Священник Дионисий Куваев, настоятель Богоявленского храма города Козельска, вспоминает любимого и почитамого в народе иеродиакона Оптиной пустыни Илиодора (Гайриянца).
Авва Илиодор и акафист святителю Николаю
Приснопоминаемый архидиакон Оптиной пустыни, наш авва Илиодор (Гайриянц; 1947–2020), очень почитал святителя Николая Чудотворца. Звонит он мне как-то в будний день, когда служб никаких нет, и храм, где я служу, закрыт. Звонит, значит, и просит, чтобы я храм открыл: ему нужно срочно забрать кое-какие духовные книги, оставленные у нас на хранение. Подхожу, открываю.
Заезжает батюшка, выходит из машины и первым делом спрашивает:
– Так, отец Дионисий, ты святителя Николая знаешь?
– Конечно! – отвечаю, а сам пытаюсь сообразить, в чем подвох, понимая, что неспроста спрашивает...
– Ну, и что ты о нем знаешь?
– Как что? То же, что и все остальные. Вы к чему, батюшка, спрашиваете?
– Ну, давай, рассказывай, что знаешь?
Начинаю понемногу рассказывать, но понятно, что ничего нового, а говорить можно еще долго.
Богоявленский храм на мехзаводе, рядом с Оптиной пустынью
Ехать куда-то, не послужив акафист святителю Николаю Чудотворцу, – такого быть не могло!
– Так... дальше...
Продолжаю выдавать по паре фраз.
– Дальше... ну, и чего?
– Что, батюшка, чего?
– А то, что акафист ему читать надо, ты знаешь?
– А-а-а... конечно!
– Ну вот, открывай храм, готовь всё скорее, будем акафист святителю читать!
А сам торопился... Но, чтобы ехать куда-то, не послужив акафист святителю Николаю Чудотворцу, – такого быть не могло!
История о том, как святитель Николай авве Илиодору машину отремонтировал
В начале 1990-х годов, когда отец Илиодор нес в Оптиной пустыни послушание помощника эконома монастыря, у него сломался служебный автомобиль «Волга». Просто не заводится – и всё. А вечером нужно было срочно ехать куда-то по важным делам.
Отволокли автомобиль в гараж к автослесарям, но ребята, провозившись с машиной до конца рабочего дня, так и не смогли установить неисправность. Приходит отец Илиодор за машиной, а они объясняют, что не могут понять, в чём дело, и завтра нужно будет ещё что-то снять, да ещё что-нибудь попробовать... А ехать надо!
Ну, как известно, отец Илиодор со святителем Николаем был в очень хороших отношениях, акафист пел КАЖДЫЙ ДЕНЬ без исключения уже несколько лет, а святитель Христов постоянно батюшке помогал – всех чудес не перечесть. Вот и в этот раз стало понятно, что без святителя Николая не обойтись. Батюшка же всегда имел крепкую, живую веру и был ревностным проповедником. А ребята, что в автослесарке работали, были даже не воцерковлены особо.
Стало понятно, что без святителя Николая не обойтись
Вот и решил отец Илиодор их к вере приобщить.
– Ладно, – говорит, – толку с вас особого нет, надо было сразу святителя Николая попросить и не терять времени.
– Какого-какого Николая? – не понимая, о ком речь, спрашивают рабочие.
– Какого?! Я вам сейчас покажу, какого!!! Так, внимание! – перекрестившись и попросив про себя помощи у святителя, – смотрите, как работает святитель Николай Чудотворец!
Садится в машину, вставляет ключ в зажигание, а сам, как рассказывал потом, про себя говорит:
– Так... Святитель Николай, дорогой, только ты меня не подведи – видишь, что я тут устроил...
Поворачивает ключ – и «Волга» эта, что называется, с первого оборота заводится!
Смотрит отец Илиодор: все вокруг стоят в оцепенении – ничего не понимают. А он им:
– Поняли, какой Николай?!
– Они стоят, аж челюсти у всех отвисли, а я, такой деловой, им рукой махнул: «Чао, учитесь!» – и поехал, – так с улыбкой закончил свою историю авва Илиодор.
«Авва, помоги!» И авва помогает!
Авва Илиодор действительно помогает, да так, что и сомнений быть не может, откуда помощь...
В сорока километрах от Оптиной Пустыни, в городе Белеве, есть Спасо-Преображенский монастырь. Его наместник, игумен Арсений (Девятериков), – духовное чадо старца Илия и аввы Илиодора. И при жизни авва Илиодор по возможности помогал его братии, как в деле восстановления обители, так и с продовольствием.
Однажды, уже после смерти батюшки, зашел разговор между наместником этого монастыря, игуменом Арсением, и алтарником Вячеславом, который был очень близким духовным чадом аввы. Говорили они о том, как непросто стало без аввы.
– Нет больше отца Илиодора, – посетовал игумен, – не пришлет он нам больше продуктов...
– А ты, отец Арсений, попроси батюшку! Раньше он тебе газель отправлял, а теперь оттуда, с Небес, хоть фуру пришлёт, – шутя отозвался Вячеслав.
На следующий день – звонок:
– Здравствуйте, мы хотели бы вам в монастырь пожертвовать продукты.
На следующий день – звонок: «Здравствуйте, мы хотели бы вам в монастырь пожертвовать продукты»
– Хорошо, сердечно благодарим вас! – отвечает игумен.
– Только у нас большой объём, у вас есть возможность принять?
Ну, и как вы думаете, насколько большим оказался объем продовольственной помощи?
Семь фур! Макароны, масло, сгущенка...
Оказалось, что какой-то фирме понадобилось срочно освободить склады. Так что хватило не только монастырю, но и многим храмам Белевской епархии, а также большому количеству нуждающихся. Даже нам, в соседнюю Козельскую епархию, перепало – для православной гимназии и раздачи нуждающимся.
Совпадение? А вообще, возможны ли такие совпадения? Кто авву хорошо знал – тот понимает, что это его «почерк»...
И таких историй немало. Как раз на днях звонил мне один очень близкий наш собрат и рассказал, как батюшка его по святым местам свозил, что еще при жизни обещал... До слёз прямо!
Старец Илий, авва Илиодор и помидоры
В марте 2008 года меня окончательно перевели на наш приход Богоявленского храма города Козельска. Дом, в котором мы поселились, имел небольшой огородик на участке, поэтому мы сразу же занялись обработкой земли и ремонтом теплицы. В теплице посадили помидоры. И это всё впервые.
Через некоторое время старец, схиархимандрит Илий (Ноздрин), служил у нас в храме, а после службы поинтересовался, как мы устроились, и решил сам зайти и посмотреть. Я с большой радостью повёл его в дом, но он зашел лишь на минутку, мельком оглядел дом изнутри, сказал: «Слава Богу» и вышел на улицу.
И первым же делом спросил:
– А огород засадили?!
– Да, батюшка, конечно! – ответил я, обрадовавшись, что труды стоили даже того, чтобы сейчас не краснеть и не получить нагоняй. Ведь все прекрасно знают, как строго старец относится к тому, чтобы человек трудился на земле, а земля не пустовала.
– Вот, батюшка, мы еще и теплицу сделали и помидоры посадили!
– Да? Молодцы!
Батюшка зашёл в теплицу и благословил каждый (!) кустик. А дальше был урожай, немыслимый для первого опыта
Батюшка зашёл в теплицу и благословил каждый (!) кустик.
Что же дальше? А дальше был урожай, немыслимый для первого опыта. К середине августа мы уже наелись помидоров, раздали всем желающим и насолили столько, что на две-три зимы хватило.
С 19 августа (Праздник Преображения Господня) я просто перестал поливать помидоры в теплице. А так как грунт у нас песчаный, то земля быстро высохла. Вот только помидоры никак не переставали плодоносить. Дома они были повсюду, и мы уже не знали, что с ними делать. И продолжалось это до середины октября! Два месяца!
В день Праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, к нам в гости вечерком приехал авва Илиодор. И я, сидя за столом, с воодушевлением рассказал ему об этом чуде. Авва в ответ сказал:
– Вот, Дионисий, ты сидишь, рассказываешь тут нам... лучше бы пошёл, нарвал и принес, чем рассказами своими нас кормить.
– Сейчас!
Беру фонарик, ухожу... и возвращаюсь с полным ведром.
Если человек сможет вернуть устремление своего духа к Богу, а не к земному, – мир снова подчинится ему
Человек – венец творения всего тварного мира. И до грехопадения, пока дух человека стремился к Богу, весь мир человеку подчинялся. Грех же разрушил этот порядок. И земля стала людей наказывать, и хлеб они начали зарабатывать в поте лица своего. Поэтому, если человек сможет вернуть устремление своего духа к Богу, а не к земному, – мир снова подчинится ему.
Старец-молитвенник свой дух возносит к Богу – и благословение старца приносит не только обильные духовные, но и обильные земные плоды. Вот такое стремление духа человека к Богу и есть святость!
Старец Илий, архидиакон Илиодор и иерей Дионисий
Почему отец Илиодор всегда называл мою бабушку мамой?
Авва Илиодор имел обыкновение при встрече с моей бабушкой называть ее «мама Вера». Почему он так ее называл? Разгадка кроется в следующей истории.
Когда наша семья была ещё невоцерковленной, мой дядя (брат моей мамы) Вячеслав, 25-летний студент Тверского государственного университета, неожиданно для всех ушёл в монастырь.
Произошло это так. В 1990-м году он поехал в Оптину пустынь. Была ли эта поездка паломнической или просто туристической – этого я сейчас уже не помню. Монастырь тогда только-только вернули Церкви (в 1989-м году), и он лежал в руинах, но те, кто приехал его восстанавливать, сейчас вспоминают об этих годах, как о самых необыкновенных – полных духовного подъема.
В Оптиной мой дядя встретил отца Илиодора и, пообщавшись с ним, был так потрясен встречей с аввой и Оптиной пустынью, что захотел там остаться.
– Пожалуйста, – сказал авва, – езжай за вещами домой, а потом возвращайся назад, в Оптину. Мы тебя ждем.
Так мой дядя Вячеслав остался в монастыре, вскоре принял иноческий постриг и стал иноком Гавриилом. Для всей нашей родни это было шоком.
Спустя некоторое время его мама (наша бабушка) отправилась в Оптину пустынь повидать сына. Приехала, а он, оказывается, уже принял постриг, и, как все новопостриженные, буквально летает на крыльях первой иноческой благодати. Но вот с духовным рассуждением у него, как у всех новоначальных, дело обстояло туговато.
Встретила бабушка сыночка и говорит ему:
– Славик, сынок! Ну, как ты тут?
А он ей так сходу отвечает:
– Я теперь уже не Славик. Отныне я – отец Гавриил.
Бабушка плохо разбиралась в том, как правильно обращаться к инокам и монахам. Она была страшно удивлена словами сына и воскликнула почти со слезами в голосе:
– Как отец?! Кому отец?! И мне тоже отец?! А я тебе тогда уже не мать?!
– Когда человек принимает постриг, он отрекается от мира и уже не имеет тех родственных отношений, какие были раньше, до его пострига, – серьезно объяснил матери мой дядя.
Монахиня Мариам и инок Гавриил
И, немного пообщавшись с ней, удалился в свою келлию. А бабушка в слезах от таких неожиданных новостей побрела себе в Дом паломника. В это время мимо проходил отец Илиодор. Он, конечно, не мог не остановиться, заметив плачущую паломницу. Подошел к ней и спросил, почему она плачет, – и бабушка ему всё рассказала.
Авва тут же отправился в келлию к отцу Гавриилу и довольно строго укорил его:
– Гавриил, ты чего, больной, что ли?! К тебе мать приехала, а ты ей такие вещи сразу в лоб объявляешь!
Молодой инок смутился и стал оправдываться:
– А что, я всё правильно сказал, монах же отрекается от мира и, значит, от всех родственных связей...
– Ах, так?! Тогда слушай меня внимательно! С этого момента она уже не твоя мать, а моя! Понял?!
Авва Илиодор и монахиня Мариам
С этого момента она уже не твоя мать, а моя!
И авва Илиодор утешил нашу бабушку, позаботился о том, чтобы ее разместили поудобнее, всё ей рассказал и показал в Оптиной. И с того момента стал всегда звать её мамой Верой. Так что бабушка уехала успокоенной и отчасти даже воцерковленной благодаря отцу Илиодору.
Впоследствии, когда вся наша семья воцерковилась и переехала в Козельск, бабушка приняла монашеский постриг. А постригал её в Шамордино старец Илий (Ноздрин) и дал ей при постриге имя Мариам – в честь Матери Божией. Так что именины у бабушки были на Благовещение, а на следующий день празднуется Собор Архангела Гавриила – именины её сына.
Почила монахиня Мариам в возрасте 85 лет в Шамординском монастыре.