Православный календарьПравославный календарь
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

Как важно – услышать ответ

Этот юноша... Или «некто из начальствующих», как именует его апостол Лука... Почему он все-таки подошел ко Христу, с какой целью обратился к Нему? «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). Разные на этот счет есть толкования, версии, объяснения.

Христос и богатый юноша. Автор: Генрих Хоффман
Христос и богатый юноша. Автор: Генрих Хоффман
Возможно, что юноша сей и правда хотел узнать, что ему необходимо, чтобы не остаться вне врат Царствия Небесного, не оказаться отлученным от лица Божия. Что может заставить в этом усомниться? Наверное, последующий диалог, в котором Господь напоминает молодому человеку заповеди, коими всяк верующий спасается, а тот, в свою очередь, говорит, что не только знает и помнит эти заповеди, но и неукоснительно исполняет их.

Так и хочется выразить недоумение: зачем же тогда спрашивает, если и ведает, и творит?

Может быть, не буквально он все же эти заповеди исполняет, не без упущений? Или, что еще верней: чувствует, что чего-то еще недостает, что дела его, словно тело без сердца? И потому хочет уточнить, что же это такое, это недостающее? Похоже больше на второе...

И вот задает он свой вопрос. Задает не первому встречному, а Христу. И называет Его при этом «Учителем благим». Вряд ли он на самом деле понимает, Кто перед ним, но одно точно: он верит, что это Тот, Кого должно спросить, у Кого есть ответ.

И слышит ответ, и... отходит с печалью.

Не хочу его судить – и жаль мне его, и просто не до того.

Он поверил в истинность сказанного: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Потому что если бы не поверил, то обязательно возразил бы, стал спорить, доказывать, настаивать на абсурдности этого наставления и предложения. Не стал. Значит, принял услышанное, не усомнился в нем. Но – отошел. И предельно ясно объясняется, почему: «Потому что был очень богат» (Лк. 18, 23). А кто не знает, как трудно расстаться с богатством? Чем больше оно, тем крепче держится за него человек, точно и правда – в богатстве и жизнь, и самая душа его.

И все же не о юноше как таковом речь. К тому же ведь и не знаем мы: отойти-то он отошел, а кому ведомо – может, после вернулся? И продал, и раздал, и сокровище на небесах стяжал, и за Христом последовал? Вполне такое возможно.

Речь – о нас. Мы ведь тоже много всяких вопросов задаем. И Евангелие читаем, и заповеди знаем, и со святоотеческим наследием, кажется, знакомы не понаслышке. А все равно то и дело ищем ответ: «А как тут поступить? А как здесь? А если так, то как?...». И прочая, прочая...

И вот снова хотелось бы уточнить, как и в отношении юноши евангельского: с какой целью мы спрашиваем – себя, духовника, Бога? Если спрашиваем оттого, что действительно не знаем еще ответа, если ищем пути прямого, верного и не находим, то это одно дело, законен и праведен такой вопрос. Но может быть и по-другому.

Я помню, как часто бывало: приедешь к отцу Кириллу (Павлову), поисповедуешься, а потом – вопросы. Один, другой, третий... И он терпеливо на них отвечает. Отвечает, а потом вдруг вместо ответа – на какой-либо из них – тебя спрашивает:

– Ну а ты-то сам что об этом думаешь?

Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин
Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин
Запнешься на мгновение, задумаешься, а потом и ответишь. Причем как? Дашь ответ единственно возможный и услышишь тут же:

– Вот, правильно, правильно ты сказал! И я так думаю!

И хотя ни слова укора, ни взгляда обвиняющего, ни насмешки заслуженной, да сам себя уже простить не можешь; ну чего батюшке голову морочил, чего спрашивал о том, что и так ясно было? Надеялся, что батюшка тебе ответ даст мягче и дипломатичней, чем твоя совесть? Ну вот – дал, мягче и дипломатичней, но в полном с ней согласии. Иди и выполняй.

Так бывает, когда духовника спросил. Хотя, конечно, кто-то и с духовником может поспорить, не принять его слов, но что об этом говорить: если есть духовник, то слушайся его, а если не слушаешься, то, скорее всего, у тебя его уже нет..,

Но вот если и правда нет духовника, если только с самим собой советуешься да к Богу в молитве обращаешься, то опасность смалодушествовать еще больше. Ответ Божий, даже самый явный, можно «не услышать», внушения совести – «не разобрать». И часто так бывает, потому что малодушен и слаб человек.

Только... Только стоит в чем-то одном Господа не послушать... Нет, не так. Не в чем-то одном, а именно в том, что мы сами на данный момент ощущаем как самое важное, самое болезненное. И все – мы уже не можем идти за Ним, как шли до того, это торможение, вынужденная остановка, простой. Остановка и простой в духовной жизни, да и просто в жизни как таковой.

И когда мы видим христианина, который уныл, безрадостен, расслаблен духом донельзя, то, скорее всего, причина именно в этом – в сознательно не услышанном ответе, в попытке обмануть и Господа, и самого себя и в последующем за этим угасании. И когда в подобном состоянии пребываем мы сами, то причина опять-таки та же.

И что особенно опасно: и этого «не заметить», и тут, в отношении немощи своей, спрятать голову по-страусиному в песок. И так, по-страусиному же и жить, превращаясь постепенно лишь в напоминание о себе прежнем.

Лучше уж, столкнувшись с чем-то, что кажется нам не по силам, задавшись вопросом: «Что сделать мне в этой ситуации, чтобы наследовать жизнь вечную?» и, не понеся тяжести ответа, поступить, как юноша евангельский. Отойти с печалью и явственно, честно сказать себе: «Не могу!».

Но только не далеко отойти, а до следующих буквально слов Спасителя: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Потому что юноша не знал этой простой и удивительной истины: когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам. Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает. И самое главное: следование твое за Ним по-прежнему будет возможно.

Игумен Нектарий (Морозов)

17 декабря 2012 г.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 112 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О воле Божией.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)
О воле Божией.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)

Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым)
«Надо положиться на волю Божию»,— часто говорим мы, но что по-настоящему знаем об этой самой воле? Какое она для нас имеет значение, какое место занимает во взаимоотношениях человека и Бога? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумен Нектарий (Морозов).
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 26-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
Законник — человек, искушенный в Писании, богослов — приступает ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какие заповеди должен я соблюсти?» И Господь спрашивает его в свою очередь: «Что говорит об этом Писание?» Мы должны обращаться к Писанию, когда мы ищем ответы на самые главные вопросы жизни. Когда у нас скорби и недоумения, мы должны спрашивать, что говорит об этом Писание, чтобы разрешить все, что неясно нам.
Прп. Силуан Афонский. О познании воли Божией (+АУДИО) Прп. Силуан Афонский. О познании воли Божией (+АУДИО) Прп. Силуан Афонский. О познании воли Божией (+АУДИО) О познании воли Божией
АУДИО
Преподобный Силуан Афонский
Драгоценнее всего на свете — знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его. Познавшая Бога душа — во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом. (MP3 файл. Продолжительность 3:39 мин. Размер 1.8 Mb )
Что есть моя воля и воля Божия? Что есть моя воля и воля Божия?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?
Комментарии
Наталья 2 февраля 2016, 00:04
Вы укрепили меня. Спасибо за помощь.
Мария27 октября 2015, 13:10
Ах, какие нужные слова!:
"когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам. Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает."
Спаси Бог!
Оксана 1 марта 2014, 08:57
Очень полезная статья и все в ней правильно. Дивен Бог во святых своих.
Елена.Украина31 декабря 2012, 23:04
Значит еще "не созрел" духовно, вопрошающий Христа юноша,если отошел. Дай Бог,чтобы вернулся,хотя бы на старость... Бывают случаи,когда отходят в 16,а возвращаются в 66.
Наталья31 декабря 2012, 13:56
Лучше уж, столкнувшись с чем-то, что кажется нам не по силам, задавшись вопросом: «Что сделать мне в этой ситуации, чтобы наследовать жизнь вечную?» и, не понеся тяжести ответа, поступить, как юноша евангельский. Отойти с печалью и явственно, честно сказать себе: «Не могу!».
р.б.Сергий25 декабря 2012, 01:06
Игорю Дееву:
В других мы видим только собственные грехи.

Елизавете:
Господь милостив, жена спасается чадородием и воспитанием детей. Ведь врагу рода человеческого только этого и нужно, чтобы Вы не простив обиды искали смерти скоропостижной! А дети? Без Вашей любви и заботы кем они вырастут? Не умножится ли зло? Апостол ЛЮБВИ (Павел)сказал: терпением Вашим спасайте души Ваши. Ваш муж потерял самое дорогое, что имел, - Ваше доверие, так не повторяйте его ошибки, не кидайте в костер обиды новых веток. Господь попутил Вам и всей Вашей семье эту скорбь для смирения. Примите все как есть, исповедуйтесь и ищите любую возможноть простить мужа, ибо Вам это НУЖНО, чтобы растить детей в мире и согласии хотя бы в своем сердце.
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, БУДИ МИЛОСТИВ К РАБАМ ТВОИМ, ОЛЕГУ И ЕЛИЗАВЕТЕ, И ИХ МОЛИТВАМИ ПОМИЛУЙ И МЯ ГРЕШНОГО!
Елена М20 декабря 2012, 17:39
«Невозможное человекам возможно Богу» - это слова Спасителя и сказаны они были в связи с предыдущим разговором о богатом юноше, т.е., на мой взгляд, Спаситель хотел сказать, что даже этот богатый юноша может удостоиться, на самом деле, Царствия Божиего, т.к. Богу возможно всё и он примет окончательное решение по данному вопросу и богатство юноши может не помешать ему обрести Царствие Божие после смерти,если так решит Отец Небесный - Господь Бог(как обрели его многие цари, которых мы сегодня за святых почитаем, значит дела человека важнее того,богат он или беден).И еще, там же Спаситель говорит о том, что даже ему неизвестно будущее и время второго пришествия, а только Творцу - Отцу Его - Богу.
Ольга20 декабря 2012, 17:29
Лиза, дорогая! Пожалуйста, только не делайте поспешных выводов и действий!!! В самом деле, если это не та причина, по которой церковные браки безоговорочно развенчиваются, то надо этот период просто пережить. Вот игумен N даже так говорит: "Бывает по временам, человек чувствует такое нападение врага, что не может даже и молиться. Но все равно, отчаиваться нельзя. Как-нибудь пусть даже слабенько, а все же пищи, словно мышка: "Господи, не оставь; Господи, пощади создание Свое; Господи, пожалей меня; помоги, Царица Небесная!" Вот так, попискивая из последних сил, жди помощи и терпи нападение, как бы упав на дно окопа. Тут уж не до боёв. Переждать бы, да в живых остаться — и то ладно! Через некоторое время непременно приходит помощь Божия и натиск врага стихает. Сразу же следует возобновить молитву и потихоньку возвращаться на прежние круги. Вот так, постоянно вставая после падения, нужно ползти вперед." Враг иногда такую бурю устраивает, чтобы дерево с корнем вырвать и если ыв разрушите Богом благословенный союз, то враг добьется своего - вывернет дерево с корнем. Переждите эту бурю в укрытии, а укрытие - только храм и Таинства: исповедуйтесь, пока не пройдет! Всей душой желаю Вам укрепления от Господа и не упасть, но возрасти через это испытание!
Н.Н.20 декабря 2012, 13:21
Лиза:
"Да, Господь отвечает, и очень быстро. Не могу, по- настоящему не могу простить человека, мужа, много раз пыталась, крутило и так и сяк, но не могу, не поднять."

Лиза, смотря за что Вы не можете простить. Есть несколько причин, когда церковные браки безоговорочно развенчиваются.
И если Вы по какой-то из этих причин не можете простить мужа, и жить с ним не хотите - ничего удивительного в этом нет. Бесконечное насилие над собой к добру не приведёт.
Если бы нашли в седе силы (с Божией помощью) простить - то это, можно сказать, подвиг.
Если причины другие - надо этот Ваш грех исповедовать на каждой исповеди, и он уйдёт, поверьте! А ещё есть метод: если не можешь простить человека - представь его в гробу.
Да-да, именно так! Попробуйте.
Помощи Вам Божией? терпения и усердия.




Н.Н.20 декабря 2012, 13:05
Игорь Деев:
"Правда, впечатление обманчивое, настоящего старца отличает смирение, а не показные фразы про "насмешку заслуженную" (это от старца насмешка!), про "себя простить не можешь" (что-то тут фальшивое слышится). Помоги, Господи, игумену Нектарию охраниться от беды, не старчествовать, не будучи старцем!"

Игорь, а у Вас есть духовный отец или духовник? Смею предположить, что - нет. Если ошибаюсь - опровергните меня, прошу Вас.
Методы воспитания духовных чад - очень разные, и духовник видит и знает, с кем и как надо вести себя! Даже посохом можно по спине получить (точно знаю!).
Лично у меня бывало так: действительно знаешь правильный ответ на свой вопрос, но ответ-то - не нравится! Идёт вразрез с моим желанием, неудобно так поступать, себя ущемить нужно. Вот и лезешь к духовному отцу: а вдруг он что-то другое, полегче скажет?. А тот так на тебя посмотрит - что сквозь землю провалиться хочется! Духовник знает "потенциал" своего чада, но может и отвечать на вопросы до тех пор, пока чадушко не устыдится (иногда ведь и хотелось показать, какие "умные" вопросы могу задавать!).
А ваши предположения по поводу "старчества" и. Нектария - на Вашей совести.

Людмила20 декабря 2012, 03:10
Спасибо за статью! Последнее время именно это мучило. Нужно выбирать, а ЧТО? В чем ЕГО воля? Так откликнулось! Сейчас еще раз перечитаю...
Лиза18 декабря 2012, 21:13
Дорогие Елена и Ирина, спасибо Вам большое, что откликнулись, стало сразу теплее, я буду стараться держаться, не опускаться до привычных реакций, хоть по- возможности. Храни Вас Господь!
Игорь Деев18 декабря 2012, 20:33
Читаю статьи отца Нектария, потихонечку старчествовать довольно молодой отец Нектарий начинает. К добру ли?
Отец Нектарий сообщает читателям, что у старца Кирилла исповедывался много раз. Спросишь старца и сам "дашь ответ единственно возможный (?!!!) и услышишь тут же:
– Вот, правильно, правильно ты сказал! И я так думаю!

И хотя ни слова укора, да сам себя уже простить не можешь; ну чего батюшке голову морочил".
Растет смена архимандриту Кириллу, выросла уже, такое впечатление от статьи остается. Правда, впечатление обманчивое, настоящего старца отличает смирение, а не показные фразы про "насмешку заслуженную" (это от старца насмешка!), про "себя простить не можешь" (что-то тут фальшивое слышится). Помоги, Господи, игумену Нектарию охраниться от беды, не старчествовать, не будучи старцем!
Леван18 декабря 2012, 16:56
Спаси Господи за душеполезную статью!

Последние два абзаца - просто открытие.

Слава Богу за все!
Павел18 декабря 2012, 12:02
Это про меня! Нет я не имею богатства материального (деньги, недвижимость, машины и т.п.), но я богат своими грехами по рабски при всей внешней благочестивости. Помоги нам всем Господи!
Ирина18 декабря 2012, 03:06
Милая, дорогая наша Елисавета, мы записали вас с Олегом на 40 литургий в монастыре Св.Антония (штат Аризона). Господь посреди нас!
Дмитрий18 декабря 2012, 02:18
Спасибо большое!
Елена18 декабря 2012, 01:04
Милая Елизавета, прочитала вашу заметку и очень захотела поддержать Вас. Господу все под силу, просто живите и заботьтесь о детях и муже несмотря ни на что, будьте милосердны как Бог, не ждите внимания и любви , а дарите любовь и внимание сами. Время лечит и боль пройдет. Я молюсь о Вас и Вашем муже, а Ваших детях. Верю Господь сохранит и сплотит Вашу семью.
Лиза17 декабря 2012, 19:57
Да, Господь отвечает, и очень быстро. Не могу, по- настоящему не могу простить человека, мужа, много раз пыталась, крутило и так и сяк, но не могу, не поднять. От этого моего расположения зависит наша жизнь- вместе или нет. Я много раз обещала себе и ему, что стану другой, доброй, но не могу в очередной раз. Измучались оба, думаем разводиться, а брак венчанный и трое детей. Как Господь может за меня простить, амнезию мне устроить? ДТП? Не хотелось бы так, а как? Помолитесь о рабе Божией Елисавете и Олеге, пожалуйста
Елена Г.17 декабря 2012, 19:44
Дааа, спасибо за статью о. Нектарий. Всё очень близко нам, грешным людям.А главное - очень ценный совет в конце статьи. Спасибо!!!
р.б.Сергий17 декабря 2012, 16:59
ПОМЯНИ ГОСПОДИ ДОБРОДЕЛАЮЩИХ ВО СВЯТЫХ ТВОИХ ЦЕРКВАХ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×