Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Заселение Ирландии и крещение ее жителей
- Конунги Олаф Трюггвасон и Олаф Харальдсон – крестители Норвегии
- Крещение Дании
- Верования норманнов в канун принятия ими христианства
- Церковь Англии на рубеже I и II тысячелетий
Готы – народ, отделившийся от своих близких сородичей, оставшихся в Скандинавии
Сведения о шведах, пребывавших на рубеже I и II тысячелетий в разных странах за пределами родины, в источниках не менее обильны, чем те, что говорят о датских или норвежских викингах. Но о том, что происходило в самой Швеции в эту эпоху, известно намного меньше. Причиной тому служит более поздняя христианизация страны, а значит, если не считать крайне лаконичных рун, скудость письменных латиноязычных по преимуществу документов, отражающих события, происходившие в стране, долго остававшейся в изоляции от христианского мира. В норвежских и исландских сагах события, происходившие в Швеции в эпоху викингов, отражены скупо и фрагментарно. Сама эта страна в раннее Средневековье занимала лишь малую часть современной Швеции. Юго-восток Скандинавского полуострова, область Сконе, не просто входил в состав Дании. Это исконная родина данов, которые заняли Ютландию после ухода оттуда англов и ютов. На севере граница Швеции с ареалом независимых финноязычных племен проходила за Упсалой, примерно в 100 километрах от нее. В свою очередь сама Швеция состояла из двух областей: Свеаланда, населенного собственно шведами, или свеонами, свеями, и расположенного к югу от него и отделенного густыми трудно проходимыми лесами Геталанда, где по берегам моря и озер Венерн и Ветерн обитали близко родственные свеям и позже слившиеся с ними в единый этнос гетами, или гаутами. Топоним и этноним прозрачным образом напоминают об исходном регионе, откуда в свое время началось передвижение готов в южном направлении. Готы – народ, отделившийся от своих близких сородичей, оставшихся в Скандинавии. Впрочем, в этом их движении на юг была и промежуточная остановка – на балтийском острове, который так и называется Готланд, в переводе – «страна готов». В эпоху викингов Готланд еще не вошел в состав королевства свеонов, но самые тесные торговые связи у него были со Швецией, частью которой он стал в позднее Средневековье, при том что жители его назывались гутиями, а не свеонами и не гетами.
Основные торговые пути из Свеаланда, Геталанда и с острова Готланд вели на восток, в Суоми, по-шведски названную Финляндией, в Карелию, в Южную и Восточную Балтику и далее по русским рекам. Один из этих речных путей вел из Финского залива по Неве в Ладожское озеро, оттуда по Волхову до озера Ильмень, другой – из Финского залива по Нарве до Чудского озера, близ которого расположены древние города Псков и Изборск. Из Балтийского моря по Двине можно было добраться до Полоцка. Неподалеку от него на верхнем Днепре расположен Смоленск. В Гнездовском городище близ Смоленска археологами обнаружены многочисленные артефакты скандинавского происхождения. Вниз по Днепру продолжался знаменитый путь из варяг в греки, в империю ромеев, самым крупным городом на котором был Киев. Белое озеро через Свирь, Онегу и еще несколько маленьких рек связывает Ладогу с Волгой, по которой шведские викинги на кораблях, предназначенных для плавания по рекам, плыли через Булгарию, где у них были свои поселения, о которых увлекательный рассказ с меткими наблюдениями и не без фантастических преувеличений составил замечательный путешественник из Багдада ибн Фадлан, в Каспийское море, на южном берегу которого можно было вести торговлю со странами Среднего и Ближнего Востока, с Ираном и Багдадским халифатом.
Самым крупным протогородским поселением Швеции была Бирка, в которой велась интенсивная торговля.
«Раскопки могильников Бирки принесли красноречивые результаты… Там нашли стеклянную и керамическую посуду с Рейна; фризское сукно, очень ценившееся, как известно, в те времена; шелк и парчу из Византии, отдельные образцы даже из Китая… кожаные пояса, отделанные металлическими пластинками, как установлено – персидского происхождения; хрустальные шашки (тавлеи), какие изготавливали на Ближнем Востоке; аметистовое кольцо явно арабской работы; а что касается предметов скандинавского происхождения, янтаря, в самородках или обработанного, моржовых бивней, которые очень ценились, рогов северных оленей и других оленевых, мехов медведя, бобра, куницы, черно-бурой лисы, выдры и т. д., то здесь представлено почти все, за исключением рабов, что привозили викинги»1.
Помимо торговли, шведские викинги не брезговали и грабежами
Помимо торговли, шведские викинги не брезговали и грабежами, но соотношение одного и другого ремесла у них было иное, чем у западных норманнов – данов и норвежцев. На первом месте стояли все же торговые предприятия. На Восток везли пушнину, янтарь, вымененный или отнятый по берегам Восточной Балтики, и захваченных по дороге рабов, а в обратном направлении – серебряные и реже золотые монеты – византийские номисмы и арабские дирхемы, изделия из парчи и шелка, стеклянную посуду, восточные пряности, которые викинги частично распродавали на обратном пути в Булгарии, Хазарии и на Руси. Поселения свеев и гаутов отличались от тех, что преобладали в Норвегии, ввиду особенностей ее гористого рельефа и изрезанной протяженными фьордами береговой линии. И в Швеции до половины бондов обитало по хуторам, но они жили и по деревням и более крупным поселениям, подобным древнерусским погостам. Конунги и многочисленные ярлы владели резиденциями, где рядом с ними находились их дружинники и многочисленная челядь – рабы.
До середины X века Швеция оставалась политически раздробленной страной с многочисленными смоконунгами, командовавшими дружинами и делившими власть в своих миниатюрных королевствах с тингами – собраниями свободных людей, бондов. Конунги избирались тингами, но из лиц династических, принадлежащих королевским родам, претендовавшим на происхождение от божественных асов и ванов: Одина, Тора, Фрейра. Возглавляли тинги законоговорители, которые в Швеции назывались лагменнами.
Первым конунгом, чья власть простиралась на весь Свеаланд, составивший ядро Швеции, был Эрик Победоносный. Хотя его биография, как ее воспроизводят средневековые саги, считается полулегендарной, но историческая реальность его существования под вопрос не ставится в отличие от его генеалогического древа. Он сам и его потомки, правившие Швецией, принадлежали к династии Инглингов, происхождение которой из области мифологии – ее родоначальником считался Фрейр, другое имя которого Ингви, откуда и название династии.
Конунг Эрик правил Свеаландом вместе со своим братом Олафом в середине X столетия. Но между братьями возникла вражда – по какой причине, неизвестно. И Эрик на пиру отравил брата и стал единственным правителем Свеаланда. Сын Олафа Стирбьёрн Олафсон Сильный решением местного тинга был лишен права на наследование престола, хотя у Эрика тогда еще не было сыновей, и объявил своим наследником еще не рожденного сына. Племянника Стирбьёрна Олафсона Эрик удалил из Свеаланда, предоставив ему, правда, 60 кораблей. Став предводителем викингов, Стирбьёрн напал на Данию, принудив датского короля Харальда Синезубого выдать за него свою дочь Тиру и в качестве приданого предоставить ему флотилию даккаров и войско. Согласно одной из версий, Харальд передал Стирбьёрну Юлинум – гавань в населенном выходцами из Скандинавии и местными славянами-ободритами устье Одера, где тот выстроил мощную крепость Йомсборг, следы которой археологами не обнаружены, хотя возможность ее действительного существования не отвергается историками. Там создан был своего рода орден почитателей Одина – воинственных йомсвикингов, грабивших окрестных жителей, разорявших поселения, расположенные по берегам Балтики, нападавших на торговые суда, плававшие по морю, и охотно вступавших в бой с соперничавшими морскими разбойниками. Впрочем, само существование йомсвикингов некоторыми историками ставится под вопрос, хотя упоминания о них имеются в разных источниках Средневековья. К нравам йомсвикингов восходит доживший до наших дней лаконичный шведский тост «сколл», что значит буквально «череп». Многословный перевод тоста будет приблизительно таким: «Выпьем за то, чтобы завтра пить не из стеклянных, оловянных или серебряных кубков, а из черепов врагов».
Есть версия, что Эрик Победоносный принимал крещение, но отрекся от веры во Христа и умер язычником
Что вполне достоверно, Стирбьёрн не расстался с мыслью отомстить дяде за смерть отца и, снарядив войско, повел его в поход против Эрика, но в трехдневном сражении на реке Фюри близ Упсалы, состоявшемся около 985 года, он потерпел поражение, после чего конунг Эрик получил прозвище Победоносный. Супругой Эрика Победоносного была дочь или сестра польского короля Болеслава Храброго, с которым он поддерживал союзнические отношения, по имени Светослава, в Свеаланде переименованная в Сигриду Гордую. Она была христианкой. Есть версия, что Эрик принимал крещение, но отрекся от веры во Христа и умер язычником.
Сын Эрика и Сигриды Светославы Олаф Эриксон по прозвищу Шётко́нунг (слово skatt переводится как «дань» и, вероятно, связано с мерами короля по упорядочению податей) родился в 980 году, был избран наследником престола до своего появления на свет и взошел на престол около 995 года после смерти отца. Его первого из шведских конунгов принято считать королем Швеции, потому что он не только унаследовал отцовскую власть над свеями, но и был избран конунгом на тинге гаутов, соединив в одном государстве Свеаланд и Гетеланд, вместе составившие Шведское государство со столицей в Сигтуне, где при нем впервые в Швеции начали чеканить монеты.
При всем при том он был, если судить о его правлении по трафаретным меркам, монархом-неудачником. После того как его мать, овдовев, вышла замуж за датского короля Свена Вилобородого, Олаф, вероятно выполняя ее волю, отказался от датских владений своего отца и от каких-либо претензий на них. Племена куршей и пруссов, обитавшие на восточных берегах Балтики, платили дань его отцу, а платить дань его сыну они прекратили, и он не стал принуждать их к возобновлению дани. В самом начале правления Олаф совершил несколько морских экспедиций с вторжением в земли вендов. В одном из таких походов он захватил в плен дочь вождя вендов Эдлу, ставшую его наложницей. Женился Олаф Шётконунг на дочери ободритского князя Астрид Мекленбургской. Вступив в союз с датским королем Свеном Вилобородым против конунга Норвегии Олафа Трюггвасона, Олаф Шётконунг в 1000 году вместе со Свеном участвовал в победоносном морском сражении против норвежского флота у острова Свельд, который некоторые историки отождествляют с Рюгеном. После победы и гибели норвежского короля Олаф Шетконунг присоединил к своим владениям юго-восточную часть Норвегии – современный Богуслен.
Олаф принял крещение не по прагматическим соображениям, а искренне уверовав во Христа
Но в самом Шведском королевстве возникла угроза сохранению его целостности. Ярлы Гетеланда обнаружили стремление к отделению от Свеаланда. Правда, другие ярлы и большая часть местных бондов не поддержали сепаратистские поползновения. Более того, по прошествии некоторого времени Олаф нашел поддержку в земле гаутов, когда у него возникли осложнения во взаимоотношениях с населением его наследственного владения Свеаланда, Дело в том, что Олаф принял крещение в Западном Гетеланде, в Хусбю, и не по прагматическим соображениям, а искренне уверовав во Христа. Об обстоятельствах и дате его крещения в источниках содержатся противоречивые сведения. По одним сведениям, крестил его архиепископ Йорка Зигфрид. Но в одной из хроник его крещение датируется 1008 годом, когда некий архипастырь, которого историки предположительно отождествляют с архиепископом Бруно Кверфуртским, крестил короля, не названного по имени, чья супруга уже была христианкой. Примеру своего короля последовала тысяча человек, и в результате появилось семь приходских общин. Брак язычника с христианкой едва ли мог состояться иначе как по принуждению.
Олаф предпринимал меры для поддержки христианской миссии в своей стране. В Свеаланде она столкнулась с неприятием евангельской проповеди большинством ярлов, хавдингов и простых бондов, а Адам Бременский писал даже, что Олаф намеревался разрушить языческое святилище в Уппсале. И все же между королем и языческим большинством его подданных был выработан разумный modus vivendi: Олаф пообещал никого не принуждать к принятию христианской веры, а язычники – не преследовать уверовавших во Христа. Ради примирения с языческим большинством Олаф велел учредить епископскую кафедру не в столичном Сигтуне, а в Вестерготланде (Западном Гетеланде), близ границы с Данией и Норвегией, в городе Скара. По желанию короля ее занял Тургот, которого поставил архиепископ Гамбурга и Бремена.
В 1015 году в Норвегии стал править Олаф Святой, который возвратил земли, утраченные его страной в результате проигранного морского сражения в 1000 году. Два года спустя норвежский конунг предпринял попытку уладить пограничный спор со Швецией. В результате переговоров договорились о браке Олафа с дочерью шведского короля Ингигердой, причем этот план был поддержан тингом, состоявшимся в Уппсале. Но брак этот не состоялся – в 1019 году Олаф Шетконунг выдал Ингигерду, вероятно, против ее воли, за русского князя Ярослава Мудрого, который тогда правил в Новгороде. В приданое своей дочери он выделил поселение шведских викингов на северо-западе Руси Альдейгьюборг (Ладогу) с окрестными землями, которые в честь Ингигерды стали называться Ингерманландией, по-русски – Ижорой. Впоследствии местный финноязычный этнос водь дал еще одно русское название этой земле, вошедшей во владение Новгорода Великого, – Водская пятина. Посадником Ладоги был поставлен родственник Ингигерды по матери ярл Вестергётланда – Регнвальд Ульвсон.
Между тем, в Швеции вновь обострились отношения между преобладающей массой язычников и христианским меньшинством, которое пользовалось поддержкой короля. В стране возобладали мятежные настроения, так что самая жизнь Олафа Шётконунга в Сигтуне оказалась небезопасной, и в 1020 году он перебрался в Гетеланд, где скончался вскоре, по свидетельствам одних источников, в том же самом году, а по другим – годом или даже двумя позже. Место погребения его в точности неизвестно. Предполагается, что похоронен он был в Хусабю.
После него остались от законной жены Астрид дочь Ингигерда, на Руси носившая греческое имя Ирина, и родившийся 25 июля 1007 году сын Анунд Якоб, а также дети наложницы Эдлы Эмунд и Астрид, выданная замуж за короля Норвегии Олафа Святого. Отцовский престол унаследовал Анунд Якоб. Он крещен был с именем в честь апостола Иакова и получил христианское воспитание. В 1019 году, когда его отец покинул Сигтуну, собравшийся в Уппсале тинг провозгласил царственного подростка конунгом – соправителем своего отца. Язычники, задававшие тон на тинге, не требовали от него отречения от веры во Христа, но настояли на том, чтобы он принял одно из династических имен Инглингов Амунд, которое носили некоторые из его предков. После смерти отца он распространил свою власть на Гетеланд.
В 1022 году Анунд Якоб заключил союз с королем Норвегии Олафом Святым против короля Англии и Дании Кнута Великого. Война началась 4 года спустя нападением Олафа на Зеландию, а Анунда на Сконе. Кнут, снарядив в Англии, где он тогда находился, мощный флот, возвратился в Данию и в морском сражении при Хельге разгромил своих противников, после чего присоединил к своим владениям Норвегию и центральную часть Швеции с ее столицей, но в 1030 году Анунд Якоб смог возвратить утраченные земли и вернуться в Сигтуну, где он возобновил чеканку серебряных монет со своим именем. В том же году Олаф Святой вернулся из Гардарики – Руси, где он после поражения нашел прибежище при дворе Ярослава Мудрого, в Скандинавию, к своему союзнику в войне с Кнутом Великим Амунду Якобу и просил его возобновить войну с Кнутом, но из осторожности шведский король ограничился тем, что предоставил ему 400 своих дружинников – хускерлов и разрешил провести набор войска в Швеции. В сражении при Стикластадире Олаф потерпел поражение и погиб.
Между тем, бежав в свое время на Русь, Олаф оставил на попечении Анунда свою жену Астрид, которая приходилась единокровной сестрой Анунда Якоба, с дочерью Ульфхильдой. Овдовев, Астрид вступила в кровосмесительный брак со своим братом Амундом, и вскоре потом, в 1035году, она умерла. В том же году Амунд Якоб помог возвратившемуся из Киева сыну Олафа Святого Магнусу набрать войско в Швеции, чтобы вернуть себе норвежский престол, но, когда в 1042 году Магнус овладел еще и Данией, Амунд увидел в этом расширении его могущества угрозу для Швеции и поддержал претендента на датский престол Свена Эстридсена.
Внутри страны король содействовал распространению христианской веры, хотя успех миссии был ограниченным. Большинство шведов, особенно в центральной области страны, в Свеаланде, где находилось Уппсальское святилище, сохраняло приверженность древнему культу, так что Швеция оставалась заповедником язычества на Западе. Король жестко пресекал попытки подорвать его власть, правда, по большей части своих противников он не казнил, но изгонял из страны, а их жилища и все имущество сжигалось, из-за чего его прозвали Углежегом.
Швеция – это страна, в которой христианская вера укоренилась и возобладала позже, чем в других государствах Западной Европы
Анунд Якоб скончался в 1050 году, точная дата и обстоятельства его смерти неизвестны, но в этом году на престол Швеции взошел его единокровный брат – сын Олафа Шетконунга и его наложницы Эдлы Эмунд по прозвищу Старый. В те времена его возраст – около 50 лет – давал основание для подобного прозвища. О правлении Эмунда сохранилось не много сведений. Известно однако, что он вступил в конфликт с архиепископом Бременским Алальбертом, юрисдикция которого распространялась на Швецию. Король поддержал епископа Скары Асмунда в его стремлении отделить Шведскую церковь от Бременской архиепископии и самому стать архиепископом. Около 1060 года Адальберт назначил епископом Скары Адальварда, но Эмунд изгнал его из страны. Христиане в эту эпоху составляли хотя и медленно растущее численно, но все еще религиозное меньшинство в Швеции. Перелом в соотношении христиан и язычников в стране приблизительно датируется рубежом XI и XII столетий, так что Швеция – это страна, в которой христианская вера укоренилась и возобладала позже, чем в других государствах Западной Европы.