Ждем всех желающих на презентации книги Олега Симонова «Грозовые раскаты» 22 февраля в 18.00 в культурном центре «Покровские ворота» (метро «Китай-город», «Чистые пруды», «Курская»).
Детство – это всегда интерес к жизни, жажда приключений, стремление познать мир, яркие переживания, мечты о будущем. Но как часто детство омрачается слишком ранним соприкосновением с кругом взрослых проблем, с несправедливостью и предательством, с историческими катастрофами. В мир непростого детства мальчишек 1930-х годов погружает читателя новая книга Олега Симонова «Грозовые раскаты». Повесть о Пашке и его друзьях».
Пашка переезжает в Москву из Рязани, где для них с мамой теперь опасно жить. Родной храм в Рязани закрыли, священник репрессирован, начались аресты прихожан. Пашкина мама, не дожидаясь, пока за ней придут, вместе с сыном уезжает в Москву, надеясь «затеряться в большом городе».
Отныне Пашкино детство будет проходить на окраине столицы, в поселке у Тимирязевской академии. Здесь стоит деревянный храм, где пока еще совершаются службы. В этот храм приходят и Павел со своей мамой, совсем чужие в большом незнакомом городе.
«Встали у входа в церковь, мама хотела дождаться батюшку – благословиться на новое житьё-бытьё. Вокруг храма собралось довольно много людей – видимо, к вечерней службе. Народ по виду был свой, как будто не городской. Несколько степенных мужиков с окладистыми бородами, бабы в больших ярких платках, две девочки-тихони в сарафанах. Вдоль забора разгуливал большой пушистый кот, он не пугался людей и милостиво давал себя гладить. Сквозь пролом в заборе во двор заглядывала старая общипанная коза и задумчиво жевала травку. Пашка, увидев такую привычную домашнюю картину, вдруг невольно почувствовал, как много нового вошло, даже ворвалось в его жизнь за один день».
Каждый день в большом городе открывает для Пашки что-то новое, но порой совсем безрадостное. Среди прихожан – еще несколько мальчишек разных возрастов, но они не хотят знаться с Пашкой. В атмосфере страха, где опасность подстерегает верующих на каждом шагу, любой человек может оказаться предателем. Это знают даже дети и не доверяют новичку.
Удивительно передает писатель Олег Симонов атмосферу того времени, где страх соседствует с увлекательным строительством новой жизни, где люди живут или следуя за своими идеалами, или предавая их.
Ощущение присутствия в прошлом столетии не покидает читателя, будто машина времени переносит тебя в другую эпоху
Ощущение присутствия в прошлом столетии не покидает читателя, будто машина времени переносит тебя в другую эпоху. Вот Пашка, не выдержав глумления комсомольцев над святыней, стреляет из самодельного лука в комсомольский транспарант. Подвергнув себя опасности, он завоевывает доверие мальчишек-прихожан, которые отныне становятся его самыми близкими друзьями.
«Тёма отодвинул балку и спустил лестницу. Через минуту послышались тихие шаги в комнате внизу, лестница заколыхалась, в убежище просунулась запылённая физиономия Тима. Он подтянулся и стал на четвереньки, его нарочито сосредоточенное лицо вдруг расплылось в довольной улыбке, которую нечасто доводилось видеть даже друзьям:
– Ну, чего уставились?! Пацаны, нас теперь пятеро!!!
Из-за пятки Тимофея на ребят смотрели тёмные глаза Пашки».
Мальчишки стали неразлучными. Вместе они сооружают в лесу «веревочную страну», вместе противостоят местным хулиганам, вместе спасают от верной гибели беспризорника-уголовника, в душе которого неожиданно вспыхивают искры благодарности.
Вера в них иногда колеблется, а иногда и совсем покидает юные сердца. Ведь им так хочется жить полной жизнью
Параллельно идёт церковная жизнь ребят. Соорудив маленький парусник, священник устраивает для них поход по местным водоемам, стараясь укрепить в детях веру, вдыхая в их души доброту и любовь. Но вера в них иногда колеблется, а иногда и совсем покидает юные сердца. Ведь им так хочется жить полной жизнью, они мечтают смело смотреть в будущее, как те пионеры, лагерь которых виднеется на противоположном берегу.
«Сомнения и раньше кружились вокруг Пашки, но до сих пор не проникали в сознание. Все эти месяцы и годы он спокойно и особенно не раздумывая шёл-брёл своим путём, прекрасно понимая, что у них с мамой всё правильно. Плевать на дурные мысли, неважно, что говорят другие, Божия правда на свете всё равно победит! Так учила его мама, так верил он сам. И сейчас, казалось бы, что изменилось? Ну, пристал к нему директор, подумаешь?! Борисыч ведь не сказал ничего нового – ничего, что могло качнуть его душу? Вроде так. Но сегодня Пашка, пожалуй, в первый раз в жизни по-настоящему ощутил – он один. В этом классе, в этой школе, а может, на всём белом свете? Маленький мальчик, который вместе со своей мамой верит в такие вещи, которые давно забыты знающими, образованными, передовыми людьми».
Проходя через сомнения, получая порой очень горький опыт, общаясь со священником и друг с другом, стараясь влиться в окружающую жизнь и при этом сохранить веру, герои книги остаются обычными мальчишками, готовыми пуститься в опасные приключения, ввязаться в драку, доказать свою смелость, защитить друга, сражаясь до крови.
Вместе с Пашкой и его друзьями читатель встречает в 1930-х годах удивительных взрослых людей. Это и священник отец Иоанн, никогда не унывающий и радостный, несмотря на осознание собственной обреченности, и вдова репрессированного священника Варвара Александровна, взявшаяся учить Пашку игре на фортепьяно, и староста храма Григорий Васильевич – бывший купец, готовый умереть за веру. Да и во врагах Церкви видит автор повести Олег Симонов не просто отрицательных персонажей, но живых людей со своими судьбами, несчастьями, страхами. И участковый Пятаков, и комсомольцы-атеисты, и местная шпана обуреваемы сомнениями, иногда слышат голос совести, им не чужды убежденность, а порой и благородство.
На самом деле, как трудно рассказать детям и юношеству новейшую историю нашей страны! Почему были устроены такие страшные, кровавые гонения на веру? Почему, собираясь построить справедливое государство, их прадедушки и прабабушки допустили столько несправедливости? Какова была жизнь в условиях того времени? Этих страниц не вычеркнуть из нашей истории, и потому детям нужно знать правду.
Художественная правда, в которой нет фальшивых нот, дышит на страницах исторической повести Олега Симонова «Грозовые раскаты». Книга прекрасно иллюстрирована талантливым художником-графиком Олегом Зубаревым, что придает изданию особый документализм.
«Грозовые раскаты» – первая повесть дилогии о Пашке и его друзьях. Вторая повесть, которая называется «Пашкины крылья», будет выпущена вскоре. Книги можно читать как вместе, так и по отдельности.
Приятного чтения!