Родом из Стругацких

Аркадий и Борис Стругацкие
Аркадий и Борис Стругацкие
Я не был лично знаком с Борисом Стругацким, общался изредка в деловых письмах — он входил в жюри литературной премии «Сигма», в которой я отвечал за подсчёт голосов. Но вот он умер, и внутри у меня сделалось как-то пусто. Будто из меня вынули кусок меня.

В юности Стругацкие были для меня всем. Впервые прочитав их в двенадцать, я, что называется, «запал» и охотился за каждой их вещью. Однажды, лет в семнадцать, горделиво заявил своему дяде, что заповедь «не сотвори себе кумира» ко мне никак уж не относится, что я на такое никогда не поведусь. «Правда? — усмехнулся он. — А как же Стругацкие?» Что-то я пробормотал, но крыть, по сути, было нечем.

Поэт в России, как известно, больше чем поэт, особенно в тоталитарные времена. Вот и Стругацкие на рубеже 70-80 годов прошлого века стали для меня больше, чем просто хорошими писателями, авторами захватывающих книг. То, о чем они писали, я воспринимал как своего рода пророчество, причем, замечу, не в стереотипном понимании этого слова, не как предсказания будущих событий, а в христианском — то есть как возвещение высшей, вневременной правды (кстати, в те годы о христианстве я имел представления более чем смутные). Ну или, говоря более привычным, школьным языком, это стало лучом света в тёмном царстве.

В книгах Стругацких я, подросток начала 80-х, увидел идеал человека — такой идеал, в который можно верить. Не абстрактный праведник, лишённый всяческих недостатков (а вместе с ними — и любых индивидуальных особенностей), не картонный розовощёкий строитель коммунизма — герой у Стругацких был живым, противоречивым, со своими тараканами, но его ценности были высокими, а главное, он жил и дышал в соответствии с этими ценностями. И так всё это было непохоже на душную, скучную и лживую обыденность, — и вместе с тем так потрясало глубокой внутренней правдой, — что открывало мне какие-то иные, высшие измерения жизни. Глядя из 2012 года в 1982, я прекрасно понимаю, что чувства, которые пробудили во мне книги Стругацких, были именно религиозными чувствами. Взыскание высшей правды, смысла мироздания... И когда чуть позже я познакомился с православными людьми и начал размышлять о вере — у меня это наложилось на фон, созданный книгами Стругацких.

Стругацкие, кстати, стали для меня заочными учителями и в литературном творчестве. Всё было очень просто — когда удавалось добыть на время какую-то их вещь, я перепечатывал её на пишущей машинке «Украина». Повесть среднего размера занимала примерно два-три месяца. И вот так, через пальцы, впитывал стилистику АБС, речевую манеру, образный ряд, поэтику текста. Ведь когда мы просто читаем, особенно в юности, то обычно проскакиваем мимо художественных моментов, нам интереснее узнать, что будет дальше. А тут я уже знал, что будет, и появлялась возможность вдумываться и в то, что сказано, и, главное, в то, как сказано. Разумеется, это повлияло и на мою собственную прозу. Не в том смысле, что я стал подражать их манере, но моя собственная манера формировалась ведь не из пустоты, а из того, чем я жил, что я читал, что отстукивали мои пальцы на раздолбанных клавишах машинки.

Когда я стал постарше, уже в студенческие годы — начал замечать и другие мотивы в книгах Стругацких, не социальные уже, а философские. Мучительно думал о мироздании после «За миллиард лет до конца света», пытался понять, как такое возможно, чтобы слепые, безличные законы природы проявлялись как нечто осмысленное, обладающее волей. То есть — открыл для себя понятие телеологии. А по «Улитке на склоне» мне даже периодически снились сны, зачастую страшные. Тема прогресса, который может при этом оказаться нравственным регрессом, была мне вполне понятна, но вот ограниченное человеческое познание перед лицом чего-то бесконечного и принципиально непознаваемого... это жгло и мучило, заставляло вновь и вновь возвращаться к этим мыслям. Ну и, конечно, Странники... фактически, это у АБС они стали синонимом сверхъестественного, и главной тайной для меня было е столько происхождение Странников, сколько, скажем так, этическая ориентация. А ведь проблема важнейшая: если мы признаём, что существуют какие-то потусторонние, сверхъестественные вещи, то как нам к ним относиться, как воспринимать? В привычных координатах добра и зла (как, например, Рудольф Сикорски в «Жуке в муравейнике», видящий в Странниках именно силу зла), или надо эти координаты менять? Проще говоря — нужен ли нам недобрый Бог? Или Бог, чьи представления о добре абсолютно не совпадают с нашими?

Понятно, что не только Стругацкие наводили меня на такие размышления, и по мере взросления я находил какие-то свои ответы. Влияние Стругацких уменьшалось, в чём-то я с ними принципиально расходился, в чём-то они казались мне недостаточно решительными (например, в отношении к коммунистической идее, в которой они даже в перестроечные годы вовсе не разочаровались — точнее, разочаровались в методах, но не в исходных целях).

Потом, когда я крестился и начал стремительно воцерковляться, то увидел и более серьёзные точки расхождения. Не в том даже дело, что Стругацкие были атеистами (да и вообще, в отношении к религии — очень советскими людьми). Дело в том, что я осознал невозможность их идеала, невозможность мира Полудня. Ведь человеческая природа повреждена в результате грехопадения прародителей, и это повреждение присутствует в ней изначально. Поэтому как ни улучшай общественное устройство, а доброго человечества не получишь. Максимум — будут добрые люди, причём не в большинстве. Стругацкие же, как и вообще все поколение шестидесятников, похоже, считали, что всё зло в человеке от внешних причин: социальных, культурных, медицинских. Отсюда их вера в Теорию Воспитания — совершенно несостоятельную с христианской точки зрения. Конечно, не стоит упрощать картину — например, «Град обречённый» в этот онтологический оптимизм не особо вписывается, не говоря уже о романе Бориса Стругацкого (под псевдонимом С. Витицкий) «Бессильные мира сего». Но в целом их взгляд на человека, как я сейчас читаю, был слишком романтическим и вообще навеянным духом эпохи Просвещения. Духом, который кто-то метко охарактеризовал так: «жизнерадостное упрощение всего и вся и проистекающий из этого беспочвенный оптимизм».

Отдельная больная тема, которую обойти никак нельзя — поздний роман «Отягощённые злом, или сорок лет спустя» (1988 год), единственный роман АБС с явной религиозной проблематикой, причём это именно проблематика, а не антураж (как, допустим, в «Трудно быть богом»). Роман обругали уже все, кому ни лень, и мне не хочется плескать своё ведёрко дёгтя. Да, действительно, с христианством тут ничего общего нет, действительно, можно воспринять этот роман как кощунство — хотя, по-моему, никакое это не сознательное кощунство, а просто попытка поиграть в свою игру на чужом поле, попытка, вполне постмодернистская по своей сути. О чувствах верующих людей Аркадий с Борисом вряд ли думали, потому что вокруг видели только атеистов или агностиков, а евангельские образы и сюжеты воспринимали исключительно как общекультурную составляющую человечества, которую вполне можно использовать в качестве сырья. А со стороны, конечно, смотрится очень неприятно, и это единственная вещь Стругацких, которую меня не тянет перечитывать.

Но как бы я ни критиковал те или иные взгляды АБС, как бы ни полемизировал с ними в собственных произведениях, а факт остаётся фактом: я родом из Стругацких. Не было бы их — не было бы и меня. Меня такого, каков я есть. Может быть, я не стал бы православным христианином, и, скорее всего, не стал бы писателем. Был бы какой-то совсем другой человек с тем же именем. Причём не думаю, что он был бы лучше.

И вот братьев Стругацких уже нет. Но книги-то остались, их по-прежнему читают, причём не только мы, рождённые в СССР, но и молодёжь. А значит, ниточка не порвалась, и современному подростку, загружающему на букридер «Трудно быть богом» или «Волны гасят ветер», эти книги точно так же разбередят душу. Почва будет вспахана, а вот что вырастет — это вопрос уже другой.

Но на невспаханной почве вырастают только сорняки.

Виталий Каплан

Источник: Фома.Ru

23 ноября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Достоевский в Японии: Стукнуться о «Бесов» Достоевский в Японии: Стукнуться о «Бесов»
Людмила Сараскина
В январе прошлого года я была приглашена в Японию в Токийский государственный университет иностранных языков. Ректор университета, профессор Икуо Камеяма, — известный в Японии переводчик Достоевского. Мы с ним были знакомы прежде, и он написал мне: только что в Японии вышел новый, его собственный перевод романа Достоевского «Бесы»; в связи с этим гуманитарной общественности Токио очень хотелось бы поговорить с русским специалистом.
Честное слово Честное слово
Протоиерей Андрей Ткачев
Если Церковь просто «дана», то данное надо просто защищать. Как Брестскую крепость, сколь героическую, столь и обреченную. Спорить тут не о чем. Но если Церковь не только дана, но и задана, то спорить есть о чем.
Читайте Хаксли! Часть 2 Читайте Хаксли! Часть 2
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Нам хотелось показать спланированность, рукотворность того, что многие до сих пор считают спонтанным, само собой происшедшим, и то, что «архитекторов перестройки мира» было совсем немного. В сущности это была маленькая кучка людей. Да, они работали на тех, у кого были (и сейчас есть) деньги и власть. Но это всего лишь люди, а вовсе не «объективные, неумолимые процессы», как пытаются нас убедить. А раз так, то сопротивление этому «новому порядку» отнюдь не бесполезно.
Читайте Хаксли! Часть 1 Читайте Хаксли! Часть 1
Татьяна Шишова, Ирина Медведева
Хаксли вовсе не обличитель идеи «прекрасного нового мира», а один из его главных проектантов и пропагандистов. Мы перечитали его роман, а поскольку нам известно довольно много и о контроле над рождаемостью в разных странах, и о школьном секс-просвете, и о новых технологиях обработки массового сознания, и о других глобализационных процессах, мы увидели, что многое из того, что автор насочинял в далекие 30-е годы XX века, уже сбылось.
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2
Свящ. Павел Гумеров
Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Ч. 2 Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Часть 2
Священник Павел Гумеров
Хорошо нам, таким православным и воцерковленным, сегодня рассуждать о том, правильно ли пел о Боге и вере Высоцкий или нет. Как умел, так и пел. Слава Богу, что хоть так.
Комментарии
Дмитрий 17 января 2019, 02:04
Стругацкие - не просто атеисты, это борцы со всем русским, и с православной верой тоже. Косвенно, намеками, они не раз в своих произведениях обливали и Россию, и нашу историю грязью, патриотизм клеймили чуть ли не фашизмом... Какая вера может быть из такого семени?
Nino Chikobava10 июля 2015, 13:01
Из "невспаханной почвы" может родиться вера, если брошено зерно и сама почва благодатная.
Из зерна "Трудно быть Богом", в особенности диалога Руматы с Будахом, проросли мои первые вопросы. И были без ответа, пока не пошла на поиски в церковь.
А почву создает...наверное семья, традиции
Василий Н. 5 июля 2014, 02:27
Уважаемый Виталий Каплан! Спасибо большое за вашу статью и не слушайте таких, как Сергий.
Василий20 сентября 2013, 14:29

Сергию.

Сергий, простите, пожалуйста, за такой вопрос, но скажите, пожалуйста, прямо. Для Вас весь еврейский народ - это сборище негодяев?
И кто такие для Вас "жидовствующие"? Все, кто выступает против пещерного антисемитизма? Или кто?
"Не создавайте кумиров из евреев"... А из остальных, значит, можно?
А Христос, будучи Сыном Божиим, в земной жизни был евреем, и с этим ничего не поделаешь.
А Богородица, а апостолы кто?

Что же касается творчества Стругацких - полностью согласен с автором статьи.
Сергей14 января 2013, 05:20
[01/04/2008] Тамара спрашивает:
О.Рафаил, благославите! Как относиться к
творчеству (фильмам) А.Тарковского,
например "Солярис", имеет ли его
творчество отношение к течению
штайнеризма?
[01/04/2008] Архимандрит Рафаил (Карелин)
отвечает:
Тамара! Кинофильмы я не смотрю, но
сама по себе фантастика – это область
духовной лжи, которая вводит человека в
несуществующий мир. Помоги, Господи.
Сайт Архимандрита Рафаила (Карелина).
Александр Владимирович27 ноября 2012, 12:28
Неисповедимы пути Господни. Вот и Стругацкие смогли привести Вас к вере...
Захотелось только напомнить Вам, откуда они вышли - братья Стругацкие. Откуда вышли мы с Вами. Именно из той самой эпохи, из "...душной, скучной и лживой обыденности...".
Что это за странная эпоха была, родившая нас - таких умных, "пушистых и хороших"? родившая Стругацких? Айтматовых? Данелий? Гамзатовых? И многих многих других, с которыми мы вместе дышали и думали. Думали. Учились. Верили в справедливость. Худо бедно добивались ее победы. Добились даже победы справедливости в жесточайшей войне... Мы - потомки тех, жертвою (часто кровавою) которых все-таки построили некое общество. Далеко не рай земной! Но на которое оглядывалось все потерянное человечество, тянувшее лямку хлеба насущного. Общество, сумевшее в конечном счете более-менее накормить, вылечить, обеспечить более-менее справедливую жизнь, ориентированную все-таки на человека труда.
Стругацкие - люди точные. От науки. Практика нашей жизни была для них критерием истинности их веры. Веры в возможность жизнь устроить по правде, что ли... И они - правы. Они жили в нашем выстраданном обществе и тянули Человека вверх. Вместе со многими-многими другими. Что и было главной задачей тогдашнего нашего общества.
Вот почему мы "пушистые", а Стругацкие - БЫЛИ...
С уважением, Арутюнян А.В.
Сергий26 ноября 2012, 20:11
Сан Санычу:
"Причем тут "два еврея"? Одного еврея некоторые вот тоже "за фантазии" распяли и до сих считают, что были правы."

Сан Саныч, Ваши суждения очень схожи с познеровскими.
Познер, Господа нашего, тоже евреем называл. (интервью с Дмитрием Смирновым. Вы поставили Стругацких на один уровень с Богом, отсюда следует, что Вы по духу либо иудей, либо еврей атеист. Такие мысли характерны для жидовствующих.

"Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим."
Христос не еврей. Он Сын Божий. Говорит о национальности Христа может только не христианин.
Пушкин, Гоголь, Достоевский и другие писатели русского духа, одновременно и достояние всего человечества.
Не создавайте кумиров из евреев. Это ведет к крови и гонениям на православие. (Примеры Маркс, Ленин, Троцкий)
В отношении "многомерности" Стругацких, прочтите для сравнения Умберто Эко, в плане фантастики Р.Стивенсона (Странная история доктора Джекила и мистера Хайда),Лема,Уэллса. Стругацкие - блеклая тень настоящей литературы. Лучшая логика и стиль в творениях Ионна Златоуста. А если хотите прочитать Слово Жизни Вечной, откройте Евангелие.
Анна26 ноября 2012, 15:26
"Почва будет вспахана, а вот что вырастет — это вопрос уже другой. Но на невспаханной почве вырастают только сорняки."
каждый раз, когда я читаю Стругацких я ощущаю боль... боль неравнодушных людей за человека. за этого несчастного, человека, мечущегося и раздираемого страстями и невидящего выхода. мне казалось, что (как и сами Стругацкие писали в "Диких лебедях" "...сроду писатели не врчевал никаких ран. Больная совесть просто болит...") авторы видят человеческое унижение - и страдают от невозможности ему помочь. они пытались найти спопоб как возвысить человека - но ведь без Бога это невозможно... просто они это не знали... или не хотели знать, ведь они как и все люди слабы - гордыня, тщеславие.... несомненно Господь наградил их талантом.... смогли ли они им правильно воспользоваться... не нам судить... я часто вижу какими удивительными путями люди приходят к Господу... если кто-то придет, прочитав Стругацких - это прекрасно... то что побуждает нас думать(точнее задуматься) - дает нам шанс найти истину... найти Господа...

Нина С.Р.26 ноября 2012, 12:55
Присоединяюсь к мнению, высказанному автором статьи. Я тоже в 70-е годы прошлого века была "фанаткой" Стругацких, они "вспахали" мою душу... Потом я пришла к Православию. Стругацкие для меня - пройденный этап, но я им благодарна за всё...
Алексей25 ноября 2012, 05:16
Насчет писанины - "нудна и неинтересна"- вопрос очень спорный. Есть романы и повести довольно слабые (честно говоря, было ощущение, что им надо было быстрей закончить, чтобы аванс оправдать и деньги с издательства получить), а есть очень даже неплохие. Ну, скажем так, интересные, особенно с точки зрения "Совка", откуда все мы родом (кому, по крайней мере, за 40). Кроме того, предвидения из их "Обитаемого острова" сегодня,увы, полностью реализованы - психотронное облучение населения ведется: и америк. HAARP, и нашими разработками (особенно, в период выборов), которые, кстати, появились раньше американских, и более того, нами им подаренными в "перестройку"...
Хотя к Православию их романы, конечно, не вели. Но, все равно, упокой, Господь, души и одного, и другого...(пусть даже иудеев или даже атеистов)! Будем милосердны, и помолимся о них...
Артем24 ноября 2012, 21:14
Я как Русский человек,заявляю, что "Сталкер"замечательный фильм!
СанСаныч24 ноября 2012, 18:29
Сергию
1) "Писанина Стругацких" увлекательна и многомерна.Это к теме однозначности и категоричности оценки.
2) Дух ее человеческий. Это шире русскости или "еврейскости". Вы же не считаете, что, например, Шекспир - это только для англичан?
3)Как соотносится авторский текст и фильм, снятый по его мотивам - это отдельный вопрос, ответ (чаще всего) на который колеблется от "никак" до "весьма отдаленно".
4) Причем тут "два еврея"? Одного еврея некоторые вот тоже "за фантазии" распяли и до сих считают, что были правы.
5) У Стругацких и нет претензии на истину в последней инстанции ,они побуждали думать над тем, над чем в обыденной жизни никто не думает. За это им и спасибо!
Геннадий - либерал24 ноября 2012, 13:43
Виталий.
Меня смутили пара Ваших откровений:
1. "Стругацкие считали, что всё зло в человеке от внешних причин: социальных, культурных, медицинских. Отсюда их вера в Теорию Воспитания — совершенно несостоятельную с христианской точки зрения". Лично я считаю, что Стругацкие абсолютно правы в своих выводах, более того "теория воспитания" - совершенно состоятельная, и именно с христианской точки зрения: Вся Библия это воспитание человека Богом (разными способами), Евангелие особо воспитательная книга, все послания Апостолов (с этого ракурса трактовки) в своем роде методический материал для воспитания истинных христиан. Что касательно "внешнего зла" - но и здесь Вы зря спорите с очевидностью - Бог творит человека в утробе матери, разве Он вкладывает что-то "внутренне злое" в младенца? Значит рожденный человек в принципе чистый праведник. Наследии греха первых людей, это вопрос о наследии потенциальной порочности - способности выбрать злое, но злое все равно - "внешний фактор".
2. "Может быть, я не стал бы православным христианином", т.е. не Бог Вас избрал и призвал, а некий писатель-атеист? Вам не кажется, что это умозаключение не согласуется с Евангелием?
Сергий24 ноября 2012, 12:02
Писанина Стругацких нудна и неинтересна. Не русского духа.
К христианству точно не ведёт. Я помню как люди уходили с фильма Сталкер в восьмидесятых. Пустующий зал кинотеатра. Много шума из ничего.Фантазия двух евреев ничего не дающая для души.
Василий23 ноября 2012, 21:57
Царствие Небесное Борису Стругацкому!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×