Мальчишки из 1930-х

О книге Олега Симонова «Грозовые раскаты. Повесть о Пашке и его друзьях»

Ждем всех желающих на презентации книги Олега Симонова «Грозовые раскаты» 22 февраля в 18.00 в культурном центре «Покровские ворота» (метро «Китай-город», «Чистые пруды», «Курская»).

Детство – это всегда интерес к жизни, жажда приключений, стремление познать мир, яркие переживания, мечты о будущем. Но как часто детство омрачается слишком ранним соприкосновением с кругом взрослых проблем, с несправедливостью и предательством, с историческими катастрофами. В мир непростого детства мальчишек 1930-х годов погружает читателя новая книга Олега Симонова «Грозовые раскаты». Повесть о Пашке и его друзьях».

Пашка переезжает в Москву из Рязани, где для них с мамой теперь опасно жить. Родной храм в Рязани закрыли, священник репрессирован, начались аресты прихожан. Пашкина мама, не дожидаясь, пока за ней придут, вместе с сыном уезжает в Москву, надеясь «затеряться в большом городе».

Отныне Пашкино детство будет проходить на окраине столицы, в поселке у Тимирязевской академии. Здесь стоит деревянный храм, где пока еще совершаются службы. В этот храм приходят и Павел со своей мамой, совсем чужие в большом незнакомом городе.

«Встали у входа в церковь, мама хотела дождаться батюшку – благословиться на новое житьё-бытьё. Вокруг храма собралось довольно много людей – видимо, к вечерней службе. Народ по виду был свой, как будто не городской. Несколько степенных мужиков с окладистыми бородами, бабы в больших ярких платках, две девочки-тихони в сарафанах. Вдоль забора разгуливал большой пушистый кот, он не пугался людей и милостиво давал себя гладить. Сквозь пролом в заборе во двор заглядывала старая общипанная коза и задумчиво жевала травку. Пашка, увидев такую привычную домашнюю картину, вдруг невольно почувствовал, как много нового вошло, даже ворвалось в его жизнь за один день».

Каждый день в большом городе открывает для Пашки что-то новое, но порой совсем безрадостное. Среди прихожан – еще несколько мальчишек разных возрастов, но они не хотят знаться с Пашкой. В атмосфере страха, где опасность подстерегает верующих на каждом шагу, любой человек может оказаться предателем. Это знают даже дети и не доверяют новичку.

Удивительно передает писатель Олег Симонов атмосферу того времени, где страх соседствует с увлекательным строительством новой жизни, где люди живут или следуя за своими идеалами, или предавая их.

Ощущение присутствия в прошлом столетии не покидает читателя, будто машина времени переносит тебя в другую эпоху

Ощущение присутствия в прошлом столетии не покидает читателя, будто машина времени переносит тебя в другую эпоху. Вот Пашка, не выдержав глумления комсомольцев над святыней, стреляет из самодельного лука в комсомольский транспарант. Подвергнув себя опасности, он завоевывает доверие мальчишек-прихожан, которые отныне становятся его самыми близкими друзьями.

«Тёма отодвинул балку и спустил лестницу. Через минуту послышались тихие шаги в комнате внизу, лестница заколыхалась, в убежище просунулась запылённая физиономия Тима. Он подтянулся и стал на четвереньки, его нарочито сосредоточенное лицо вдруг расплылось в довольной улыбке, которую нечасто доводилось видеть даже друзьям:

– Ну, чего уставились?! Пацаны, нас теперь пятеро!!!

Из-за пятки Тимофея на ребят смотрели тёмные глаза Пашки».

Мальчишки стали неразлучными. Вместе они сооружают в лесу «веревочную страну», вместе противостоят местным хулиганам, вместе спасают от верной гибели беспризорника-уголовника, в душе которого неожиданно вспыхивают искры благодарности.

Вера в них иногда колеблется, а иногда и совсем покидает юные сердца. Ведь им так хочется жить полной жизнью

Параллельно идёт церковная жизнь ребят. Соорудив маленький парусник, священник устраивает для них поход по местным водоемам, стараясь укрепить в детях веру, вдыхая в их души доброту и любовь. Но вера в них иногда колеблется, а иногда и совсем покидает юные сердца. Ведь им так хочется жить полной жизнью, они мечтают смело смотреть в будущее, как те пионеры, лагерь которых виднеется на противоположном берегу.

«Сомнения и раньше кружились вокруг Пашки, но до сих пор не проникали в сознание. Все эти месяцы и годы он спокойно и особенно не раздумывая шёл-брёл своим путём, прекрасно понимая, что у них с мамой всё правильно. Плевать на дурные мысли, неважно, что говорят другие, Божия правда на свете всё равно победит! Так учила его мама, так верил он сам. И сейчас, казалось бы, что изменилось? Ну, пристал к нему директор, подумаешь?! Борисыч ведь не сказал ничего нового – ничего, что могло качнуть его душу? Вроде так. Но сегодня Пашка, пожалуй, в первый раз в жизни по-настоящему ощутил – он один. В этом классе, в этой школе, а может, на всём белом свете? Маленький мальчик, который вместе со своей мамой верит в такие вещи, которые давно забыты знающими, образованными, передовыми людьми».

Проходя через сомнения, получая порой очень горький опыт, общаясь со священником и друг с другом, стараясь влиться в окружающую жизнь и при этом сохранить веру, герои книги остаются обычными мальчишками, готовыми пуститься в опасные приключения, ввязаться в драку, доказать свою смелость, защитить друга, сражаясь до крови.

Вместе с Пашкой и его друзьями читатель встречает в 1930-х годах удивительных взрослых людей. Это и священник отец Иоанн, никогда не унывающий и радостный, несмотря на осознание собственной обреченности, и вдова репрессированного священника Варвара Александровна, взявшаяся учить Пашку игре на фортепьяно, и староста храма Григорий Васильевич – бывший купец, готовый умереть за веру. Да и во врагах Церкви видит автор повести Олег Симонов не просто отрицательных персонажей, но живых людей со своими судьбами, несчастьями, страхами. И участковый Пятаков, и комсомольцы-атеисты, и местная шпана обуреваемы сомнениями, иногда слышат голос совести, им не чужды убежденность, а порой и благородство.

На самом деле, как трудно рассказать детям и юношеству новейшую историю нашей страны! Почему были устроены такие страшные, кровавые гонения на веру? Почему, собираясь построить справедливое государство, их прадедушки и прабабушки допустили столько несправедливости? Какова была жизнь в условиях того времени? Этих страниц не вычеркнуть из нашей истории, и потому детям нужно знать правду.

Художественная правда, в которой нет фальшивых нот, дышит на страницах исторической повести Олега Симонова «Грозовые раскаты». Книга прекрасно иллюстрирована талантливым художником-графиком Олегом Зубаревым, что придает изданию особый документализм.

«Грозовые раскаты» – первая повесть дилогии о Пашке и его друзьях. Вторая повесть, которая называется «Пашкины крылья», будет выпущена вскоре. Книги можно читать как вместе, так и по отдельности.

Приятного чтения!

Анастасия Горюнова

15 февраля 2022 г.

Приобрести книгу Олега Симонова «Грозовые раскаты. Повесть о Пашке и его друзьях» можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
НН20 февраля 2022, 18:55
Алексей:/Комментарии не радуют/-И не говорите! Как же надоела оголтелость в "бичевании" СССР!Я заметила:чем больше мы уподобляемся украинским бандерофашистам в желании "декоммунизировать" своё прошлое, предать своих предков- тем больше сопротивление адекватных людей,"рождённых в СССР". ОЛЬГА, да кроме "Тимура и его команды" вспомните А.Рыбакова "Кортик","Бронзовая птица","Последнее лето детства". Да и сейчас можно при желании Героев найти и в войнах в Чечне,на Донбасе, при тушении пожаров и тп. Кто мешает сделать их православными молодыми людьми,борющимися с разными экстремизмами, несправедливостью; спасающими людей ценой своей жизни...Это не интересно или дохода не приносит, и тренд другой?
Алексей20 февраля 2022, 16:54
Комментарии не радуют.Как же неприятно на православном сайте читать как опять богоборческую власть с православием примиряют.Есть царебожники,и видно есть и советобожники,не знаю как еще сказать.Какой раскол,о чем Вы?Логично и правильно обличать богоборческий строй и дети должны об этом знать.
Марина20 февраля 2022, 12:09
Какие хорошие иллюстрации!!!
Ольга 18 февраля 2022, 13:26
Захотелось перечитать повесть "Тимур и его команда" и другие произведения Аркадия Гайдара. Не представляю свое детство без советской литературы, учившей любви к Родине и человеку, дружбе, единству, взаимопомощи, чести и другим морально-нравственным ценностям, без которых не приблизиться к познанию Бога и нельзя стать духовным человеком.
НН18 февраля 2022, 12:36
Ольга, согласна с Вами. Павку Корчагина и "Тимура и его команду" поменяли на "Пашку и его друзей". Конечно, "Это совсем другое", но замена неравноценная. Минимум 2поколения выросли на примерах бескорыстного служения народу, защите и помощи слабым. Не без ошибок, но людей воспитывали в духе "Человек человеку друг, товарищ и брат", по Заповедям, но без Бога. Что лучше: когда малая часть народа(верующие) воспитывается по Божиим заповедям, а остальные в духе "Человек человеку волк" - вопрос. Хотя для большинства ответ очевиден: спасение души- чисто индивидуальное дело, а жизнь в мирском обществе, безопасность общества и отдельного человека зависит от поведения не только верующих, а всего народа.
Ольга17 февраля 2022, 22:51
Боюсь, что книга внесет вклад в увеличение раскола и тем самым ослабление общества, что с духовной точки зрения не может быть полезно. Тем более, что автор, видимо, не из своего личного опыта написал (что было бы ценно как любой документ эпохи), а из "комсомольского" усердия опять поделить мир на "плохих" и "хороших", но теперь с другой стороны. Увы, это те же самые грабли. Где же уже мудрость, понимание ценности мира и единства наших людей; если нехороши были советские пропагандистские книжки для детей, сеющие разделение, так зачем такие же книжки писать, только теперь православные?
Вячеслав15 февраля 2022, 20:08
В логике есть такой закон: если в составном высказывании есть хоть одно высказывание ложно, то ложно всё высказывание. Так и в этой книге, может там и есть правды, но столько разного бреда накрученного. Нам пытаются объяснить, что в СССР было ужасно жить. И это первая ложь, которая тянет за собой все остальное.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×