духовных дарованиях. А тот, кто не кается в осуждении и надмении, тот не отличает добро от зла.
Игорь Александрович15 сентября 2021, 02:28
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу14 сентября 2021, 13:05: Ну это может вас надмение и ослепляет исходя из ваших принципов. Если так, то приму без оговорок. Что касается меня, то у ко мне оно приходит после прозрений сердечных или вообще успехов на любом поприще. Что с ним делать опытно я тоже знаю и это совсем не смиреннословие и к моей радости(!) мне есть в чёи каяться. Да, да, именно радости, от покаяния не из ума, а по внезапному откровению сердца, природная духовная грамотность которого теперь позволяет достаточно увидеть и, как бы я не хотел, не только у себя, но и во вне. Ещё бы не осуждать, да. И как не радоваться теперь, отличая добро от зла и как не надмеваться обогатившись?..
Солнышкина14 сентября 2021, 18:51
Иоанна, " и что - родители знают волю Божию о своём ребёнке?" о. Иоанн Крестьянин писал в своих письмах, что знают. Он писал, что за несение родительского креста, Господь открывает им Свою Волю о их ребенке. Особенно, если родители верующие это первые люди с которыми надо советоваться, наравне с духовником.
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу14 сентября 2021, 13:05
Игорь Александрович, я не считаю Вас сопротивником, и меня не задевают сравнения с ретивым козлищем. И не по смирению там, или, напротив, высокомерию. Просто за сутью сказанного меня не хватает на детали. А суть сказанного в комментарии в том, что надмение в принципе не позволяет видеть чьей-то "неграмотности в духовном". Если кто-то и неграмотен, то надмение не может увидеть - неграмотен ли, и в чем именно неграмотен. Такова природа надмения - оно ослепляет. И это положение дел не исправляется смиреннословием. А что касается моего покаяния, то мне есть, к сожалению, в чем каяться, и помимо абстрактной "неграмотности в духовном".
Катерина14 сентября 2021, 10:42
Такая дискуссия - хотя автор все правильно написала, есть духовные законы, которые нельзя нарушать,а советы, основанные на этих законах, хороши и не стоит ими пренебрегать. Если человек, нарушив эти законы, якобы "вывернулся" в браке - это стороннему наблюдателю так кажется. А если копнуть поглубже, то внешние признаки благополучия брака могут оказаться внешними. Поэтому не пойму смысла такой затянувшейся дискуссии:)
Иоанна_ 14 сентября 2021, 07:21
Солнышкина, и что - родители знают волю Божию о своём ребёнке? Все мы страстные, с замутнённым духовным зрением, увы. Разве мало случаев, когда именно родители ломают жизнь своему чаду и делают его несчастным, причём, всей душой желая ему блага (как ОНИ это понимают)? Да, если сам молодой человек видит свою жизнь на 3 шага вперёд, то родители на 5, а дальше всё покрыто неизвестностью - надо со смирением принять этот факт и своей, и чужой жизни.
Игорь Александрович14 сентября 2021, 01:22
Инокине Н.: В итоге вытерпеть друг друга до конца, чтобы выяснить, что же с каждым не так и Божией помощью возлюбить сопротивника, примирившись с ним. Так что простите мою высокомерность, я каждый раз вижу существенные недостатки ваших материалов, но мне не хватает любви донести это или просто мирно пройти мимо доверившись Господу. Да поможет вам Господь во всём благом! Бога ради помяните меня грешного Игоря как положено, ибо нуждаюсь зело. Всем участникам многая и благая!!!
Игорь Александрович14 сентября 2021, 01:12
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу12 сентября 2021, 11:22: Я от вас ничего не хочу, но что хочет Бог и куда он нас ведёт, это главное и это не всегда ясно. Пишу по т.н. наитию сердца, обычного, грешного, но не равнодушного. А теперь приоткрывается тайна: Господь попускает козлищам своим ретивым и надменным сталкиваться, дабы из искр их столкновений возгорелась и затеплилась естественная искренность жизни и проявились все тайные ради покаяния и исправления и т.д. Допустим, я вижу вашу неграмотность в духовном, вы видите мою надменность, трах, бах, бах, на исходе результат, оба увидели, раскаялись и поднялись на ступеньку и т.д. У Бога же всё просто и всё имеет смысл. Что же в итоге?
Игорь Александрович14 сентября 2021, 00:46
Иоанна_ 13 сентября 2021, 08:25: Спаси Бог за благоразумие. Воля Божия - "да любите друг друга" и так всю жизнь при смене декораций уникальных для каждого и всех.
Игорь Александрович14 сентября 2021, 00:39
НН12 сентября 2021, 18:52: Нет, простите, так не пойдёт. Вы пытаетесь оперировать общим против частного, при этом вторгаясь в чужой диалог без разрешения и извинений. Ну раз так пошло отвечу, но общим - есть такая тема, называется провокацией на любовь. Как-то так...
Игорь Александрович14 сентября 2021, 00:29
Андрей12 сентября 2021, 12:08: Что зря? Если уж влезли, простите, то называйте вещи своими именами. А понимать чужую брань не мой удел, да и Вам не советую, ибо несколько переиначивая - чужая брань потёмки, со своей бы разобраться. Про меру согласен, но на практике труднее.
Солнышкина13 сентября 2021, 19:50
Иоанна, /Воля Божия, без сомнения, состоит и в том, чтобы каждый человек, проходя через искушения, духовно взрослел, укреплялся и умнел СВОИМ умом, а не чужим (только)./ Да, это так не сомненно, но воля Божья так же и в том, чтобы предупредить человека через его ближних прежде чем произойдут эти серьёзные искушения для него. Как говорится: Бог часто вначале обращается к нам через шепот Любви, но если человек его не услышал, то тогда уже через рупор страданий...
Иоанна_ 13 сентября 2021, 08:25
Зачем приставлять свою голову? Каждая ситуация уникальна, и её схожесть с какой-то другой весьма условна. Воля Божия, без сомнения, состоит и в том, чтобы каждый человек, проходя через искушения, духовно взрослел, укреплялся и умнел СВОИМ умом, а не чужим (только). Разве не бывает так, что брак, имеющий все шансы стать счастливым, рассыпается, а вроде как неудачный "выруливает", вознаграждается хорошими детьми, приводит людей в Церковь? Совет можно дать, конечно, но будет ли он услышан - это не в нашей власти.
НН12 сентября 2021, 18:52
Игорь Александрович:/Если исходить из вышесказанного, то этой статьи не должно быть т.к. она развивает вектор жизни с заранее заложенной в него ошибкой. Так, зачем?/- Человек рождается с первородеым грехом... Зачем? Чтоб дальше грешить? Какой смысл? В Библии написано ВСЁ, что необходимо знать для спасения... Зачем семинаристы учат массу других предметов, читают святых отцов, жития святых и тп? Зачем на этом сайте пишут священники, ведь ничего нового и более важного, чем в Библии, они сказать не могут... Зачем пишем все мы, включая и вас, Игорь Александрович, высказывая своё мнение или давая оценку? Вы зачем написали? Ведь на все воля Божия, без нашего мнения. Нет?
Андрей12 сентября 2021, 12:08
Игорь Александрович 11 сентября 2021, 19:52, а вот это уже зря. Ведь живущим среди мира так же трудно понять иноческие брани, как пехотинцу осознать непомерность тяжести воздушного боя. (Для справки: среди сухопутных вояк по переносимым морально-психологическим и физическим нагрузкам с лётным составом может равняться разве только спецназ.) Меру бы знать надо, всегда и во всём.
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу12 сентября 2021, 11:22
Конечно, я не собираюсь комментировать Ваши реплики - ни первую, ни вторую, ни последующие. Во-1х, они всегда написаны таким витиеватым псевдовизантийским слогом, что за ним трудно увидеть смысл. Во-2х, не вижу смысла дискутировать с тем, кто хоть и употребляет самоуничижительные выражения, но по всем признакам считает себя "познавшим, способным, осознавшим, слышащим, ищущим, внимающим, боящимся" и т.п. В-3х: Вам-то зачем знать мнение человека, которому Вы открытым текстом говорите, что он уводит людей от Христа? Вы хотели высказать это читателям? Высказали. А от меня-то чего теперь хотите?
Игорь Александрович11 сентября 2021, 19:52
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу11 сентября 2021, 08:13: И в Израиле, говорит Господь, не встречал я такой веры. А так и происходит и доныне, при падении уровня монастырей, как духовных центров, зачастую иноверцы и язычники глаголют, а значит и делают, то сокровенное и истинное, да по вере, как и Господь завещал. Не замечаете, нет? А однако видно, да и не то чтобы мне, но более верным Христу людям. А я вот грешный негодую, такая моя убогая реакция, но дай Бог, дабы в прок!
Игорь Александрович11 сентября 2021, 19:43
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу11 сентября 2021, 08:13: Может и не поверите, но дебатировать совсем не хочется, тем более в таком неудобном формате. За православную державу не'сколько обидно, да и не более того.. По поводу смысла моей второй реплики, которая раскрывает суть первой, вы ничего не ответили. Впрочем, я не удивляюсь, ибо не первый раз наблюдется подобное. Не знаю, вероятно нет слышащего, нет ищущего, нет внимающего, нет боящегося, как и говорил. Слишком много мирского там, где простым человеком ожидается проникновенное. Грустно от этого тому, кто осознаёт, уводит от главного тех, кто наивно доверяется статусу вещающего. Ничего нового без Христа, увы...
инокиня Наталья -- И.11 сентября 2021, 19:25
Хорошая формулировка. Действительно, хочется ошибиться. Сколько уже раз такое было в жизни, не меньше полусотни: видишь, что человек нарушает какие-то основополагающие правила нравственности или здравомыслия, и думаешь "Господи, ну пусть я ошибусь, ну пусть всё обойдется!" И пару раз, действительно, обошлось... из полусотни. Не знаю, какой смайлик тут поставить - радостный или грустный.
И.11 сентября 2021, 13:49
инокиня Наталья -- И.11.09.2021, 08:26 Конечно свою голову не приставишь, хоть иногда соблазн велик. И вместе с тем, наблюдая со стороны, хочется ошибаться, не верить собственным глазам - иррациональная надежда на чудо, когда поделать ничего не можешь. Впрочем бывает и так, что мнение со стороны (порой большинства) оказывается ошибочным. Возможно мы просто акцентируем внимание на случаях, подтверждающих нашу правоту, упуская из виду другие или считая благополучный исход само собой разумеющимся. И знаю случаи, когда "чужой ум", препятствующий неправильному с его точки зрения браку, в результате ломал жизнь человеку. Было бы иначе, не послушай тот советчиков, теперь уже вряд ли узнаешь.
Солнышкина11 сентября 2021, 11:52
Всех с Праздником усекновения главы святого и славного Предчети и Крестителя Господня Иоанна!А так же с Днём трезвости и в духовном смысле тоже)) чего я всем нам желаю!)) Андрей, спаси Господи,книгу, надо посмотреть. Хочу еще поделиться:в этом году довелось побывать у мощей св.Луки Крымского и посетить музей в его честь,так вот экскурсовод в конце экскурсии рассказывала о его книгах и вот, по моему в книге "Наука и религия"(я могу ошибаться),он утв-ет,что главный орган у чел-ка не мозг,это процессор,а сердце. Потому что сердцем человек общается с Богом,как я понимаю.И что на западе даже придумали такую науку которая основана на преобладании сер-ца,но его надо конечно очищать от страстей.
Иулиания11 сентября 2021, 09:47
Эмилии: тараканов тоже жалеете? Мух? Мыши - грызуны и разносчики заразы. Жалость ваша абсурдна. Не зная автора - осудили человека. Рассуждения никто не отменял.
инокиня Наталья -- И.11 сентября 2021, 08:26
Да, соглашусь. Целый месяц думала, стоит ли писать эту вещь - три раза переписывала заново. Все знакомые с жизненным опытом говорили: ах, как верно! - а мне казалось, что тем, кому приспичило, всё равно будет как о стенку горох. Сомневалась, советовалась... и всё же решила материал закончить. Во-первых, постоянно перед глазами появляются те, кто и с жизненным опытом готов наделать зубодробильных ошибок, а во-вторых, всегда надеешься, что - вдруг? Вдруг кому-то всё же пригодится? Сложно молчать, когда видишь, как человек готов сломать себе жизнь. Это, конечно, не так часто бывает в браке, и Вы правильно говорите, что очень многие вещи преодолеваются любовью. Но не все - увы.
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу11 сентября 2021, 08:13
Что-то мне подсказывает, что негодуете Вы не от пафоса статьи, а оттого, что Ваш первый комментарий не вызвал никакого отклика. Но он, простите, настолько свысока написан, что лично я не увидела смысла вступать в разговор на таких тонах.
инокиня Наталья -- Эмилии11 сентября 2021, 08:06
Во-первых, фото к материалу ищет обычно редакция, а не автор. Во-вторых, мышка на фото живая и, возможно, такой и останется. Проживет долгую, счастливую жизнь, увидит внуков и правнуков и умрет от старости. Но, конечно, всё равно умрет - надеюсь, это Вы мне в вину не поставите? Это ведь не первый Ваш комментарий на портале, где Вы от жалости к животным не жалеете людей...
Алла11 сентября 2021, 03:44
Эмилия, никогда святые не ставили животных на одну ступень с людьми, не сочиняйте.
Эмилия10 сентября 2021, 13:13
Все равно - мышку жалко, статья - полезная, а фото жестокое, Святые отцы говорят нам, что немилосердие к людям и к животным одинаково - большой грех, поставить фото, на которое и посмотреть грустно, тем более инокиня. При все уважении, к Вашему положению (Вы - инокиня)
И.10 сентября 2021, 13:06
Статья и комментарии к ней взрослых рассудительных людей, поимевших какой-то, скорее немалый, опыт свой или наблюдений со стороны. Но обычно в брак вступают не имея его и находясь внутри ситуации. И как бы не сложилось, только потом анализируют, видят и трактуют "знаки свыше" в ту или другую сторону. В гуще событий, не до того, не видят, не слышат и не слушают. Да и многое вылезает при создании определенных условий самими супругами, такое не спрогнозируешь, только в совместной жизни. И либо дадут расцвести тому пышным цветом, либо ради любви заглушат ростки негатива. Может бывают готовые идеальные супруги, но не стоит на это рассчитывать. Это обычная жизнь, а не стерильная лаборатория.
Олег Г.10 сентября 2021, 10:40
Благодарю Вас, матушка Наталья, за отличную и полезную статью, спаси Господи всех!
инокиня Наталья -- 9 сентября 2021, 18:2610 сентября 2021, 10:34
Большая просьба не писать под моим именем!
Игорь Александрович10 сентября 2021, 03:43
Негодую от пафоса статьи. Необходимым условием для поиска Воли о вступлении в брак или ещё какой, является наличие ищущего, без которого дальнейшее не имеет должного развития и смысла. Всё далее описанное в статье относится к поведению неосознанного человека, слепо натыкающегося на препятствия в поисках достижения неопределённого. Первичная задача для верующего - прийти в себя, т.е. очеловечиться, как сказал св. Николай Серб. Если исходить из вышесказанного, то этой статьи не должно быть т.к. она развивает вектор жизни с заранее заложенной в него ошибкой. Так, зачем? Мне всё это видится попыткой лукаво расширить узкие врата спасения, ибо это гораздо проще чем принять горечь правды о себе.
Андрей 9 сентября 2021, 21:11
P.S. Как скоро тёзка нашёл выход из образовавшейся путаницы, то завершу комментарий под начальным псевдонимом. Так вот, на мой скромный взгляд выбор половинки в целом сводится к ответам на вопросы: "О потомок Адама, любишь ли ты сию дщерь Евы так сильно, что бы переносить её непрестанные попытки занять твоё законное место главы семейства? А ты, о дочь Евы, действительно ли любишь сего сына Адамова настолько, что правда согласна всю жизнь обращаться к нему и терпеть его обладание собою? Отдаёте ли вы оба себе отчёт в том, для чего вместе пришли к алтарю?" Впрочем, горазда лучше было бы просто пройти по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake/
Андрей С. 9 сентября 2021, 18:58
Продолжу.Андрей С. Сколько раз я себя "ловил", что готов ( и часто делал нечто подобное ) соседу, иди другому чуть ли не дом построить ( и силы, и желание сразу "тут как тут"),а для семьи,-всё как-то "трудно", всё "неохота"... Но, это не "не по теме"... Спасибо "Солнышкиной" за "... Он сказал, что как-то "примерил" на себя эту мысль и испытал при этом радость!...". Чувствую,- тут "что-то есть", над чем подумать при принятии серьёзных решений. Как душа "откликается"... Всем помощи Божьей.И ещё напомню о книге св.Иоанна Тобольского "Илиотропион" ( о познании воли Божьей).
Андрей С. 9 сентября 2021, 18:40
Теперь буду"Андрей С.":я,действительно,не смотрел сколько"Aндреев"в комментариях.Отвечу Вам,уважаемая ин.Наталья:конечно,хотел бы приехать в Ваш северный город.И знаю почему:гораздо труднее нести послушание,где "спасаешься",терпишь,"несёшь свой Крест(громко,конечно,я выразился). Потому,что,где послушание,-там и отвержение своей воли, там и спасение:от преслушания на ЗемлЮ,-от послушания,-на Небо.Вы это всё лучше меня знаете.И я это испытал на себе много раз.Так что буду делать то,что "не хочу".А Вы то,что Вам благословили.Может придёт время,-"уложит" Вас Господь (я Вам этого не желаю),или просто время придёт,-и будете только молиться.А пока смиряйтесь ( что,похоже,Вы и делаете).И пишите...
инокиня Наталья -- Андрею первому 9 сентября 2021, 07:53 9 сентября 2021, 18:26
Знать придётся подробнее, ибо манера априори оправдывать виноватых и, так скажем, смирять правых далеко не всегда является допустимой. Начнём с того, что именно гордость является началом и завершением любой другой страсти. Есть возражения? Если нет, то заявление о потере реальности безосновательно. Больше того, сокрытие гордости под маской глупости очень часто сопровождается ещё и игрою на жалость, особенно в присутствии третьих лиц. Ужели ничего не слыхивали о таких приёмах? Не перестаю удивляться тому, как охотно многие (или даже все?) состоящие в духовном чине выдают вполне осознанный выбор других людей за нечто иное. Только меру знать надо всегда и во всём, даже в самых благих намерениях
Солнышкина 9 сентября 2021, 17:45
Напишу всё-таки продолжение этой истории, к вопросу о том, как опасны могут быть наши желания. После гибели отца её будущего ребёнка героиня истории впала в ужасную дипрессию и говорила всем, что не хочет жить. После рождения малыша эта тоска немного отступила, ведь появился серьёзный стимул к жизни, но когда ребёнку исполнилось 4 месяца, у неё обнаружили серьёзную болезнь. Последующие годы борьбы за жизнь результата не дали, болезнь прогрессировала, она осознала свои греховные ошибки, каялась, причащалась, терпеливо переносила страдания. Когда ребёнку исполнилось 4 года, Господь ее забрал. Царствие ей Небесное.
Солнышкина 9 сентября 2021, 16:43
Продолжение. Она уже была на тот момент беременна, но опять же оформить отношения не торопилась. С его гибелью она поняла как она его любила и безумно жалела, что не зарегистрировали брак. Сыну же ей пришлось оформлять отцовство через суд.
Солнышкина 9 сентября 2021, 16:41
Вот один из них: одна молодая незамужняя женщина обратилась к Богу от всего сердца попросив послать ей её единственного мужчину. Бог послал ей хорошего ( но не без недостатков) мужчину, который полюбил её и имея серьёзные намерения, желая создать семью, родить детей, достаточно быстро сделал ей предложение. Но она не готова оказалась к браку и все сомневаясь в избраннике все тянула с этим вопросом и пара просто сожительствовала. Верующие друзья ей пытались что-то сказать, что так нельзя с Богом, не для блуда же Он ей мужчину послал, но бесполезно. Бог ждал 5 лет. После чего забрал этого человека к Себе, он трагически погибает.
Солнышкина 9 сентября 2021, 16:40
Потом, в Церкви разрешается молиться своими словами, но все же святые отцы советуют утреннее, вечернее правило читать из молитвослова в качестве уже сочиненных молитв святыми. Почему? Потому что они лучше нас знают КАК общаться с Богом и что у него просить. И читая их молитвы мы сами постепенно приобретаем нужный молитвенный настрой. Наше же сердце пока искажено грехами и обращаясь от этого " искажения" мы можем достаточно сильно рисковать. Так же желая создать семью можно очень даже сбиться на неправильный настрой и неправильно попросить и это неправильное прошение Бог может исполнить, таких несколько случаев я тоже знаю.
Солнышкина 9 сентября 2021, 16:37
И я бы даже сказала, что ваше видиние этого вопроса обогатило моё видение). То что я писала про правильную формулировку это я не сама придумала так написано в православной литературе и так советуют духовники. И такой подход проверен на моём опыте и на опыте моих знакомых. Которые после прошения получили мужа и земное счастье, но некоторые из них, получив это счастье и успокоившись не стали дальше воцерковляться и соответственно ДУХОВНО ТРУДИТЬСЯ. Из-за чего по прошествии нескольких лет это счастье очень даже пошатнулось, но это уже другая история...
Солнышкина 9 сентября 2021, 16:33
Иоанна,"Воля Божия - это творчество своей жизни по евангельским заповедям." Да, здесь я с Вами соглашусь. Жизнь по Евангелию это живые отношения с Живым Богом, вот только отношения у каждого человека с Богом свои, не похожие на отношения у др. человека. Как сказано: "Я Бог Авраама Исаака и Иакова" не потому что у каждого из них был "свой" Бог, а потому что у каждого были свои, не как у другого отношения с Богом. Поэтому ваш личный опыт не похож на мой опыт и на опыт моих знакомых, но это не значит, что вы не правы или наоборот, просто мы все разные и сердце,в духовном смысле, у всех разное и как говорится "даст тебе Господь по сердцу твоему".
Денис 9 сентября 2021, 12:41
А все же здорово сказано, про исполнения своего желания, некоторые готовы пол мира вовлечь в этот процесс, не заботясь, ни о последствиях, ни об чувствах этих людей. А всего-то и нужно, послушать близких и честно приложить усилия.
инокиня Наталья -- НН и Михаилу 9 сентября 2021, 08:07
Благодарю! НН, если у Вас тоже День тезоименитства, то примите ответные поздравления!
инокиня Наталья -- Андрею второму 9 сентября 2021, 08:05
Ну да, мне бы тоже хотелось просто молиться и заниматься ризной - своим прямым и тихим послушанием, поддерживающим храмовое благолепие. А я стригу газоны тяжелой газонокосилкой, ворочаю мешки с удобрениями, работаю в городской Комиссии по делам несовершеннолетних (и еще в четырех других), читаю в городе лекции, пишу статьи, веду уроки в воскресной школе и делаю еще кучу дел, которых мне делать совсем не хочется. Но так уж получилось, что Господь пока не послал никого, кто мог бы это делать за меня. Хотите переехать в наш северный город с ужасным климатом и помогать монастырю, чтобы я могла почаще просто молиться?:)
инокиня Наталья -- Андрею первому 9 сентября 2021, 07:53
1. Андрей (второй) пишет, думаю, не под псевдонимом, а под своим именем, просто не читал комментарии с начала и не видел Ваш. Зачем сразу приписывать людям злонамеренность? 2. Когда человек ВО ВСЕХ виденных им семейных конфликтах видит одну и ту же схему, это значит, что он теряет реальность. 3. В Вашей фразе: "Дескать инфантильная девочка и не надо растолковывать азбучных вещей, унижать её божественного достоинства" союз "и" совершенно неуместен, так как предложения не связаны вообще никаким смыслом. 4. Это рассуждение не имеет никакого отношения к моему материалу, потому что там говорится не о том, кто какой "делает вид", а об объективном явлении - инфантилизме.
Иоанна_ 9 сентября 2021, 07:38
/Т.е. надо еще правильно сформулировать свое прошение.// Зачем это надо, Солнышкина? ПРОСТО просить Бога о спасении, без всякой конкретики. Неужели Он не знает, кому что лучше? А вы, значит, Ему не доверяете, "подсказываете"? Откуда это взялось, что любовь, счастье в семье зарабатываются тяжким трудом под конец жизни? Земное счастье это благо (если оно не строится на грехе), и оно никак не мешает спасению. А воля Божия познаётся из обстоятельств жизни, эти обстоятельства имеют свою божественную логику, если внимательно к ним присматриваться. Искать волю Божию как какую-то "директиву" - это глупость. Воля Божия - это творчество своей жизни по евангельским заповедям.
Денис 8 сентября 2021, 22:46
Наталья, согласен с Вашей статьей.) А в остальном, думаю, что влюбленность это конечно еще не любовь, это как благодать, которая подается новоначальному авансом, любовь нужно будет еще заслужить. У любви конечно нет трезвого рассудка, одно определение ап. Павла чего стоит. Какой трезвый рассудок на это способен? Ну а если говорить о недостатках, то по сути не так важно, что их видишь, важно, что при этом чувствуешь. Если чувства негативные то этот недостаток скорее твой, чем визави, если хотите, это то самое бревно. А если бревно вынуто, то недостаток будет вызывать, сопричастность и сострадание, т.к. будешь знать и понимать труд и путь, который только предстоит тому в ком его заметил.
НН 8 сентября 2021, 22:26
С Днем Ангела, дорогая инокиня Наталья, многая лета! Есть такая коротенькая молитва-прошение: Господи, сделай так, чтобы моя воля не перебивала Твою. Статья мне понравилась, даже не с чем поспорить (шучу). Спаси Господи.
Солнышкина 8 сентября 2021, 21:04
Андрей,"Человек должен быть радостным и делать то, что хочет, и то, что помогает ему раскрыться..." Да тоже читала об этом, что Бог, если чего-то хочет от человека положит ему это на сердце и человек будет испытывать радость от выполнения этого желания, потому что Бог податель жизни и настоящей радости. Только это будет не суетное, страстное, а глубинное, настоящее желание. И еще враг всегда торопит, а Бог нет, Его можно несколько раз спрашивать, как в ветхом завете есть эпизод с руно... Мне недавно довелось пообщаться с одним священником в неформальной об-ке, я его спросила как он принял решение стать свящ-ком? Он сказал, что как-то "примерил" на себя эту мысль и испытал при этом радость!
Андрей 8 сентября 2021, 20:36
Уважаемая ин.Наталья. Я высказал некоторое своё удивление по 2-м причинам.Думаю, если человек не был в браке, зачем берётся рассуждать на эту тему. И второе,-это мой первый эмоциональный порыв:монахи должны молиться, а не статьи писать и интернетом заниматься. Думаю, я не прав.И это я почувствовал, но, всё-таки написал. У Вас получилось, думаю, через эту статью помочь людям.Что-то дополнительно понять, над чем-то задуматься. И это главное. У всех свои дары и наклонности.И Господь недаром нам привёл пример Марфы и Марии.И обитель была создана именно с названием "Марфо-Мариинская обитель", и знаем почему её так назвала св.мц.Елизавета.Свему своё время.Пишите и дальше.Помоги Вам Господи.
инокиня Наталья -- Денису 8 сентября 2021, 19:03
Понимаете, это ведь еще и проблема терминов. Может мы с Вами о разных вещах сейчас говорим, отсюда и несогласие. Что у Вас стоИт за словом "влюбленность", что - за словом "анализ"? Что стоИт за выражением "не замечать недостатков"? Бог есть Любовь, но Он знает о наших недостатках... другое дело, что Он не осуждает нас за них, но ведь знает! Поэтому неправомерно, мне кажется, отождествлять влюбленность с потерей трезвого ума. Или же как раз четко расставить акценты: влюбленность сопряжена с потерей трезвого ума, но влюбленность - это еще не любовь! Хм... надо бы мобилизоваться и написать об этом)))
инокиня Наталья -- Дмитрию 8 сентября 2021, 18:46
Это да... Только уже другая тема.
Андрей, что говорил 6 сентября 2021, 06:27 8 сентября 2021, 18:35
Итак, снова появился другой комментатор из-под того же псевдонима, просто удивительная практика. Что же, напомню о чём пытался сказать. Во всех так или иначе увиденных мною семейных конфликтах был один и тот же мотив: жена пытается незаметно подчинить мужа своей власти, а стоит появиться опасности раскрытия намерения - делает глупенький вид. Дескать инфантильная девочка и не надо растолковывать азбучных вещей, унижать её божественного достоинства. Хоть открывай Бытие 2.25 ( https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16 ). Разумеется, действующими лицами бывали не только собственно муж с женою, но, например, тёща с зятем и куда более сложные варианты с участием разного рода третьих лиц
Денис 8 сентября 2021, 14:27
ин. Наталье, продолжение. Наверное, тоже бы не стал смешивать анализ и волю Бога. А вот любовь и трезвый анализ, мне кажется, не совместимы, по природе вещей. Анализ вообще достаточно ограниченный инструмент, как и весь наш мозг, с его помощь хорошо искать ответы на вопросы постфактум, а вот попытки выстроить из настоящего мостик в будущее, в моем опыте, всегда заканчиваются провалом.
Денис 8 сентября 2021, 14:25
ин. Наталье. Да, Вы правы насчет пути. Но мне хотелось сказать, что знать о том, что мы волю Бога подменяем своей или о том, как Бог нам дает нам о ней знать, это одно, а разобраться, когда и как это происходит в конкретный момент своей жизни, это другое, и тут может быть полезен чужой опыт. По поводу влюбленности не согласен, думаю, что большинство ее испытывающих верно распознают это чувство. Из моего опыта одним из проявлений влюбленности, является то, что ты не замечаешь чужих недостатков, а видишь только достоинства. Думаю, что это вообще свойство любви, а влюбленность нас учит этому, в этом состоянии Бог показывает, как должно быть.
Елена Киев 8 сентября 2021, 14:05
"И разве решение нравственных задач - это не то, чего ждет от нас Бог?" Нет, не то.
Дмитрий 8 сентября 2021, 12:34
А бывают и искушения другого рода- когда дело сделано, слишком легко доверяем помыслам сомнения, уныния, начинаем сравнивать себя с другими, (а про других мы знаем очень мало на самом деле), слушаем советы посторонних людей, которые продиктованы различными страстями...И как по своеволию хотели сойтись, с таким же своеволием хотим и разбежаться. Часто, чтобы нас лечить от своеволия, Господь и попускает определенные промахи...
инокиня Наталья -- Андрею 8 сентября 2021, 11:02
В браке не была. Но Вашу критику не поняла: Вы считаете, что о простых и очевидных проблемах можно говорить только по откровению? Или только через абсолютно идентичный опыт? Естество и у мирских, и у монахов одно - монах знает и ревность, и раздражение, и пристрастие, и любую другую форму эгоизма. Знает и то, какими путями своеволие бегает от воли Божией. Какая разница, в какой обстановке всё это проявляется - в семейной или в монастырской? И я по своим послушаниям очень много общаюсь с мирянами - невозможно не видеть их проблемы, а то и откровенные скорби. Невозможно и не делать выводов. И разве решение нравственных задач - это не то, чего ждет от нас Бог? От всех, а не только от старцев.
Андрей 8 сентября 2021, 02:31
Продолжу. Не хватило места. Может быть автор пишет по благословению, и у ней именно этот дар от Бога? Тогда, конечно, у меня нет никаких особых вопросов. Статья, и поднятые вопросы,-всё актуально.И ответы тоже хорошие. Я и сам сейчас в раздумьях, как жить дальше. Хотя не молод уже... И познание воли Божьей ( а не попущения, через что Господь тоже спасает) очень актуальный вопрос.А вопросах брака более, чем актуальный. В этой статье https://pravoslavie.ru/141504.html я прочитал такие слова:"...Человек должен быть радостным и делать то, что хочет, и то, что помогает ему раскрыться...". Они мне очень понравились. Под хотением здесь понимается, конечно, не греховное хотение.Помоги всем Господи
Андрей 8 сентября 2021, 02:19
Да,интересно.Инокиню интересуют вопросы брака и она даёт советы(через вопросы)про брак.Почему?Если она пережила многое в брачной жизни,если она была замужем не один раз(?),тогда это как то объяснимо желанием предостеречь других,поделиться опытом.А тут,- инокиня. Даже не мантийная монахиня. Хотя в последнем случае тоже было бы не понятно(мне).Батюшку, или иеромонаха понимаю,- он имеет благодать окормлять. Понимаю о.Иоанна(Крестьянкина), или о.Николая(Гурьянова).Знал их лично. Они не были в браке,но "вошли в меру",и Господь им открывал.Тут какие причины статей?Хотя в статье очень многие вопросы подняты правильно, и считаю статью полезной.Сам воспитываю двоих детей.С мамой жить не захотели.
Михаил 8 сентября 2021, 01:33
Спасибо большое, Вам, инокиня Наталья за ваши статьи. Вы поднимаете очень важные темы и пусть не столь гладко и выверено, но очень близко и понятно. С Праздником Вас св. Андриана и Наталии.
Солнышкина 8 сентября 2021, 01:00
И еще добавлю)) что брак это один из путей спасения, а потому служения Богу, и если человек так рассматривает семейный путь именно как служение Богу, а не "осчастливливания" себя любимого, то Бог такого человека всегда направит и от возможных ошибок убережет. В одной книге прочитала такую историю из жизни,когда верующая девушка собиралась замуж и все было прекрасно избранник предупредительный,его родня в ней души не чает и т.д.Но один эпизод все круто изменил.Она была у него в гостях в частном доме,где устроили чаепитие на улице,к калитке подошёл нищий и стал просить поесть на что жених грубо ответил ему, да еще спустил собаку.Невеста поняла это как знак Божий и что она не сможет с ним жить.
Солнышкина 8 сентября 2021, 00:39
И еще добавлю, что обстоятельства при которых произошло знакомство с потенциальным избранником тоже указывают на волю Божию как о возможном супруге или наоборот искушении от которого надо держаться подальше.
Солнышкина 8 сентября 2021, 00:11
Спаси Господи, матушка Наталья! Всегда с интересом читаю Ваши статьи. Добавлю еще, из своего опыта и из опыта моих знакомых, что о семье надо просить так: если есть на то Господи Твоя воля, если это мой путь, семейный, пошли мне мужа/жену такого/такую, какого/какую мне надо для СПАСЕНИЯ, не для земного счастья, а именно для спасения. Т.е. надо еще правильно сформулировать свое прошение. Тогда Бог посылает, конечно не принца на белом коне, и скорей всего действительно того, кто будет "шлифовать" наши недостатки, но по крайней мере не "раздавит" нас и в итоге вполне себе нормальное земное счастье может сложиться при духовном труде и усилии обоих.
Елена 7 сентября 2021, 12:01
Отличная статья, спасибо автору за нее. Немного здравого смысла в матримониальных вопросах не повредит.
инокиня Наталья -- Елене 6 сентября 2021, 21:39
Да. Потому что бурлит от чувства, что с нами обошлись несправедливо... а слово "правда" в церковнославянском языке означает именно справедливость.
инокиня Наталья -- Денису 6 сентября 2021, 21:27
Думаю, что разные люди приходят к этому настрою разными путями. Причем, иногда очень короткими и очень далекими от монашеского благочестия - вспомним путь благоразумного разбойника. Правда, тут сложно недооценить помощь жаренного петуха:) Но насчет того, какова степень участия воли Божией в том, что человек лишается способности к трезвому анализу, я бы не рискнула рассуждать. Потому что за понятием влюбленности у разных людей может стоять что угодно. Вот лично для Вас что стоит за этим словом?
Наталия Ростова 6 сентября 2021, 18:06
Наталье.6 сент.!5:24.После слов моего духовника, я как-то сразу успокоилась. Проанализировала свои поступки, свою жизнь, и пришла к выводу., что спешить надо творить добро, как говорил апостол Павел и доктор Гааз. А спешить выходить замуж - это глупо. И правильно написала матушка, за красивой картинкой при конфетно-букетном периоде, может скрываться сюр, болезненная нелепость, токсичные отношения. Я больше не тороплюсь и доверилась Богу. Это сложно, но реально. И так спокойней жить..Сейчас поддерживаю отношения, правда на расстоянии, с мужчиной из моей юности. Когда-то давно с ним встречались. :) Он нашёл меня, "случайно", через соц.сеть. Общаемся, дружим. А что получится, один Бог ведает..
Наталья 6 сентября 2021, 15:24
Матушка, отличная статья - впрочем, как обычно. Пишите чаще, пожалуйста. Что-то давно вас не было видно. Ваши рассуждения отношу не только к брачным вопросам. Наталия Ростова, не встретили еще свою половинку?
Елена 6 сентября 2021, 14:39
Спасибо огромное, дорогая матушка! Да уж.. особенно спасибо за подсказку - в момент, когда все бурлит и клокочет внутри, взмолиться Богу, чтобы дал увидеть не свою правду, а Его...
Денис 6 сентября 2021, 14:09
Наталья, спасибо за статью, Вас всегда интересно читать. Но мне кажется, чтобы рассматривать две столь сложные темы, как вступление в брак и поиск воли Божией вместе, стоило бы взглянуть на них по отдельности. Вот вы пишите, что Господь подсказывает Свою волю, через совесть, заповеди, обстоятельства и это действительно так, и для Вас это естетвенно, Вы в силу своего выбора уже "настроены" на Бога и чувствами и умом. Был бы интересен Ваш опыт, как к этому настрою прийти, его сохранять и совершенствовать. В теме брака совсем не затронута тема влюбленности, а ведь именно это состояние меняет восприятие человека, да так, что трезвый анализ мало возможен. И ведь это происходит не без воли Бога?
Наталья 6 сентября 2021, 13:43
Да! Все верно! Своя воля, во всем! Очень тяжело принять, когда что то не нравится в тебе мужу, не замечаешь много за собой, абсолютно!!!такая "рас прекрасная мать". Когда узнаешь, что не нравится - лезешь на стенки от обиды. А потом " Господи, благодарю!", чтобы не сойти с ума от обиды. И приходит ответ, внутреннее понимание и видение себя во многих ситуациях. А ведь действительно он прав!!! Тысячу раз прав!!!Спасибо тебе мой дорогой и любимый муж и прости меня за мою близорукость и черствость, каменное и злое сердце. Слава тебе Господи! Слава!!!
инокиня Наталья -- Андрею 6 сентября 2021, 11:55
Что-то Вы махнули... Инфантилизм - незрелость личности. При чем тут "мнить себя равным Богу"?
Надежда 6 сентября 2021, 10:52
Спасибо большое! Нужно и важно! С детьми, с юношами и девушками на эти темы дома, как правило, никто не говорит. Институт семьи рушится! Спаси вас Господи, матушка Наталья!
Наталия Ростова 6 сентября 2021, 09:34
Тема мне знакома.Неудачный брак, от которого двое детей, восьмилетний гражданский,"блудный", за который пришлось долго каяться и вот в 45 лет - одна..Меня долго штормило. Почему в миллионном городе, я вся такая красивая,умная,хозяюшка, с отдельным своим жильём :) и с ещё многими достоинствами, (недостатки,ведь в себе не замечаешь), я не могу встретить свою судьбу??? Чего не так? Пока мой духовник мне не сказал : "В своих поисках, ты растрачиваешь свою любовь, которая в тебе есть. Ты отдаёшь тепло тем, кто тебе не подходит. Доверься Богу. Ты можешь лежать дома с высокой температурой, больная, несчастная, никому не нужная..а ОН "случайно" перепутает дверь, постучится к тебе и ты ЕМУ откроешь."
Екатерина 6 сентября 2021, 09:28
Надо же, действительно неожиданно от инокини прочитать такой тонкий и точный разбор многих ошибок брака! Спасибо!
Андрей 6 сентября 2021, 06:27
Уважаемые сподобившиеся жития в чине ангельском, не забывайте и о том, что желающие выдать свою волю за нечто пришедшее с выше находятся не только среди выбирающих между браком и безбрачием. Кстати, а что такое инфантилизм? Ужели нечто иное кроме мнения себя равным богу? Впрочем, все остальные беды рода человеческого имеют тот же источник, не правда ли?
Игорь Александрович 6 сентября 2021, 04:04
Инокиня пишет так, как будто познала Волю, но познавший пишет не так. Познавший питает нуждающихся младенцев молоком, ибо на принятие твёрдой пищи они не способны. А те кто способны, те сами питаются твёрдой пищей из Писания и святоотеческих преданий, ибо её в изобилии предлагает Господь. Впрочем, каждый сам смотри и виждь что происходит и самое главное не искусись на плацебо, дабы не потерять драгоценного времени и не сбиться с пути спасительного. Господи, помоги!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×