Протоиерей Георгий Глазунов Сегодня, на память преподобного Георгия Хозевита, отмечает именины, а заодно и 80-летие со дня рождения митрофорный протоиерей Георгий Глазунов, вот уже полвека как бессменный настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка, что в Рязанской митрополии.
Именно отец Георгий обретал почти уже 50 лет назад мощи тогда еще непрославленного святителя Феофана Затворника, какое-то время святыня находилась в Троице-Сергиевой лавре, а после еще 14 лет пребывала в храме у батюшки, пока не был по соседству восстановлен Вышенский монастырь.
Многие из современных христиан в вере наставлены словом Вышенского затворника, иные из высокой духовной жизни подвижников так себя и называют: «Я – феофановец». Так что за эти годы в Эммануиловке перебывала почти вся православная Россия, и это всегда радость соприкоснуться с этим благословенным местечком, название которого так и переводится: С нами Бог.
Вера через преодоление себя прививается
– Отец Георгий, с высоты пройденных лет, как видится: для чего жизнь человеку дана?
– Любить. Сам дар жизни и ее Дародателя – Бога, любить Его Церковь святую, и стремиться спасать свою душу. Для того-то нам Господь и даровал эту жизнь, чтобы мы ею распорядились ко спасению. Христос пришел на землю нас спасти. Это надо постоянно иметь в виду.
– Как спасать свою душу?
– Подвигами, молитвами, трудом созидательным, благотворительностью, любовью к Богу и, конечно, любовью к ближним. Это основные заповеди, данные нам Господом для того, чтобы каждому, исполняя их, спасти свою душу.
Жизнь быстро пролетает. Порою мы отвлекаемся, – земля нас притягивает, – но надо центром своей жизни иметь Бога. Главное – стремление к Нему, а остальное всё приложится.
Надо центром своей жизни иметь Бога. Главное – стремление к Нему, а остальное всё приложится
– На практике как этого добиваться? Одно дело, если человек с детства в вере воспитан, а если нет… Вот, он воцерковляется, и ему еще только как-то надо осознать Бога центром всей своей жизни, научиться жить соответственно.
– Сейчас наша молодежь очень сильно увлекается телефонами, Интернетом. Мы-то воспитывались с детства в Церкви, родители были сильно верующие, дедушки-бабушки – у тех вообще вера как кремень. Они нам с пеленок веру и прививали, учили молитвам. С малых лет в храм водили. У нас, например, в мои детские годы на всю округу только в Шацке церковь открыта оставалась. А это 20 км пешком идти. И вот, мы с дедушкой в метель, в пургу, в мороз, в дождь и в слякоть одевались и шли. Идем-молимся. И так вера через это преодоление себя и прививалась.
– Не хочется идти на службу, а ты идешь, – с-подвигаешь себя. Это вы с подвига начали ответ про то, как спасать свою душу.
– Да, но молодежь сейчас к этому совсем не расположена. Им бы только в телефон уставиться, в телевизор, а это же всё пассивное времяпрепровождение.
Отец Георгий Глазунов в храме Преподобного Сергия в Эммануиловке
Не обольщайтесь
– Когда кинематограф, предтечу нынешнего телевидения и мультимедиа, изобрели, он так и назывался: «иллюзион» (от слова «иллюзия»). Нейрофизиологами доказано, что отдельные части мозга вообще блокируются при постоянном зависании в сети. Если чтение развивает мышление, то здесь настоящее «оболванивание», человек тупеет.
– Но это так всё обустроено, чтобы молодежь ко всему этому еще и тянулась сама, и она – тянется. А вот так, чтобы к вере обратиться, – это им всё труднее и труднее дается. Надо все-таки с детства приучать детей к вере – закладывать этот фундамент на всю их дальнейшую жизнь.
– А как?
– Своим примером, своими делами – учить доброму, полезному. Дети еще, может, что-то и воспринимают, а молодежь пошла сейчас такая, что им говоришь: надо вот так делать, по заповедям поступать, – а они даже не прислушиваются. Какая-то невменяемость, их больше интересует всё светское. Я замечаю, что идет ослабление веры, особенно в молодежи. Может, не у всех, конечно, но все равно этот процесс заметен.
– Страшно, ведь именно ослабление веры многие святые указывали в качестве причины бедствий, войн XX века…
– Да, но для этого надо прислушиваться, чтобы бед избежать. У нас люди всё еще в каком-то прельщении пребывают, им всё кажется, что вернется счастливая, размеренная жизнь. Той жизни, что была, уже 100% не будет.
Здесь всё временно, там – вечно
– Плевелы-то тоже растут. Нам не может быть легче, чем тем, кто жил в начале прошлого столетия.
– В Апокалипсисе всё написано. Господь нас заранее предупредил, чему быть, и как всё это наступать будет. Сейчас много всяких ужасающих случаев: дети уже стали руку на родителей поднимать, – только попробуй у них телефон забрать, до смертоубийства доходит.
У отречения от Бога – страшные плоды
У отречения от Бога – страшные плоды. Всегда старайтесь помнить: здесь всё временно, там – вечно. Не только делами земными занимайтесь, но почаще молитесь Богу. Вот, помолишься, и на душе – мир. Храните этот мир, с другими делитесь. Все мы немощны, нам поддерживать друг друга надо, а не топить злобой. О радости сейчас говорить не приходится, хотя бы мир души не терять.
Многое, конечно, из происходящего сегодня угнетает, но унывать не нужно, только не ослабевать бы нам в стремлении хотя бы на одну ступенечку, но поближе стать к Богу. Среда земная, суета заедают, а молитва к Богу остается в стороне? Вот это подлинная катастрофа. А чем ближе к Богу, тем и на душе у человека лучше, – чтобы ни происходило вокруг, он и другим помочь может.
– «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
– Да, а то люди растеряны. Столько сейчас знакомых батюшек поумирало… У меня только из новопреставленных, за последние месяцев несколько, 43 имени в помяннике.
Почаще надо думать о спасении души своей. Всё, что в мире, в мире и останется, ничего никто с собой туда не возьмет. Там в зачет душе только добро, сделанное нами, пойдет. «Спешите делать добро». Сейчас столько озлобленности в людях, взаимных обвинений. А легче ведь не будет, и зло душу не спасает.
Трудности всегда есть и будут. Они могут человека и угнетать, и приводить в такое состояние, что, мол, не справлюсь. А нужно просить: «Господи, помоги! Не оставь меня! Направь на путь!» – и Бог не оставит, всегда помощь от Него придет.
– «Вся сила у Бога», – отец Илий говорит.
– Когда искренне просишь Бога, Господь всё управит ко спасению.
Когда ты искренне веришь, ты и держишься Церкви
– Батюшка, а что бы вы посоветовали будущим пастырям?
– Ревности, крепкой веры и крепкой любви к Богу. Всё зависит от этого: как ты любишь Господа. Как ты молишься Господу, как сам Его любишь, так и Он тебе отвечает. Крепкая вера всегда за Господом поведет.
– На голгофу. Господь в этом мире распят.
– Много сейчас испытаний последует, но вспомните мучеников первых веков, – как над ними изгалялись, а они шли на костры, на кресты, их гнали, мучили, но они от исповедания веры все равно не отступали, и сейчас уже с Господом в Царствии Его Небесном радуются, веселятся во веки веков. А у отступников, неверующих, гонителей – какая участь?
Отец Георгий и Лидия Глазуновы Страшно, что сейчас уже охлаждение в вере и среди церковных людей, среди духовенства идет. Иным из отцов уже и службу всю служить полностью неохота: то сократим, здесь «проскочим»… А если мы будем всё сокращать, то к чему в итоге придем?..
Это как в одной присказке. Батюшка псаломщице: «Ну, давай сегодня отслужим короткую службу». – «А это как?» – «Благословен Бог наш!» – делает он возглас. «Аминь!» – отвечает псаломщица. «Вот самая короткая служба», – пояснил, и пошли по домам.
– Телевизоры смотреть? Отец Наум (Байбородин) говорил священникам: «Хочешь, чтобы тебе Господь дни сократил, – сокращай богослужение»…
– Вот то-то оно и то.
– Что в жизни церковной изменилось на вашей памяти?
– Сказать-то скажу, но писать не надо.
– А чем отличались прежние поколения христиан?
– Верой, крепкой верой. Когда ты искренне веришь, ты и держишься Церкви. А когда молодежь в Интернете сидит, то какая уж тут вера? Вот архиепископ Аверкий (Таушев) предрекал, что в последние времена не только народ будет отходить от веры, но даже духовенство. И это уже происходит.
И оглядываться не надо: раньше у меня на Крещение в храме было не протолкнуться, машины негде было у церкви ставить, а в этом году всего 20 человек собралось. Да и в Вышенском монастыре особо никого не было. А по телевизору службу посмотрел – это ты разве в богослужении поучаствовал?
Есть время, нет времени – а на молитву надо вставать
– Что делает жизнь по-настоящему христианской?
– Во-первых, надо неослабно держать себя в большом внимании ко всему в твоей внутренней жизни происходящему: как ты на что реагируешь, как с людьми общаешься, что думаешь, как к святыням, к молитве, к богослужениям относишься? Надо непрестанно себя контролировать и стремиться выполнять заповеди Евангелия. Хоть немножко, хотя бы в чем-то, и то уже всё по-другому будет. А если мы только по названию «христиане», то это ничего не значит. Как говорят: «Не прихожане, а захожане». Тот, кто глубоко, искренне верует, тот постоянно стремится в храм.
– Известны видения: идет ангел по храму и помазует лбы молящихся, а иногда подходит туда, где никто не стоит, и всё равно помазует. И было открыто, что ангел помазует тех, кто хотел бы быть на богослужении, но в силу объективных причин не смог. Но мы-то ведь часто и не хотим…
– А еще ангел может и не помазывать тех, кто стоит в храме… Если человек физически предстоит, а мысленно где-то там витает.
Всем нам обязательно Исповедь нужна, Причастие. Без этого как трезвиться и жить по Евангелию? Иначе: «суета сует и томление духа» (Еккл. 1, 14). Я всегда молодым говорю: «Вот, игрушек нам наделали, и они нас отвлекают от веры и привязывают к себе. Это же всё замыслы лукавого!»
Старайтесь жить по-Божьи. Есть время, нет времени, а на молитву надо неукоснительно вставать. И изо всех сил нужно подвигать себя исполнять заповеди Евангельские. Вот тогда ты и будешь христианином.
– Бывает, человек пытается сделать добро, а оно во зло обращается. Как тут быть?
– Как старцы говорят: «Делаешь добро – жди искушения». Но искушения у нас каждый день бывают. Надо в каждом конкретном случае разбираться: почему они появляются и как с ними бороться? Но искушениями-то душа человеческая закаляется: «Ага, раз промахнулся, два… Надо себя мобилизовать». Или обходить эти искушения, или противостоять им, или еще больше добра делать, чтобы Господь покрывал. Бог умудряет. Над каждым из нас Господь. Он каждого из нас знает, и, если молимся, просим Его о помощи, Господь не оставляет.
Вот вы сами подумайте, пришел как-то ко мне в храм мужчина и говорит: «Батюшка, я совсем бросил молиться. Только ‟Да воскреснет Бог” прочитаю и – на боковую!» – «Почему? Что такое? – расспрашиваю. – Времени не хватает или не позволяет что-то?» – «Да не, я сижу в Интернете, пара-тройка часов пройдет, а потом у меня в голове киш-миш, и молиться неохота». – «Да не смотри ты всю эту дрянь, трудись духовно, а Интернет – что он тебе даст?» Одно дело, если, допустим, строитель, и у него нужда какая поинтересоваться расчетами, что-то дельное узнать в сети, – это, пожалуйста. Необходимо тебе по делу, бери и смотри. Ну, а если так, то что без толку время-то тратить? Нам же время жизни на спасение души отпущено. А Интернет – это помойка. Всё туда сбрасывают: и блуд всюду там разлит, и распутство, – и это всё агрессивно еще и навязывают. Может, конечно, что и хорошее есть…
– «Mala herba cito crescit» (cорная трава растет быстро), – есть такая латинская пословица. Хорошее есть, но гадость всегда навязчива.
– Ой, много там всего. И ладно, взрослый, утвержденный, не запачкаться старается, и то не всегда удается, что уж про детей, молодежь говорить. Вот смотришь одно, а они тебе другое подсовывают, и так постоянно рассеивается душа.
– Про молодежь и говорят, что у них уже «клиповое сознание» – ни на чем сосредоточиться не могут.
– Это одно. Но там же еще и этими разрозненными остатками внимания завладеть пытаются. Раз зацепили, два – и всё: ты уже невольно думаешь о том, что тебе подсунули.
Не попадайте в эти «сети»
– А как от этого избавиться?
– Как преподобный Серафим Саровский учил? Если мало у тебя времени, читай утром трижды «Отче наш», трижды «Богородица Дево, радуйся» и Символ веры. Это-то у нас, может, еще помнят-знают, а вот то, что далее наставлял: весь день надо Иисусову молитву читать, – это уже почему-то опускают.
– Или до обеда Иисусову молитву, а после обеда – «Богородица Дево, радуйся».
– Но весь день в молитве трезвиться надо. Вот скажи: будет у тебя в голове что-то постороннее, если ты весь день Иисусову молитву читаешь? Или в первую половину дня Иисусову молитву, а потом «Богородица Дево, радуйся». Ты уже направил свои мысли к Богу, к Божией Матери, молишься, чтобы Господь, Пресвятая Богородица помогали тебе спасаться, – это уже такая цельность, которую просто так не пробьешь. А когда ты насмотришься всего этого, то и мысли благие теряются, и сон пропадает, сразу какая-то тяжесть, смятение, тоска, тревога на душе. Зачем это надо?
Я вот вам расскажу. Когда на Украине еще только начиналась вся эта заваруха, мне сестра приемничек привезла, я этой политикой увлекся, новости всё слушал. Лягу, слушаю-слушаю. «Ой, что дальше будет? Украина – это же наши братья, сестры… Что же такое творится?» – и так меня закрутило, что прямо все мысли у меня в эту политику ушли. Нет, чтобы молиться за них! Вовремя я сумел спохватиться, взял этот приемник и спрятал его куда-то. И всё – больше так и не нашел. И до сего дня ни в политику не лезу мыслями, ни новости никакие намеренно не слушаю. Телевизора у нас нет, телефон у меня наипростейший, кнопочный, лишь бы связь с епархией иметь да кому что из людей надо, – и всё. И знаете, какая тишина в душе! Весь этот мусор из головы повыветрился, и вы не представляете, как на душе легко!
Да и потом, всё, что нужно, вам придут и расскажут, ничего значимого вы не пропустите, не бойтесь. Сами же мы всё это понимаем, и чего тогда без толку лезть в этот «мусоросборник»? Вот если бы мы все так, потихонечку, от всех этих телевизоров, «Интернетов» устранились, то мы бы все по-другому совсем жили. А то: там убили, там насилие какое-то страшное произошло… – и все сразу такие подавленные, друг на друга раздражаются, и так это что-то темное только усиливается и умножается…
– Пока новой трагедией не разразится.
– Это всё беда наших дней. Дьявол же хитрый, он специально всё это устраивает. Знает, что скоро ему конец, Господь его сбросит в бездну, в огонь, – то-то он и старается захватить с собой побольше душ человеческих, увлечь их, сделать подобными не Богу, а себе…
– …«любимому».
– Да, это Бог человека любит, а дьявол – сама злоба, эгоизм – его изобретение, не хочешь – так насильно тебя в это завлечет. И люди идут за ним. А это страшно.
Что же мы за деньги продаем свою душу?
– Батюшка, а как неверующему человеку объяснить смысл веры?
– Это сложно, конечно. Если человек еще не так закоренел во всей этой мирской жизни, или что-то у него произошло такое, что его потрясло, заставило взглянуть на всё иначе, и чем-то еще духовным он способен заинтересоваться, – тогда можно еще что-то объяснить. А те, кто уже родились так, что о Боге и не слышали, и слышать не хотят, то тут уже их убедить очень трудно.
Душу ты ни за какие средства не выкупишь. Либо у тебя есть добрые дела, либо нет их
– А у вас есть какой-то аргумент в беседе с неверующими о Боге, о Церкви?
– Сейчас ведь с такими вопросами о духовной жизни никто особо и не обращается: как мне веровать? Всё больше о том, как бы устроиться в этой жизни получше: работу найти, денег бы побольше и т.д. Всем вдруг на всё не хватать стало. И не до духовного уже. Что же мы за деньги продаем свою душу? Всё: деньги-деньги-деньги… А скоро эти деньги исчезнут, яко дым. А душу ты ни за какие средства не выкупишь. Индульгенций нет и быть не может. Либо у тебя есть добрые дела, либо нет их, либо душа у тебя чистая, либо запятнана грехами, злодеяниями.
Господь Своих покроет
– Вам наверняка приходилось встречать тех, которые всю жизнь прожили неверующими и обратились. О чем они больше всего жалеют?
– Если вели греховную жизнь, а потом как бы очнулись, взялись за веру, то они, конечно, более всего сожалеют о том, что столько нагрешили, и стараются исправиться, каются, просят Бога о прощении своих грехов.
– А христиане о чем жалеют?
– Многие, к сожалению, сейчас и из тех, кто христианами себя называют, повязаны тем же пристрастием к просмотру телевизоров. Одну бабку спрашиваю: «Ты почему в церкви не была?» – «Ой, батюшка, – говорит, – согрешила, кинофильм очень хороший был, в церковь не пошла – не смогла от экрана оторваться»… Все еще верят в то, что, мол, всё обойдется… Но времена серьезные. Чем дальше, тем будет сложнее-сложнее-сложнее.
Радуга над храмом в Эммануиловке
– Батюшка, а как защищаться?
– Святая блаженная Матронушка что говорила? Про это и многие другие святые уже близких к нам времен свидетельствовали, что если твердо будем стоять на пути Божием, Господь Своих защитит.
У нас, в Эммануиловке, гостил один старец с Кавказа, рассказывал: «Мы с генералом одним общались, тот и спрашивает: ‟А где у вас в горах монастырь?” – Я ответил ему: там-то. – ‟Мы со спутника посмотрим ваш монастырь”. И долго же, говорит, они его искали-искали… да так и не нашли!» Господь покрыл их, и никто их не видит.
Вот так Господь и будет уберегать Своих – тех, кто Господу верен, служит своей жизнью, своей верой. Господь Бог Жизнодавец найдет, как пропитать детей Своих. Тут весь вопрос: кому мы верим? На себя, конечно, надеяться не надо, а только: «Господи, укрепи и помоги!» Сам кто я? Я никто, я ничто. А вот, когда просишь Господа, Христос не оставит.