Мечтаешь о прохладе и надеешься, что не подует ветер, потому что любое движение воздуха обжигает. Нет, такой жары, как нынче, не было очень давно. Даже закаленные сербы не всегда выдерживают – что уж говорить о тех, кому родные -30 милее летних +20. А тут больше сорока – кто ж это выдержит. Передвигаешься медленно, как терминатор, соображаешь еще хуже, оживаешь только к вечеру, когда действительно повеет долгожданной прохладой. Но есть оазисы во всем этом испепеляющем ужасе – монастыри. Всё правильно вообще-то: что с точки зрения материальной, что с духовной – где тебе еще найти живительную прохладу? Монастырей в Сербии, слава Богу, много. Небольшие, расположенные в горах или лесах, они сегодня собирают много народу. Времена не из легких, поэтому сюда стремятся за утешением, добрым советом, да и просто для того, чтобы вздохнуть свободно.
Во всем этом испепеляющем ужасе есть оазисы – монастыри
Что нравится в Сербии, так это легкость и естественность общения. Нет искусственности, такого натужного «благочестия» в разговорах паломников, которое проявляется в сюсюкающем стиле: «Благословите-уси-пуси-чашечку-водицы-испить» (может, мне повезло, конечно, но если за 15 лет ни разу не встретил, то это все-таки правило, думаю). Разговоры ведутся либо в трапезной, либо в монастырском саду за огромным столом. Учиненный брат с радостью встретит и приветит тебя – будет и вода, и кофе, и лукум, и еда посерьезнее. Правда, есть из-за жары невозможно, но это мелочи.
Беседуют о том, что волнует, разумеется. Как относиться к очередному планируемому шествию извращенцев со всей Европы в Белграде, например. Что за чума обрушилась на Сербию, почему, если ты европеец, ты обязательно должен поддерживать всякую мерзость. Почему быть европейцем стало равнозначным разврату. Что общего, спрашивается, у европейских ценностей святого Саввы, Константина Великого, родившегося в Нише, Амвросия из Милана, Женевьевы из Парижа, Достоевского, Андрича, Экзюпери, Честертона и прочих настоящих европейцев с каким-то там, простите, «прайдом»? Рассуждают горячо, бывает. С цитатами. Очень часто звучит вопрос: «За что это нам?»
То же с Косово, эта рана постоянно кровоточит. «Почему мы теряем Косово? В чем мы провинились? За что это нам?» Ты равноправный участник беседы, тебя вовлекают в нее, несмотря на угрюмость, мигом определяют особенности акцента (пару раз ошиблись, перепутав с немцем – еле вырвался), и требуют ответа. Мол, а почему это Россия мигом не предоставит пару-тройку каких-нибудь таких военных штук, после применения которых любой геополитический вопрос будет разрешен раз и навсегда, и Сербия станет свободной, а мы все дружно заживем в православном царстве любви и братства? Признаюсь, иногда угрюмость помогает: посмотришь с нежностью на геополитического ревнителя, тот и успокоится.
Но ответ-то нужен, если вопрос задается честно. Недавно выручил один из паломников-собеседников – речь как раз зашла о «за что это нам» и о России. «Что вы, – говорит, – пристали к парню? Он что – Кир или Навуходоносор? Да и из вас пророк Иеремия так себе. Почитайте, кстати, его книгу: почему, спрашивается, на Израиль обрушились все беды, а? Батюшка, можно Библию?» Тут же принесли, собеседник раскрыл и прочитал: «Слова Ионадава, сына Рехава, соблюдаются. Он заповедал своим сыновьям не пить вина – и они не пьют его до сих пор, повинуясь заповедям своего предка. А вы Мне не повинуетесь, хотя Я говорил вам снова и снова!.. Потому так говорит Господь, Бог Воинств, Бог Израиля: Я обрушу на Иудею, на жителей Иерусалима все беды, которые Я предрек им, ибо Я говорил им, а они не слушали, звал их, но они не отвечали» (Иер. 35: 14–17). Закрыл Писание и посмотрел на нас: «Эти слова разве только к иудеям того времени относятся? Нас, сербов, Бог неужели не звал, не говорил нам снова и снова? Не продолжает говорить и звать? Да тут же прямая параллель, вы что, не видите? Ладно, оставим пророка Иеремию, давно дело было. Но Патриарх Павел разве не то же самое буквально пару лет назад говорил, даже кричал? И не из-за геополитики этой вашей мы теряем Косово и Метохию, а из-за нас самих. Вот ты, который оружие у России требуешь, да, ты скажи мне, у тебя семья большая? С женой не ссоришься? Нет жены – “подруга” есть? Замечательно. Где живешь? А, в Швейца-арии! Значит, из Сербии ты свалил. А кто работать здесь будет? Старики да бабки? Или албанцы, у которых по десять детей в семье? А в храм ты точно по воскресеньям ходишь?».
Не из-за геополитики этой вашей мы теряем Косово и Метохию, а из-за нас самих!
Парень говорил негромко, но слова его звучали как колокол, так мне показалось. Вопрошающий сник на глазах. Нет, желания обидеть, унизить его не было никакого – просто собеседник честно ответил на честный вопрос, я думаю. Потом говорит: «Что касается России, так ведь у них та же история, что и у нас. Всё время до их революции Христос русским кричал, умолял их быть христианами – что вышло в 1917 году? Сейчас, похоже, опомнились – Бог милостив. Но (ты уж прости, братушка, – это он мне) если всё русское возрождение не пойдет дальше лозунгов и золотых куполов, они опять перечитают, как и мы, пророка Иеремию на своей шкуре. Тут не в оружии дело – дело в сердце, насколько оно Христово».
Я сидел с откровенно тупой улыбкой – таким разделанным под орех давно себя не чувствовал. Чтобы хоть как-то сменить тему, пискнул: «Да, кстати: а почему Патриарх Павел всё еще не в святцах?» Ответ был общий, со всех сторон: «Так это не его проблема, а наша. Ему-то что, он у Бога. Нам бы еще туда».
Маленькие сербские монастыри действительно напоминают оазисы. Настоящих европейских ценностей. Очень надеюсь, что они помогут справиться с испепеляющей жарой. Народу сюда приезжает много. Уверен: не зря приезжают. По себе знаю.
P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:
- по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202201429782747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
- через PayPal: www.paypal.me/kosovskopomoravlje
Обязательна пометка: «Помощь Косово».