Мы чествуем радостное событие — рождение пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — святого, который всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! (см. Мф. 3, 2) Это то обязательное условие для встречи с Божественным Светом и выхода из тьмы служения диаволу и греху.
Очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых.
Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже, когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже.
Зачастую люди даже очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам.
Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел говорит: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.
Чуть раньше апостол говорит: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (Рим. 13, 8–9).
Если мы называем себя учениками Христовыми, если мы помним о праздниках, постах, об утреннем и вечернем молитвенном правиле и о множестве других предписаний и поучений, которые мы слышим в церкви, но не имеем любви к ближнему, то мы ничем не лучше этих иудеев и фарисеев, которые всего лишь радовались тому, что среди них появился такой божественный пророк, святой человек.
Но проповедь Иоанна Предтечи осталась для них бесплодной. Это страшное предупреждение всем нам и еще раз призыв к тому, чтобы пересмотреть свою жизнь по Евангелию и по любви Божественной, и стать настоящими сынами Света, стать светильниками, которые светят во тьме. Чтобы наши ближние, озаряясь этой Божественной любовью тоже пришли к Божественному Свету и спасению, к Истине, к Господу нашему Иисусу Христу. Аминь.