От переводчика
Вниманию читателей в эти святые дни Страстной седмицы впервые предлагается перевод на русский язык древнейшего четверопеснца Великой Субботы. Что такое четверопеснец? И каково значение публикуемого ныне текста?
Четверопеснец пелся в субботу – день, посвященный погребению и сошествию во ад Господа
Четверопеснец – неполный канон, содержащий ирмосы и тропари, связанные с Песнью пророка Ионы (Иона 2), молитвой Азарии, произнесенной в печи Вавилонской (Дан. 3: 26–47), Песнью трех отроков, избавленных от огня Ангелом Господним (Дан. 3: 52–88) и Песнью Богородицы – «Величит душа моя Господа…». Четверопеснец пелся в субботу – день, посвященный погребению и сошествию во ад Господа, чьим прообразом являлся святой пророк Иона, пребывавший во чреве кита три дня и три ночи, подобно Христу, по Его словам, пребывшему в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 11). На наш взгляд, четверопеснец явился тем ядром, из которого вырос полный, привычный нам девятипесенный канон.
Теперь надлежит ответить на второй вопрос: каково значение публикуемого ныне четверопеснца, когда он появился и с какого языка переведен? У этого текста весьма сложная судьба: он находится в древнем певческом сборнике «Иадгари» (древнейшая рукопись – 820 год) и переведен с древнегрузинского языка, однако это не язык оригинала. Первоначально церковно-певческие тексты этого сборника были созданы на греческом языке и принадлежали к иерусалимской богослужебной традиции V–VIII веков. Они связаны с соборной и в то же время монашеской традицией Иерусалимской Церкви времени ее расцвета. И это ощущается в данном четверопеснце, который пелся на утрени Великой Субботы. Он посвящен прежде всего Распятию Господа, которое созерцается как спасение всего мира:
Когда на древо, Христе,
Креста Твоего Ты вознесся,
Тогда Ты избавил от рабства
Род человеческий.
Особое место в нем занимает тема двух деревьев: древа познания добра и зла и древа Животворящего Креста Господня. И, соответственно, образ Адама, по заслугам изгнанного из рая, и благоразумного разбойника, покаянием вернувшегося в него:
Достойно из рая
Плода вкушением
Был изгнан Адам.
И достойно разбойник
Вошел в рай.
Ибо древом – согрешение,
И древом – исправление.
В четверопеснце особое место занимает образ пророка Моисея: и его простирание рук в молитве во время битвы с Амаликом, прообразующее Крест Господень, и его пророчество: «И узрите жизнь вашу, висящую перед вами день и ночь».
Тема погребения Христа также важна для неизвестного автора четверопеснца. Погребением Своим Спаситель истребляет державу дьявола:
Ты во гроб положенный
Волею, милостиве,
И державу Лукавого,
И силу его истребивший,
Благословен еси, Господи,
Боже отцев наших.
Этот четверопеснец, вероятно, старше первых известных нам четверопеснцев святого Иоанна Дамаскина и преподобного Космы Маиумского
В целом, следует отметить, что этот четверопеснец, вероятно, старше первых известных нам четверопеснцев святого Иоанна Дамаскина и преподобного Космы Маиумского. Его содержание важно для понимания иерусалимского богословия V–VIII веков, в частности, темы «Бог пострадал во плоти», нетленной и животворящей смерти Христовой, славы Креста.
Перевод сделан протодиаконом Владимиром Василиком с издания «Удзвелеси Иадгари (Древний Иадгари). Тбилиси. 1984. С. 206–210.
ЧЕТВЕРОПЕСНЕЦ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ ИЗ ИАДГАРИ
Блаженны.
Глас приносим Тебе, Христе,
как разбойник на кресте:
«Помяни меня, Господи,
когда приидеши во Царствие Твое.
Молитву приносим Тебе, Христе,
Со слезами покаяния:
«Помяни меня, Господи,
грешного раба, молюсь Тебе».
Как агнец в жертву приносишься,
И как Пастырь гневаешься.
Помяни меня, Господи,
Грешного раба, молюсь Тебе.
Праведен Ты еси, Господи.
И праведен суд Твой.
Помяни грешного сего
И остави согрешения».
Четверопеснец.
Возопих (в скорби моей).
Днесь Творец всего,
Страждешь волею Твоею,
Христе Боже,
Когда беззаконные ко кресту
Пригвоздили Тебя,
И воин копием пронзил
Пречистое ребро Твое.
И глас разбойника услышан был:
«Помяни мя, Господи,
Егда приидеши во Царствии Твоем».
Когда Ты посреди явился
Двух разбойников, Христе Боже,
Тогда завеса храма раздралась,
И сияние света тьмой покрылось,
И глас разбойника услышан был:
«Помяни мя, Господи,
Егда приидеши во Царствии Твоем».
В сей час померкло солнце,
И потряслась земля,
И все творение со скорбью
Творца всего узрело,
На древе повешенного:
И глас разбойника услышан был:
«Помяни мя, Господи,
Егда приидеши во Царствии Твоем».
Благословен еси, (Господи Боже отцев наших).
Когда на древо, Христе,
Креста Твоего Ты вознесся,
Тогда Ты избавил от рабства
Род человеческий.
Благословен еси, Господи,
Боже отцев наших.
Ты во гроб положенный
Волею, милостиве,
И державу лукавого,
И силу его истребивший,
Благословен еси, Господи,
Боже отцев наших.
Заповедь преступив Адам,
Изошел из рая.
Но повешенный на древе крестном
Разбойник вошел в рай.
Всесильне Господи,
Благословен еси.
Когда Ты пригвоздился, Спасе, к древу,
Исполнилось речение пророческое:
«Узрите жизнь вашу,
На древе повешенную.
И кто постигнет сие»?
Но мы славословим жизнь Сию.
Всесильне Господи, благословен еси.
Пророк Твой, Господи,
Научал образу Креста
И воздвизанием рук
Победил Амалика,
И землю научил тому,
Что Ты даровал с небес.
Всесильне Господи,
Благословен еси.
Когда распростер
Ты руки на Кресте,
Увидело творение и убоялось.
Как человек Ты преклонил главу,
И вышла сила Божества Твоего.
Ты сошел сокрушить ад.
Тело же Твое положено было
Во гробе новом.
Всесильне Господи,
Благословен еси.
Благословите (вся дела Господня, Господа).
Крест воздрузился на земле,
И Христос вознесся на него,
И во святой гроб положен был,
И от века умерших воскресил,
Священники, благословите,
Люди, превозносите Его во веки.
Волею за нас Ты пострадал,
Погребен и узы ада растерзал.
Священники, благословите,
Люди, превозносите Его во веки.
Ко кресту Ты пригвоздился, Христе Боже,
И рукописание наше разодрал.
И от века спящим свет явил.
Священники, благословите,
Люди, превозносите Его во веки.
Иные (тропари).
Днесь насаждено древо жизни,
Соделавшее жизнь на земле.
Им же разбойник вошел в рай.
В аду пребывающие возрадовались.
Ибо Христос пострадал волею ради нас.
Узы смерти Он растерзал,
И Божеством Своим восставил нас.
Сего ради поем и глаголем:
«Благословите все дела Господни, Господа».
Когда на древе Ты простерся, Христе,
То поношение разбойника беззаконно претерпел,
Но другой молитвою просил у Тебя милости,
«Помяни меня Господи,
Когда приидешь во Царствии Твоем,
И даровал Ты ему рай,
Сего ради поем и глаголем:
«Благословите все дела Господни, Господа».
Величит (душа моя Господа).
Величаем Тебя, небесную невесту,
Матерь Божию и Деву,
Бессеменно Христа Бога родившую.
От древа вкушением
Адам на смерть осужден был,
Христос Бог
На кресте пригвоздился,
Во гроб был положен
И узы ада, Как Бог, растерзал.
В песнех Его величаем.
Достойно из рая
Плода вкушением
Был изгнан Адам.
И достойно разбойник
Вошел в рай.
Ибо древом – согрешение,
И древом – исправление.
Ко древу Ты пригвоздился,
Христе, и неискусобрачная
Стояла Матерь Твоя,
Скорбящая с учеником возлюбленным.
В песнех величаем.