«Знай себя – и будет с тебя»
Из записей прп. Андроника (Лукаша)
Заготовки для моделей наконец-то закончились. Григорий стряхнул обрезки кожзаменителя на пол, отодвинул инструменты в сторону, потянулся, распрямил затекшие от долгого сидения ноги и пошел заваривать себе кофе в минутке. Потом, медленно смакуя напиток, углубился в новости Фейсбука со своего мобильника. Там, в виртуальном мире, у Григория была своя страничка, на которой он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий. Если уж занимать эфир, то исключительно с душеполезной целью. Свои личные данные на страничке не засвечивал, писал о себе на аватарке загадочно – ГРБГ, и только наиболее доверенным френдам раскрывал суть аббревиатуры – Грешный Раб Божий Григорий.
В реальности Григорий жил малоинтересной жизнью обывателя, имел жену и трех детей, 6 дней работал на себя и своих ближних, седьмой день неукоснительно посвящал Богу – стоял на воскресной литургии в окружении своего семейства, и систематически причащался каждый пост. В повседневной жизни был немногословен и малообщителен, почитая празднословие основой многих грехов. Потому хранил уста и сам в гости ходил редко. У себя принимал лишь людей, тяготевших к духовному устроению.
Он постил исключительно высказывания святых отцов или поучительные истории из житий
В свое время предлагали ему принять сан, но он отказался. Слишком уж велика ответственность. Так и остался мирянином при ходовой специальности. Зато соблазнов и искушений в разы меньше.
Было у него, успешного, достигшего в своем закройщицком деле вершины мужика, разменявшего шестой десяток, еще одно тайное развлечение. Григорий следил за священством на Фейсбуке, читал самые зажигательные посты, и особо заметным и обладающим большим числом подписчиков устраивал маленькие экзамены на смирение.
В свое время очень его впечатлили слова протоиерея Василия Ермакова:
«Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее и подальше от центральных площадей.
Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что ‟умных” и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого. И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот, смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?..
Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье.
Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...».
И стал Григорий методом тыка в самолюбие искать смиренных батюшек, аки жемчуг в навозе виртуальном. Для этого разработал специальную тактику, зело хитроумную.
Вот, скажем, написал один батюшка N пост, прекрасно составленный в литературном и богословском аспекте, кучу лайков собравший от френдов и подписчиков, а Гриша наш тут как тут. Пишет комент, 154-й по счету от начала:
– А вы, батюшка, сейчас тщеславитесь. Не так ли?
(Ибо невозможно сделать какое-то хорошее дело – и не испытывать при этом удовлетворения, которое будет лишено тени тщеславия.)
Около комента Григория тут же вырастает количество разъяренных смайликов почитателей батюшки. Самые ретивые пишут:
– Да как вы смеете?!!!!
– Следите за своими грехами!
– Не ваше дело указывать батюшке!!!
И в итоге сам автор поста пишет что-то вскользь, через надутую губу:
– Я вас сюда не звал. Не нравится, не читайте мои посты.
Чем вызывал бурю обнимающихся смайликов и восхищение словесное:
– Ах, батюшка, какое же у вас терпение и великодушие.
Григорий усмехался и отписывался от батюшки. Не прошел слуга Божий тест на смирение. Правильный ответ на уличение в тщеславии должен быть примерно таким:
– Спаси вас Господи. Грешен. Тщеславлюсь. Помолитесь, чтоб мне исправиться.
Григорий дальше лопатил Интернет в поисках чего-то интересного. И вел свою статистику.
Вот, например, из сегодняшнего улова.
Молодой иерей с голливудской внешностью запостил фотку своей семьи и под этим постом написал, на первый взгляд, совершенно безобидное:
– Живите церковной жизнью, и сохранит вас всех Господь в здравии телесном и душевном.
Гриша прошелся по восторженным коментам, а в конце все же подпортил общую идиллию одной строчкой:
– Телесное здравие преходяще. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39)! – И картинку с вырытой могилой присобачил.
Через 5 минут обнаружил себя забаненным. Спекся батюшка, не потерпел единственный здравый голос в хвалебном хоре твоих воздыхателей. А ведь как это страшно – общаться только с теми, кто смотрит тебе в рот, целует руки или ставит на автомате сердечки на Фейсбуке только оттого, что ты в сане. Очень легко потерять связь с реальностью и не обращать пристального внимания на свои душевные уродства. И Гриша как может, так и помогает им в этом деле. Но, увы, никто не ценит и не прислушивается.
Да, не те уже батюшки, не те
Да, не те уже батюшки, не те. А ведь сказано древними: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека». Нету стремления к этому самому поруганию, нету...
Григорий полистал ленту дальше. Подписан он на многих батюшек, но уже знает ход мыслей практически всех. Знает слабые места каждого. Этот на политике зациклен, тот – на масонах, следующий – антиваксер, причем с адептами противоположного мнения не церемонятся. Где тут о выработке смирения размышлять.
Тут принесли Григорию новые заготовки, и пришлось углубиться в работу. Руки уверенно орудовали рашпилем, обрезали сапожным ножом лишнее, сгибали, сшивали, и прочее, потребное ко времени и месту. Мысли крутились далеко. За это Григорий и любил свое дело, что от мыслей и молитвы не отвлекало.
Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других
В последнее время все его мысли занимала подготовка к вечности. И хотя здоровье никак не напоминало о себе, но каждый день может быть последним. И на этом фоне вся его фейсбучная деятельность по выработке смирения у других показалась Грише какой-то мышиной возней, отвлекающей от главного. Ведь в конечном итоге какое ему дело до того или иного батюшки и до их личных тараканов разной величины. Пусть сами думают над своим спасением. Умри он, Гриша, завтра, никто его в Царстве Света и радости не спросит за действия других, а спросят, что он сам не доделал или где, как, кого в искушение ввел.
И неожиданно само собой пришло решение. Закрыть свою Фейсбучную страничку и не тратить и без того севшее за последнее время зрение на чье-то несовершенство.
Григорий взял мобильник, еще раз с сожалением глянул на свой многолетний труд по сбору высказываний святых отцов и недрогнувшей рукой удалил аккаунт.