Что такое литература для подростков? Какая она? Нужна ли вообще? Нам неприятно, что целое поколение наших детей окружено безудержным Интернетом. Даже если у твоих сына или дочери нет пока какого-нибудь гаджета с экраном, то они есть у окружающих. И ты понимаешь, что не оградишь, не запретишь. Единственный выход, наверно, – постоянно учить выбору, постоянно предупреждать об опасностях и заранее выработать иммунитет. Это – как с музыкальным вкусом. Человек с детства слышит церковное пение, классическую и просто хорошую музыку, погружается в светлый фольклор. Он слышит и все остальное. И может даже полюбить это остальное… Но у него есть с чем сравнить. У него есть то детское воспоминание, о котором говорил Достоевский в «Братьях Карамазовых». Спасающее воспоминание:
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома».
В детском саду, в начальной школе дети очень любят книжки. Вокруг них огромное количество отличных текстов, внимательных, настоящих писателей. И даже мультики не затмят их. А вот у подростков и молодежи – по-другому. Интернет, ролики, фильмы, соцсети… Это такое легкое, беззаботное клиповое сознание. Это бесконечный поток, в котором сложно соскучиться. А ведь кто-то великий говорил, что именно скука провоцирует на творчество, на развитие ума. Скука – очень мощный двигатель для юной души, которая должна постоянно двигаться.
Мне кажется, что мои дети начали активно читать именно из-за этой скуки. Из всех источников информации для них были постоянно доступны – в неограниченном количестве – только книги. А когда их накрыла неизбежная волна гаджетов, им уже было знакомо это ни с чем не сравнимое ощущение погружения в настоящий текст.
Особенно четко я увидела этот эффект на среднем сыне – очень активном и компанейском. Он из тех детей, которые не любят подолгу спокойно рисовать или играть на музыкальных инструментах. Ему нужны двор, мяч, ребята. А если нет – будет бегать по потолку… Он любил, когда я читаю или рассказываю что-то перед сном. Но усадить за летнее чтение по школьному списку было трудно. А потом вдруг появился Носов с его достаточно крупным «Дневником Коли Синицына». Затем – Валентина Осеева с огромным, пугающим моего Ваню, томом про Васька Трубачева. Как же он не хотел читать про этого Васька! Но потом я узнала про эту книжку все... Теперь уже перед сном все слушали не меня, а Ваню, который не мог остановиться, пока не перескажет целую главу… Просто пришло время, и он встретился со своими писателями.
Излишнее погружение в книги – тоже уход от реальности. Тоже зависимость
Но здесь уже возникает другая проблема. Излишнее погружение в книги – тоже уход от реальности. Тоже зависимость. И может случиться так, что человеку уже будет все равно, что читать. Дети идут в библиотеку и выбирают книгу по обложке. А надо бы по автору. Ведь плохой писатель хуже убийцы. Его ненужное слово попадает в души. Как оно прорастет? К чему приведет?
Я спросила у своей 14-летней дочки, большой любительницы чтения, какими должны быть книги для подростков. И зафиксировала три параметра.
- Во-первых, без скучных описаний. Описания могут быть. И даже очень длинными. Но даже природу можно описывать так интересно, как Майн Рид. А можно так, что подросток, даже самый усидчивый, обязательно споткнется.
- Во-вторых, читать должно быть очень интересно, увлекательно. Это, мне кажется, особый дар. Когда литература не приключенческая, а тебе невозможно интересно.
- И, в-третьих, читатель должен сам догадываться, делать выводы, искать объяснения. Это, наверно, самое главное. Любой молодой человек ищет смыслы. Хочет сам дойти, сделать открытие. Вот как во «Властелине колец». Мне постоянно с круглыми от удивления и внезапной радости глазами рассказывают, как без одного события не было бы другого, как один маленький поступок привел к целой череде «случайностей».
Читатель должен сам догадываться, делать выводы, искать объяснения
Издательство «Вольный Странник» ищет таких писателей. Простых, внимательных, настоящих. Для которых юношеская литература – не способ прославиться, а труд и ответственность. Счастливый труд и счастливая ответственность.
Золотой век детской литературы пришелся на советское время. Все, что нельзя было сказать в текстах для взрослых, расцветало в эзоповом языке детских сказок, рассказов, повестей, мультфильмов. Через асфальт могут прорасти только самые сильные цветы. И они проросли тогда. Их благоуханием мы питаемся и питаем своих малышей до сих пор.
А сейчас – среди засилья доступной, легкой, развлекательной и опасной информации – дай Бог, наступит время настоящей литературы для тех, кто в ней больше всего нуждается. Для тех, с кем нам бывает сложно, но кто уязвим и наивен больше, чем малые дети.
Среди своих любимых писателей моя дочка называет Пушкина с его простотой и ненавязчивостью, из зарубежных авторов – Толкина, Льюиса, Майн Рида, Конан Дойла, Стивенсона и Туве Янссон. Но уже появляются в ее руках жемчужины, рожденные здесь и сейчас. Которые так же искренне и осторожно общаются с чуткой, взрослеющей душой. Ничего не навязывая, не осуждая, а вдохновляя. Не привлекая интересной картинкой, а незаметно показывая пример, которому захочется следовать. Который будет жить в душе всю жизнь. Который стыдно будет предать.
***
Положение о конкурсе Вы можете найти на сайте Издательства «Вольный Странник».
Ждем Ваши работы!