Предлагаем вниманию читателей портала запись презентации учебно-методического пособия «Дорога жизни», состоявшейся 6 октября 2021 г в Москве. Книга будет полезна родителям, педагогам, школьным и семейным психологам.
Основы христианской нравственности на максимально доступном языке
Иеромонах Кирилл (Зинковский), доктор богословия, наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии:
– Хочется обратить ваше внимание на это учебно-методическое пособие, которое вы видите здесь, у нас на столе. Название было выбрано неслучайно – «Дорога жизни»: это учебно-методическое пособие для занятий с детьми разного возраста, начиная с начальной школы и кончая последними классами, название, связанное с нашей историей, с городом, откуда родом авторы этого пособия, которые являются волонтерами Фонда «Православная детская миссия». Более 15 лет существует это волонтерское движение, которое также дополнилось созданием Фонда. Эти волонтеры – жители в основном Санкт-Петербурга, разных социальных групп, разного возраста; началось это движение в рамках общества «Покров», объединяющем высшие духовные и некоторые светские учебные заведения. И основано это пособие на их практическом опыте: волонтеры много лет посещали различные учебные, но чаще сиротские заведения, детей, которые лишены родителей, и предлагали им духовно-нравственные уроки. Безусловно, очень многое зависело от позиции директора детского дома, директора школы, и в то же время мы понимали, что эти дети из разных групп, кто-то получил какое-то воспитание, кто-то не успел получить, кто-то вообще родителей не помнит; в школах тоже разное мировоззрение учителей и родителей, поэтому неслучайно все эти уроки были ориентированы на такой вариант, который был бы удобоприемлем для людей с разным мировоззрением, чтобы основы христианской нравственности представить на максимально доступном языке, даже для людей, далеких от веры, от Церкви, как явление культуры и наследие лучших авторов разных эпох русской истории. И в итоге получилось пособие из двух томов, в первом томе в основном уроки по разным темам, во втором – различные приложения, и надо сказать, что первое издание имело довольно небольшой тираж, а нынешнее – уже очень солидный. Последнее издание – это издательство «Вольный Странник», много они нам помогли в оформлении, в том числе с помощью современных технологий: после каждой главы приводятся ссылки на произведения классиков русской литературы, и родители могут, наведя свой телефон на несколько специальных кодов, входить в приложение (естественно, авторские права все согласованы) и скачивать тексты, смотреть фильмы. Ребенок также будет смотреть фильмы или читать тексты в рамках темы, которую осваивает, в рамках того или иного занятия. Это очень ценно: получается, что книга дополняется вот таким, очень динамическим материалом. Ведь современные подростки привыкли воспринимать яркие картины, анимационные, ну, и главное, что они связаны единой темой, которая позволяет усвоить материал глубоко и серьезно.
Книга, сделанная с христианской любовью
Я, наверное, представлю всех наших дорогих гостей: иеромонах Варнава (Снытко), исполнительный директор Фонда «Детская миссия» и сам многолетний волонтер нашего движения; Валерия Геннадиевна Утробина, кандидат психологических наук, клинический психолог, семейный психолог и специалист по межличностным отношениям, а также Галина Леонидовна Пастур, она преподает литературу в одной из лучших школ Москвы, «Анализ художественных текстов» называется ее спецкурс. Гости наши имели возможность познакомиться с изданием, которое мы сегодня презентуем. Еще один гость собирался, но не смог сегодня с нами присутствовать, по своей основной деятельности, – это профессор Шмонин Дмитрий Викторович, он является проректором по научной работе общецерковной аспирантуры и докторантуры, а также председателем ВАКовского экспертного совета по теологии. Недавно, как вы знаете, теология была введена в разряд наук ВАКовских, и Дмитрий Викторович входит в этот совет, он много сделал на поле междисциплинарных исследований, популяризирует саму идею, что теология, богословие, наследие христианской нравственности может дать многое в сотрудничестве с такими светскими науками, как психология, педагогика и т.д. Буквально несколько слов из его отзыва: он говорит, что «эта книга сделана профессионально и с глубокими профессиональными знаниями педагогики и психологии, и, главное, с христианской любовью; в тексте раскрывается смысл названия – ‟Дорога жизни”, хорошо подобраны сюжеты, иллюстрации, вопросы и задания». Ну, и дальше в отзыве говорится о том, что этот опыт достаточно уникальный, и следует его популяризировать. И от себя, наверное, последнее скажу, что «Дорога жизни» – это и та дорога жизни, которая спасала в блокаду жителей нашего города, но сейчас проблема выживания стоит в другом контексте, духовно-нравственном: в современном мире, где информационное пространство заполнено призывами жить без всяких рамок и границ, зачастую стираются границы между тем, «что такое плохо и что такое хорошо», эпоха постмодерна, как говорится, размывание ценностных ориентиров. Поэтому название «Дорога жизни» было выбрано как очень важная, жизненно важная живая струя информации, которая может детям помочь найти какие-то главные маяки, почву под ногами почувствовать, сориентировать их, чтобы следовать путем именно жизни. Это раннехристианская, библейская тематика – есть путь жизни и путь смерти. И мы еще это выбирали с точки зрения истории нашего Отечества. Более половины тиража уже разошлось, но хотелось бы, чтобы в школах общеобразовательных, да и частных учебных заведениях, она стала пособием, которое помогало бы детям обрести духовные рельсы, чтобы они не потерялись в этом сложном мире.
Мы старались ненавязчиво обратить взор ребенка к вечным ценностям, к небу
– Когда добрые люди приходили в детские дома и встречались с горем, ведь первая и последняя боль на земле – это боль отвергнутого ребенка, – мы думали, каким образом ответить на очень остро звучащие вопросы, которые особенно часто ставят подростки: «Почему мама отказалась от меня?» – «В чем смысл жизни?» – «Почему я здесь сейчас нахожусь?» И вот, для того чтобы помочь ответить на эти смыслообразующие вопросы, собственно, мы и издали такое учебное пособие, и мы его очень долго ждали. Как в семье ждут ребенка, долгожданного, любимого, вот для нас это – такой любимый ребенок. Мы считаем, что это слово, конечно, отзовется у всякого родителя, у всякого человека, кто с ним соприкоснется. Вообще, само пособие в двух книгах представлено: первая книга представляет собой учебно-методические занятия, учебно-методический инструментарий, с которым можно подойти к ребенку, потому что мы имеем дело с его сердцем, здесь необходимо очень деликатно действовать. Мы старались ненавязчиво обратить взор ребенка к вечным ценностям, что называется, к небу, а в небо смотрят люди независимо от вероисповедания, потому что всем нравится небо.
Это пошаговое пособие: бери и действуй!
В двух томах пособие, 61 методическое занятие, 16 тем, причем возраста – до 9 лет, от 9 до 13 лет и от 13 и старше. Мы разделили, в силу возрастных особенностей, и получили добрые отзывы от Дмитрия Викторовича и от Герценовского университета, от Антуанетты Георгиевны Козловой, которая тоже не смогла сегодня быть по известным причинам, в силу разных заболеваний, – она преподает в Герценовском университете, а это лучший педагогический вуз страны. Она активно участвовала в постановке целей и задач, раскрытии материала, мы посылали книгу ей на редакцию и благодарны ей за живой отклик. Структура пособия – опора на традиции, интерактивность, как работать, учитывая возрастные особенности, и разные темы. Разделы – «О семье», «Ради мира на земле», «Миссия добрых дел». Кстати, «Миссия добрых дел» – это то, что тоже родилось в «Детской миссии»: дети из детских домов, конечно, нуждаются в заботе, в любви, но мы показали, что ту боль, с которой они столкнулись, возможно преодолеть, если они увидят рядом с собой другую боль. Наши дети стали посещать Дома ветеранов, дома престарелых, организовывать какие-то маленькие концерты, заботиться о других, которым тоже нужна поддержка и тепло, и таким образом получилось 50 добрых дел, в которых воплотилась миссия.
Боль, с которой они столкнулись, возможно преодолеть, если они увидят рядом с собой другую боль
«Любовь к Отечеству», «Дружба», сердечная тема, о смысле жизни… Содержит большой, богатый материал, который можно использовать в дополнение к занятиям. Отзывы получены синодальным отделом религиозного образования, потому что это «Православная детская миссия», но мы хотим подчеркнуть, что этот учебник – не Закон Божий, – тексты носят универсальный характер.
– Первое чувство, которое у меня возникло, когда я ознакомилась с этим пособием, – это был восторг. Такого я не ожидала, честно говоря. Это такое пособие практическое, которое поможет, я считаю, не только педагогу и психологу, но в каждой семье, любому родителю, который хочет сделать своего ребенка не только интеллектуально развитым, но и хочет, чтобы сердце и душа была наполнена теплотой и, самое главное, такими ориентирами, которые помогут ему в современном информационном пространстве выжить, и в этом мире непростом выжить! Восторг был вызван тем, что это пошаговое пособие: бери и действуй! Я уже применила на практике, у меня был вчера прием, позавчера прием, я каждый день принимаю людей как семейный психотерапевт, помимо того, что я читаю лекции в учебных заведениях, и, конечно, дорогого стоит вот такое практическое пособие. Восторг вызван тем, что навожу свой телефончик на QR-код, одна минута, и закачивается фильм про Иоанна Златоуста, «Миссия ‟Добрые дела”» называется, и вы сразу смотрите фильм. Дети у нас живут онлайн теперь.
Уникальная возможность тут же скачать песню, тут же смотреть фильм про Иоанна Златоуста. Это неоценимое пособие, прежде всего, потому, что оно практико-ориентированное.
Родители пишут мне письма про своих детей и просят, чтобы я с ними работала. Хочу зачитать письмо, которое мне прислала одна мама: «Добрый день, Валерия Геннадиевна. Нужна ваша помощь. Мой сын постоянно находится в угнетенном состоянии, его ничто не радует. Он ничего не хочет делать, и недавно сказал: ‟Зачем жить? Все равно мы все сдохнем”. Я очень переживаю за него, он находится в этом состоянии уже несколько дней, мне страшно за него. Пожалуйста, примите его в первую очередь, если это возможно». Это не единственный крик души родителя. Мне писали и дети. У меня была девочка 15 лет, например, на этой неделе, и то же самое. Дети не видят смысла в жизни, они говорят: «А зачем все?» Причин тут много, я сейчас не буду говорить о причинах. Но важно то, что в этом пособии есть все ориентиры для создания смыслов. Есть такая целая наука, ноология, о формировании смыслов, о реконструкции смыслов.
Дети не видят смысла в жизни, они говорят: «А зачем все?»
Мы все с вами заняты. Вот, я честно скажу, мне некогда копаться и сделать подборку, как вот это чувство сформировать, а как сказать, что нельзя врать, что за это будет. Я могу, конечно, сказать человеку, что вранье ведет к травматизму, мелкому и крупному, и привести конкретные примеры из практики, это действенно. Но если я еще подкрепляю это конкретными примерами, историями, которые другие люди рассказывают, и он сам это смотрит, то ему больше ничего не нужно говорить, он это принимает и начинает с этим жить дальше. Антуанетта Георгиевна Козлова, рецензент, доктор педагогических наук из Герценского университета, как раз сказала, что уникальность этого пособия заключается в том, что весь материал построен в интерактиве. То есть, игры, дискуссии, «круглые столы», постоянные вопросы. И это – самое большое достоинство. Пособие разбито по возрастам, и в каждом разделе – четкий, адекватный, адаптированный к возрасту язык, что очень важно. Антуанетта Георгиевна считает, что это пособие вообще может быть основанием для целого будущего комплекса по духовно-нравственному развитию ребенка, не только в школах, но и в семьях и различных учебных заведениях.
В пособии разбираются такие удивительные темы, как дружба, честность, «Красота спасет мир». И такой же пошаговый, отработанный на практике материал. Таким образом, формируются просоциальные установки, то есть установки, направленные на другого человека. Когда маленький ребенок, 10 лет, что-то делает для другого и видит, как тот этому радуется, его собственная жизнь наполняется смыслом. Он понимает, что можно делать добрые дела. Иногда дети спрашивают: «А какое доброе дело сделать в память об ушедшем дедушке?» – «Ну, не знаю, дерево посади». И знаете, что они делают? Они сажают дерево по Интернету! Есть такой сайт, там можно заказать любое дерево, и в любой стране мира посадят это дерево. Я говорю: «Но ведь сейчас осень, можно пойти, выкопать ямку, и ты сам посадишь, что захочешь, своему дедушке, который тебя когда-то воспитывал и которого уже нет на земле». То есть это пособие устанавливает у детей родовые связи.
Материал направлен на развитие души ребенка
Возрастные аспекты – для меня это очень важно, я как раз защищала диссертацию по возрастной психологии. Все разбито по возрастам. В младшей школе, до 9 лет – это одна картина мира, одно восприятие, у ребенка сильно развиты воображение, творчество. Ребенок должен запомнить и усвоить материал, он должен выделиться в школе, зарекомендовать себя. А что самое главное в школе для подростка 15, 16 лет? Это общение, он должен занять свое место в классе. Вчера ко мне пришла девочка 15 лет и рассказывает: она новенькая, недавно поменяла школу. И вот, она заходит в класс, а когда она выходит из класса, все начинают хлопать так громко, что сходятся учителя, которые вообще не понимают, что происходит. Представляете себе? Это у них такая практика психологического давления. Одна учительница даже стала аплодировать вместе со всеми, не поняв, в чем дело. А у девчонки – слезы на глазах, и она убежала. Она пришла ко мне вечером на занятия, и мы с ней разбирали, как себя в этой ситуации дальше вести. Это очень важно, дети не умеют такому противостоять. Не каждый может рассказать о том, что творится в школе, родителям, и не потому, что не доверяют, – здесь может быть много разных причин. В этом пособии есть необходимые инструменты: как вести беседу в сложной ситуации, как помочь ребенку. Оно отличается психологической направленностью.
А вот, например, тема: любовь к Отечеству. Дети смотрят фильм и слушают послание святителя Николая Японского, где он рассказывает, что нужно воевать, бороться и выйти победителем. То есть поднимаются и простыми словами обсуждаются такие важные темы, при этом подводится итог: письмо Николая Японского, слова Иоанна Златоуста или история Николая Чудотворца. Вся книга из этого состоит: разбираются уже готовые выбранные случаи и истории из жизни.
Диалог как основное средство взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребенка
Очень важен диалог. Именно он выбран как основное средство взаимодействия педагога и ученика, родителя и ребенка. В беседе, в спрашивании развивается способность мыслить и создаются условия для взаимодействия. Книга учит детей задавать вопросы, не стесняться, спрашивать, если что-то непонятно, если ребенок хочет высказать свое мнение. И тогда рождается диалог, ребенок начинает размышлять, что-то понимать и усваивать на долгие годы своей жизни.
Посмотрите на следующий слайд: здесь тоже диалог, дети любуются красивой природой. Естественно, в диалоге происходит развитие внутреннего потенциала и личностное развитие. Материал направлен на развитие души ребенка. Я читаю много литературы по специальности, но на сегодняшний день таких материалов, направленных именно на развитие души ребенка, очень мало. Даже православные психологи на это жалуются, а здесь у нас все есть.
А вот дети сажают деревья. Конечно, они запомнят день памяти Великой Отечественной войны: каждый сажал «добрый сад». В этом возрасте, до 9 лет, очень важны кинестетические ощущения. Если ребенок сам посадил дерево в память о великом подвиге, конечно, он запомнит это на всю жизнь. Дети очень восприимчивы, чувствительны, их души открыты, и чем мы их наполним, то и будет у нас. Чем мы сами наполним своих детей, такими мы их и получим, такой мир мы с вами и получим. Выбор остается за нами.
Выводить детей через культуру на христианские ценности
– Прежде всего, я хочу поделиться чувствами, которые я испытывала во время чтения этой книги. Я всегда начинаю с эмоций, а потом уже перехожу к анализу. И вот, я читала эту книгу с увлечением. Вы знаете, учебники читать обычно не очень интересно, это должны быть очень хорошие учебники. А здесь я с удовольствием читала, и не только истории и прекрасные стихи, а просто даже вопросы, которые задаются детям, – мне было очень интересно. Я стала думать: а почему мне книга так нравится?
У меня есть многолетняя проблема: я не очень понимаю, как можно на уроках литературы сделать так, чтобы встречались христианство и литература, культура. Например, «Посторонний» Альбера Камю, – как совместить изучение этого романа с христианством? И я всегда очень боюсь назиданий, особенно когда преподаю старшим школьникам. Я прекрасно знаю, что если я буду делать какие-то прямые отсылки к христианству, они будут это очень напряженно воспринимать. Сразу хочу сказать, что ситуация на самом деле грустная, потому что выясняется, что у современных детей, которые получают из Интернета очень разную информацию, уже нет общего культурного поля. Мое поколение, даже не растущее в церковной среде, знало, кто такие Христос, Будда. Современные дети ничего этого не знают, я просто поражаюсь, насколько они далеки от этого. Так что я всегда думала: как же помочь встретиться культуре и христианству? Конечно, я преподаю Достоевского, где это все более явно. Мне показалось, что в этой книжке в какие-то моменты эта встреча происходит. Если мы вспомним творчество Пушкина, мы увидим, насколько уже в начале XIX века русская культура, лучшая ее часть, была светской. И в этой книге я увидела, как встречаются культура и духовность.
Как же помочь встретиться культуре и христианству?
Помню, когда мы проходили «Макбета» и заинтересовались человеческими страстями в трагедиях Шекспира, я, конечно, рассказала про христианство, но это как-то повисло. А здесь, например, есть прекрасное интерактивное задание: дана реклама машины, и каждое высказывание на самом деле апеллирует к какой-то из страстей – зависть, гордыня, сребролюбие. Мне это очень понравилось, потому что это возможность действительно как-то завязывать преподавание на личном опыте и, даже напрямую не преподавая Закон Божий, выводить детей через культуру на христианские ценности.
Еще хочу сказать, что в этой книге детям рекомендуются прекрасные фильмы. Непросто найти фильм для школьников, в котором был бы прекрасный христианский мессидж, и не напрямую, а через сюжет, через интерес. А здесь я нашла очень много всего, что можно использовать. При этом все сделано очень органично, есть какая-то грация. Как сказал отец Кирилл, важно уметь говорить с людьми не на церковном языке, который сейчас тяжело воспринимается. Христианские понятия – вера, надежда, любовь, красота – ужасно девальвированы в современном мире, я часто боюсь о них напрямую говорить, потому что дети не любят пафоса. Как сделать эти понятия живыми для детей? Только через живые примеры, которых в этой книжке множество – и из литературы, и из каких-то прекрасных назидательных притч.
Христианские понятия – вера, надежда, любовь, красота – девальвированы в современном мире
Вот, вы говорили про письмо святителя Николая Японского. Что мне в нем понравилось? Этот текст неоднозначный, потому что там дается воззвание Николая Японского, где он благословляет японцев воевать против России, выполнять свой долг. Дети должны здесь задуматься, что это неоднозначная история о патриотизме. Такие противоречивые ситуации очень важны для старших школьников. Для маленьких детей в книге много каких-то творческих, интерактивных заданий, а старшим уже дается материал для осмысления, для выбора, для диалога.
Еще очень важное качество этих программ – междисциплинарность. В книге есть и биология, и ботаника, и право. Например, «Преступление и наказание» или фильм «Берегись автомобиля»: детям дается возможность разыграть эту сцену в суде. Прекрасно, что они могут сами вывести эти понятия, а не получить готовый результат, что хорошо быть честным. То есть дети задумываются: что же делать? В литературе, даже классической, много «благородных разбойников», и здесь они тоже упоминаются: и Раскольников, и Юрий Деточкин. Это же в основном антигерои. И в этой книге все это учтено, она меня этим просто восхитила.
Какую я вижу аудиторию для этого текста? Ну, прежде всего это, конечно, прекрасная книга для родителей. Но, помимо родителей и детей-сирот, книга, как мне кажется, очень важна и для детей благополучных. В школе программа выстроена лучшими педагогами мира, но вот программа по литературе, например, меняется каждые 10 лет. Или вдруг появляется какой-то новый предмет, что вызывает глобальные проблемы. Например, логическое мышление для младших школьников, и тут же начинаются споры: какая логика, у детей же эмоциональный интеллект развит? В этой книге тоже поднимаются глобальные проблемы, дети уже должны размышлять о своем месте в этом мире. Поэтому я и говорю, что аудитория – это и благополучные дети, которым очень не хватает вот этой вертикали.
Книга очень реальная и очень профессиональная
Я жила в Америке, мой муж стал священником в Американской Православной Церкви, и там тоже была огромная проблема: большинство родителей, которые здесь никогда не ходили в церковь, попадали туда из русской культуры и детей водили в церковную школу. Я преподавала там литературу и тоже всегда искала материалы. И я думаю, что эта книга пригодится и в Америке: там масса детей, которым это очень нужно, которые там теряются так же, как наши дети здесь теряются, а к тому же они еще теряют русский язык. Здесь я увидела очень много интересных заданий. Эта книга очень реальная и очень профессиональная. В ней три раздела: для детей до 9 лет, от 9 до 13 и от 13 до 17. Я не знаю, какие у нас психологи работали, но материалы действительно очень хорошо подобраны, и все сделано очень достойно, на любой вкус. Я даже встретила здесь свою любимую актрису Одри Хепберн. Мне кажется, это тоже очень важно.
Христианство невозможно без веры в человека
Отец Кирилл:
Иеромонах Кирилл (Зинковский) – В этой книге есть примеры не только веры в какие-то высшие ценности, веры в личность Бога. В ней есть и многое о вере в человека. Наша традиция, духовная, христианская, говорит о том, что христианство невозможно без веры в человека. В частности, я обратил внимание на один из примеров: это слепой академик Понтрягин, выдающийся математик, который ослеп в результате травмы и был в отчаянном положении. Его одноклассники сказали: «Мы будем тебе помогать во всем». Кто-то помогал ему по одному предмету, кто-то – по другому. В конце концов он закончил школу отличником, потому что дети болели за него, а он поверил в себя, поверил в то, что, несмотря на полную потерю зрения, он сможет все-таки окончить ВУЗ. Надо сказать, что потом он справлялся так хорошо, что есть даже в каком-то смысле смешная история из его жизни о том, как, будучи слепым, уже на лекции в высшем учебном заведении, в то время как остальные, зрячие студенты смотрели вполглаза, он, слепой, говорит: «Товарищ профессор, у вас там ошибка». По начертанию букв на чертеже, по тому, как профессор мелом стучал по доске, он понял, что там ошибка. Он был более зрячий, чем его однокурсники, получается так. Этот пример показывает силу веры в человека, силу веры в людей и в их взаимодействие. Это тоже очень христианская идея, которая в современном мире, может быть, где-то и понимается, но не всегда осуществляется. Благодарим наших гостей, благодарим издательство «Вольный Странник». Если у кого-то из вас есть вопросы, было бы приятно получить реакцию из зала.
Вопрос из зала:
– Во-первых, я хочу поблагодарить всех создателей, потому что я уже подробно ознакомилась с книгой, и она, безусловно, уникальна. Хочу поблагодарить за то, что это действительно христианское, православное мироощущение, но оно для всех приемлемо. Это просто какая-то великая победа. И еще огромное спасибо за то, что в книге абсолютно нет никакой слащавости, нет ничего, что бы коробило хоть в какой-то момент. То есть это явно сделано настолько любящим сердцем и с таким высоким профессионализмом, что низкий поклон за это создателям книги. Единственное, мне бы хотелось задать чисто практический вопрос, если можно, наверное, отцу Варнаве, потому что он ближе всех к самой практике проведения этих занятий: детишки, которые учатся, иногда, к сожалению, имеют ограничения, некоторую отсталость. Т.е. есть дети, которые соответствуют своему возрасту, а есть дети, которые не соответствуют. Как совместить на практических занятиях детей одного возраста, у которых разные возможности?
Отец Варнава (Снытко):
– Эта проблема очень остро стояла. Мы собирались, что называется, творческой группой, потому что все, причастные к этому пособию, имеют опыт общения с такими детьми. Мы сошлись на том, что это пособие, может быть, какие-то части, какие-то фрагменты, надо подавать с учетом личностных и возрастных особенностей ребенка. Не всегда бывает так, что ты подаешь материал, и ребенок в течение занятия его усваивает. Нет. Поэтому, с учетом того, к кому мы идем, мы могли какой-то материал разбирать и три встречи подряд, и четыре, и пять. А у нас, конечно, многие детишки не с сохранным интеллектом, но с очень живым сердцем, и их реакция бывает такая, что мне кажется, они гораздо острее, быстрее реагируют на какие-то вопросы, отвечают гораздо более искренне и в точку попадают, и для нас открывают что-то новое.
Отец Кирилл:
– Хочу только уточнить, что вопрос был про преподавание, когда в одной группе дети разного уровня. Отец Варнава частично ответил на него: в детских домах практически все дети с замедленным развитием. Но проблема эта действительно существует, буквально на днях мне одна женщина говорила, что заставляют в школе соединить группу таких и таких детей. Или, кажется, это было в старшей группе детского сада. Когда оказалось, что в группе 8 детей с замедленным развитием, воспитательница просила убрать только двух самых неадекватных, чтобы она могла навести хоть какой-то порядок, но, к сожалению, она не была услышана. Самые лучшие идеи можно испортить, когда нет обратной связи, диалога, про который мы говорим, потому что невозможно донести свою мысль до людей из-за шума и гама. Мне кажется, должен быть небольшой процент таких детей, тогда более здоровые будут подтягивать слабых. Если же какая-то мера превышена, мы вспоминаем слова Василия Великого: «Добро от зла отличается мерой».
Вопрос из зала:
– Скажите, пожалуйста, а можно применять это пособие при преподавании основ православия в УПК?
Отец Кирилл:
– Безусловно. Хотя в УПК, как я понимаю, структура преподавания немножко ближе к Закону Божьему. Отец Варнава, пожалуйста, прокомментируйте.
Отец Варнава:
Иеромонах Варнава (Снытко) – Так получается, что пособие носит универсальный характер. Поэтому, конечно, применяйте, и, если у кого-то есть желание, мы будем только рады – и в основах православной культуры, и, как сказала Галина Леонидовна, на уроках литературы. В этом смысле оно универсально. Мы старались найти универсальный язык, и, как было замечено, в книге нет никакой слащавости. Старец Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского, говорил так: «Не бойся с Богом быть требовательным, бойся быть с Ним неискренним». И когда наши добровольцы приходили к детям, одно из наставлений им было следующее: они должны быть искренними с детьми. Если ты не знаешь ответа на какой-то вопрос, так и скажи: «Я не знаю. Нам предстоит долгий путь, потому что я тоже еще ищу. Я могу предложить тебе то, что уже нашел». Такая форма ответа рождает универсальность и открытость, которые представлены в этих текстах. Теперь самое главное, чтобы нашелся человек, который мог бы это донести. Любящие родители, учителя, воспитатели, всякий новый человек.
Валерия Геннадиевна Утробина:
– Я полностью согласна с батюшкой: универсальность пособия заключается в том, что очень много гибкости и вариативности. Дается основная канва, а сам педагог, который ведет занятие, по ходу занятия и в зависимости от того, как дети реагируют, уже может дальше строить. И на уроках литературы, и в УПК, и я использую его на тренингах и в общении с детьми. Педагог должен быть готов к творческому ответу и креативно подходить к содержанию. Мне кажется, это замечательно: не стагнация, а движение. А основной материал здесь заложен.