За столом у самой дружной семьи

Репортаж из Свято-Софийского социального дома

Возможно, многие из вас знают, что выпускники домов-интернатов (ДДИ) и дети с инвалидностью, по какой-то причине лишившиеся своих опекунов, попадают в психоневрологические интернаты, где попросту доживают свои дни в замкнутом пространстве.

Но есть и альтернатива жизни в ПНИ – сопровождаемое проживание, когда человек в домашних условиях при поддержке специалистов учится быть самостоятельным.

Я побывала в гостях у воспитанников Свято-Софийского социального дома (мы уже рассказывали вам о нем в другой публикации) – Ферузы, Кати и Леона, которые уже больше года живут в уютной квартире как одна дружная семья.

Женственная Катя

Катя Катя

Надо сказать, что я очень волновалась, как примут меня ребята, ведь об этом интервью я договаривалась с руководителем Свято-Софийского социального дома, а у них самих разрешения не спрашивала. «А что если они не захотят со мной общаться или могут быть просто не в настроении сегодня», – думала я.

Но все мои сомнения мгновенно развеялись, когда на пороге меня с улыбкой встретила очень нежная женственная девушка. Она с радостью приняла от меня небольшие подарки (цветы и торт) и, немного покраснев, представилась:

– Привет, меня зовут Катя.

Я уже много раз слышала про Катю, а вот увидела ее впервые. Наверное, поэтому не удержалась и сходу спросила:

– Ты же та самая Катя-блогер, да?

– Ну… я просто иногда снимаю и выкладываю видео, – скромно ответила девушка.

Катя вежливо показала мне, где я могу раздеться и помыть руки, а сама понесла ставить в вазу цветы – вернее, повезла, так как Катя, да и почти все проживающие в этой квартире ребята – колясочники.

Катю привезли в Домик в 2018 году сразу после смерти любимой мамы

Пока я снимала верхнюю одежду и мыла руки, в голове пронеслась история Кати.

Девочка попала в Свято-Софийский социальный дом, когда ей было 14 лет. Ее привезли сюда в 2018 году сразу после смерти любимой мамы. Привезли папа и родной брат. Возможно, мужчины понимали, что не смогут полноценно ухаживать за ребенком с инвалидностью, ведь у девочки врожденный порок развития позвоночника. А через некоторое время жизни в Домике (так ласково называют Свято-Софийский социальный дом) Катю ждало еще одно печальное известие: умер папа.

Однако все пережитые трудности, кажется, сделали эту девочку только еще более дружелюбной и внимательной по отношению к окружающим ее людям, и в Домике все сразу ее полюбили. Катюша оказалась очень ласковой, доброй, но главное – невероятно творческой.

Девочка захотела вести свой видеоблог в соцсетях: в нем она делится моментами из жизни – своей и других ребят, а еще занимается бисероплетением, делает очень красивые украшения. Кроме этого, Катя стала осваивать музыкальную грамоту и уже отлично играет на фортепиано!

Сейчас девочке 18 лет, она закончила школу и в будущем мечтает стать ветеринаром.

Семейный завтрак и список покупок

Катя отвела меня на кухню, где за большим столом уже сидели сопровождающие – сотрудники, которые обеспечивают поддержку ребятам в быту: Ольга, Надежда и Иннокентий; а с ними и моя любимая Феруза (Фира), которую я уже когда-то снимала для видеоролика. Только она, к сожалению, меня не вспомнила, посмотрела строго и даже немного насупилась, как мне показалось.

Сейчас в квартире живут трое ребят. Все они колясочники с ограниченными возможностями здоровья, и у каждого есть сопровождающий

Сейчас в квартире живут трое ребят: Фира, Катя и Леон. Все они колясочники с ограниченными возможностями здоровья, и у каждого есть сопровождающий. Один из «личных взрослых», как их называют, обязательно остается ночевать, а другие уходят вечером и приходят утром. Леона не было за столом: Иннокентий объяснил мне, что он еще отдыхает.

На столе уже дымились тарелки с вкусным омлетом и стояли чашки горячего чая. Перед тем как начать есть, мы прочитали молитву. Катя поставила в центр стола мои цветы – и получилось еще более уютно и красиво, а потом заботливо налила мне чай.

Мы все вместе, очень по-семейному, завтракали.

Я обратила внимание, что на кухне – множество разных картин и поделок. Мне рассказали, что все это сделали сами ребята. Больше всего мой восторг вызвали маленькие керамические фигурки: шкафчики, человечки. Их создала Фира – оказывается, она давно занимается керамикой. Сама же девочка все еще со мной не разговаривала, но активно и весело болтала с остальными.

– Так, а можно мне колбасу? – попросила она командным голосом, и все засмеялись.

– Фира просто жить не может без колбасы! Колбаса, по ее мнению, должна быть всегда, – пояснила мне воспитатель Надежда.

Когда Феруза брала из холодильника колбасу, я обратила внимание на то, что целую полку там занимают большие просфоры, и мы разговорились о храме.

Из огромного, почти в самый пол, окна кухни виднелись красивые купола и лес.

– Здесь рядом несколько храмов, – рассказали мне воспитатели. – Мы ходим все время в разные, по настроению, но главное, что везде нас встречают с радостью, а после службы всегда выносят большие просфоры из алтаря. Вон, уже их накопилось так много, что не успеваем есть.

Воспитатели Свято-Софийского социального дома – верующие воцерковленные люди

Воспитатели Свято-Софийского социального дома – верующие воцерковленные люди. Это важное условие, которое соблюдается почти для всех сотрудников службы помощи «Милосердие».

Тем временем Феруза самостоятельно нарезала себе колбасу, аккуратно положила ее обратно на полку и закрыла холодильник – и тут я заметила на двери приклеенный на магнит листочек с меню.

– О, ребята сами составляют меню? – поинтересовалась я.

– Да, это меню вчерашнего дня. Ребята очень любят готовить, сами придумывают блюда. Мы, конечно, им тоже помогаем во всем. А еще наш Леон ищет крутые рецепты в интернете, – пояснила Надежда.

– Недавно он нашел рецепт гречки по-купечески, было очень вкусно, – поделилась Катя.

– Да, очень вкусная была гречка с фаршем, – со знанием дела кивнула Фира.

– А что у вас сегодня будет на обед? – продолжала расспрашивать я.

– Девчонки, что сегодня будем готовить? – обратилась Надежда к девочкам.

– Селедку под шубой, – сказала Фира. – И котлеты, – добавила она с очень важным видом.

Катя даже не стала спорить с подругой и сразу же согласилась с ее выбором.

Одна из воспитательниц открыла холодильник и снова обратилась к Фире и Кате:

– Девочки, давайте посмотрим, какие продукты заканчиваются, и напишем список покупок.

Девчонки весело перечисляли, что необходимо купить, считали яйца, огурцы и помидоры.

– А еще надо обязательно купить колбасу, – снова добавила Фира, когда список, который писала Катя, был уже почти готов.

И все опять засмеялись.

Невероятный Леон

Леон Леон

После завтрака и составления планов на обед Катя вызвалась провести нам экскурсию по комнатам. Первой была комната Леона. Он как раз уже полностью проснулся и был готов принимать у себя гостей.

Когда я впервые попала в Домик, Леон сразу поразил меня своими умными рассуждениями о жизни

Конечно, я уже знала про Леона, что он просто невероятный молодой человек! Когда я впервые попала в Домик, он как-то сразу поразил меня своими умными рассуждениями о жизни. «Вот точно же это какой-то будущий гениальный информатик или программист», – почему-то подумала я тогда, такое вот Леон произвел на меня впечатление.

В Домике Леон живет с 14 лет, а сейчас ему 19. Это уже взрослый и очень серьезный парень. Он попал в государственный детский дом-интернат в шесть лет, а до этого жил с родителями, бабушкой и дедушкой. Говорят, что сам Леон с ужасом вспоминает, как в детском доме несколько раз падал с коляски и однажды даже сломал ключицу…

У Леона генетическое заболевание, при котором быстро прогрессирует мышечная дистрофия и постепенно наступает полное обездвиживание. Сейчас у него работают только кисти рук и голова. Раньше Леона возили в инвалидной коляске сотрудники Домика, но потом сбылась его большая мечта – парню купили кресло с электроприводом, и теперь он может ездить самостоятельно!

Комната Леона очень уютная, и я сразу заметила два больших аквариума в центре. В одном из них – огромный и очень страшный по виду паук, а в другом ящерица. Это, конечно же, не могло оставить меня равнодушной, и я стала расспрашивать Леона о его домашних питомцах.

– Это паук, девочка, ее зовут Луна, а ящерицу зовут Комета. Понимаешь, я просто раньше боялся пауков, поэтому и решил завести себе паука, ведь надо идти навстречу своим страхам. Не бойся, Луна добрая, если и может укусить, то совсем не больно. И она не ядовитая, хоть и выглядит зловещей.

– Ой, а что же они едят? – продолжила удивляться я.

– Я кормлю их живыми кузнечиками, одного кузнечика им хватает очень надолго, – охотно объяснил Леон.

Честно говоря, что бы там Леон ни говорил, паук все-таки показался мне слишком страшным и опасным, и я поразилась желанию парня идти наперекор своим страхам.

– Представляете, один раз Луна сбежала, и мы ее нигде не могли найти целую неделю…

– И где же она была? – я сразу пришла в ужас от одной только мысли, что могла нос к носу столкнуться со свободно бегающим огромным мохнатым пауком.

– Она сидела у меня под кроватью, – со спокойной улыбкой вдруг сказала Катя, а потом, тяжело вздохнув, добавила:

– Как же хорошо, что я этого не знала…

И мы все, не сговариваясь, рассмеялись.

Я заметила, что у Леона в комнате, помимо ящерицы и паука, целая коллекция игрушечных автомобилей, красиво выставленных на полках.

– Да, я очень люблю машины, – пояснил он, поймав мой взгляд. – Один раз у меня была возможность поехать в Германию и посетить завод Мерседеса! Вот это было очень круто!

– Ого, как здорово, а с кем же ты ездил?

– Я и мой воспитатель, мы были вдвоем.

– А еще Леон занимается 3D-моделированием, – рассказывала Катя.

Неожиданно появился Иннокентий и сказал, что у Леона скоро начнутся онлайн-занятия, и нам пришлось покинуть эту необычную комнату самого необычного и невероятного мальчишки.

Жизнерадостная и энергичная Феруза

Феруза Феруза

Дальше мы пошли в комнату девочек – Фиры и Кати.

Катя показала мне альбом с памятными ей фотографиями из прошлой жизни. На них она везде со своей мамой. Видно, что мама очень любила и баловала девочку: на Кате везде красивые нарядные платья, а в руках игрушки – куклы, мишки.

Фира сначала с интересом слушала нашу с Катей беседу, а потом перетянула внимание на себя, показывая свои поделки из керамики, которые мне понравились еще на кухне, рассказывая про свои любимые вещи.

Я заинтересованно слушала, задавала вопросы. В какой-то момент Фира вдруг взяла меня за руку, словно какой-то эмоциональный ступор снялся с невидимого крючка, и дверь к душе этой девочки открылась для меня. Феруза начала бурно рассказывать: про свою бабушку, про друга в школе, про занятия и активно расспрашивать меня о моей жизни. Я старалась искренне отвечать на все, что она хочет знать, поддаваясь ее напору и в то же время какой-то милой простоте.

Еще несколько минут общения – и я уже доверчиво жаловалась Фире на жизнь, на сложности в воспитании сына, на его проблемы в школе. А девушка давала мне очень мудрые советы: как правильно выстраивать отношения, что ответить, как быть, что передать сыну от нее. Я в свою очередь интересовалась историями о ее бабушке, но тут девочка пояснила, что это не совсем бабушка, а ее бывшая воспитательница. Дело в том, что она так привязалась к ней, что даже когда ей пришлось сменить место работы, то продолжила общаться и называть ее своей любимой внучкой. Сейчас они ходят к друг другу в гости и очень часто созваниваются, как родные.

Мне стало тепло от этого доверительного разговора и от этой руки в моей руке…

История Ферузы такая же поразительная, как и все истории детей, живущих в Домике.

У девочки огромное количество разных диагнозов от врачей: начиная от нарушений опорно-двигательного аппарата, проявляющихся невозможностью передвижения без использования технических средств, и заканчивая интеллектуальными ограничениями.

В медицинской карте Фиры было написано, что она необучаема. Но сейчас она очень хорошо учится в школе и посещает множество кружков

В Домике Феруза с 2015 года. Когда она впервые переехала сюда, ей было 9 лет, а сейчас уже 16. Родители отказались от нее сразу же после рождения, и девочка росла в интернате, в отделении для самых тяжелых детей со множественными пороками развития. Но при этом она была, наверное, самой активной и сильной среди них. Девочка самостоятельно ползала, научилась говорить и сама с аппетитом ела. Кроме всего прочего, в ее медицинской карте была запись про то, что она необучаема.

Удивительно, что сейчас она не только очень хорошо и с интересом учится в школе, но и посещает множество кружков: керамика, музыка, кулинария, танцы и бассейн. Говорят, что вечером, когда все уже спят, она садится делать уроки со словами: «А вот двоек у меня никогда не будет!»

Покупки и самый вкусный обед

Тем временем список продуктов был составлен, и Леон как настоящий мужчина был готов отправиться в магазин. Кстати, пока мы общались с девчонками, к Леону в гости пришла девушка. Это доброволец Свято-Софийского дома, и они с ним давние друзья. Мы все вместе напросились сопровождать Леона в магазин, а девочки уже начали хлопотать на кухне – готовиться к обеду.

В магазине Леон проявил себя как истинный глава семьи: обращал внимание на все акции и скидки, старался выбирать продукты качественные, но недорогие, изучал состав и сравнивал цены.

Леон и Иннокентий Леон и Иннокентий

Сопровождающий Леона, Иннокентий, объяснил мне, что у них от Свято-Софийского дома есть банковская карта, которой они расплачиваются в магазинах. Это позволяет ребятам приобрести необходимые для жизни навыки: ориентироваться в стоимости продуктов, пользоваться банкоматами и кассами, планировать бюджет. Карта пополняется за счет пожертвований, поступающих на расчетный счет Домика. Сопровождаемое проживание ребят на квартире – некоммерческий проект и существует исключительно благодаря финансовой поддержке сторонников.

Чтобы закупить продукты по списку, нам пришлось обойти три магазина – и, наконец, мы все вместе вернулись в теплую квартиру, где на кухне уже вовсю кипела работа. Катя что-то жарила на сковороде, а Феруза натирала на терке морковь.

Воспитатели тоже помогают девочкам, но те очень стараются во всем проявлять самостоятельность.

После получаса дружных веселых разговоров перед нами были расставлены тарелки с горячим вкусным супом, который сменили макароны с котлетами. И, конечно же, на столе было большое блюдо с нарезкой из колбасы.

Фира сидела рядом со мной, и мы продолжили наше общение обо всем на свете.

– Очень вкусную колбасу вы купили, – периодически отмечала она, с аппетитом уминая кусочек за кусочком.

Леон тоже принимал активное участие в наших беседах, с удовольствием рассказывая истории о путешествиях и своих питомцах.

Я заметила, что за столом царила очень теплая атмосфера, сопровождаемая радостным смехом, улыбками, иногда спорами о чем-то

Я заметила, что за столом царила очень теплая дружеская атмосфера, сопровождаемая радостным смехом, улыбками, иногда спорами о чем-то. «Прямо как должно быть в настоящей хорошей семье», – подумалось мне.

Хотелось сидеть с ребятами еще и еще, но пора было уходить, и от этого мне стало немного грустно. Мы обменялись с Катей и Фирой телефонами, обещая писать друг другу в мессенджеры.

Уже по дороге к себе домой я с улыбкой вспоминала Ферузу, ее мудрые комментарии и теплую руку… Потом, уже вечером, я с восторгом рассказывала друзьям и сыну о встрече со страшным пауком и ящерицей и об их отважном и умном хозяине. Всех привела в восторг история о том, как паук неделю бегал на свободе. И еще немного с грустью я вспоминала счастливые фотографии Кати: на которых она с любимой мамой и кошкой на фоне скромного деревянного дома… Следом за этим вдруг в голове поселилась страшная мысль: «А что было бы, если бы в жизни этих ребят никогда не возникло бы сестер и добровольцев из службы помощи “Милосердие”?»

Помочь Ферузе, Леону, Кате и всем жителям Домика:

Свято-Софийский социальный дом православной службы помощи «Милосердие» – негосударственная некоммерческая организация, которая существует в основном за счет пожертвований от физических и юридических лиц.

Пожертвования благотворителей позволяют оплатить коммунальные услуги, приобрести медикаменты и медицинские изделия, выдать заработную плату сотрудникам, купить мебель и оборудование, приобрести бытовые расходные материалы (подгузники, влажные салфетки, бумажные полотенца и пр.) и подарки к праздникам.

Кроме того, мы очень хотим найти для каждого ребенка финансового попечителя, ведь каждый из наших воспитанников вырастет, но не станет полностью самостоятельным в силу тяжести имеющихся нарушений. Для особых ребят жизненно важно, чтобы и после совершеннолетия рядом с ними оставались близкие люди, готовые помогать и поддерживать, дарить ощущение стабильности и безопасности.

Именно поэтому мы ищем надежных людей, готовых разделить с нами ответственность, чтобы у ребят была уверенность в завтрашнем дне! Свяжитесь с нами, и мы вместе найдем лучший вариант сотрудничества.

Лолита Наранович
Фото: Ольга Стефанова

1 июня 2022 г.

Узнать подробнее можно по телефонам:

  • +7 926 409 65 08 (Светлана);
  • +7 916 005 44 43 (Мария)

Оказать помощь проекту можно здесь.

Поддерживая проект финансово, вы помогаете детям жить там, где их любят!

Также можно отправить SMS со словом «ДОМИК» и суммой пожертвования на короткий номер 3434 (например, «Домик 300»).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я всю ночь читала статьи и рыдала: ‟Вот это люди! А я – что?”» «Я всю ночь читала статьи и рыдала: ‟Вот это люди! А я – что?”»
Светлана Бабинцева
«Я всю ночь читала статьи и рыдала: ‟Вот это люди! А я – что?”» «Я всю ночь читала статьи и рыдала: ‟Вот это люди! А я – что?”»
История одной сестры милосердия
Светлана Бабинцева
Господь видел, что я не могу так больше, и услышал мои молитвы.
Свято-Димитриевский детский центр: «Все педагоги занимаются Христовым делом» Свято-Димитриевский детский центр: «Все педагоги занимаются Христовым делом» Свято-Димитриевский детский центр: «Все педагоги занимаются Христовым делом» Свято-Димитриевский детский центр: «Все педагоги занимаются Христовым делом»
Александра Шибалина
Три года назад «солнечный мальчик» Никита из многодетной семьи забивался под стол и вообще не говорил. Сегодня он поет в хоре и играет с другими детьми.
Подружиться с ребенком, чтобы в 18 лет сдать его в ПНИ?! Подружиться с ребенком, чтобы в 18 лет сдать его в ПНИ?!
Светлана Бабинцева
Подружиться с ребенком, чтобы в 18 лет сдать его в ПНИ?! Подружиться с ребенком, чтобы в 18 лет сдать его в ПНИ?!
Беседа со Светланой Бабинцевой, директором Свято-Софийского социального дома
В Домике живут 22 ребенка с тяжелыми нарушениями развития. Некоторые не ходят и не говорят, но каждому стараются подарить обычное детство.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×