Пост и молитва делают человеческую душу способной вступить в борьбу с дьяволом, этим страшным и могущественным врагом. Пост животворно воздействует на нашу душу; не на самого дьявола — тот ничего не вкушает, но разумное телесное ограничение особо действует на нашу душу, необычайно укрепляет ее. Пост со смирением низводят в душу силу, свободу, трезвость, чистоту. Испытать это на деле призваны православные христиане, особенно в дни Великой Четыредесятницы.
***
Принесет ли наш пост спасительные плоды изменения души? Или только в каких-то гастрономических упражнениях пройдет у нас Великий пост и окажется не временем покаяния, а очередным периодом формальных обрядов, ложным утешением в том, что мы исполнили что-то подобающее, и не более. Такой плод мерзок пред Богом. Господь не примет его, а наша душа будет возвещена об этом тем, что не смогла примириться с Богом и сама с собой. Она не обретет мир, если мы не исполним Великий пост так, как подобает. В чем смысл Великого поста? В том, чтобы в покаянии мы увидели себя такими, какие мы есть на самом деле: не придуманными, не теми, какими мы сами себе хотим казаться или выглядеть перед другими людьми. Как ни страшна порой бывает эта правда, но именно она – единственно спасительная. И только «придя в себя», только увидев себя такими, какие мы есть (без обмана Бога, людей и своей души), мы начнем видеть Бога в Промысле Его, в Его исцеляющей благодати и милости, которые посетят нашу душу.
***
Фарисейство стремится поразить главную защитную силу нашей души – смиренное покаяние, делает мнимого праведника неспособным к нему. «Явный грешник, впавший в смертные грехи, способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою», – пишет святитель Игнатий.