«Лед и пламя» Рэя Брэдбери: «Мы можем жить вечно»

Есть такой удивительный текст в Постной Триоди: «Кто премудр убо приобрести за немногие дни вечность?». Мне кажется, что «Лед и пламя» Рэя Брэдбери – именно об этом.

«Лед и пламя». На первый взгляд перед нами обыкновенная научно-фантастическая повесть. Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Выбравшись из ракет, космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий страшные изменения в организме. Даже укрывшись в глубоких пещерах, люди продолжают меняться под воздействием окружающего их мира, их пульс учащается, ускоряется метаболизм, они стареют все быстрее и быстрее.

Рассказ Брэдбери незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче

В конце концов продолжительность жизни сокращается до 8 дней. Дети, рожденные в понедельник, к воскресенью превращаются в высохших стариков… И вот тут оказывается, что рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче.

«Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество – будто зарница. Возмужание – сон, зрелость – миф, старость – суровая быстротечная реальность, смерть – скорая неотвратимость».

Сильно, не правда ли? Но разве это только о фантастическом мире с чудовищной радиацией? Разве это не о падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, а оно беспощадно, скоротечно. Пусть нам дано не 8 дней, а 80 лет, 90, 100, но оглянется на прожитую жизнь столетний старик – и она покажется ему мгновением.

В рассказе Брэдбери прекрасно передано это ощущение скоротечности земной жизни, оно предельно заострено (кстати, обратите внимание, что в этот мир люди попадают в прямом смысле в результате падения).

Из вечности мы выпали во время, а оно беспощадно, скоротечно, как те самые 8 дней

Вот один из героев говорит, что есть способ продлить жизнь на целых три дня, «три долгих, славных дня». В ответ раздаются восторженные крики, ликование. Три дня.

А читателю сразу становится стыдно, потому что каждому из нас, слава Богу, уже было дано и, если Бог благословит, будет дано еще много-много таких славных дней (а разве день, Божий дар миру, каждому из живущих, может быть иным?).

Но разве они будут прожиты нами так, чтобы, как мечтал Достоевский, ни одна минута не была потрачена впустую? Кто из нас на самом деле умеет дорожить временем?

***

Но «Лед и пламя» хорош не только этим заостренным восприятием времени. В тексте с удивительной силой воплощена не только идея скоротечности земной жизни, но и мысль о возможности обретения вечности.

Через 10 тысяч дней после катастрофы в пещерах появляется на свет мальчик, которому дают имя «Сим». Конечно, неслучайно, ведь «Сим» – сокращенное от « Симон», то есть Петр. Иными словами, Сим – носитель веры.

Спасение Сим находит в корабле. Стоит вспомнить, что одним из древнейших символов Церкви и является корабль

На третий день жизни возмужавший Сим пробирается обратно к кораблю, веря, что там отыщет что-то, что поможет спастись от поджидающей его уже через 5 дней смерти. Он попадает внутрь – и происходит нечто для него невероятное, но вполне естественное. Обшивка корабля укрывает Сима от смертоносной радиации, от излучения чужого мира. Проходит день, другой, Сим уже должен был стать дряхлым стариком, но он остается прежним полным сил юношей и на десятый, и на двенадцатый день.

Итак, спасение Сим находит в корабле. Притча проступает все отчетливее, стоит лишь вспомнить, что одним из древнейших символов Церкви и является корабль. Церковь спасает от радиации разлитого в мире греха, возвращает первозданную природу человека, вводит в вечную жизнь.

***

И вот еще один крайне емкий эпизод: Сим находит календарь и показывает его своей спутнице, Лайт. «Он предназначен для измерения времени», – говорит потрясенный Сим.

Давайте на секунду представим, чем были для него, знавшего, что ему отпущено лишь 8 дней, листки календаря. Каким колоссальным богатством стали для него привычные для нас недели, месяцы, годы! Не замечаемое нами и ежедневно растрачиваемое богатство.

Как тут снова не вспомнить Достоевского! Помните, как он стоял на площади, ожидая смерти, и несметным богатством казались ему даже пять минут, и он клялся, что, если ему дана будет жизнь, он ни минуты больше не потратит впустую?

И снова охватывает горечь. Потому что, полагаю, позади у каждого из нас – огромное количество попусту потраченных дней. Только и остается, что вспомнить: идет Рождественский пост. Еще один дар, 40 дней до Вифлеемской пещеры.

А что если сделать это одной из задач на пост? Наполнить смыслом каждый из оставшихся до явления звезды дней? Ни один день не прожить вхолостую, в черновую, «просто так»? Потому что каждый – уникален.

Каждый – дан один раз.

Он не повторится.

***

И вот финал. Сим и Лайт возвращаются к пещерам и рассказывают остальным: есть спасение. Мы можем жить вечно!

Происходит потрясающая вещь: люди не желают уходить из пещер! Не желают променять гарантированные (более-менее) 8 дней на вечность

И тут происходит потрясающая вещь: люди не желают уходить из пещер! Не желают променять гарантированные (более-менее) 8 дней на вечность. Не хотят предпринять сложный путь к кораблю, боятся расстаться с обжитыми жилищами (разумеется, здесь в тексте вновь проступают очертания библейских историй, хотя бы тех же самых египетских котлов, которые оказались слаще жизни с Богом).

В конце концов Сим с горечью понимает: мало кто желает приобрести вечность… С ним уходят далеко не все.

***

Разумеется, текст Брэдбери – все-таки не притча в чистом виде. Много в тексте избыточных деталей, есть навязчивые повторы, местами излишне цветасты метафоры.

Вряд ли станешь многократно перечитывать его.

Но это и не нужно. Основное запомнится надолго. Может, навсегда.

«Жизнь пролетает стремительно».

«Мы можем жить вечно».

Кто убо премудр приобрести за немногие дни вечность?

Ольга Шишкина

13 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Икона»: православная антиутопия для подростков «Икона»: православная антиутопия для подростков
Мария Минаева
«Икона»: православная антиутопия для подростков «Икона»: православная антиутопия для подростков
Мария Минаева
Когда тебе 13–15 лет, когда вокруг много соблазнов и ты не всё можешь осмыслить, такие книги помогают понять суть христианства, верности Христу, подвига применительно к своей, обыденной жизни.
Страх и иллюзии Страх и иллюзии
Размышления о фильме «Интерстеллар»
Страх и иллюзии Страх и иллюзии
Размышления о фильме К. Нолана «Интерстеллар»
Александр Попов
Драматургию фильма направляет противоречие, укорененное в западном сознании: желание шагнуть за грань дозволенного Богом и страх потерять родное (семью, дом, себя самого).
Родом из Стругацких Родом из Стругацких
Виталий Каплан
Родом из Стругацких Родом из Стругацких
Виталий Каплан
Я не был лично знаком с Борисом Стругацким, общался изредка в деловых письмах — он входил в жюри литературной премии «Сигма», в которой я отвечал за подсчёт голосов. Но вот он умер, и внутри у меня сделалось как-то пусто. Будто из меня вынули кусок меня.
Комментарии
Ольга Шишкина25 декабря 2021, 14:44
СЕРГЕЮ. Здравствуйте, извините, что не ответила на Ваш вопрос раньше. Вот цитата из текста: "Шли недели. Поколение сменялось поколением в скалах, пока ученые и механики трудились над кораблем, постигая разные механизмы и их действие". Внутри корабля люди жили уже обычной жизнью, следовательно, когда говорится о том, что поколения по-прежнему сменялись ( в течение недель!) поколениями, речь идет ТОЛЬКО о тех, кто, увы, остался в скалах. Отсюда вывод, что да, с Симом ушли не все.
Сергей19 декабря 2021, 15:47
Я не совсем понимаю, где в рассказе "люди не желают уходить из пещер"? В тексте произведения Сима встречает его враг, который призывает убить Сима, но сам падает замертво, сражённый инсультом. Затем 200 человек идут с Симом к кораблю, из них половина гибнет на пути. Но я не вижу в тексте сопротивления призыву Сима идти туда, где можно продлить жизнь. Может быть, я невнимательно прочитал рассказ Брэдбери? Прошу О.Шишкину прояснить этот момент.
Юрий 19 декабря 2021, 10:03
Сказка- ложь,да в ней намёк...не был ли Адам безсмертен до грехопадения? Христос не новый ли Адам?следует нам возобновить Адамово естество в себе и...жить вечно,не исключено,чтоб и в теле.грех тлит не только душу,но и тело.святость безсмертит! Станем дерзать, братия и сестры,во Иисусе Христе! Ему же Слава во веки!
Эвели18 декабря 2021, 21:29
Спасибо. Не читала. Очень интересно. Сейчас то же самое, многие люди не хотят думать о вечности, о спасении души, желают выжить здесь и сейчас, и им не важно как они будут жить. Пусть под гнетом, без свободы, в рабстве, но только бы их пускали в рестораны, кафе и развлекательные заведения.
Наталья15 декабря 2021, 20:41
Прочитала повесть ,после Вашей статьи.Спасибо,очень впечатлила!
Диана 13 декабря 2021, 12:07
Это одно из самых любимых, пронзительных произведений. Рэя Брэдбери я могу читать каждый день и нахожу что-то новое. Есть сайт Брэдбери.РУ, там есть библиотека с рассказами, просто живая вода.
Екатерина13 декабря 2021, 10:45
Здорово! Спасибо за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×