Хлеб в пустыне

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали историю о том, как Христос чудесным образом через Своих учеников и апостолов накормил пять тысяч человек, «кроме жен и детей», то есть их было еще больше в пустынном месте. Он в пустыне накормил такое большое количество народа пятью хлебами и двумя рыбами. Люди шли за Христом, хотели услышать Его слово и получить утешение. И Он исцелял тех, кто к Нему приходил. И вот уже наступил вечер , и апостолы говорят Христу: «Отпусти этот народ, чтобы они пошли в город и купили что-нибудь себе поесть, потому что это пустынное место, здесь ничего нет » (Мф. 14: 15). А Христос говорит им: «Вот вы и дайте им есть». И тут нашлись эти пять хлебов и две рыбы, Христос их благословил, народ сел на землю, и произошло чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами такого огромного числа людей. И даже более того, осталось еще 12 корзин кусков этой еды.

    

Эта история еще раз нам напоминает о сверхъестественности нашей жизни во Христе. Господь без меры дает Своим ученикам благодать, и еще к тому же Он дает им способность, делиться этой благодатью со своими ближними. И когда мы делимся благодатью, евангельским словом, молитвой, учением, любовью и материальными какими-то благами, которые нам дает Господь, то видим, что они не иссякают, а наоборот только возрастают. В этом проявляется Божественная сверхъестественность. Мы сами не верим в то, что это возможно, но это происходит.

В этой евангельской истории есть один интересный момент, и хотелось бы на нем немножко остановить внимание. Это чудо происходит в пустыне, в тот момент, когда люди, пусть и ненадолго, но все-таки оставили свою привычную жизнь и ради встречи со Спасителем отошли от той скромной цивилизации, в которой жили и пошли за Христом в пустынное место, движимые интересом и любовью к Нему. Они даже не взяли с собой ничего, и собственно, поэтому и оказалось, что такое большое количество людей неожиданно осталось без пищи.

Пустыня, вообще, и образно и не образно, это особое место. Почему монахи убегали в пустыню? Монашество оно там в пустынях, в удалении от мира и зародилось. Почему Мария Египетская убежала бороться со страстями в пустыню? Сегодня мы вспоминаем мать Божьей Матери – святую Анну. Ведь когда ее муж Иоаким услышал слова укора, обвинения, а священник даже не взял у него жертву, потому что считал: если у них, Иоакима и Анны, в таком преклонном возрасте все еще нет детей, значит, по тогдашнему иудейскому мировоззрению, их Господь не благословляет, и жертву их нельзя принимать. Иоакиму было больно от этого, и он огорчился, и что он сделал? Он тоже уединился в пустыне и там молился, молилась и Анна святая. И их молитва в уединении была вознаграждена.

Это все нам говорит о том, что для того, чтобы стяжать особую благодать, для того, чтобы прояснилось наше духовное зрение, мы должны выйти в свою пустыню из этого мира, хотя бы на какое-то время. И именно в пустыне Господь совершил такое чудо с этими людьми. Это нам повод есть задуматься, что и мы в своей жизни всегда должны находить время и силы на время удаляться от естественного хода нашей жизни, которая может быть очень удобной, сладкой и привычной, но которая на самом деле не дает никакого исцеления нашей души и никакой благодатью не наполняет наше сердце. Мы хотя бы иногда должны удаляться в эту пустыню для того, чтобы стяжать настоящие дары Святого Духа. Но для этого нам нужны особые любовь и вера.

В сегодняшнем чтении апостол Павел призывает всех учеников Христа хранить единомыслие. Он говорит нам: «Не разделяйтесь между собой, не говорите, (что я вот с этим батюшкой, а я с тем батюшкой), я Аполлосов, я Кифин» (см.: 1 Кор 1: 12), – потому что такое разделение противоречит христианскому духу и учению, христианской любви, тому, чему учил Господь. Но этого разделения, к сожалению, очень много среди христиан и сейчас. Посмотрите, как диавол работает: сначала он нас разделял по поводу болезни или слухов о болезни, по поводу того, как надо себя вести, как правильно поступать, а как неправильно, как спасаться от нее, верить кому-то или не верить, прививаться или не прививаться. Помните, какое разделение вдруг произошло, какое испытание нашей веры! Многие люди, которые ходили в храм, они просто вдруг потеряли веру, им стало страшно. Есть даже до сих пор такие люди, которые перестав тогда ходить на службы и до сих пор не ходят, боятся. Но, если зреть в корень этого события, ведь это диавол нас всех начал делить на плохих и хороших, на правильных и неправильных. Сколько появилось людей, которые начали говорить постоянно об этом, кого-то обличать, заставлять. И внутри Церкви люди тоже разделились, и у каждого была своя правда, и мы с удивлением смотрели, как граница этого разделения вдруг проходит между нами и теми людьми, которых мы всегда считали единомышленниками.

Вот прошло вот это разделение, а потом еще большее, более страшное разделение настало. Священники с болью сейчас говорят про свое малое стадо, свои общины и приходы. Особенно это заметно на приходах за границей, в разных странах. Так вот батюшки говорят, что то, что ковид не добил, в смысле разделения между верующими, то вот эти потрясения, страдания и военные действия, и смерти, и политика, и разговоры все эти, – вот они это добили. Люди разделились еще больше.

И действительно, когда смотришь на все это, на самом деле приходишь в ужас, потому что вчерашние твои друзья-христиане вдруг тебя стали ненавидеть, и ты начинаешь их ненавидеть, и тебе кажется, что ты прав, а им кажется, что они правы.

Но ничего это не ново для христиан. Диавол всегда сеял эти плевелы, семена раздора, и поэтому еще две тысячи лет назад апостол Павел с болью и с любовью говорил об этом, чтобы все христиане говорили одно, движимые одним Христовым духом. Но для того, чтобы стяжать по-настоящему этот дух, нам надо находить время и силы уходить от мира, уходить в эту пустыню своего сердца и в ней искать Христа. Больше читать Священное Писание, святых отцов, потому что все, что мы видим, все, что происходит, – ничего нового по сути дела в этом нет. Новые формы, но содержание одно и то же.

Мы так много говорили о Церкви, о вере, искали какие-то новые формы проповеди, пожалуй, этому последние 30 лет было уделено, если не больше. Постоянные какие-то конференции, фестивали, форумы этому посвящали. Испытывали и осваивали различные электронные и цифровые новшества: «Вот так мы будем вести блоги, проповедовать, миссионерствовать», – и вдруг, когда наступили такие совершенно отчетливые потрясения, вдруг оказывается, что у многих из нас просто не оказалось достаточно любви, милосердия, способности сочувствовать чужому горю. Этой любви не оказалось даже просто для тех людей, которые страдают. Сейчас множество христиан просто страдает морально и физически, а мы при этом страдаем от уныния и не знаем, куда себя приложить страдаем от лени, от безделья, от одиночества. Если бы мы нашли в себе силы больше помнить о тех, кому сейчас по-настоящему тяжело, о тех священниках, которые находятся в тяжелых условиях, то и нам самим было бы легче, и Господь так же, как этим пяти тысячам хлеб, подавал бы и нам без меры благодать для спасения наших душ.

Будем помнить об этом и о спасительной пустыне, в которой каждый из нас может встретить Христа и получить от Него дар любви, дар благодати Святого Духа и дар познания тайн Царствия Небесного. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×