Пучеж – маленький город на окраине области. До областного центра – 3 часа езды. Население 6000 человек, и с каждым годом цифра становится меньше. Остаются только пенсионеры, молодые уезжают. Отец Роман Никишин поступил наоборот – приехал. И строит храм на 1200 человек. Зачем?
Маленькая двухкомнатная квартира. В тесном коридоре играет сын отца Романа – собирает что-то из конструктора. В комнате справа играют его брат и сестра. Там стоит диван и два стола для учебы. Комната проходная – за ней спальня. Мы с батюшкой и его супругой сидим на кухне. Они рассказывают про переезд из Иванова.
– Перед моим назначением здесь за 50 дней умерло 3 священника. И никто ехать не хотел. Многие думали, что священников специально выживают, травят. Все, кому предложили служить в Пучеже, отказались. Тогда предложили мне. Я был простым иподиаконом – помогал в алтаре и заканчивал семинарию. И я сказал – как благословите. Мы здесь с 2011 года.
– И как вы отреагировали на такую перемену в жизни?
– Первое ощущение – радость. Такой восторг был, в ладоши хлопали! Матушка была больше всех рада. Потому что я очень уставал на своем послушании, мало бывал дома. Недостаточно помогал, хотя помощь была нужна – воду мы носили с колонки на улице. Когда мы переехали, нам квартирку подыскали, косметический ремонт там сделали, и… там был душ! Столько радости – душ! Мы небогато жили.
Отец Роман Никишин с матушкой и детьми
Матушка подхватывает:
– Когда он приехал от владыки, сказал: «В Пучеж нас отправляют, священником служить». Я говорю: «Ура, наконец-то!» Никто не понимал, почему мы такие «тугие». А поводы для радости были: во-первых, муж становился священником, появлялась самостоятельность, стабильность. Пучеж стал для нас избавлением.
Священник Роман Никишин:
– Перед переводом меня предупредили, что здесь нужно будет строить храм. По проекту он был просто огромный. Но я, когда увидел проект, был спокоен. Ничего не представлял и ничего не боялся, говорил: надо – сделаем. Были неспокойны люди, которые до этого занимались стройками.
Ближе к земле
После завтрака едем в деревню – она находится в паре километров от Пучежа. Там отец Роман строит дом, в который планирует вскоре перебраться с семьей. Мы проезжаем по узкой дороге вдоль поля – за ним Волга, но кажется, что море, потому что противоположного берега не видно.
Отец Роман рассказывает про дом:
– К нам в город на День города приехал сенатор и решил помочь с жильем. Он очень помог со стройкой дома, но это было только малой долей ресурсов, которые были нужны для стройки. Поэтому она затянулась, и сейчас хочется доделать хотя бы какие-то минимальные работы, чтобы переехать сюда. В квартире с детьми жить все сложнее.
Мы подъезжаем к строящемуся каркасному дому, его крыша покрыта брезентом. Перед домом – куча песка и щебня. Отец Роман приглашает меня в дом и проводит экскурсию. Он говорит, что денег на стройку не хватает – дорогое это дело.
– А на храм тогда откуда деньги?
– Первоначальная сумма была. Были сбережения, пожертвования от предыдущего настоятеля, и благодетели. Была значительная фиксированная сумма. На нее мы выкопали котлован и отлили фундамент за год.
– Но дом быстро строится, а храм уже 10 лет.
– Так он огромный. Денег море уходит! Их и так не хватает, много уходит на материалы, хотя за все деньги, которые мы туда вложили, могли бы уже несколько храмов построить.
За все деньги, которые мы туда вложили, могли бы уже несколько храмов построить
Небольших, «с иголочки». И весь народ бы там уместился, и это было бы гораздо больше, чем там, где я сейчас служу. Такой храм для отопления – как бездонная бочка. Затраты будут колоссальные в зимний период! Хотелось бы давно уже служить в нормальных условиях, в новом храме.
Отец Роман задумчиво смотрит в пространство комнаты. Я внутренне разделяю печаль священника и уже представляю, как на двух-трех улицах Пучежа стоят небольшие уютные храмы. «Зачем городу громадина?» – думаю я, но вслух этот вопрос решаю пока не задавать. Запланированные дела по дому сделаны, мы уезжаем.
Затопленный город
По пути в квартиру прошу отца Романа припарковаться где-нибудь в центре. Хочу посмотреть на город. Останавливаемся на центральной площади, у памятника Ленину. Строитель коммунизма смотрит вдаль – на улицу, ведущую в сторону Волги. Достаю свой старый фотоаппарат «Зоркий-4», который выпускали в 1960-х годах, и смотрю на город через его объектив – как бы глазами современника.
Старого Пучежа, который был основан в XVI веке, уже нет. Его затопило при строительстве Горьковской ГЭС, в 1955–1957 годах. Город построили на более возвышенном месте, куда успели перенести только часть деревянных зданий. В новом городе не было храмов, только в 1990-е годы под них переоборудовали два здания.
Задаю вопрос отцу Роману.
– Вы верите, что город может обновиться, зажить новой жизнью?
– Всегда поселения начинались со строительства храма. А вокруг него строили дома. Наш город вымирает: духовности никакой нет, храмов нет, священников нет. Люди спиваются. Здесь нужна некая встряска, толчок, что-то должно произойти, чтобы люди опомнились, приободрились, – что-то радостное и хорошее. Я думаю, что большой собор – это как раз то, что поможет.
Фотография города до затопления
Нужна некая встряска, что-то должно произойти, чтобы люди опомнились, приободрились, – что-то радостное и хорошее
Жители постоянно говорят о храме – кто-то положительно, кто-то отрицательно, кто-то равнодушно. Когда достроим – у храма начинается своя новая история, новая жизнь. По сути, это будет первый храм в новом Пучеже. Случится духовное рождение города. И люди придут… придут к Богу, придут в храм.
– А почему люди отрицательно отзываются? Что им не нравится?
– Они пишут в соцсетях – возмущаются. Некоторые говорят: пока не поздно, давайте сделаем боулинг из этого помещения. Говорят, что не то место выбрали в парке. До сих пор припоминают, что вырубили часть парка. А место было все заросшее, некошеное, под деревьями бутылки валялись. Там была танцплощадка, бетонная, с будкой, она не действовала уже много лет. А люди все вспоминают – где же теперь танцевать? Даже в прокуратуру писали. Когда делается дело Божие, находятся противники. В этой ситуации они тоже были и есть. Были противники постройки храма, были противники постройки храма именно в этом месте.
Швейный цех
Утро следующего дня, двухэтажное деревянное здание. Его бревна потемнели от времени. Отец Роман выходит из машины и направляется к решетчатому входу, на котором установлены кресты. На крыше дома купол. Это храм, в котором служит отец Роман.
К входу стекаются люди – каждую субботу в храме служат панихиду. Вслед за прихожанами захожу внутрь. Пока отец Роман облачается в алтаре, осматриваю помещение. Низкий потолок, стены, пол темного дерева, света мало. На стенах много икон. Правый дальний угол помещения занимает алтарь, левый при входе – церковная лавка. Люди столпились и пишут записки. Из-за маленького пространства довольно душно.
Отец Роман выходит из алтаря и подходит ко мне:
– Посмотрите вот на эту икону, – показывает на бумажный образ Блаженной Ксении Петербургской в скромной рамке, – видите?
– А что я должен увидеть?
– Ну, видите следы от масла? Икона мироточила, и вот эти тоже, – отец Роман показывает на образы Владимирская Божией Матери и святого Иоанна Предтечи в таком же скромном окладе. – А еще к нам привозили икону Царя Николая. И она у нас тоже начинала мироточить.
– А Венчания у вас проходят? Интересно, как это выглядит в таком помещении.
– У нас не венчаются принципиально – говорят о том, что за храм не считают. Кто-то говорит, что слишком жарко, кто-то говорит, что здание не похоже на храм. Здесь же раньше швейный цех был.
Панихида проходит размеренно, неспешно. Я хочу узнать у местных, как менялся город и жизнь верующих в нем до и после открытия ГЭС. Подхожу к одной из бабушек и знакомлюсь. Капитолина Николаевна рассказывает, что крестил ее святой Леонтий Михайловский, а родителей он венчал. На вопрос о новом храме Капитолина Николаевна говорит, что ждет его и молится, чтобы достроили и поскорее открыли:
– Мы крестные ходы ходили вокруг города. Ходили с подругой года три и молились, когда еще только-только освятили это место. Читали молитвы и акафисты – всем святым, Серафиму Саровскому, потом «Слава Богу за все».
Когда пошли в первый раз на крестный ход, поднялась настоящая буря. Пришлось прятаться
Когда пошли в первый раз на этот крестный ход, поднялась настоящая буря. Пришлось прятаться. Потом, когда по улицам шли, перед ними падали телеграфные столбы. Прямо электричество так вот – «шуу». Как сопротивлялся сатана, что это все началось!
Мы ходили вокруг всего города, по самым крайним улицам 40 дней. Самое быстрое время, за которое проходили, – 3 часа, а обычно – часов 5. Прятали иконку под курточкой, а в пакете непрозрачном была керосиновая лампа – как фонарь, лампада. И пока идешь, читаешь – кто что может. Кто – 150 «Богородиц», кто – 100 Иисусовых. И на 4 сторонах света, по крайним углам города, останавливались и читали молитву по соглашению. Поминали всех святых, в честь кого были храмы в городе и районе.
Я считаю, что никакой новый храм не большой. А как его построят, кто знает – может, молодежи будет ходить больше. Все ведь идет к тому, что молиться все будут. И молодежь будет бегать в храм. Я так всегда считаю. Придет это время. Все придут.
Капитолина Николаевна уходит по делам – они помогает с уборкой. Храм пустеет, и мы, наконец, едем смотреть строящийся собор.
Символ возрождения
Храмы таких размеров строят в Москве, где живут миллионы людей. Но здесь, в этом месте, строящийся собор выглядит просто невероятно. Площадь Академического района Юго-Запада Москвы сопоставима с площадью Пучежа, только в московском районе население 110 тысяч, а в Пучеже – 6.
Строящийся храм Успения Пресвятой Богородицы
Спрашиваю у отца Романа:
– Не страшно строить такой храм? Как вообще довести до конца такую стройку?!
– Страшно стало, когда мы отдали последние деньги. На второй или третий год строительства. Я стал думать – а как же дальше? Надо было платить зарплату рабочим, покупать материалы.
– И как разрешилась эта ситуация?
Я в руках никогда не держал миллион рублей, а должен был 1,5 или 2 миллиона
– Я отдал последние деньги и был как бы вообще не в теме – что? как? куда? Строители, деньги, миллионы… Я в руках никогда не держал миллион рублей, а должен был 1,5 или 2 миллиона. Мы работали в долг. Тогда приехали добрые люди из Нижнего Новгорода – они приезжали к нам раньше и помогали. Так вот, когда они проходили мимо своей машины, подозвали меня и отдали стопку денег. На эти деньги мы оплатили строительный год и покрыли долги. Даже на будущий год осталось.
– Но это первый случай. А дальше как?
– И дальше всегда какая-нибудь помощь была. Стройка хоть и медленно, но идет. До последнего, пока ты не смиришься, пока не скажешь сердцем: «Господи, все в твоих руках» и не доверишь Ему обстоятельства жизни, Бог не начнет ими управлять. Нужно пустить Бога в жизнь, а для этого нужно смириться и довериться Ему. Я не могу говорить, что Бог что-то точно пошлет, но точно знаю, что не оставит. Страх еще есть, но он не вгоняет в уныние. До сих пор непонятно, где деньги брать, но такого страха, как раньше, нет.
Нужно пустить Бога в жизнь, а для этого нужно смириться и довериться Ему
Мне все равно трудно представить такую масштабную стройку, но ответ отца Романа удовлетворяет. Я ему верю. Но вопрос остается, и я его задаю:
– Так все же – почему храм такой большой?
– Раз Господь попустил, значит, нужно. Это первое. А еще я нашел подтверждение тому, что так может происходить, в Евангелии. Апостол Фома постоянно опаздывал. Не было его первый раз, когда Христос явился ученикам. Не успел он и на погребение Божией Матери. Так попустил Господь – чтобы апостол задержался. Но когда Фома появлялся, то прославлял воскресшего Христа и Его Пречистую Матерь.
Это же все было промыслительно. Бог как бы специально медлит, выжидает, испытывает нашу веру. Дает нам время, ждет, когда будем готовы. Возможно, поэтому наш храм строится долго. Тем самым Господь испытывает нашу веру, научает нас терпению. Я так себе объясняю это. А еще я думаю, что чем дольше он строится, тем больше людям дается времени в этом поучаствовать, сделать доброе дело.
Отец Роман рассказывает, что со времени начала строительства храма многое поменялось – заменили разбитую дорогу к Пучежу, сделали ремонт в самом городе, обустроили набережную и пляж.
Собор Успения находится в парке, на высоком берегу Волги. Мы спускаемся к реке, на дне которой покоятся разрушенные храмы старого Пучежа.
Пучежский рыбак. Многие местные жители живут рыбным промыслом
– Знаете, что в Церкви главное? – Послушание. Любой человек должен быть послушен Богу в заповедях. «Кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 15). Заповеди – духовные законы, которые мы должны стремиться исполнять, то есть проявлять послушание Богу, Его воле. Вот мы и строим. В наше время люди в больших городах изнывают от страха болезней и эпидемий и стремятся в глубинку. Когда-нибудь они приедут и смогут молиться в новом соборе.