Смирение возлюбивший

«Знай себя – и будет с тебя»
Из записей прп. Андроника (Лукаша)

Заготовки для моделей наконец-то закончились. Григорий стряхнул обрезки кожзаменителя на пол, отодвинул инструменты в сторону, потянулся, распрямил затекшие от долгого сидения ноги и пошел заваривать себе кофе в минутке. Потом, медленно смакуя напиток, углубился в новости Фейсбука со своего мобильника. Там, в виртуальном мире, у Григория была своя страничка, на которой он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий. Если уж занимать эфир, то исключительно с душеполезной целью. Свои личные данные на страничке не засвечивал, писал о себе на аватарке загадочно – ГРБГ, и только наиболее доверенным френдам раскрывал суть аббревиатуры – Грешный Раб Божий Григорий.

В реальности Григорий жил малоинтересной жизнью обывателя, имел жену и трех детей, 6 дней работал на себя и своих ближних, седьмой день неукоснительно посвящал Богу – стоял на воскресной литургии в окружении своего семейства, и систематически причащался каждый пост. В повседневной жизни был немногословен и малообщителен, почитая празднословие основой многих грехов. Потому хранил уста и сам в гости ходил редко. У себя принимал лишь людей, тяготевших к духовному устроению.

Он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий

В свое время предлагали ему принять сан, но он отказался. Слишком уж велика ответственность. Так и остался мирянином при ходовой специальности. Зато соблазнов и искушений в разы меньше.

Было у него, успешного, достигшего в своем закройщицком деле вершины мужика, разменявшего шестой десяток, еще одно тайное развлечение. Григорий следил за священством на Фейсбуке, читал самые зажигательные посты, и особо заметным и обладающим большим числом подписчиков устраивал маленькие экзамены на смирение.

В свое время очень его впечатлили слова протоиерея Василия Ермакова:

«Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей.

Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что ‟умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого. И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот, смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?..

Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье.

Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...».

И стал Григорий методом тыка в самолюбие искать смиренных батюшек, аки жемчуг в навозе виртуальном. Для этого разработал специальную тактику, зело хитроумную.

Вот, скажем, написал один батюшка N пост, прекрасно составленный в литературном и богословском аспекте, кучу лайков собравший от френдов и подписчиков, а Гриша наш тут как тут. Пишет комент, 154-й по счету от начала:

– А вы, батюшка, сейчас тщеславитесь. Не так ли?

(Ибо невозможно сделать какое-то хорошее дело – и не испытывать при этом удовлетворения, которое будет лишено тени тщеславия.)

Около комента Григория тут же вырастает количество разъяренных смайликов почитателей батюшки. Самые ретивые пишут:

– Да как вы смеете?!!!!

– Следите за своими грехами!

– Не ваше дело указывать батюшке!!!

И в итоге сам автор поста пишет что-то вскользь, через надутую губу:

– Я вас сюда не звал. Не нравится, не читайте мои посты.

Чем вызывал бурю обнимающихся смайликов и восхищение словесное:

– Ах, батюшка, какое же у вас терпение и великодушие.

Григорий усмехался и отписывался от батюшки. Не прошел слуга Божий тест на смирение. Правильный ответ на уличение в тщеславии должен быть примерно таким:

– Спаси вас Господи. Грешен. Тщеславлюсь. Помолитесь, чтоб мне исправиться.

Григорий дальше лопатил Интернет в поисках чего-то интересного. И вел свою статистику.

Вот, например, из сегодняшнего улова.

Молодой иерей с голливудской внешностью запостил фотку своей семьи и под этим постом написал, на первый взгляд, совершенно безобидное:

– Живите церковной жизнью, и сохранит вас всех Господь в здравии телесном и душевном.

Гриша прошелся по восторженным коментам, а в конце все же подпортил общую идиллию одной строчкой:

– Телесное здравие преходяще. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39)! – И картинку с вырытой могилой присобачил.

Через 5 минут обнаружил себя забаненным. Спекся батюшка, не потерпел единственный здравый голос в хвалебном хоре твоих воздыхателей. А ведь как это страшно – общаться только с теми, кто смотрит тебе в рот, целует руки или ставит на автомате сердечки на Фейсбуке только оттого, что ты в сане. Очень легко потерять связь с реальностью и не обращать пристального внимания на свои душевные уродства. И Гриша как может, так и помогает им в этом деле. Но, увы, никто не ценит и не прислушивается.

Да, не те уже батюшки, не те

Да, не те уже батюшки, не те. А ведь сказано древними: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека». Нету стремления к этому самому поруганию, нету...

Григорий полистал ленту дальше. Подписан он на многих батюшек, но уже знает ход мыслей практически всех. Знает слабые места каждого. Этот на политике зациклен, тот – на масонах, следующий – антиваксер, причем с адептами противоположного мнения не церемонятся. Где тут о выработке смирения размышлять.

Тут принесли Григорию новые заготовки, и пришлось углубиться в работу. Руки уверенно орудовали рашпилем, обрезали сапожным ножом лишнее, сгибали, сшивали, и прочее, потребное ко времени и месту. Мысли крутились далеко. За это Григорий и любил свое дело, что от мыслей и молитвы не отвлекало.

Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других

В последнее время все его мысли занимала подготовка к вечности. И хотя здоровье никак не напоминало о себе, но каждый день может быть последним. И на этом фоне вся его фейсбучная деятельность по выработке смирения у других показалась Грише какой-то мышиной возней, отвлекающей от главного. Ведь в конечном итоге какое ему дело до того или иного батюшки и до их личных тараканов разной величины. Пусть сами думают над своим спасением. Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других, а спросят, что он сам не доделал или где, как, кого в искушение ввел.

И неожиданно само собой пришло решение. Закрыть свою Фейсбучную страничку и не тратить и без того севшее за последнее время зрение на чье-то несовершенство.

Григорий взял мобильник, еще раз с сожалением глянул на свой многолетний труд по сбору высказываний святых отцов и недрогнувшей рукой удалил аккаунт.

Мария Сараджишвили

10 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере» «Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере»
Иерей Владислав Береговой
«Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере» «Люди крещёные не живут верой – к ним надо идти и говорить о вере»
Иерей Владислав Береговой о православной миссии в сети
Священник-блогер приходит в дом и говорит человеку о Христе тогда, когда ему, этому человеку, удобно. В чем проблема всех нас, священников Русской Церкви? Мы говорим с людьми только тогда, когда удобно нам.
Главная «добродетель» виртуального века Главная «добродетель» виртуального века
Дмитрий Семеник
Главная «добродетель» виртуального века Главная «добродетель» виртуального века
Дмитрий Семеник
Что же ищем мы в общении с виртуальными членами нашей семьи – видеоблогерами? Современный человек в первую очередь ищет эмоции! И самую массовую аудиторию набирают не опытные специалисты, а сверхэмоциональные «молодые харизматики».
Бунт тщеславия Бунт тщеславия
Владимир Басенков
Бунт тщеславия Бунт тщеславия
Владимир Басенков
Насколько полезна такая открытость? В особенности если это касается сокровенных сфер христианской жизни?
Комментарии
Наталья М. 30 декабря 2022, 22:29
Спасибо!
Борис30 ноября 2021, 10:21
Еще мнение мирянина - Григорий счел себя лучше тех священников, возгордился, судил, осуждал, и имел в душе к ним недоброе расположение. Недоброе расположение к людям неполезно для души. Хорошо бы ему попросить в уме прощения у Бога, у всех этих священников и у другиз людей к которым недоброе расположение имел.
Елена12 ноября 2021, 21:00
Мария, браво !!!
Борис12 ноября 2021, 17:55
Дорогой Автор, лучше говорить - "антипрививочники", слово "антиваксеры" - худо для русского языка, и режет слух. Как батюшка на прововеди недавно говорил - добрые дела эти люди делают для презентабельности, для презентабельности. Хотелось подсказать - а может лучше сказать - для вида? Или напоказ? Нету ли в герои статьи - Григории самом некоторой гордости, ведь священники трудятся на ниве Божей, а он им судьей стал. И грех такой есть - осуждение священнослужителей. И когда Григория "забанили" за его слова, может и ему стоило сказать, как он батюшкам советует, - по грешным словам моим "забанили" меня и Слава Богу за вразумление.
Tatjana11 ноября 2021, 19:57
Абсолютно согласна с Вячеславом: и я люблю такие коротки рассказы, но по существу. Спасибо Мария за ваши рассказы,всегда их читаю.
Дмитрий11 ноября 2021, 14:07
Прочитал рассказ, и вспомнил про забытый листочек над моим столом, где я записал, во что превращаются добродетели без любви. Надо почаще перечитывать, а то со временем забывается...
Елена11 ноября 2021, 10:54
Спасибо Мария очень нравятся ваши рассказы!
Вячеслав11 ноября 2021, 05:28
Люблю такие коротки рассказы, но по существу. Спасибо Мария за ваши рассказы,всегда их читаю.
Мария Сараджишвили10 ноября 2021, 18:55
Спасибо всем за отзывы. Рада, что рассказы не оставляют равнодушными. Алла, у меня разные истории, можно вот тут еще посмотреть. https://pravlife.org/ru/author/6837 https://monastery.ru/authors/mariya-saradzhishvili/
Алла10 ноября 2021, 14:24
Спасибо большое, Мария, ну наконец-то мы читаем про сильного и успешного мужчину!)) Мне это резкое завязывание с Фейсбуком напомнило моего деда, который курил с подросткого возраста, а в 40 лет однажды сказал: "всё, я бросаю",выкинул пачку в мусорку и больше никогда в рот сигарету не взял. Христианином он не был, классический советский атеист (не воинствующий), но для меня является воплощением фразы: "Гвозди бы делать из этих людей".
Екатерина10 ноября 2021, 13:00
Прекрасный рассказ)) Благодарю!
Михаил10 ноября 2021, 12:51
Превосходно) спасибо за статью!
Elena10 ноября 2021, 12:22
Как я радуюсь, когда вижу новый рассказ Марии Сараджишвили.. Спасибо, очень актуально, как всегда
Елена О.10 ноября 2021, 12:16
Спасибо, Мария!
Елена10 ноября 2021, 11:36
Вот и молодец! Спасибо, Мария, за прекрасный рассказ. Всегда с нетерпением жду ваши новые публикации.
Ира10 ноября 2021, 01:17
Прекрасно! Спасибо, Мария!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×