В Бельгии освящён храм во имя Иоанна Шанхайского – вспоминаем жизнь святого, служившего здесь.
23 октября в бельгийском городе Антверпене был освящён храм во имя Святого Иоанна Шанхайского (Максимовича). Освящение совершил архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон. Событие привлекло внимание общественности. На церемонии присутствовали представители различных Церквей, чиновники городской администрации, посол РФ в Бельгии А.А. Токовинин.
Специально для нового храма в России была написана икона святого, в которую вмонтировали частицу его мощей, привезённую из Сан-Франциско. Именно в этом городе в США святитель подвизался в последние годы своей жизни. Здесь, в кафедральном соборе в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», хранятся его мощи.
Как рассказал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, освящение храма уже несколько раз переносилось из-за пандемии коронавируса, но некоторое время назад решили, что дальше откладывать уже нельзя. По словам владыки, решение освятить храм во имя Святого Иоанна приняли сами верующие. Около года назад в епархии провели опрос, и абсолютное большинство поддержало идею освятить престол в честь Иоанна Шанхайского.
Здесь, в кафедральном соборе в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», хранятся его мощи
Выбор храмового святого не случаен. 70 лет назад в 1951-м году, владыка Иоанн был поставлен архиепископом Парижским и Западно-Европейским, а в 1952-м году – архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским. В том же году он стал настоятелем храма-памятника Святого Иова Многострадального в Брюсселе, где прослужил 12 лет. Имея официальную резиденцию в Версале, под Парижем, архиепископ часто ездил в Брюссель и служил в церкви Воскресения Христова или в храме-памятнике. Во время пребывания в Бельгии он жил в пристройке к храму Иова Многострадального, на втором этаже, под самой колокольней. В храме, на солее, до сих пор хранится посох владыки Иоанна, который выносят на середину храма в дни его памяти.
Хранитель памяти
Дмитрий Алексеевич Геринг, инженер-строитель, доктор богословия
Живой памятью о владыке Иоанне остаётся сегодня Дмитрий Алексеевич Геринг, прихожанин храма Иова Многострадального, инженер-строитель и доктор богословия. В детстве, которое пришлось на 1950-е годы, он, будучи алтарником, прислуживал архиепископу Иоанну, когда тот приезжал в Бельгию. Дмитрий Алексеевич рассказал нам о наиболее запомнившихся моментах из его общения с владыкой.
Храм-памятник Святого Иова Многострадального Когда архиепископ впервые приехал в Брюссель, то сразу обратил внимание на некоторые сокращения в службах. Сам он служил литургию полностью, без сокращений. Особенно служба затягивалась из-за того, что на Херувимской владыка поминал всех своих благодетелей и жертвователей. «Конечно, нам, мальчикам, было сложно выдерживать длинные службы, – вспоминает Дмитрий Алексеевич, – владыка хотел, чтобы прислужники уходили из церкви только тогда, когда он закончит потреблять Святые Дары. Не раньше».
На всенощной в храме Иова Многострадального, во время Шестопсалмия, владыка Иоанн отдыхал в кресле, стоявшем на солее. «Иногда было видно, что владыка немного клюёт носом. Но если кто-то что-то не так прочёл или неправильно поставил ударение, он сразу поднимал голову», – улыбается Дмитрий Алексеевич.
Он вспоминает о владыке Иоанне как об очень добром, гостеприимном человеке. «Мой отец был старостой храма-памятника. Владыка Иоанн был близок с ним и довольно часто бывал у нас дома. Иногда, когда у папы были какие-то вопросы, он приходил к владыке Иоанну и обсуждал их с ним. Владыка всегда говорил отцу: ‟Присядьте, покушайте”, хотя сам ел только раз в день».
«Он не играл в архиерея»
По словам Дмитрия Геринга, владыка всегда вел себя очень естественно, «не играл в архиерея». Не было в нем и «архиерейского величия».
Владыка часто ходил босиком или в сандалиях. Окружающим это не нравилось
Это был маленький, сгорбленный, некрасивый человек. Когда он служил – а делал он это, по возможности, каждый день, – то служил как священник, не по архиерейскому чину. На нём была фелонь, вместо омофора у него был белый шерстяной шарфик с крестами, вместо митры – шапочка с крестами. А когда владыка Иоанн говорил, его было трудно понять: он был косноязычен и смешивал русские и церковнославянские слова.
Отношение к архиепископу Иоанну было разное. Одни его глубоко уважали, другие не понимали его неопрятности, любви к длинным службам. Вспоминают, что владыка часто ходил босиком или в сандалиях. Окружающим это не нравилось. Многие люди, не знавшие владыку лично, даже называли его «Иоанном Грязным».
Подарок святого
Простым архиепископ Иоанн был не только в одежде, но и в обращении. Дмитрий Алексеевич вспоминает, что владыка никогда не забывал посылать ему и его брату поздравительные открытки на именины. Эти открытки Дмитрий Алексеевич хранит до сих пор. На них владыкой были очень аккуратно написаны слова поздравления и осторожно – так осторожно, что было видно, как тряслась рука – нарисован крест. Дмитрий Алексеевич и его брат, будучи тогда мальчиками, и сами писали архиепископу Иоанну. «Когда мы ему посылали открытку на Пасху, мы обращались к нему: ‟Дорогой Владыка...”, ничего больше, никаких ‟Высокопреосвященств”, и заканчивали ‟Любящие Вас...”. Вот как просто нас учили обращаться к архиерею», – рассказывает Геринг.
Дмитрий Алексеевич вспоминает, как ему, вместе с другими мальчиками-алтарниками, владыка Иоанн дарил подарки на Пасху: старший, Дмитрий Геринг, получал 5 долларов, его брат – 3 доллара, а остальные – по 2. Это были те самые деньги, которые архиепископ получал от жертвователей, за которых так долго и неустанно молился на Херувимской.
С иконой в набитом трамвае
Здесь, на территории храма-памятника, на втором этаже, жил во время своего пребывания в Бельгии владыка Иоанн
Временно проживая в Бельгии, архиепископ Иоанн часто посещал больницы, причём навещал не только собственных прихожан, но и других людей, о которых узнавал от кого-то. Дмитрий Алексеевич вспоминает, как, когда его брат лежал в больнице на Страстной неделе, владыка ходил его навещать. Его всегда пускали, в любое время. Святитель не пользовался машиной, у него не было водителя. Вместо этого архиепископ прямо в рясе садился в трамвай. «Представляете: в набитом трамвае старичок, немного странный для местных жителей, с иконой!» – рассказывает Дмитрий Алексеевич.
Этой иконой была Курско-Коренная икона Божией Матери. Когда владыка Иоанн путешествовал, например, из одной церкви в другую, он носил эту икону прямо на себе, в футляре через плечо, вспоминает Геринг. Икона Курско-Коренной Божией Матери, обретённая ещё в XIII веке, во время татаро-монгольского нашествия, в начале XX века стала покровительницей Русского Зарубежья. В 1920-м она была вывезена из России и с тех пор пребывала в Югославии, Западной Европе, а впоследствии и в США, где находится до сих пор. В молитве перед этой иконой, в Сиэтле, США, святитель Иоанн окончил свою земную жизнь.
Можно ли калоши вносить в алтарь?
Выше уже говорилось, что Дмитрий Геринг ещё мальчиком прислуживал владыке в алтаре, помогал ему облачаться. Он вспоминает, что облачать владыку Иоанна было сложно: тот был сгорбленным, и мальчики-алтарники часто путались. Однако, несмотря на их ошибки, архиепископ только слегка улыбался и показывал, как правильно делать. Он никогда не ругал мальчиков – как, впрочем, по словам Дмитрия Алексеевича, и никого другого.
По мнению Дмитрия Алексеевича, знавшего его лично, это лучшая фотография владыки Иоанна. Из личного архива настоятеля храма-памятника, отца Леонида Грилихеса У владыки Иоанна был большой чёрный деревянный посох, увенчанный набалдашником (именно этот посох можно увидеть на фотографии архиепископа). По воспоминаниям Дмитрия Геринга, алтарникам было очень интересно узнать, зачем нужен этот набалдашник. В ответ на расспросы архиепископ однажды пошутил: «Знаешь, это притягивается к голове мальчиков, как магнит».
Со знаменитым посохом владыки Иоанна связана и другая история. Дело в том, что по церковному уставу вносить посох в алтарь нельзя – это делает только Патриарх. Дмитрий Алексеевич рассказывает, как однажды, прислуживая архиепископу Иоанну, алтарники забыли об этом правиле и внесли посох в алтарь. Когда же владыка увидел это, он, опять же, не отругал мальчика, а только сказал: «А что, ты в следующий раз мои калоши тоже в алтарь внесёшь?»
Вспоминая владыку Иоанна, Дмитрий Алексеевич отмечает его благочестие, смирение и в то же время простоту и особый юмор – «юмор святого человека», как называет его наш собеседник.
Для Дмитрия Геринга владыка был и остаётся одним из самых необыкновенных и светлых людей, которых он встречал в своей жизни. На лучшей, по его мнению, фотографии архиепископа владыка улыбается.
Да, святого Иоанна Шанхайского помнят и любят за границей. На недавно прошедшем в Москве VII Всемирном Конгрессе соотечественников даже раздавались голоса с предложением сделать святого Иоанна Шанхайского покровителем всех людей Русского Зарубежья. Разделяет эту идею и архиепископ Симон. «Думаю, это хорошая инициатива, – говорит он. – Это объединит всех православных христиан, живущих в Западной Европе. Ещё живы люди, которые знали владыку и помнят его».