При рождении названный Джоном, крестили его Иоанном в честь Крестителя Господня. В иночестве назвали Иосифом в честь Обручника Господня, в монашестве — Иовом в честь преподобного Иова Почаевского, одного из особо почитаемых Русской Зарубежной Церковью святых, ставшего покровителем издательского дела русского рассеяния. Из словацкого Ларомирова пришла за океан типография преподобного Иова Почаевского, существующая и поныне. Так и пошло издательское дело, благодаря которому многие годы типография в Джорданвилле снабжала книгами и другой печатной продукцией верующих на исторической родине.
Епископ Штутгартский Иов (Бандманн)
Это интервью мы записали на второй день после епископской хиротонии владыки Иова (Бандманна).
«Везёт мне на архиереев-коллег», — думала я. И вообще, это первый архиерей, у которого я брала интервью спустя всего один день после хиротонии, когда к обращению «владыка» он ещё не привык и заметил: «Если сзади кто-то говорит: “Владыка Иов!”, я думаю: кто это? к кому это обращаются?»
Вообще эта хиротония должна была состояться два года назад в обители преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, спустя время после кончины Штутгартского архиепископа Агапита (Горачека), тоже потомственного журналиста, горячо любимого своей русской в Германии паствой. Там же должно было состояться и заседание Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, и торжества, посвященные 100-летию её основания. Но вирус дорогу закрыл. И вот в перерыве между вирусоволнами, когда, казалось, вирус отступил, к традиционному многолюдному — за исключением прошлого года — празднованию в честь Курской Коренной иконы Божией Матери приурочили и заседание Синода (уже не онлайн, а «ин-персон»), и архиерейскую хиротонию, которая в присутствии Путеводительницы русского рассеяния, как отмечали прихожане, была «торжественна до слез».
«На каком языке будем писать интервью?» — спрашиваю владыку. Родной язык его — немецкий, второй — английский, русский — третий. Начали на русском, если что, решили, что перейдём на английский. «Если что» — не случилось. Владыка Иов замечательно отвечал по-русски, со знакомым тембром и интонацией митрополита Берлинского и Германского Марка, рядом с которым, начиная со знакомства еще подростком, он уже 24 года.
— Единственный ребёнок у родителей, я родился в Берлине, где мы жили почти всю жизнь. Мой папа снимал репортажи и документальные фильмы, в основном на автомобильную тематику. Он разыскивал интересные темы для фильмов, и однажды во время летних каникул взял меня на съёмки и мы поехали в Америку. Там мы проехали 4 тысячи километров по известному маршруту US 66.
Дорога 66 была открыта ещё в 1926 году и тогда начиналась в Чикаго, проходила через штаты Миссури, Канзас, Оклахома, Техас, Нью-Мексико, Аризона, и заканчивалось в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Тогда отец снимал фильм о крупных торговых центрах США. Позже и моя мама начала снимать фильмы. Только уже на религиозные темы.
О квартирном храме и крещении на Иордане
— Мама была человеком верующим?
— Мама моя родом из бывшей Восточной Германии, где в школах преподавали атеизм. Она вспоминала, что в детстве верила в Бога, что естественно для детей, пока ей ни сказали, что в Бога верить нельзя, как и в Санта-Клауса. Она опечалилась, и уже на Западе для неё было важно найти ответ на вопрос: где Бог, где истина? И она Его почти всю жизнь активно искала.
Мы не нашли Истины и продолжили поиски, и через поездки в Грецию и на Святую Землю пришли в Православие
Когда мне было лет 12-13, я тоже поучаствовал в её поиске, и мы вместе с ней перешли сначала в католицизм, но, заметив, что не дошли до корней христианства и не нашли Истины, продолжили наши поиски, и через поездки в Грецию и на Святую Землю пришли в Православие.
Очень впечатлила поездка на Святую Землю, мне было тогда лет 14-15. Мы решили поехать в паломничество без конкретного плана, с рюкзаками, и там уже сориентироваться на месте: как Бог нас поведет. Так же мы ездили и по Греции. Это была интересная форма поездки, помогающая хорошо познакомиться со страной и людьми.
На Синайской горе в Египте, где мы собирались встретить рассвет, мы спали в палатке, которую привезли с собой. Было очень холодно, мы сильно замерзли и ночью встали и пошли в один из домов на вершине и попросили у хозяев одеяла.
На Синае в Екатерининском монастыре мы встретили одного монаха — хранителя костницы. Раньше он был католиком, потом перешёл в Православие и для нас в монастырской библиотеке нашел книги на немецком языке — житие преподобного Сергия Радонежского и две книги о Православии — и сделал нам фотокопии.
Он также дал нам адрес монастыря преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, о котором знал сам, потому что владыка Марк каждый год приезжал с паломниками на Святую Землю.
Монастырь преподобного Иова Почаевского в Мюнхене
После монастыря я принял решение стать православным. Мама тоже решила креститься вместе с мной
Я был еще школьником, и мама привезла меня в монастырь — познакомиться. Две недели я там помогал: делал ладан, свечи, наблюдал, как живут монахи. После монастыря я принял решение стать православным. Мама тоже решила креститься вместе с мной.
Владыка Марк рассказал нам о православных приходах в Германии разных юрисдикций — сербских, румынских, греческих — и посоветовал походить на их богослужения и выбрать для себя тот, который придётся по душе, но не заставлял идти именно в русские зарубежные приходы. Однако мы с мамой решили пойти туда, куда нас Бог изначально привёл.
В Берлине мы стали каждое воскресенье ходить в маленький храм, который располагался в обычной квартире. Там даже постоянного хора не было. Мы сразу восприняли всё серьёзно и нам уже тогда было ясно, что мы будем не просто молиться, но и помогать на приходе.
Приход был русскоязычный, и поначалу мы ничего не понимали, всё для нас было сложно. Мы сразу начали учить русский язык, и одна прихожанка нам помогала с русским и церковнославянским, чтобы мы могли читать на клиросе. Мы разучивали пение, учили типикон, а я ещё и прислуживал в алтаре, а потом стал петь на клиросе. Мы понимали, что усвоить Православие можно через живую традицию, а не только через книги.
Уже после поступления в монастырь я благодарил Бога за то, что Он привёл меня в Православие, которому я решить посвятить жизнь, потому что на тот момент ничего в мире меня не привлекало.
— Когда произошло само крещение?
На Иордане владыка Марк нас с мамой крестил
— В 1998 году владыка Марк предложил нам поехать в паломническую поездку на Святую Землю, и там на Иордане владыка нас с мамой крестил. Бог очень просто всё для нас устроил. Он указал мне на монастырь и на владыку Марка, который стал моим вторым — духовным — отцом.
Мой родной папа был не особо доволен, потому что всегда надеялся, что я принесу «пользу» обществу. Но сейчас, как это нередко и бывает, смирился.
— Закончили школу и — в монастырь?
— После школы мы в Германии обязаны полгода или отслужить в армии, или пройти социальную службу, которую я и выбрал. Служил в доме для инвалидов совсем недалеко от монастыря в Мюнхене, тогда ещё не намереваясь туда поступать. И жил в монастыре.
Во время службы я понял, что хотел бы остаться в обители. Моё решение было тяжёлым для мамы, но она мой выбор приняла, благословила и решила сама отвезти меня из Берлина в Мюнхен. Это был 2003 год.
Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы
В то время в Берлине на приходе как раз пребывала Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы, и когда местный батюшка услышал, что мы едем в Мюнхен, то попросил нас взять с собой эту икону. И вот я в машине на коленях с иконой поехал в монастырь. Шестьсот километров пути, примерно 8 часов мы ехали. Тогда я понял, что это Пресвятая Богородица привезла меня в монастырь.
На следующий день меня послали на послушание в свечную мастерскую. Там на стене я тоже увидел Курско-Коренную икону. А спустя годы, во время праздничной литургии в день памяти иконы «Знамение», когда и сама икона пребывала в храме, меня в Ее доме, в Знаменском соборе Нью-Йорка, возвели теперь уже в епископский сан.
— Давайте вернёмся к вашему приезду в монастырь. Сколько времени прошло со времени вашего прихода туда и до пострига?
— Владыка Марк сразу мне сказал, чтобы я поступал в Мюнхенский университет на богословский факультет. Я попросил полгода, чтобы привыкнуть к монастырской жизни, а потом пошёл учиться. Несмотря на то, что я бывал и жил в обители, мне всё-таки нужно было приспособиться к монастырю уже в новом качестве.
Монах Иов (Бандманн) В связи с моей учёбой я довольно долго был и послушником, а потом и иноком. В иночество меня постригли в 2006 году с именем Иосиф в честь Иосифа Обручника, а спустя десять лет — в монашество с именем Иов в честь преподобного Иова Почаевского. В том же году меня рукоположили в сан диакона, а спустя почти два года я стал иеромонахом.
— На какие послушания вас направили?
— У нас в монастыре принято проходить все послушания. Я был регентом монастырского хора, редактором православного журнала «Der Bote» («Посланник»), занимался версткой и подготовкой к печати православной литературы, но в конце концов моим основным послушанием стала работа в типографии печатником. У нас в издательстве полный круг подготовки и печати книг, за исключением твердого переплёта.
Наша типография издает книги на русском, немецком и английском языках. Был период, когда мы только переиздавали книги: переиздали учебник по догматическому богословию протопресвитера Михаила Помазанского, книгу о. Серафима Роуза «Душа после смерти», сборник докладов на немецком языке известного профессора Иоанна Понагопулоса.
Книги распространяем на приходах в Германии, а в последние годы — через онлайн-магазин, почти половину каталога которого занимают наши книги. К сожалению, это не монастырский магазин, потому что у нас нет даже отдельной комнаты для книжного магазина. Вообще, монастырь давно стал мал для наших нужд…
Об аскетизме и использовании головы по назначению
— Владыка, расскажите подробнее о монастыре...
— Сейчас у нас 8 монахов и послушников из разных стран. Есть немцы, русские из Казахстана, украинцы. Один наш собрат живет в настоящее время в скиту во Франции.
Монастырь существует с 1945 года, когда после войны братия собралась из русских беженцев и взяла в аренду дом, в котором мы по сей день подвизаемся.
В 1980 г. Владыка Марк ввёл в монастыре афонский устав
Это единственный мужской монастырь в Западной Европе, где литургия совершается ежедневно. Владыка Марк, когда стал епископом в 1980 году, привез в обитель своего собрата — тогда еще послушника, а позже архиепископа Агапита — и ввёл афонский устав.
Основной наш труд — в издательстве. Мы также делаем свечи, ладан, есть у нас небольшая ювелирная мастерская и пасека.
Девизом нашей обители стала латинская фраза, бывшая девизом и духовной основой монашеского устава, написанного святым Бенедиктом Нурсийским — «Ora et labora» («Молиться и трудиться»). Святой Бенедикт верил в необходимость совмещать молитву и работу в монашеских условиях, то есть сочетать созерцание и действие.
Братство монастыря преподобного Иова Почаевского в Мюнхене
Мы встаём в половине четвертого утра, с 4-х до 8-ми утра у нас служатся полуношница, утреня и литургия. После завтрака и послушаний — в 12 часов дня — отдых. После обеда — келейная молитва. Вечером — в 18:00 — вечерня и в 20:00 — повечерие. Между богослужениями — работа. Это очень сложный ритм, не все выдерживают. Думаю, мои собратья согласятся, что самое сложное — это рано утром вставать. Но это совсем не сложно для владыки Марка — нашего самого верного монаха.
Владыка Марк раньше мог вернуться из поездки в час ночи и в 4 часа утра он уже служил. Для меня это образец для подражания. Аскетизм помогает в том виде монашеской жизни, которую выбрал для себя владыка Марк. У него практически никаких, кроме переводов, хобби нет. А переводит он, в основном, творения своего духовного отца преподобного Иустина (Поповича) с сербского одновременно на русский и немецкий. Мы уже издавали его переводы.
— Если бы вас спросили, какой настоятель владыка Марк, какие черты его характера вы бы, прежде всего, отметили?
Владыка Марк — это подвижник. Абсолютный. Очень строгий в отношении себя
— Это подвижник. Абсолютный. Очень строгий в отношении себя и нас строго воспитывает, но делает это всегда с любовью.
Владыка — человек другого поколения, чем остальная братия. Ему сейчас за 80, он еще Вторую мировую войну пережил мальчиком, видел социализм в Восточной Германии, голодал. Он прошел через страшные времена, и всё это на него повлияло. Мы иногда не понимаем, почему он может жестко отреагировать, если мы что-то выбрасываем, потому что сам он пережил голод. Но владыка понимает, что мы — разные поколения, и делает нам снисхождения.
Митрополит Берлинский и Германский Марк
— Он относится к вам как к монахам, детям или... как?
— Владыка нас с самого начала всех воспринимал и воспринимает как взрослых ответственных людей и всегда ожидает, что мы сами можем заботиться об основных своих потребностях, что мы как взрослые люди понимаем ответственность за свою душу и за свое спасение. Это, может быть, необычно для монастырской жизни. Ведь бывают такие духовные отцы, которые всё определяют за послушника и полностью запрещают самостоятельно думать.
Поскольку владыка Марк занимается епархией, приходами и не может за каждым нашим шагом следить, он всегда на нас полагается. На самом деле это очень полезно. Но это, конечно, зависит от того, какой послушник по характеру и устроению. Не у всех получается. Есть люди, которым нужно показывать и указывать, и мы, братия, помогаем и во всем поддерживаем друг друга.
— Владыка, вы можете назвать ваш монастырь русским православным? Или как бы вы его охарактеризовали?
— Именно так: это русский монастырь. Правда, я не знаю, сколько монастырей в России имеют такой афонский устав, как у нас.
Епископ Штутгартский Иов (Бандманн) — Что из мирских занятий разрешено в вашем монастыре?
— Как во всех монастырях в нынешнее время, нам сложно определить, как и сколько можно пользоваться различными возможностями интернета и соцсетей. Мы, по крайне мере, полагаемся на рассудительность братии и не запрещаем эти вещи.
— В какой социальной сети вас можно найти?
— У меня есть открытый аккаунт в инстаграме.
— А какие у вас хобби?
Я пишу музыку, в основном богослужебную
— У меня много монастырских послушаний, которые и являются моими, можно сказать, хобби. Музыка, например. В монастыре я регентовал и сейчас иногда регентую, стараюсь ставить голос будущим певчим. Пишу музыку, в основном богослужебную. Но пишу такие сложные вещи, которые в нашем монастыре мы не можем петь. Жду достойного хора! А еще я люблю фотографировать.
— Какую светскую музыку вы позволяете себе слушать?
— Я считаю, что не следует ограничиваться жанрами, но, скорее, временем прослушивания и эмоциональностью музыкального произведения. Есть музыка, которая слишком беспокоит душу, возбуждает ее низменные чувства и даже откровенно провоцирует зло, работает против Бога и веры. Такую музыку никому не рекомендовал бы слушать.
— Что вы читаете из светской литуратуры?
— Очень редко читаю, а если и читаю, то научную фантастику, романы с философским или психологическим подтекстом, например, Достоевского, Германа Гессе.
О достойном замке для русского монастыря
— Владыка, паломники приезжают к вам за духовной помощью?
— Постоянно, все келии бывают заняты.
— А конкретно к вам? У вас есть духовные чада?
— Немного. Бог мне не послал таких людей, которые бы напрашивались в духовные чада, и я сам не считаю себя старцем. У меня есть определенный опыт, но не мне судить, могу ли я помочь человеку как настоящий духовный отец. Я немного побаиваюсь этого. Есть люди, которые приезжают и спрашивают. Я могу подсказать, но, конечно, не так, как это делает владыка Марк, например.
Вообще нужно быть святым, как Иоанн Кронштадтский или старцы Оптинские, которые могли смотреть людям в душу и видеть их прошлое и будущее. Но я не могу так распоряжаться жизнью людей.
— Последнее время монастырь не может принимать всех желающих паломников, но сейчас вы нашли абсолютно подходящее для обители место, где можно расшириться...
— Мы долго старались договориться с администрацией города Мюнхена, чтобы расширить монастырь на нашем нынешнем месте. Но нас никак не хотели понять.
Первоначально монастырь располагался на относительно изолированной местности на арендованной территории. Со временем вокруг начали строить дома, и в близлежащих парках по ночам стали собираться молодые люди и беспокоить братию, у которой и так на отдых времени — всего с 10-ти вечера и до 3-х ночи. На монастырскую территорию не только бросали мусор, но было даже несколько поджогов. В результате почти полностью сгорел наш гараж.
Мы нашли место, которое идеально подходит для монастыря. Это замок Зайфридсберг
И наконец мы нашли такое место, которое идеально подходит для монастыря, потому что расположено в уединённом месте и окружено природой. Это замок Зайфридсберг. Теперь нам надо его выкупить. И тогда он будет монастырской собственностью.
Первые упоминания о замке относятся к 1251 году. Его строителем был епископ Зигфрид III, граф фон Рехберг. Замок состоит из трехэтажного главного корпуса и бокового крыла. Главное здание и подъезд соединены стеной с черепичной крышей, образуя закрытый двор.
В 1851 году перед дворцом был разбит лесоботанический парк, в котором высадили кустарники и деревья со всего мира, в том числе дерево гингко, известное своими целебными свойствами, секвойи, кусты рододендронов, которым сейчас более 100 лет, и они представляют собой настоящее чудо природы, когда цветут в мае-июне.
Замок удобно расположен в часе езды от Мюнхена, и число братии, надеемся, будет увеличиваться. Мы, наконец-то, сможем построить настоящий храм вместо домового, монашеский корпус для братии и гостиницу для паломников, устроить дополнительные мастерские, далее развивать наше производство. Мы также планируем разместить там епархиальный центр, центр для молодёжной миссионерской работы, образовательный центр для проведения курсов для священнослужителей.
Как по финансам, так и с точки зрения огромных размеров самой территории и по части того, что необходимо сделать, ни наш монастырь, ни наша епархия никогда ещё не предпринимала такой крупный проект.
Русская Зарубежная Церковь — совсем не богатая, мы продолжаем торговаться с хозяевами замка и прилетающей территории. Мы также учредили фонд, через который намереваемся привлекать средства на покупку и ремонт, который будет дорогим. Для проведения его нам, помимо специалистов, нужны будут и волонтёры.
— Какая сумма потребуется для покупки замка?
— Примерно 2,5 млн. евро, ремонт обойдётся еще минимум в 1,5 млн. или даже больше. И только тогда мы сможем планировать переезд. Это будет непросто для монастыря.
Владыка Марк поручил мне этот проект, и я работаю над ним одновременно с завершением моей докторской диссертации.
— На тему?
— «Теодицея в Новом Завете» — почему есть зло и страдания на земле?
Об общение «лицом к лицу« с Богом и руководстве человеками
— Напомните, что означает слово «теодицея»?
— Это совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление вселенной добрым Богом, несмотря на наличие зла в мире: так называемая проблема зла.
Я хотел найти ответ на этот вопрос именно в Новом Завете, потому что с детства знаком с этой тематикой, ведь это любимый вопрос людей неверующих. Я пришёл к вере и много разговаривал и спорил на эту тему со своими неверующими друзьями. Мне важно было самому найти ответ и им разъяснить.
Во время учёбы я понял, что если в Ветхом Завете присутствует эта тематика и даже есть попытки дать ответы, но в целом проблема не решается. А вот у святых отцов и в христианской литературе эта тематика не так много освещается. Это значит, что проблема решена через Новый Завет, через Христа.
Думаю, что самый сильный ответ, который Бог нам дал, — это Христос. Он не только страдал, но победил и страдания, и смерть. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел в Послании к римлянам: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8, 34).
После воскресения Христова всё побеждено: и страдания, и диавол, и смерть, и человеческое тление
В своём послании он обращается к христианам Рима, которые в большинстве своём были прежде язычниками, и много рассуждает о «правде Божией», которая принимается верой. Эта правда присуща Богу и проявляется во всех Его действиях. Господь протягивает человеку свою Божественную руку и даёт эту правду, этот ответ, через веру. Он показывает, что после воскресения Христова всё побеждено: и страдания, и диавол, и смерть, и человеческое тление.
Сейчас, может быть, нам это ещё не совсем понятно, но постепенно мы начинаем чувствовать в себе благодать, которая влечет нас в новый мир, где будут отсутствовать и зло, и страдание, и сама смерть. «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 9-10).
— То есть человек может получить ответ на этот вопрос только после того, как придёт к истинному Богу, как встретит Его лично?
— Да. Бог не просто дал ответ как письменное объяснение, Он дал нам Христа. Это и есть ответ. Бог показал, что каждый человек может лично встретиться со Христом Спасителем и лично принять Его в свою жизнь и в своё сердце. И чем искреннее мы это сделаем, тем более вопрос присутствия в мире зла и страданий для нас уже перестанет существовать.
Епископ Штутгартский Иов (Бандманн)
— Какие пути ведут человека к личной встрече с Богом? Или эти пути неисповедимы и путь к личной встрече — вся жизнь верующего человека? Господь может нежданно войти в сердце человека?
Если вам не интересно с Богом, о какой личной встрече может идти речь?
— Есть один путь — и это молитва. Молитва — общение с Богом. Если вам не интересно с Богом, о какой личной встрече может идти речь? И это молитвенное общение выше, чем думать или разговаривать о Боге, то есть «богословствовать». Вот почему мы всю нашу жизнь должны настраивать на молитву и строить жизнь вокруг неё. И хотя любой ребёнок может молиться, совершенная непрестанная молитва, которая уже не нуждается в словах, в представлениях, это общение «лицом к лицу» с Богом, и является результатом великого подвига и старания человека.
— Человек ходит в церковь, читает духовные книги, регулярно исповедуется и причащается и даже учит других. А можно определить, живёт ли сам этот человек с Богом? Каковы, на ваш взгляд, признаки «человека Божия»?
— Вряд ли кто посмеет вот так «снаружи» оценивать духовность человека. Даже при исповеди не всегда видно, что на самом деле происходит в душе. У некоторых может проявляться, конечно, очевидная святость, которую нельзя спрятать от того, кто умеет её распознать, но это — исключение. И причем — редкое.
— Вы преподаете Закон Божий молодёжи?
Я преподаю Православие для детей старших классов
— В некоторых школах Германии, где много детей православного вероисповедания, нанимают специального учителя. Я преподаю Православие для детей старших классов в разных школах. Сейчас у меня в классе 13 человек — это дети прихожан, но в нынешних условиях коронавируса и ограничений это, конечно, не все, которые могли бы и хотели ходить на занятия.
— А как сам монастырь живёт во время пандемии?
— Одно из искушений Иисуса Христа в пустыне заключалось в том, чтобы использовать духовную силу и пренебрегать опасностью: «Бросься вниз, и ангелы тебя поймают». Но это не о нас. Мы стараемся жить спокойно и без лишнего страха. Но нам легче, чем мирянам, справиться с этой ситуацией. Мы уже и так до карантина как будто в карантине жили: у нас храм и рабочее место расположены там же, где и наши келии.
— Владыка, что, по вашему мнению, будет для вас как архиерея поначалу самым трудным?
— Думаю, всё в начале будет нелегко. Ведь всё — новое, несмотря на то, что я долго жил близко к архиерею и теоретически понимаю, что архиерей делает. Говорят, что поездки по приходам выматывают, истощают силы, но, думаю, они и дают много благодати и сил. По крайней мере, для меня это не будет самым страшным.
— Сейчас я перечислю несколько качеств характера человека: образование, смирение, аскетизм, мудрость, доброта, чувство юмора. В какой последовательности они, на ваш взгляд, важны для архиерея?
— Мудрость, рассудительность — главные во всем помощники. Затем, по моему мнению, смирение и аскетизм. Не обойтись архиерею и без образования. Ну и завершающее место делят, думаю, доброта и чувство юмора.
А главное для архиерея, несмотря на то, что ему приходится заниматься и бумажной работой, и недвижимостью, и деньгами, — это то, что он напрямую соприкасается с людьми. И в первую очередь он должен увидеть, что за человек перед ним, на что этот человек способен, как им можно руководить, а как нет; что поручить, на какое послушание направить, как по отношению к нему можно себя вести, а как не следует. Это, думаю, самое важное и самое сложное.