Для русских, живущих в США, колядки на православное Рождество – больше, чем традиция. Это возможность приобщиться к русской культуре и истории, поддержать свои русские корни. В какой-то степени это и связь времен, ведь чаще всего колядуют дети. Многие из них никогда не были на Родине предков, и приходят они к старичкам, которые, всю жизнь проведя на чужбине, сохранили русскую веру и остались русскими по духу.
А главное, колядки – это возможность поделиться радостью праздника.
Мы приносим людям немного радости
Наверное, мне повезло. В Вашингтоне, где я живу 15 лет, существует одна из крупнейших в США русских скаутских дружин, названная в честь старинного русского города Путивль. Возможно, по российским меркам несколько десятков человек – немного, но в Русской Америке, где мир порой действительно бывает тесен, это не так уж и мало. Уже в течение нескольких поколений здесь родители через скаутское движение прививают детям любовь к России, учат их русской истории, знакомят с Православием и культурой. И в том числе – с колядками, а также с традициями милосердия.
Когда мой сын стал скаутом, мне тоже довелось приобщиться к скаутским традициям, и я почувствовал, с какой любовью и бережностью старшие передают их младшим. И колядование – одна из любимейших таких традиций.
Как ни странно, для себя я открыл ее во многом благодаря… коронавирусу. Прежде просто привозил ребенка к нашему православному храму, откуда «дежурные» родители-добровольцы развозили ребят по нескольким адресам в округе, где они пели колядки ветеранам. В прошлом же году из-за пандемии было решено, что все едут на своих машинах: поскольку сын очень хотел поучаствовать в празднике, то я взял на себя «послушание» водителя, чему теперь очень рад.
Поскольку сын хотел поучаствовать в празднике, то я взял на себя «послушание» водителя, чему теперь очень рад
В этот раз история повторилась: скауты приехали к основательнице нашей дружины Лидии Герич, которая создала «Путивль» в 1962-м году. Надо было видеть, с каким подъемом они исполняли «Ночь тиха», «Бубенцы» и «В лесу родилась елочка», и как по-детски изумленно воскликнули «вау», услышав от Лидии Петровны: «Мне 101 год. Пожалуйста, молитесь, чтобы мне дожить до 102-го дня рождения».
Герич, между прочим, лишь несколько лет назад отошла от активного участия в жизни дружины и перестала ездить в летние скаутские лагеря. «В свое время мне говорили, что скаутская дружина не продержится долго, но она существует уже 60 лет, и я считаю, что это чудо», – рассказала мне она.
Начальник «Путивля» Николай Бобошко рассказал мне, что для русских скаутов в США колядки важны как традиция.
«В России это всегда было частью Рождества. Наши предки собирались вместе, пели, радовались, и мы в Америке стараемся делать то же самое, – сказал он. – Когда я был ребенком и жил в Нью-Йорке, такие поездки у нас обычно занимали целый день, обычно мы посещали 10–12 человек. К сожалению, сейчас адресов для поездок становится меньше, но мы все равно стараемся приезжать к тем людям, которые нас ждут, чтобы радовать их».
Штаб-инструктор «Путивля» Наталья Ренир тоже вспомнила, как в детстве в Нью-Йорке ездила с другими детьми колядовать, и это порой растягивалось на несколько вечеров.
«На мой взгляд, русским православным, живущим в США, важно сохранять колядки и другие рождественские традиции, поскольку они связывают нас с праздником гораздо шире, чем только с Церковью, – считает она. – Ведь смысл праздника заключается в том, что мы приносим немного радости другим людям. Обычно мы ездим колядовать к престарелым людям, у которых, может быть, нет возможности ездить в церковь, и таким образом делимся с ними Рождеством. В сущности, это продолжение той службы, которая проводится в храме».
Смысл праздника заключается в том, что мы приносим немного радости другим людям
По ее словам, детям это помогает понять, что праздник не ограничивается только богослужением 7 января, и его можно устраивать за пределами храма.
«Конечно, дети сейчас стали другими, но они всегда рады участвовать возможности колядовать. Например, мои сын и дочь всегда ездят с удовольствием, – делится Наталья. – Это позволяет нам поддерживать свои русские корни даже на чужбине. А кроме того, таким образом ребята учатся праздновать Рождество и дарить радость другим. В моей любимой колядке ‟Ночь тиха” есть слова, где ангелы поют и славят Христа. Когда мы вместе исполняем ее, я думаю: может, дети и не вникают в смысл этих слов, но все-таки они прославляют Бога тем, что идут и приносят радость другим людям».
Колядки рассказывают нам о значении Рождества для русских
Впрочем, в разных общинах схожие традиции поддерживаются по-своему. Например, настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клиф близ Нью-Йорка протоиерей Серафим Ган рассказал, что у них история колядования ведется с 1960-х годов. Ее вдохновителем стал отец Митрофан Зноско-Боровский, будущий владыка Митрофан, который служил в этом храме несколько десятилетий и, по всей вероятности, перенес этот опыт на американскую землю из Марокко.
«В эти святые дни мы обычно посещаем с вестью о Живом Боге, который стал Живым Человеком, дома одиноких, больных, пожилых людей, различные церковные и общественные учреждения», – поделился батюшка.
По его словам, это имеет огромное воспитательное значение для детей.
«Вы бы посмотрели, как нас принимают эти люди, на их глаза. Для них это большое утешение, радость, поддержка, – отмечает батюшка. – Очень важно, чтобы дети смотрели таким людям в глаза: это трогает их сердца, они начинают многое видеть, понимать».
Он уверен, что пение как таковое, в том числе и колядок, имеет огромное воспитательное значение для детей, ведь там сказано очень многое и о самом празднике, и о его значении для русского народа, и о том, как он отмечался в старину и какое к нему было отношение.
«На мой взгляд, для детей очень полезно помнить, что в эти святые дни важно не только собирать деньги на какие-то добрые дела, но и посещать людей, утешать их, поздравлять», – уверен отец Серафим.
Сам настоятель вместе с протодиаконом отцом Евгением Каллауром тоже составляет компанию колядующим. Обычно сначала они служат краткий Рождественский молебен, после чего уже наступает время концерта, поздравлений и угощения. Как правило, адресаты, к которым приходит детвора, делают пожертвования на различные благие дела. Бывало, таким образом собирались средства в помощь русским монастырям во Святой Земле, на принадлежащую Русской Зарубежной Церкви школу в пригороде Иерусалима Вифании или на роспись собственного храма.
Обычно колядование в Си-Клифе продолжается несколько дней. Если православное Рождество выпадает на будни, то ребята собираются после школы и ездят по вечерам, а потом для них устраивается совместный ужин, где они уже просто общаются друг с другом. Отец Серафим придает этому очень большое значение, поскольку, по его словам, подобные встречи детей и молодежи позволяют вместе отмечать не только Рождество, но и Пасху, Масленицу, другие праздники, сохраняя тем самым свою русскую идентичность.
Наша вера, язык, культура и праздники остаются с нами на всю жизнь
«Наши дети как будто живут в двух мирах: с одной стороны, ходят в американскую школу, но, с другой, у них есть церковные друзья, которые им ближе по духу, – говорит он. – Ведь на Западе мало кто отмечает великие праздники так, как это делают русские православные верующие. Эти красивые и назидательные традиции обогащают и объединяют нас, поэтому ребята чувствуют, что их русские православные друзья ближе, они лучше понимают друг друга, а наша вера, язык, культура и праздники остаются с нами на всю жизнь».
Американские врачи в больницах становятся свидетелями русского Рождества
Пока не было пандемии, юные прихожане храма в Си-Клифе посещали и тех, кто на праздник оказался в больнице. Сначала священник служил молебен, а потом уж следовали колядки.
«Это доставляет людям большую радость, они церковно приобщаются к празднованию Рождества Христова, – говорит отец Серафим. – Кроме того, во время таких визитов я вижу, что врачи и медсестры очень тронуты подобным отношением к больным, ведь в дни празднования западного Рождества они ничего подобного не видят».
По его словам, это своего рода миссионерство, поскольку рядовые американцы тоже становятся свидетелями русского празднования Рождества Христова, задают очень много вопросов, с удивлением узнают о Православии и о русских традициях.
Случалось, что во время таких посещений отец Серафим причащал болящих. Он уверен, что в этом есть польза не только для этих людей, но и для детей, которые видят подобные вещи и чувствуют их важность.
«Один молодой человек, который помогал нам, даже сказал мне как-то раз: ‟Когда я увидел глаза этих больных людей, как они встретили детей, как пение колядок подействовало на них, то почувствовал, словно совершил паломничество и посетил великие святыни”», – вспоминает отец Серафим.