Непросто быть сказочником. Хороший сказочник – не только рассказчик. Он балансирует на канате, ходит по лезвию: оступишься в одну сторону – упадёшь в морализаторство и занудство, в другую покачнёшься – нагромоздишь небывальщины, в которую ни один ребёнок душой не поверит.
Хорошая сказка – не только волшебство. Да, без него ничего не получится, но и с ним сказки могут быть тусклыми, неважными. Сердцевина, ядрышко такой истории должно нести в себе то, что касается души человека. Иногда незаметно, на миллиметр – но меняет её.
Хорошая сказка – не только волшебство. Сердцевина такой истории должна нести в себе то, что касается души человека
Недавно в издательстве «Вольный странник» вышла книга сказок протоиерея Павла Карташева. Мне посчастливилось стать её редактором. Называется книга «Чудесный дом», и собраны в ней настоящие, живые, искрящиеся, талантливые сказки. Подходят они для разных возрастов. Цикл «Сказки о солнечных зайчиках» интересен детям от 5 лет, а иногда и раньше, если слушатель опытный и любит книги. «Приключения в ковровом лесу», «Добрый ветер и маленькая фиалка» – отличные истории для младшей и средней школы, как, впрочем, и остальные – «Одеяльце светлое», «Путешествие в подлунную страну», «Чудесный дом». Но последние сказки – объёмные, серьёзные, с достаточно сложным сюжетом, образным строем, внутренним миром героев, наводящие на размышления и ассоциации – актуальны и для подростков. То есть каждый ребёнок в семье – будь ему 5 лет, 8 или 12 – найдёт себе в книге историю по душе и по возрасту.
Сказки о солнечных зайчиках
Блик и Блек – так их зовут. Они совсем крошки, дети, и действительно напоминают малышей – тем, как говорят, как живут и поступают. Только их приключения в сказке – не бездумные странствования и увеселения. Зайчики стараются сделать мир лучше, помочь другим. Ошибаются иногда, но очень стараются. И у них, крошек, это получается – не без поддержки взрослых, конечно.
Ты можешь быть маленьким и неопытным, но это не значит, что твоя жизнь –бездумное кружение под солнышком
Это очень важный пример и для детей, и для взрослых, которые читают им сказки: ты можешь быть маленьким и неопытным, не всё уметь и понимать, но это не значит, что твоя жизнь – только бездумное кружение под солнышком. Сколько ведь таких случаев: ребёнок маленький, и все уверены, что пока рано, и сейчас тоже рано, и вообще, пусть резвится дальше. Но вот он уже большой, взрослый, жизнь идёт неостановимо – а человек считает, что его беззаботное детство ещё не кончилось.
В четырёх небольших сказках солнечные зайчики Блик и Блек получают несколько важных уроков. Они оказываются у кровати больной девочки, потом – у клумбы, где никак не распускается прекрасный цветок, потом – у шумной дороги, где плачет о потерянной семье дедушка Улит, наконец, у ворчливой лужи – и думают, как лучше поступить, чтобы помочь. Да, это важный, но не всегда очевидный навык (и для взрослых, как нередко выясняется, тоже) – дать себе труд понять, как лучше поступить, чтобы моя помощь пригодилась. Это и для взрослого не так просто, а для ребёнка становится настоящей духовной практической работой. Забыть на время о том, что хочется мне, подумать внимательно о том, что именно и как лучше сделать для ближнего.
Волшебная страна и её законы
Сказки отца Павла для детей постарше – «Приключения в ковровом лесу», «Одеяльце светлое», «Путешествие в Подлунную страну» и «Чудесный дом» – строятся по одному принципу: герои попадают в некое параллельное пространство, где всё по-другому. В волшебную страну, проще говоря. С одной стороны – приём знакомый, все мы в детстве вместе с героями переносились в Изумрудный город или Нарнию, Средиземье или Мифландию. С другой – моделирование иной реальности сложнее, чем бытописание: здесь мало быть хорошим наблюдателем. Важно, чтобы волшебная страна не лгала, была правдивой, осязаемой, удобной для погружения. Её тропинки и облака, моря и горы, замки и люди – они могут быть страшными или прекрасными, но не искусственными, и лгать не должны никогда.
В сказках отца Павла именно такие волшебные страны. Например, ковровый лес – лес с ковра на стене в комнате девчушки, над которой смеются в классе. Такой он и есть, этот лес – пугливый, живой, то солнышко выглянет и ветер свежий повеет, то вдруг земля покроется скользкими объедками, и выскочит ниоткуда мужичок-ярыжка. Кто это? Точно неизвестно, но отец Павел – мастер стремительно создавать настроение, как радостное, так и жутковатое.
Три сказки, завершающие сборник, объединены героиней Олей. Она постепенно взрослеет, из семилетней фантазёрки превращается в серьёзную вдумчивую пятиклассницу. Вместе с друзьями Оле приходится преодолевать сложные препятствия, принимать непростые решения. Иногда она ошибается, но всегда обращена к свету, и жалеет, и любит, и точно знает, что любовь сильнее страха, злобы и лжи, поэтому находит верный путь.
Каждая из трёх сказок – путь через глухую тьму к рассвету, через страх – к радости
Три эти сказки – «Одеяльце светлое», «Путешествие в подлунную страну» и «Чудесный дом» – разные. Первая – о волшебной царевне, Оля помогает ей искать во тьме жениха-
князя, что сражается с тёмными силами; вторая – настоящая антиутопия, в которой жутким пустым миром управляет бездушная Велусила, заманивающая людей в виртуальный ад, оттуда девочке приходится вытаскивать одноклассника; третья – о таинственном доме и его ночных испытаниях. Каждая из трёх сказок – путь через глухую тьму к рассвету, через страх – к радости. Испытания, выпадающие героям, – настоящие духовные распутья, они приводят читателя к простой и важной мысли: «А что бы сделал я?»
Образы в книге, а значит, и законы сказочного пространства, часто рождаются из детского воображения. И это очень ценно: наблюдательность автора напоминает родителям, что иногда важно смотреть и слушать, а не говорить самим. А дети верят – ведь им понятно, почему ворчит лужа и как любимое одеяльце может укрыть от тьмы (отдельный трогательный момент – «одеяльце светлое», родившееся в детском воображении из слов ирмоса «Одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш»).
Сказки и поучения
Это непростая тема сегодня. С одной стороны, без поучения не росли дети никогда, они – часть педагогической и семейной культуры, часть литературы, да и вообще – отдельный литературный жанр. С другой стороны, сейчас дидактизм отторгается и осуждается, да и по делу нередко, честно говоря, – когда превращается в формализм. Рассказывать ребёнку о том, каким должен быть хороший мальчик, – так себе идея, он может стоять и слушать, но не слышать (хотя у Маяковского в своё время это получилось, и современные дети с огромным удовольствием слушают и цитируют «Что такое хорошо и что такое плохо»). В общем, поучать надо умеючи.
Рассказывать ребёнку о том, каким должен быть хороший мальчик, – так себе идея
В сказках отца Павла нет открытого дидактизма. Он не рассказывает детям, как себя вести, и даже герой «Сказок о солнечных зайчиках» Толк Премудрыч, несмотря на своё имя и умный вид, не поучает, а задаёт нравственные задачки, и решать их предстоит маленьким героям. Это правильно, мне кажется – меньше пассивных сведений о том, как ты должен себя вести, больше живого призыва к действию. Доброго и мудрого призыва, с уважением к маленькому человеку, к его душе.
Путь героев сказок в этой книге хорошо соотносится с нашим путём христианина. Иногда кажется, что эту задачку ты легко решишь – но нет, не получается, самоуверенность обваливается в стыд, такое и у больших, и у маленьких случается, и даже у солнечных зайчиков. Иногда ты идёшь сквозь тьму и сворачиваешь не туда, и обнаруживаешь себя в логове разбойников, смутных призраков, как Оля. А иногда мостик под тобой до того узкий и шаткий, и такой страшный поток гремит под ним, что и не перейти, кажется. И действительно, самому не перейти. Главное – вспомнить, пусть даже в последний момент, и попросить помощи. Помогут.