Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский по праву считается одним из главных молитвенников Русского Рассеяния. Нынешним летом Русская Зарубежная Церковь отмечает сразу две памятных даты, связанных с владыкой. В июне исполнилось 125 лет со дня его рождения, а 2 июля будет 55 лет со дня кончины.
Мне посчастливилось общаться с двумя русскими священниками из США. Отец Георгий Ларин знал владыку Иоанна еще по Шанхаю и может рассказывать о нем часами. Отец Серафим Ган родился уже после кончины святителя, но его семья, как оказалось, тесно с ним связана.
Интересно, что в обоих случаях разговор о владыке заходил словно невзначай: я обращался к батюшкам по совсем другим темам, но в ходе беседы речь каким-то образом заходила о святом Иоанне. Может быть, это совпадение, но сам владыка говорил, что в жизни случайностей не бывает.
Слева направо протоиереи Владимир Мальченко, Серафим Ган и Георгий Ларин с иконой святителя Иоанна, подаренной Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге в 2004 году
Протоиерей Георгий Ларин: «Я понял, почему владыка все время молился»
В день кончины владыка Иоанн приехал в Сиэтл вместе со своей любимой Курской-Коренной иконой Божией Матери. Одигитрия Русского Зарубежья находилась рядом с ним в последние минуты жизни владыки, который сначала отслужил литургию в Свято-Николаевском соборе и несколько часов молился в алтаре, а затем поднялся на второй этаж приходского дома.
Почетный настоятель Покровского собора в городе Наяк протоиерей Георгий Ларин знал владыку Иоанна еще по Шанхаю, получал от него письма в Австралии, а затем встречался с ним в США. Многие годы спустя он также, сопровождая Курскую икону, приехал в Сиэтл, где услышал от очевидцев историю кончины владыки, которая, по словам батюшки, многому его научила:
– Я никогда не забуду, как встретил двух человек, которые рассказали, что первыми вошли в комнату владыки, услышав, что тот упал. Курская икона лежала на столе, а владыка умер.
Его хотели положить на кровать, но два сильных взрослых человека не могли поднять тело
Его хотели положить на кровать, но два сильных взрослых человека не могли поднять тело. Потом они рассказывали мне, что их вдруг осенила мысль: владыка такой тяжелый потому, что грехи всего народа брал на себя. Тогда они сказали: «Владыка, прости нас», после чего без проблем взяли его и положили на диван – такой легкий он был.
Услышав эту историю, я многое понял. Раньше я думал – почему владыка все время молился? Мне казалось, он это делает потому, что молитва приносит ему большую радость. Но оказалось иначе.
Когда Христос появился на Иордане, святой Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Христос брал на себя грехи всего человечества и умирал за нас. И тогда меня осенило: Господи, как же я не понимал, что владыка подражал Самому Господу Иисусу Христу и брал на себя наши грехи, и потому молился так много.
Слева направо протоиерей Петр Холодный, протоиерей Серафим Ган и протоиерей Георгий Ларин со Святейшим Патриархом Алексием во время первого официального визита Митрополита Лавра в Россию в 2004 году
Протоиерей Серафим Ган: «Быть рукоположенным у мощей святителя Иоанна – и страшно, и утешительно»
Племянник отца Георгия Ларина, настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк), знать святого Иоанна не мог в силу возраста – он родился через 9 лет после кончины владыки. Однако в его судьбе есть моменты, удивительным образом связанные со святителем:
– Так получилось, что в 1995-м году архиепископ Антоний (Медведев) рукополагал меня в диаконы в Радосте-Скорбященском соборе в Сан-Франциско, где покоятся мощи святого Иоанна, в день его памяти – 2 июля. Я тогда как раз приехал после учебы в Свято-Троицкой семинарии на каникулы навестить родных.
Отец Ростислав Ган с супругой в Китае
Интересно, что в тот день в соборе за старшего священника служил отец Илия Вэнь, который вырос в нашей Православной Пекинской миссии и служил у владыки Иоанна. Он переехал в Сан-Франциско в 1957-м году.
После рукоположения отец Илия подошел ко мне и сказал:
«Я помню, как ваш предок владыка Ювеналий (Килин)[1] рукополагал в Китае вашего деда, протоиерея Ростислава Гана. Я служил на этом рукоположении».
Для меня это было очень памятно.
Владыка Иоанн, владыка Ювеналий и отец Ростислав были очень духовно близки друг другу. У них была духовная дружба, они говорили на многие церковно-исторические и святоотеческие темы. Мне рассказывали, что когда они служили вместе, было такое ощущение, будто вокруг возгораются духовные искры.
Их отношениям не помешало и то, что владыка Ювеналий после возвращения в СССР стал архиереем Московского Патриархата, а отец Ростислав, живя в Харбине, с 1945 по 1953 год был клириком РПЦ.
Когда отец Ростислав покинул Китай и приехал в Австралию как «московский» клирик, первую рекомендацию владыке Феодору, который был архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским в составе Зарубежной Церкви, дал святитель Иоанн.
Отец Ростислав Ган за год до кончины Бабушка рассказывала мне, что когда отец Ростислав уезжал из Шанхая, владыка Иоанн ей сказал:
«С его отъездом я теряю кусочек своего сердца».
Она тогда была молода, и это ее очень тронуло.
Кроме того, когда владыка Иоанн каким-то образом, несмотря на «железный занавес», узнал о кончине владыки Ювеналия, он писал, что молится о нем.
Всё это говорит о том, что разделение Церквей, которому поспособствовали политические обстоятельства, было искусственным. Мы все равно продолжали молиться друг о друге.
Наша семья очень ценит духовную связь с владыкой Иоанном. У нас сохранились письма, где он спрашивает про наших родных.
Я считаю владыку сильным и добрым покровителем русской эмиграции
Конечно, быть рукоположенным у мощей святителя Иоанна – страшно, но в то же время очень утешительно. С одной стороны, чувствуешь свое недостоинство, неподготовленность, немощь и беспомощность, но с другой – надеешься на молитвенное заступничество, на теплый омофор святителя Иоанна. Как и многие другие, я считаю владыку сильным и добрым покровителем русской эмиграции. Это видно по тропарю в его честь, где говорится, что его пастырская забота о пасомых – это своего рода прообраз молитвенного ходатайства у Престола Божия за наше Русское Зарубежье.
Владыке Иоанну была очень близка Русская Зарубежная Церковь, и я надеюсь, что он молитвенно заботится о каждом ее служителе.