Протоиерей Глеб Каледа В Зачатьевском монастыре Москвы состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня рождения протоиерея Глеба Каледы и грядущей в начале следующего года такой же даты со дня рождения его супруги матушки Лидии (в постриге монахини Георгии), дочери священномученика Владимира Амбарцумова.
Это дети мученика (будущий отец Глеб был духовным сыном священномученика Владимира), которые сами всю жизнь были исповедниками. Юный Глеб не только застал самый пик гонений на Церковь, но и сам с раннего детства безбоязненно помогал арестованным священникам, их семьям, которые голодали, зачастую не знали, где приютиться. Пятеро его духовников были умучены богоборческой властью. Трое из них, чьи имена известны, прославлены Церковью в лике священномучеников. Глеб Александрович Каледа прошел всю войну, уйдя на нее в год выпуска из школы. Стал известным ученым, доктором наук, главой большого семейства, воспитав священников, врача, матушек. 18 лет был тайным священником. В последние годы жизни вышел на открытое служение и успел сделать многое, а на отдельных стезях даже оказался первопроходцем, оставив своим последователям четкие ориентировки.
Об основных вехах жизненного пути отца Глеба и его верной спутницы матушки Лидии рассказывает их сын Василий Глебович Каледа.
Происхождение
Папа отца Глеба – Александр Васильевич Каледа (1891–1958) Наши родители были практически ровесниками. Отец Глеб родился 2 декабря 1921 года, мама, Лидия Владимировна (в постриге – монахиня Георгия), появилась на свет чуть позже – 4 февраля 1922 года. Они вместе прожили 43 года, а знакомы были с детского возраста, то есть более 60 лет.
Папа отца Глеба – Александр Васильевич Каледа – происходил из крестьян Слуцкого уезда Минской области Белоруссии. Мама отца Глеба – Александра Романовна – принадлежала к древнему дворянскому роду Сульменевых, представители которого уже в XVI веке служили русским царям и относились к дворянам рязанской губернии. Она умерла очень рано (†1932) от скарлатины, когда папе было всего лет 11. Родственные связи соединяют Сульменевых со многими известными дворянскими фамилиями.
Мама отца Глеба – Александра Романовна (в девичестве Сульменева; 1895–1933) Наша мама Лидия Владимировна, урожденная Амбарцумова, была дочерью священномученика Владимира, пресвитера московского, отец которого был армянином, а мать – немкой. В аттестате об образовании он записан как Вольдемар Амбарцумович. Амбарцумовы родом из города Шемахи, что располагается на территории нынешнего Азербайджана – тогда в Бакинской губернии. Его мама (в девичестве Кноблох) происходила из немецкой лютеранской колонии Сарепта (это окраина современного Волгограда). Владимир Амбарцумов в студенческие годы перешел из лютеранства в баптизм, а потом, в 1926 году, – в Православие. Мамина мама – Валентина Алексеевна Алексеева – принадлежала к известному купеческом роду, один из представителей которого был московским главой.
Событие, столь многое определившее, в том числе и в жизни потомков
Папа матушки Лидии – отец Владимир Амбарцумов. 1927 год В 1927 году Владимир Амбарцумов был посвящен в сан священника. Его рукоположил епископ Глазовский Виктор (Островидов), ныне причисленный к лику святых. Хиротония состоялась в городе Глазове, там дедушка был приписан сначала как диакон, потом как священник к одному из храмов, а через несколько дней получил отпускную грамоту и приехал в Москву.
В столице он сначала служил в храме святого князя Владимира в Старых Садех на Ивановской горке напротив Иоанновского монастыря. В течение нескольких лет он был внештатным священником в этом храме до его закрытия. С 1930 года дедушка служил в храме святителя Николая в Соломенной Сторожке.
В начале 1930-х годов семьи Калед и Амбарцумовых сблизились. Папа стал духовным сыном отца Владимира. Тогда же произошло знакомство наших родителей, то есть когда они были еще детьми. Мама помнила первый приезд семьи Калед к ним в Сергиев Посад, где они тогда жили. Тогда она или её старший брат Евгений сказали: «Как хорошо бы нам всегда жить с Каледами». Эти слова оказались пророческими. Начиная с того времени папа начал дружить с сыном отца Владимира – Евгением (будущим протоиереем Евгением, настоятелем Троицкого и Князь-Владимирского собора в Ленинграде; †1969).
Сирота – по приговору тройки
Одно из клейм житийной иконы священномученика Владимира Амбарцумова, где изображены его дети: Евгений (в будущем протоиерей) и Лидия (в будущем супруга священника, а после его кончины – монахиня) 5 сентября 1937 года отец Владимир Амбарцумов был арестован. При аресте присутствовали дети, так что, когда потом уже писали икону, на одном из клейм изобразили и нашу маму, и она, прикладываясь к иконе отца, могла видеть на ней еще и себя ребенком.
Дедушку приговорили к высшей мере наказания как «тайного попа», «за участие в религиозном движении» и «за антигосударственную деятельность». Заседание тройки состоялось 3 ноября, а 5 ноября он был расстрелян на Бутовском полигоне. В его личном деле из НКВД мы нашли такую своего рода «квитанцию» о том, что приговор приведен в исполнение.
Фотография из личного дела священника Владимира Амбарцумова
В этот день, 5 ноября 1937 года, наша мама окончательно осиротела: ее мама умерла еще раньше, в 1923 году, от отравления. Потом маму воспитывала ее крестная. Есть воспоминания о том, что тогда мама, будучи подростком лет 15-ти, приходила из школы, делала домашнее задание, а потом забивалась в угол у печки и плакала.
Серийная «квитанция» о приведении во исполнение расстрельного приговора на Бутовском полигоне
Важно, что он рядом
Официально дедушка был приговорен к 10 годам заключения без права переписки. Мама регулярно ходила в приемную НКВД по адресу Кузнецкий мост, 3, которая находилась рядом с Лубянской площадью, и обращалась с просьбой дать информацию об ее отце…
Как она описывала, это было очень тяжело, прошение надо было подавать в какое-то окошко, там человек, не поднимая на нее глаз, каждый раз отвечал одно и то же:
– Осужден на 10 лет без права переписки в особые лагеря.
На улице всегда ее ждал Глеб. Они вместе шли по центру Москвы, и для нее в эти трудные минуты было большой поддержкой то, что он рядом.
Война
Солдат Глеб Каледа Наступила война, 1941 год. Папа в связи со смертью своей матери в одном из классов начальной школы оставался на второй год и окончил школу в 1941-м… Выпускной вечер отпраздновали 20 июня, 22-го собирались ехать к одному из одноклассников на дачу отмечать окончание школы… Но поездка по известной всем причине не состоялась. В августе 1941 года папа был призван в армию.
Прошел всю войну, и чудо – что остался жив. Практически все, кого призвали на фронт в 1941-м, были убиты в первые годы войны. Папа с ноября 1941 года до мая 1945-го был в действующей армии, прошел через Волхов, Сталинград, Курск, Кенигсберг. Награжден двумя орденами и несколькими медалями, среди которых медаль «За отвагу», которая давалась за личное мужество.
Письма на фронт и с фронта. Переписка Глеба и Лиды
Он служил радистом в дивизионе гвардейских минометов – «катюш». Радисты были особой категорией солдат, за которыми охотились снайперы и немецкие летчики, так как через них шло управлением боем. Папа вспоминал случай, когда он сидел на холме с радиостанцией, немецкий бомбардировщик развернулся и сбросил прямо на него две бомбы. Как опытный солдат папа не шевельнулся. Летчик был неопытный и не рассчитал траекторию падения бомб – их унесло в сторону.
Отважный радист
Папа нам особо много не рассказывал о войне, только разве что какие-то отдельные яркие моменты, которыми можно было поделиться. Но когда мы получили военные документы из архивов, читать их было очень сложно. Вот, допустим, представление к ордену Отечественной войны II степени в 1944 году:
«5 августа 1944 года противник крупными силами пехоты при поддержке самоходных орудий предпринял контратаку. В результате сильного артобстрела противником НП (наблюдательного пункта) дивизиона вышла из строя рация. Связь с ОП (огневой позицией) была прервана. Тов. Каледа, невзирая на пулеметный и артиллерийский огонь противника, быстро исправил рацию. Благодаря его мужеству и умению связь была восстановлена и передана команда на открытие огня. В результате залпа было подбито одно самоходное орудие и рассеяна рота пехоты противника. Контратака была успешно отбита.
Из военных документов: «Тов. Каледа двое суток подряд не отходил от своей рации, невзирая на сильный огонь»
В р-не Суленцин-Сток противник неоднократно переходил в контратаки. Создавшаяся обстановка требовала беспрерывной работы рации на НП. Тов. Каледа двое суток подряд не отходил от своей рации, невзирая на сильный огонь. Отважный радист передавал сведения о противнике и команды на открытие огня. Благодаря его мужеству, умению и самоотверженной работе связь с НП и ОП была беспрерывной и залпы по контратакующему противнику давались своевременно. За обеспечение бесперебойной радиосвязи, способствующей выполнению боевых заданий, гвардии красноармеец Каледа удостоен награждения орденом Отечественной войны II степени».
«Пробрался через расположение противника…»
Чуть позже, в следующем году, папа был представлен к награждению орденом Красного знамени. Это одна из самых высоких наград Советского союза. В представлении к награждению читаем:
«15 января в Польше (в районе Шлясы-Злотки) Каледа под ожесточенным обстрелом противника, рискуя жизнью, добрался с рацией на НП, передал на ОП координаты минометной батареи. Огнем дивизиона указанная минометная батарея была накрыта, путь нашей пехоте был расчищен. 26.1.45 г. В районе Эвервах наша пехота встретила огневое сопротивление противника. Товарищ Каледа, находясь на НП под автоматным огнем противника, установил точно координаты, где находится в засаде группа автоматчиков противника, передал их по рации на ОП. Огнем одной установки группа противника была уничтожена. 27.1.45 г. в р-не Дойтшендорф, когда противник ночью перешел в контрнаступление, тов. Каледа находился на НП, под автоматическим огнем противника передал по рации боевую команду для стрельбы прямой наводкой по поднявшейся в атаку роте пехоты противника. При создавшейся угрозе захвата рации противником, когда НП был отрезан от дивизиона, тов. Каледа пробрался через расположение противника, доставил рацию в полной исправности в распоряжение дивизиона».
Откуда у христиан «ощущение своей защищенности»?
В военных письмах папы интересна оценка происходящего на фронте с точки зрения православного воина
В течение всей войны наши родители активно переписывались. Писем сохранилось много: где-то по два в месяц они друг другу отправляли. В папиных письмах интересна оценка происходящего на фронте не только с точки зрения солдата, способного анализировать происходящие события, но и с точки зрения именно православного воина.
В одном из писем 1944 года папа пишет:
«Мы Его последователи… Нам надо отдать себя Его воле – и только. Что нам опасность? Разве наш дом здесь? Разве не мы поем: “Не убоимся ужасов в ночи, стрелы летящей днем”… О, как это все справедливо! На войне личным опытом все это постигнуто. У меня есть глубокое убеждение, что для меня лично не нужны ровики, ибо то, что будет со мной, совершенно не зависит от них. Оно очень глубоко и прочно… Разве нет у нас Сильнейшей защиты? … Все дело в том, что я обладаю ощущением своей защищенности…»
Вскоре после дня Победы мама получила из Германии открытку. На ней весна, улица, цветущие фруктовые деревья. И написано:
«Лидочка, с миром! Окончание войны совпало с Красной Горкой, словно Он восстал, чтобы сказать: “Мир вам!”»
«Лидочка, с миром! Окончание войны совпало с Красной Горкой, словно Он восстал, чтобы сказать: “Мир вам!” Это совпадение как-то очень… Ты понимаешь меня, ибо вероятно переживаешь то же. Радуйтесь празднику Неба и празднику Родины. Пусть будет весна – весною. Целую, твой брат Глеб. 9 мая 1945 года».
Жизнь продолжается
В годы войны мама окончила Московский педагогический институт, факультет естествознания. После демобилизации папы летом 1945 года для него встал вопрос о поиске духовника. Евгения Павловна, жена его отца, познакомила его с архимандритом Гурием (Егоровым), наместником открывшейся тогда Троице-Сергиевой лавры. Владыка взял над ним духовное руководство, но сразу же предупредил:
– У меня есть духовный сын – отец Иоанн (Вендланд), он тоже геолог, вот вы, геологи, между собой и разбирайтесь.
С того момента эти два геолога между собою и «разбирались».
Доказано кровью
Московский геолого-разведочный институт, 1945–1958
После войны папа поступил в Московский геолого-разведочный институт (МГРИ). В дальнейшем он окончил там аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, а затем работал преподавателем на кафедре петрографии осадочных пород.
Когда папа еще учился в институте, он обращал на себя внимание тем, что, будучи участником войны и отличником, не являлся комсомольцем. Был интересный эпизод, когда комсорг курса решил было с папой «идеологически поработать»:
– А что это Каледа у нас почему-то не комсомолец? Нужно бы разобраться с его отношением к советской власти, – заявил он папе публично. (А про этого комсорга было известно, что он в годы войны специально искал бронь, чтобы не служить в армии).
Папа ему также при всех и ответил:
– Мое отношение к советской власти доказано кровью на полях войны, а вот твоё отношение к советской власти нужно еще проверить.
Тот оробел:
– Тише-тише! Что ты говоришь…
«Незамужняя жена»
Глеб и Лида. Конец 1930-х годов
В конце 1950 года папа написал письмо отцу Иоанну (Вендланду), где ставил вопрос о дальнейших путях своей жизни.
«…Если спросишь: “Благословите мне жениться на Лиде?”, – отвечу: “Да”», – писал отец Иоанн. И далее: «Тебя тянет пойти на церковное служение в некотором далеком будущем. Дай Бог! Лида этому не помешает. Не бойся охватившего Тебя увлечения наукой. Это благородное увлечение. Дай Бог тебе иметь крупный успех в науке, как следует потрудиться в ней!»
1 июня 1951 года. День венчания
Родители венчались 1 июня 1951 года в храме Илии Обыденного, прихожанами которого являлись. Венчал их отец Александр Толгский. Зарегистрировали брак они ранее – еще 5 апреля. Папа над мамой по этому поводу иронизировал, называя ее «незамужняя жена». После того как родители обвенчались, у них была трехдневная поездка в Сергиев Посад, где папа умудрялся еще и позаниматься дипломом. После этого они поехали в Среднюю Азию в геологическую экспедицию. Папа был руководителем геологической партии, мама – коллектором. По дороге в экспедицию они заехали в Ташкент к владыке Гурию (Егорову), который стал епископом Ташкентским и Средне-Азиатским, и к отцу Иоанну (Венланду).
Отец Иоанн (Вендланд). Начало его письма. 16 января 1951 года
В 1958 году папе пришлось покинуть МГРИ, так как встал вопрос о том, что на их кафедре оказалось очень много беспартийных, и кафедру необходимо срочно «укреплять в идеологическом плане». Папа устроился работать во Всесоюзный научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ), где трудился до конца своей научной деятельности.
Домашняя церковь
В конце 1971 года папа восстановил знакомство с владыкой Иоанном (Вендландом), который вернулся из-за рубежа и стал митрополитом Ярославским и Ростовским.
С митрополитом Иоанном (Вендландом)
Вскоре владыка попросил папу нарисовать план квартиры, и, когда понял, что в ней есть комната, изолированная от соседей, и в ней можно устроить домашнюю церковь, предложил принять сан. Был также поставлен вопрос: «Как к этому отнесется Лида?». Папа приехал домой, мама дала добро, и 12 февраля 1972 года папа был рукоположен в сан диакона, а 19 марта того же года – в сан пресвитера.
Экспонаты в музее Новомучеников и исповедников Российских в ПСТГУ: мольберт, служивший в домашней церкви отца Глеба Каледы престолом, фужеры – дискосом и Чашей
В папином домашнем кабинете была устроена домашняя церковь. Вдоль левой стены кабинета стоял стеллаж с книжными полками, сделанный из ДСП. Книжные полки закрывались дверцами, а в крайней секции стеллажа в виде буквы «г» около окна был «красный угол». При необходимости все дверцы можно было закрыть. Так что, когда приезжали папины сотрудники, никто из них не мог и догадаться, что в кабинете есть иконы, а тем более – домашняя церковь. Престолом служил мольберт (в настоящее время он представлен в музее Новомучеников и исповедников Российских в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете), в качестве Чаши и дискоса использовались стеклянные фужеры – их также взяли в экспозицию.
Глеб Александрович и Лидия Владимировна с детьми. 1964 год
Одна из важнейших папиных книг так и называется – «Домашняя церковь». Изначально эти очерки писались как наставления нашему брату – ныне протоиерею – Иоанну и его супруге, папиной духовной дочери Ирине, когда они решили пожениться. В дальнейшем папа стал работать по этой теме и объединил эти очерки в отдельную папку. После папиной смерти эти очерки печатались отдельными главами в журнале «Альфа и Омега», а в 1998 году вышло первое издание этой книги. В дальнейшем она многократно переиздавалась, была переведена на французский, румынский, сербский языки. Последнее подарочное издание вышло только что в издательстве Московской Патриархии и посвящено 100-летию со дня рождения отца Глеба и монахини Георгии. Чтобы отредактировать этот труд, очень много потрудилась в свое время Марина Андреевна Журинская (†2013), главный редактор журнала «Альфа и Омега».
«Беспартийные доктора наук не нужны»
Глеб Александрович Каледа Папа продолжал работать во ВНИГНИ, но, как он сам отмечал, после того как он стал священником, на работе стало что-то происходить. В 1970 году он не успел к 100-летию Ленина доработать и защитить докторскую диссертацию. Он всегда ко всему подходил очень ответственно. Апробация была назначена на 1973 год, но диссертацию к защите не пропустили. Все случилось неожиданно, и для папы это был психологический удар. Я читал протокол того заседания, и для меня очевидно, что некоторые из сотрудников выступали с этической точки зрения некорректно. В дальнейшем повторная апробация постоянно откладывалась. В стране изменилась политическая ситуация, подогреваемая диссидентским движением. Стали известны слова директора: «Мне беспартийные доктора наук не нужны».
Вскоре во ВНИГНИ устроили реорганизацию, в результате которой папа, как и другие беспартийные руководители отделов, вдруг все стали заведовать уже только лишь секторами, – то есть их всех разом понизили в статусе. Папа защитил докторскую диссертацию только в 1980 году. Голосование было единогласным. Это был триумф крупного, уважаемого ученого.
Научная апологетика
Постулировалось, что наука якобы доказала: Бога нет. Эти псевдоутверждения папа опровергал в своих работах
Начиная с 1960-х годов, папа занимался научной апологетикой. В то время очень актуальной была проблема соотношения Библии и науки. Постулировалось, что наука якобы доказала: Бога нет. Эти псевдоутверждения папа опровергал.
Он написал работу о «Шестодневе» – «Библия и наука о сотворении мира (опыт естественно-научного толкования первой главы книги Бытия)», которая в течение длительно времени тиражировалась в «самиздате». Владыка Иоанн (Вендланд) признавал ее лучшей из того, что по данному вопросу было написано в то время.
Папа как ученый всегда интересовался еще и Туринской плащаницей. Им было написано несколько статей о проблеме радиоуглеродной датировки плащаницы, одна из которых была издана нами в виде отдельной брошюры вскоре после его смерти.
Открытое священническое служение
Выход на открытое священническое служение
В 1990 году папа по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вышел на открытое священническое служение. Начинал он служить в храме Илии Обыденного, прихожанами которого являлась вся наша семья. Когда он впервые пришел туда в рясе с крестом, для большинства это было потрясением. Уважаемый всеми староста Виктор Иванович Горячев остолбенел и встретил вопросом: «Вы что нарядились?!».
В дальнейшем служил в храмах преподобного Сергия Радонежского в Крапивенском переулке и в Высоко-Петровском монастыре. У него была большая паства, преимущественного из интеллигенции, в том числе некоторые из тех, кто давно окормлялся у него, когда он еще был тайным священником.
Отец Глеб принимал активное участие в создании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института. Был первым ректором катехизаторских курсов, преобразованных позднее в институт, сейчас ставший уже университетом. В 1991 году папа стал заведующим сектора катехизации и просвещения Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского Патриархата. Он принимал активное участие в создании воскресных школ, в организации первых Рождественских чтений.
Отец Глеб был первым из священников, кто начал регулярно ходить в тюрьму и систематически работать с заключенными
Отец Глеб был первым из священников, кто начал регулярно ходить в тюрьму и систематически работать с заключенными. Потом он написал об этом свои записки тюремного священника «Остановитесь на путях ваших…», которые стали настольной книгой для пастырей, окормляющих заключенных. Вскоре после того как он начал ходить в Бутырку, он добился, чтобы ему выделили помещение под храм, что при переполненности тюрем было достаточно сложной задачей. Но папа смог всех убедить. Позднее он, возрождавший некогда существовавший при Бутырской тюрьме храм Покрова Божией Матери, был назначен его настоятелем.
Перекличка в вечности
Матушка Лидия. Прощание с отцом Глебом
Отец Глеб отошел ко Господу 1 ноября 1994 года. Наша мама была первой, кто еще за полгода до его смерти поняла, что он смертельно болен. Прощаясь с папой, она надела свою венчальную фату, повязав ее как шаль. После его смерти мама начала работу над воспоминаниями и, слава Богу, успела их завершить.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был канонизирован наш дедушка – священномученик Владимир Амбарцумов.
Постриг матушки Лидии. 5 декабря 2008 года
5 декабря 2008 года в день кончины Святейшего Алексия II мама была пострижена в монашество с именем Георгия в честь преподобноисповедника Георгия (Лаврова), на коленях которого она сидела в детстве. Постриг был совершен в Зачатьевской обители Москвы. Тогда еще архимандрит, а ныне епископ Алексий (Поликарпов), совершая постриг, сказал удивительные слова новопостриженной и ее младшей дочери – настоятельнице монастыря матушке Иулиании:
– Теперь мама стала дочкой, а дочка – мамой.
Мама была пострижена с именем Георгия в честь преподобноисповедника Георгия (Лаврова), на коленях которого она сидела в детстве
Мама еще до пострига, будучи Лидией, всегда мечтала дожить до своих именин (4 апреля), чтобы они совпали с Пасхой. Однажды такое уже было в ее молодости, а потом ей ее друг Андрей Утешев высчитал, что это должно повториться в бесконечно далеком, как тогда казалось, 2010 году. И мама ждала. В назначенный год это совпадение действительно повторилось, мама до него дожила. Есть даже фотографии того дня.
И в том же году 11 июня мама преставилась ко Господу. Отпевали ее в приделе священномученика Владимира Свято-Духовского храма Зачатьевского монастыря – перед иконой ее отца, на одном из клейм которой она и сама изображена.
На Ваганьковском кладбище есть теперь две могилы с одинаковыми крестами, на одной написано: «Христос Воскресе!», а на другой – «Воистину Воскресе!». Это могилы отца Глеба и монахини Георгии.