Православный календарьПравославный календарь
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.

«Только Христос не предаст никогда»

Наблюдения косовских сербов о жизни на родине и на сытой чужбине

«Часто приходится ездить по работе в столицу, в Белград. Но сама мысль о полном переезде туда мне претит: предки жили в Косово и Метохии, я там родился и живу – с какой стати мне покидать родную землю? Тяжело жить в Косово? – Да, бесспорно. Но лучше здесь, на родине, с тяжестью, чем где-то там – с воздушными замками и фальшивой деловитостью», – говорит Йован Зафирович, автор песен, афоризмов, сербский журналист.

Йован Зафирович Йован Зафирович

Многие молодые сербы Косово и Метохии пытаются примирить голос, с одной стороны, сердца, с другой – разума. Сердце призывает: «Останься, живи здесь»; холодный разум твердит: «Уезжай». Раньше такой разноголосицы не было, но изгнание православных сербов из своих городов, экономическая катастрофа, разорение военного времени сделали свое дело: те, кто раньше и в страшном сне не мог представить себе, что придется оставить родные места, воспринимал саму эту мысль как нонсенс, покидают Косово. Остаются самые крепкие, самые упрямые, самые безнадежные оптимисты.

– Что гонит меня с родной земли? Отсутствие элементарных условий для худо-бедно достойной жизни, это у большинства так, я думаю. Что еще? Неизвестность. Нет: даже неведение. Оно какое-то злое, пропитанное страхом, это неведение. Когда ты просто чего-то не знаешь, ты трудишься, пытаешься разобраться, внести ясность – а когда годами видишь безуспешность твоих попыток разобраться, обреченность твоих трудов, начинаешь испытывать чувство, близкое к темной, беспросветной печали, – говорит Йован.

Рассказы о том, что раньше люди в Косово и Метохии жили лучше и без войны, а то и в достатке, для молодого поколения – какая-то сказка, легенда. Сербы могли спокойно ездить по Косово, жить в городах, работать на заводах, ходить или ездить к друзьям на другой конец края? Нет, правда: у них была работа?! Дома? В них никто не плевал? – Сказки какие-то.

Мария Васич Мария Васич

Сейчас для жителя оставшихся сербских сел или деревень выбраться в город, например, Гнилане – целое приключение, и не самое приятное, надо признать. То есть это не обычная поездка сельского человека «в город» со всеми сборами и приятными волнениями, нет: чего-чего, а этого не будет. Ты едешь или идешь в свой бывший дом и пытаешься при этом делать вид, что «всё в порядке». В твоем доме живут новые хозяева, чьи дети смотрят на тебя как на инопланетянина, а подрастающие внуки смеются. Походить по родному городу ты, конечно, можешь: тебя особенно никто задирать не будет, особенно в супермаркете на окраине (ты ж деньги оставляешь), но посидеть с другом в кафе, скажем, обсудить с приятелями жизнь и прочие новости, да еще на сербском – это у себя в деревне, пожалуйста. А так у нас никакого насилия нет: у нас «всё нормально». Интересная какая норма: деньги оставил – по физиономии не получил – давай, до свидания – и не говори, что в Косово (когда-то твоем) всякие этнические меньшинства живут плохо, да и вообще – скажи спасибо, этническое меньшинство, тоже мне.

Кстати, о меньшинстве. В СМИ – что местных, «независимых», что международных – ни слова не говорится о том, что сербы на юге Косово, в Поморавье, до сих пор составляют треть от общего количества сербов всего края. Это «меньшинство» всё еще, несмотря ни на что, живет в общинах Косовская Каменица, Гнилане, Ново Брдо, Витина.

Но, увы, многие покидают родную землю. Дом, построенный прадедом, где жили дед и отец, покинут сыном – он с семьей где-то на чужбине. Таких заброшенных домов, откуда веет печалью, горем, безысходностью, много в нашем крае. Часто видишь и сожженные дома – они стоят как символ несбывшихся надежд, унижения, горя целых поколений.

Всё это и привело к тому, что сербы Косово и Метохии живут, постоянно мучаясь вопросом: покинуть ли родину, и если да, то куда ехать. Мой собеседник Йован, будучи ребенком послевоенного времени, полагает, что ответ ему известен:

«Я родился перед самой войной, и о жизни в Метохии, в наших селах, могу говорить только на основе воспоминаний старших. Из этих рассказов узнаю, что здесь царило веселье, жизнь на месте не стояла, люди были друг за друга, поддерживали, помогали, радовались и горевали вместе. Какое-то время так оставалось и после бомбардировок, но сейчас положение в корне изменилось: нас разъединяют, отсекают друг от друга. Старшее поколение уходит, а те, кто помоложе, покидает Косово по разным причинам. Оставшиеся живут в атмосфере недоверия, безнадежности. Но те, кто остается осознанно, из принципа, так сказать, полагают свою надежду только на Бога, вверяют Ему свою жизнь. «Только Христос не предаст никогда», – вот что они говорят и в чем убеждаются».

Недоверие сербов к албанским властям «независимого Косова» и поддерживающим эти власти западным силам понятно и имеет под собой основания. С доброй грустью вспоминают сейчас жители Поморавья русских и греческих солдат, чья база находилась недалеко от Гнилане и Витины. Большинство считает, что присутствие русской армии было главной причиной того, что сербы остались тогда в своих селах. Да и относились к российским солдатам не как к иностранцам, а как к своим. Сейчас, после ухода русских, отношение к «обеспечивающим безопасность» иностранным силам, скажу мягко, другое.

Русские в Косово Русские в Косово

Как и отношения с дорогими соседями. «Ты где живешь, а?! Ты на каком языке со мной разговариваешь?! Выучи сначала албанский, а потом приходи за своими справками!» – думаете, это какой-то единичный случай? Перестаньте: такие диалоги, точнее, монологи ведутся сейчас почти ежедневно в учреждениях «очень независимого Косова», куда «нахалы-сербы» смеют обратиться, например, за справкой, пособием, с просьбой о защите своих прав – имущественных или других. Ограбили их, видите ли. Побили, понимаешь. Церковь осквернили – мало ли. Учи албанский, меньшинство!

Доставка помощи Доставка помощи

Ограбили их, видите ли. Побили, понимаешь. Церковь осквернили – мало ли. Учи албанский, меньшинство!

Многие из этого «меньшинства», живущие в окрестностях когда-то сербских Каменицы, Гнилане, Приштины, предоставлены самим себе. В селах, где живут сербы, часто нет хорошей дороги, канализации, связи. Очень часто понимаем, когда едем с гуманитарной помощью в такие села, что приехали на место, когда дорога из асфальтированной (это для «титульной нации») превращается в то ли тропинку, то ли направление. Нищета, покинутость, безнадега. Для таких семей наши приезды, собранная нами (часто при поддержке читателей «Православие.Ru») помощь – свет в окне. Конечно, благодарят. Разумеется, молятся. Часто плачут. Впрочем, мы тоже слезы иногда не сдерживаем.

«Как живете?» – «Нормально». «Норма» – это унизительно низкое пособие, ниже всякого прожиточного минимума, которое никто никогда не перерасчитывал и не повышал, разумеется. Вот и учи на него своих детей, покупай продукты и что там еще. «Всё нормально».

В сербском анклаве В сербском анклаве

С желаниями и планами сербы Косово и Метохии осторожны, научились не увлекаться фантазиями и мечтами. «Довлеет дневи злоба его» – вот, наверное, главное правило.

Очень сложно сравнить жизнь людей Косово и Метохии с другими местами Сербии. Иногда такое сравнение просто раздражает – особенно тех, чье сердце осталось дома, в родном Косово:

«Белград – как птица в небе, а Косово – птица в клетке, и уж совсем не золотой. Разница огромна. В сытом Белграде люди могут строить планы и мечтать; в Косово же главная задача – проснувшись, увидеть, что дом и церковь целы, скот не увели, не украли трактор. Свободно дышать – вот наш приоритет. Нас часто не понимают, к сожалению. За построением планов и мечтаний не слышат зов трубы с Косово и Метохии», – говорит Йован Зафирович.

Мне кажется, что настоящая жизнь все-таки идет здесь, в Косово. Тяжелая, без воздушных замков и мечтаний, фальшивой деловитости. Но – с непостижимой часто верой, несломленным духом и терпением. Вопреки всему.

Йован Зафирович родился и живет в Косово и Метохии. Журналист, автор сборников песен, посвященных родному краю. Премию, которую получил за победу в конкурсе газеты «Политика» на лучшие афоризмы, передал детскому саду в Косовском Поморавье. Главной задачей своей работы считает объективный рассказ о жизни косовских сербов, их бедах и радостях, страданиях и вере народа, который одним своим присутствием так мешает официальной версии «достойного выбора западных ценностей независимого Косова».

Мария Васич,
Косово и Метохия
Подготовил Степан Игнашев

27 мая 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 604 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747, Петр Михайлович Д.;
  • через PayPal: www.paypal.me/kosovskopomoravlje

Обязательна пометка: «Помощь Косово».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Арно Гуйон: «Для доброго чуда супермены не нужны» Арно Гуйон: «Для доброго чуда супермены не нужны» Арно Гуйон: «Для доброго чуда супермены не нужны» Арно Гуйон: «Для доброго чуда супермены не нужны»
Как только мы перестаем жить по-христиански, торжествуют законы грешного мира.
«Мы рады, что на земле есть люди, для которых мы не ‟злые сербы”, а свои, родные» «Мы рады, что на земле есть люди, для которых мы не ‟злые сербы”, а свои, родные»
Поздравление с Новым годом из Косово и Метохии
«Мы рады, что на земле есть люди, для которых мы не ‟злые сербы”, а свои, родные» «Мы рады, что на земле есть люди, для которых мы не ‟злые сербы”, а свои, родные»
Поздравление с Новым годом из Косово и Метохии
Никола Васич
Косовские сербы имеют одно большое преимущество: они страдают за правду, будучи свободными внутренне.
Виноградник Господа и терпение в испытаниях Виноградник Господа и терпение в испытаниях
Деян Бальошевич
Виноградник Господа и терпение в испытаниях Виноградник Господа и терпение в испытаниях
Рассказ о жизни в Косово и Метохии
Деян Бальошевич
И такое чувство покинутости на меня обрушилось: Господи, мы оставлены всеми, и Тобой тоже! Господи, я один в этом страшном мире, и я никому не нужен!
Комментарии
Петр29 мая 2022, 15:48
Благодарим вас за помощь, дорогие Наталия, Ольга, Ольга, Юлия, Ирина, Дмитрий, Инга, Наталья, Елена, Алла, Михаил, Ирина, Анатолий, Тамара, Ольга, Мария, Марина, Наталья, Наталья, Нина и все братья и сестры! Спаси вас Господь.
Петр28 мая 2022, 10:23
Спаси вас Господь, дорогие Игорь, Надежда, Алексей, Дмитрий, Валентина, Евгений, Наталья, Эдуард, Эльвира, Найля, Андрей, Марина, Ксения, Станислав, Фания, Дмитрий, Сергей, Валерий, Наталия, Дарья, Анна, Зарета, Сергей, Вера, Виктория, Наталия, Татьяна, Татьяна, Виктория, Александр, Егор, Александр, Ольга, Сергей, Леонид, Лидия, Екатерина, Николай, Антон, Татьяна и все братья и сестры, помнящие и молящиеся о нас! Молимся о вашем здравии и спасении.
Natalie27 мая 2022, 21:32
Божией помощи Вам! Храни Вас Бог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Степан Игнашев

Новые материалы

Выбор читателей

×