Статья профессора протодиакона Владимира Василика посвящена малоизвестному эпизоду из жизни благоверного князя Александра Невского – его походу на Финляндию в 1256 году, который почти на 40 лет остановил шведскую экспансию на русские земли.
Бой Александра Невского с ярлом Биргером. Художник: Алексей Кившенко
Теме отношений благоверного князя Александра Невского с Финляндией и финскими племенами посвящена значительная литература. Это работы Шаскольского[1], Сало[2], Бегунова[3], Кривошеева, Хрусталева[4] и т.д. Тем не менее эта тема требует дальнейших разработок. В частности, вопрос о походе 1256 года – его причин, характера, последствий.
Переход святого князя Александра Невского, его дружины и новгородских добровольцев в Финляндию по льду Финского залива стал темой ряда легенд, укоренившихся в историографии. Так, сообщение Первой Новгородской летописи о том, что «“и бысть золъ путь, акыже не видали ни дни, ни ночи”, привел некоторых исследователей к мысли о том, что имеется в виду полярная ночь и воины святого князя Александра дошли чуть ли не до Полярного круга[5]». Однако, судя по всему, летописец имел в виду нечто другое: вьюги и морозы во время «ледяного похода» дружины князя Александра и новгородцев, закрывавшие солнечный свет и приведшие, возможно, к обморожениям и гибели некоторых дружинников. Воины Александра Невского не дошли до Полярного круга не потому, что не могли этого сделать, а потому, что не нуждались в этом: их цель была гораздо более скромной – поход на Тавастию, или Тавастланд, землю финского племени емь.
Для понимания характера данного похода необходимо обратиться к его предыстории, конкретно – к истории борьбы за Финляндию между Швецией и Новгородом.
Племена Центральной и Западной Финляндии емь и сумь с ХI века подвергались влиянию древнерусской культуры, что выразилось в целом ряде лексических заимствований[6], однако оно не привело к принятию Православия. Между этими племенами и Новгородом были отношения данничества, однако, судя по ряду данных, достаточно нерегулярные[7]. Более активными оказались шведы, которые после ряда столкновения с русскими и финнами к началу XIII века захватили земли племени сумь (запад Финляндии), а в начале 20-х годов XIII века шведский епископ Томас обратил племя емь в католичество[8]. Соответственно, емь ушла из русского подданства.
Не желая с этим мириться, князь Ярослав Всеволодович зимой 1227 года предпринимает поход в земли емь, о чем сообщает Первая Новгородская летопись:
«Тоя же зимы Ярослав сын Всеволожь ходи из Новагорода за море на Емь, где же ни едын от князь Рускыих не взможе бывати и всю землю их плени, и възвратися Новугороду, славя и хваля Бога, ведый множество полона, якоже сущии с ним. Не возмогоша всего полона отнести, но овых сечаху, а иных множество пущахут опять во своя си».
Необходимо выделить следующие черты
- В зимнем походе по льду Финского залива (за море) князь Ярослав Всеволодович оказался первопроходцем среди русских князей: «где же ни едын от князь Рускыих не взможе бывати». Позднее его сын, святой князь Александр Невский, пойдет по его следам.
- Результатом похода оказался только «полон», пленники, которых было так много, что русские не могли всех их увести по льду Финского залива в Новгород. Часть их была изрублена, вероятно, в наказание за сотрудничество со шведами и принятие католичества, часть отпущена.
Мы не видим никаких попыток Ярослава Всеволодовича закрепиться в Центральной Финляндии
- Соответственно, цель похода, по-видимому, состояла в наказании отпавшей от новгорода еми и попытки вернуть это племя к данническим отношениям с Новгородом. Однако мы не видим никаких попыток Ярослава Всеволодовича закрепиться в Центральной Финляндии.
- Показательно, что накануне в 1226 году Ярослав осуществил крещение корелы, води и ижоры. По-видимому, он извлек уроки из потери Прибалтики, произошедшей не в последнюю очередь потому, что русские князья пренебрегали христианизацией местных племен и не настаивали на крещении чуди (эстов)[9].
Отплатной акцией еми явился их летний набег на кораблях в 1228 году, о котором сообщает та же Первая Новгородская летопись:
«Того же лета придоша Емь воевать в Ладозьское (Въдское) озеро в лодках и приде на Спасов день весь в Новгород. Новгородци же въседавше в насады, въгребоша в Ладогу с князьм Ярославом. Володислав посадник Ладозьскыи с ладожаны, не ждя новгородьць гонися в лодиях по них в след кде они воюют и постиже их и бися с ними. И бысть нощь, и отступиша в островлец далече, а Емь на брезе с полоном: воевали бо бяху около озера на насадех и Олоньсь. Тои же нощи просивъше мира и не да им посадник с ладожаны, а они исекше полон весь, а сами побегоша на лес, лодкы пометавъше, пеши их многы паде, а лодкы их изгоша. Послед же оставшеся Ижеряне устретоша их бегающе, и ту их избиша много, а прос (остаток их. – Авт.) разбежеся, кои где. Но техъ Корела кде обидуче в лесе ли или на Неве или в вежах и тех выводяче избиша, бе бо их пришло творяху 2000 или боле, Бог весь а то все мертво»[10].
Из источника можно сделать следующие выводы:
- Целью еми была месть и грабеж, вывод пленных. В своей «отплатной акции» они проявили большую жестокость, чем русские, изрубив всех пленных и никого не отпустив.
- Сил ладожан и корелы хватило для ликвидации набега, хотя еми было более 2000 человек. Посадник Владислав не дождался княжей дружины и новгородцев.
- Большую роль в победе над емью сыграли ижорцы и корелы, которые, пользуясь знанием местности и приемов еми, смогли добить неудачливых захватчиков.
Отметим уровень ожесточения: в отместку за истребленный русский полон ижора и корела не брали в плен никого.
В дальнейшем мы видим, что ижорцы и корелы оказываются верными союзниками Новгорода. В 1240 году старейшина ижорцев Пелгусий, которому святой Александр Невский вверил морскую стражу, своевременно предупредил князя о приходе шведов в Неву под предводительством Ульфа Фасси и Биргера. С ним же связан рассказ о явлении святых Бориса и Глеба, возвестивших победу князя Александра в Невской битве[11]. В 1241 году корела принимает участие в отвоевании Копорья.
Напротив, сумь и емь принимали участие в шведских походах на Новгород. С другой стороны, емь стала объектом шведской агрессии. В 1249 году Биргер собрал большое рыцарское войско, которое высадилось на южном берегу Нюландии, одной из областей Финляндии, и завоевало ее. В 1250 году Биргер завоевывает Тавастию (Тавастланд) и крестит ее жителей (в значительной мере насильно). Он закладывает крепость Тавастхус. Существует дискуссия по поводу первоначального местонахождения Тавастхуса. Первоначальная точка зрения состоит в том, что Тавастхус изначально находился на своем традиционном месте – на острове у западного берега озера Ванаявеси (современная Хямеэнлинна). Однако после археологического обследования городища Хакойстен на неприступной скале появилось предположение относительно того, что именно здесь находился первоначальный Тавастхус, основанный Биргером, и он находился здесь как минимум до новгородского похода 1310 года, поскольку Первая Новгородская летопись описывает шведский «детинец» как место «велми силно, твердо, на камени высоце»[12]. Однако, по справедливому замечанию Д.Г. Хрусталева, находок ранее конца XIII века на Хакойстенлинне нет, как, впрочем, на Хямеэлинне[13]. К этому мы еще вернемся.
По поводу завоевания Тавастии автор Хроники Эрика заметил:
«Ту страну, которая была вся крещена, русский князь (то есть Александр), как я думаю, потерял»[14].
Возможно, емь была массово крещена по католическому обряду
Это важное замечание говорит о следующих фактах. Во-первых – о массовом крещении еми по католическому обряду и, соответственно о создании церковной организации, а следовательно, и о выплате десятины, что, разумеется, не прибавляло симпатий еми к шведским захватчикам. Второе – о первоначальном суверенитете, хотя и номинальном, Руси над Тавастией, который был утерян после похода Биргера.
Возникает вопрос: почему святой Александр Невский не воспрепятстовал завоеванию Тавастии? Ответ может крыться в том, что князь Александр только в 1249 году покидает Орду. В конце 1249 года он присутствовал во Владимире при погребении князя Владимира Константиновича[15]. В Новгороде князь Александр оказался только в 1250 году, возможно, уже после зимнего похода Биргера, когда исправить что-либо было уже затруднительно. Тем не менее князь Александр Невский пытался урегулировать проблему средствами дипломатическими: зимой 1251–1252 года боярин Александра рыцарь «Микьял» прибыл в Тронхейм, столицу Норвегии, для заключения союза с королем Норвегии Хаконом и договора о разделе владений в Финляндии[16]. Поход на Тавастланд состоялся позднее и при иных обстоятельствах.
Эти обстоятельства связаны с неудачным Drang nach Osten, который в конечном счете планировался папской курией. После смерти благоразумного папы Иннокентия IV, в целом стремившегося уладить отношения с православными дипломатическим путем, на папский престол взошел папа Александр IV, сторонник агрессивной линии в отношении православных народов и крестовых походов против «схизматиков». В своей булле, направленной рижскому епископу Альберту фон Зуербееру, папа повелевает ему озаботиться вопросом обращения язычников за рекой Нарвой, то есть во владениях Новгорода:
«Поскольку благородные мужи Отто фон Люнебург и Тидерик фон Кивель, братья Рижского и Ревельского диоцезов, преданные, как любезные дети, Римской Церкви, обратились к нам со своей просьбой о том, что они в соседней с нами земле небольшое количество язычников склонили к тому, что они… страстно захотели достигнуть понимания христианской веры, мы повелеваем тебе, коль это так, упомянутых язычников обратить в веру властью нашей, став главой их после того, как они определят место для епископальной церкви и ей, как положено, выделят долю от доходов своих. Если сочтешь, что все готово, поставь подходящего человека епископом и пастырем их»[17].
В этой булле многое примечательно. Во-первых, папа (точнее, его информанты Отто фон Люнебург и Дитрих фон Кивель) признают небольшое количество язычников в сопредельных землях с Орденом. При сравнительной населенности водско-ижорских и карельских земель это означало только одно: признание того, что большинство сопредельных жителей являлись христианами. Следовательно, крещение води, ижоры и корелы, совершенное в 1227 году Ярославом Всеволодовичем, дало свои плоды. Далее светские феодалы, вассалы датского короля Отто фон Люнебург и Дитрих фон Кивель, известный грабитель и барон-хищник[18], чудесным образом становятся «братьями Рижского и Ревельского диоцезов». Щекотливость ситуации была в том, что владения Кивеля, Вирония находились во владениях Ревельского епископа. И тем не менее полномочия миссии, поставление епископа и взимание десятины передавались Альберту фон Зуербееру. Вероятно, папа желал таким образом отметить крестоносные «заслуги» и «миссионерский» пыл рижского архиепископа: в 1253 году силами вассалов Дерптского епископа и воинов из Виронии он попытался организовать захват Пскова. Правда, попытка кончилась позорным провалом, рядом поражений и полным опустошением Виронии.
Вот как об этом сообщает Первая Новгородская летопись:
«Воеваша Литва волость Новгородьскую, и поимаша с полономь, и угониша ихъ новгородци с княземь Васильемь у Торопча; и тако мьсти имъ кровь христьяньская, и побЂдиша я, и полонъ отьимаша и придоша в Новъгородъ здрави. Того же лЂта придоша НЂмци подъ Пльсковъ и пожгоша посадъ, но самЂхъ много ихъ пльсковичи биша. И поидоша новгородци полкомь к нимъ из Новагорода, и они побЂгоша проче. И пришедше новгородци в Новъгородъ, и покрутившеся идоша за Нарову, и створиша волость ихъ пусту; и КорЂла такоже много зла створиша волости ихъ. Того же лЂта идоша съ пльсковичи воеватъ ихъ, и они противу ихъ поставиша полкъ, и побЂдиша я пльсковичи силою креста честнаго: сами бо на себе почали оканьнии преступници правды; и прислаша въ Пльсковъ и в Новъгородъ, хотяще мира на всеи воли новгородьскои и на пльсковьскои; и тако умиришася»[19].
Не исключено, что архиепископ Альберт договорился с литовцами о совместном нападении на русские земли, однако ни ему, ни литовцам это не помогло. О силе, мужестве и удачливости немецкого войска свидетельствует тот факт, что псковичи смогли дать отпор захватчикам и без новгородцев, а сама весть о приходе новгородских полков заставила немцев позорно бежать назад. В отместку новгородцы подвергли Виронию тотальному опустошению, добыча, полученная в результате похода, должна была компенсировать их труды, предпринятые в походе на защиту Пскова. Попытка немцев взять реванш в том же году обернулась еще большим позором: судя по всему, они даже не дошли до Пскова, их разгромило на подступах к нему местное псковское ополчение. Естественно, архиепископ Альберт, а также Кивель и Люнебург жаждали реванша, но не видели для него возможности без помощи Сhristianitas – «Объединенной Европы» Средневековья.
Отметим также роль корелы в разорении земель Виронии и Уганди. Не исключено, что «миссионерское» донесение Кивеля и Люнебурга о язычниках Корельской земли, желающих принять христианство, связано с желанием расквитаться с корелами, огнем и мечом прошедшими их земли. Представлять же дело в его подлинном виде было и позорно, и неудобно, в силу того, что немцы первыми напали на Псков.
Поскольку Орден в силу ряда обстоятельств предпочитал сохранять мирный договор 1242 года, архиепископ Альберт и Дитрих фон Кивель предпочли обратиться за помощью к ярлу Биргеру, который был не прочь взять реванш за Невскую битву и развить успех 1250 года. Шведы заключили союз с Дитрихом фон Кивелем, переправились через Финский залив и, соединившись с людьми фон Кивеля, начали ставить город на реке Нарове[20].
Об этих событиях лаконично сообщает Первая Новгородская летопись:
«Придоша СвЂи, и Ђмь, и Сумь, и Дидманъ съ своею волостью и множьство и начаша чинити городъ на Наро※[21].
Емь и сумь со времени похода Ярослава Всеволодовича были настроены антирусски и неоднократно участвовали в походах на Русь
Обращает на себя внимание присутствие воинов из покоренных шведами финских племен емь и сумь. Насколько добровольным было их участие в походе? Если некоторые исследователи, такие, как Шаскольский, считали его вынужденным и связанным с шведским завоеванием[22], то мы держимся несколько иного взгляда. Емь и сумь со времени похода Ярослава Всеволодовича были настроены антирусски и неоднократно участвовали в походах на Русь. С другой стороны, корела и ижора, как правило, постоянно поддерживали Новгород. Противостояние между германским католическим и славянским православным миром дополнялось внутренним противостоянием среди мира финно-угорского: с одной стороны против Руси выступали окатоличенные чудь, емь и сумь, с другой стороны за нее сражались православные, либо подвергшиеся влиянию Православия корелы и ижорцы.
Возникает вопрос: на каком берегу Наровы находился этот «город» (т. е. крепость) – на западном или на восточном? С одной стороны, современная Нарва как город появляется не ранее XIV века[23] С другой стороны, на ее месте с Х века существовало эстонское поселение. Решающим соображением, на наш взгляд, может служить тот аргумент, что река Нарва являлась естественным рубежом между Орденскими и Новгородскими владениями и, соответственно, сasus belli (поводом к войне) могло являться строительство крепости именно на восточном, русском берегу. Строительство подобного укрепления могло преследовать тройную цель.
- Перехват русских торговых путей по реке Нарове.
- Создание базы для покорения русских земель, населенных водью и ижорой, будущей Водской Пятины.
- Для шведов подобная крепость могла быть полезна не только для захвата новгородских владений, но и для передела «эстонского пирога», к которому шведы не поспели в свое время.
Однако «совместное предприятие» Биргера и Кивеля позорно провалилось в самом начале:
«Тогда же не бяше князя в НовЂгородЂ, и послаша новгородци в Низъ къ князю по полкы, а сами по своеи волости рослаша. Они же оканьнии, услышавше, побЂгоша за море».
О степени крестоносного героизма можно судить хотя бы по тому, что для бегства доблестных борцов со «схизматиками» не потребовалось даже прибытия хоть какого-то новгородского войска. Шведы и их союзники, едва услышав о сборе новгородского войска, немедленно бросили все строительные работы и отплыли назад в Финляндию. Воинство Дитриха фон Кивеля также бежало. Однако это было лишь началом бедствий. Вот как о дальнейших событиях сообщает Первая Новгородская летопись:
«В то же лЂто, на зиму, приЂха князь Олександръ, и митрополитъ с нимь; и поиде князь на путь, и митрополитъ с нимь; и новгородци не вЂдяху, кдЂ князь идеть; друзии творяху, яко на Чюдь идеть. Идоша до Копорьи, и поиде Александръ на Ђмь, а митрополитъ поиде в Новъгородъ, а инии мнози новгородци въспятишася от Копорьи. И поиде съ своими полкы князь и с новгородци; и бысть золъ путь, акыже не видали ни дни, ни ночи; и многымъ шестникомъ бысть пагуба, а новгородцевъ богъ сблюде. И приде на землю Ђмьскую, овыхъ избиша, а другыхъ изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови. Тогда же князь поиде в Низъ, поима послы новгородьскыи ЕлеуфЂрья и Михаила Пинищинича, а сына своего Василья посади на столЂ»[24].
Из данного сообщения, вместе с иными источниками, можно сделать следующие выводы.
Появление митрополита в столь далеких пограничных северо-западных землях для Руси было уникальным
- Появление митрополита в столь далеких пограничных северо-западных землях для Руси было уникальным. Естественно, оно имело целью утверждение Православия в новгородских землях, и в особенности в Водской пятине, и обеспечение лояльности местного населения Руси и великому князю, однако, на наш взгляд, оно имело более конкретную цель. Присутствие митрополита Кирилла, верного сподвижника Александра Невского, могло явиться ответом на папскую буллу Альберту Зуерберту и назначением им Водского епископа и в очередной раз свидетельствовать о незаконности и неканоничности действий рижского архиепископа, коль скоро Водская пятина являлась законной частью Киевской митрополии и новгородской архиепископии. Кроме того, объезд митрополитом земель Ижоры и Води мог преследовать цель крещения еще оставшихся язычников[25], что должно было выбить всякую юридическую почву из-под ног крестоносцев.
- Направление войска на Копорье давало возможность маневра – направления его либо на Эстонию, либо на Финляндию. Отдельная от войска поездка великого князя и митрополита, помимо ее миссионерского аспекта, могла обладать разведывательно-дипломатическим характером. Александр Невский мог выяснять все обстоятельства акции шведов и фон Кивеля, определять виновность сторон и вырабатывать решения о направлении похода. Не исключено, что во время этой поездки он мог получить от Ордена известные гарантии его непричастности к действиям Кивеля, возможно, подкрепленные определенными выплатами. Решение же идти на емь могло быть связано как с намерением наказать шведов и финнов за вторжение, так и взять реванш за поход Биргера в 1249–1250 годах. До конца непонятно, собирался ли князь Александр Невский закрепляться в Тавастии, но, очевидно, это стало невозможным после того, как часть войска отказалась за ним следовать.
- Отпуск митрополита Кирилла из-под Копорья в Новгород был естественным: великий князь не мог рисковать первоиерархом Руси в далеком опасном походе в чужую землю за море, тем более что поставление нового митрополита было связано с хлопотами и затратами[26]. То, что «мнози новгородцы воспятишася», могло быть связано с нарушением, с их точки зрения, «ряда» – договора с ними князя: они рассчитывали на легкий грабеж в соседней Виронии, а им предстоял «зол путь» через Финский залив. Здесь могли столкнуться разные понятия: нравы вольной Новгородской «республики», по которым участие в военных действиях ее «мужей» жестко ограничивалось временными и пространственными рамками, и формирующее самодержавное сознание великого князя Александра Невского, который требовал службы в любых условиях и следования за собой хоть на край света. То, что отношения между великим князем и Новгородской общиной были далеко не безоблачными, показывает отсутствие князя в Новгороде на момент постройки шведами крепости на Нарове, а также то, что Александр Невский, перед тем как посадить в Новгороде князем своего сына, перехватил новгородских послов Елевферия и Михаила Пинещинича, которые, очевидно, искали другого князя. Однако причина может быть и проще: многие новгородцы «воспятишася» в силу того, что убоялись долгого и опасного пути, часть которого проходила по льду Финского залива.
Отметим, что в числе погибших во время перехода не находятся новгородцы
- Отметим, что в числе погибших во время перехода не находятся новгородцы. Вероятно, пострадали суздальцы, как менее привычные к условиям замерзшего моря и суровой Финляндии. Однако могли погибнуть и корелы, причем от причин достаточно случайных.
- При сообщении о разгроме Емьской земли обращает на себя внимание полное отсутствие упоминания об осаде или взятии какой-либо крепости, в отличие от похода 1310 года, что может навести на мысль, что Тавастхус либо еще не был построен, либо его укрепления не являлись серьезным препятствием для врага. Правда, есть и другая возможность: как и в 1242 году в Эстонии, князь Александр Невский мог не обременять себя осадой крепостей, а предпочитал пустить свои войска в «зажитие», то есть опустошение края.
- Интересно также достаточно глухое упоминание о пленных: «овыхъ избиша, а другыхъ изъимаша». В отличие от сообщения 1227 года, за 1256 год не говорится о пригоне «полона» на Русь, как, впрочем, и об истреблении пленных. Не исключено, что пленных на Русь не привели вообще, в силу тяжелых условий перехода, а князь Александр судил емчан на месте. С одной стороны, он мог жестко расправиться с участниками похода на Нарву либо членами их семей; с другой стороны, он мог помиловать часть пленных емчан, в том числе с целью поддержки мятежных антишведских элементов.
В связи с походом Александра Невского встает вопрос об предполагаемом антишведском восстании еми, которое реконструировал Шаскольский на основании буллы папы Александра IV от 1257 года. Приведем часть, относящуюся к нашему исследованию, которая говорит о походе 1256 года:
«…Из писем дражайшего во Христе сына нашего Вальдемара, прославленного короля Швеции, стало известно неприятнейшее для нашего слуха и души сообщение о тягчайших и жестоких нападениях, которые очень часто переносят верноподданные этого королевства от врагов Христа, называемых обыкновенно карелами, и от язычников других близлежащих областей. Действительно, среди всех прочих опасностей, которые причинили названному государству коварство и жестокость этого племени, особенно в этом году, когда оно, неистово вторгнувшись в некоторые части данного государства, свирепо убило многих из верноподданных, пролило множество крови, много усадеб и земель предало огню, подвергло также поруганию святыни и различные места, предназначенные для богослужения, многих, возрожденных благодатью священного источника, прискорбным образом привлекло на свою сторону, восстановило их, к несчастью, в языческих обычаях и тягчайшим и предосудительным образом подчинило себе…»[27].
Из этой буллы можно сделать следующие выводы:
- Из свидетельства Первой Новгородской летописи мы вообще не видим, что корелы принимала участие в походе 1256 года (см. выше). Разумеется, это не означало, что они не могли участвовать в набеге на Финляндию, однако, судя по отсутствию их упоминания в летописи, роль их была не столь велика, в отличие от суздальцев и новгородцев. Даже если корелы и приняли участие в походе 1256 года, то назвать их язычниками было нельзя, поскольку великий князь Ярослав Всеволодович, как уже упоминалось, крестил почти всех корел, водь и ижору. Поездка митрополита Кирилла должна была укрепить угро-финские племена в новгородских пределах в православной вере. Следовательно, сообщение папы могло является ложным. Папа, делая из мухи слона (преувеличивая роль карел в разорении Финляндии) и умалчивая о русских, и тем более ничего не говоря о причинах нашествия, совершает тонкую подмену, представляя православных и по преимуществу русских участников похода, предпринятого в качестве возмездия за вторжения на русскую территорию, как коварных и жестоких язычников, разорителей святынь и врагов христианства. Цель этой тонкой лжи понятна – мобилизация Christianitas, Западной Европы на борьбу с Русью, конкретно – с Новгородом и святым князем Александром Невским. Тем не менее все же возникает вопрос: кто был творцом этой ложной информации? Вполне вероятно, что им был шведский король Вальдемар, которому выгодно было представить русских в виде язычников и привлечь на свою сторону помощь остальной Европы. Однако если это и было так, то показательно, что папа поспешил довериться этой информации.
- Соответственно, требуют переоценки и свидетельства о переходе еми в язычество под влиянием корел-язычников. Если православные выдаются за язычников, то не исключено, что емь переходила не в язычество, а в Православие. Косвенным доказательством тому является первоначальное присутствие митрополита Кирилла в войске Александра Невского. Правда, митрополит покинул его после Копорье, но не исключено, что он мог отправить кого-либо из духовенства в качестве миссионеров в Тавастланд вместе с войском. Вполне возможно, что некоторая часть еми отпала от католичества и приняла Православие, и вместе с русскими и корелой приняла участие в опустошении страны и истреблении шведов.
- Уничтожение католических храмов могло быть акцией возмездия за подобные же поступки немцев во время завоевания Эстонии в 10–12-е годы, а также вторжения на Русь в начале 40-х годов XIII века. На Руси, кроме того, помнили разорение Константинополя, что показывает «Повесть о взятии Царьграда»[28]. То, что эти действия соответствовали жесткой антикатолической линии святого князя Александра Невского, показывает его ответ папским легатам, прибывшим для переговоров об унии: «От Адама до… Седьмого Вселенского собора все то по порядку сведали, а от вас учения не приемлем»[29].
- Русским не удалось закрепиться в Тавастии, однако поход Александра Невского, на наш взгляд, отсрочил дальнейшее продвижение шведов в Карелию почти на сорок лет. Жесткая акция возмездия, характерная для Александра Невского (например, его поход 1242 года в Эстонию после освобождения Пскова), на долгие годы остановила крестоносную экспансию и явилась одним из элементов Drang nach West, начавшегося после поражения немцев под Псковом в 1253 году.
Подведем итоги.
Противостояние между западным католическим и русским православным миром коснулось и финно-угорских племен
- Противостояние между западным католическим и русским православным миром коснулось и финно-угорских племен. Русь поддерживали православные, либо подвергшиеся влиянию Православия корелы и ижорцы. С другой стороны против Руси выступали окатоличенные чудь, емь и сумь. Однако позиция еми выглядит не столь однозначной: с одной стороны, емчане участвовали в походах на Русь, с другой – восставали против шведов, и не исключено, что часть из них поддержали русских во время похода Александра Невского в 1256 году.
- Поход Александра Невского в Тавастланд 1256 года имеет много общего с походом его отца Ярослава Всеволодовича в 1227 году. Среди общих черт можно выделить зимнее время, переход Финского залива по льду, связь похода с миссией.
- Поход 1256 года был акцией возмездия за попытку шведов и союзной еми утвердиться на русском берегу реки Наровы. Не исключается, что Тавастхуса как мощной крепости еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминается ни в Первой Новгородской летописи, ни в булле папы Александра.
- Поход 1256 года был связан с миссией среди еми, как и среди других финских племен. Именно поэтому в начале похода в новгородском войске присутствовал митрополит Кирилл, который в дальнейшем мог послать в поход кого-либо из духовенства. Уничтожение католических церквей связано с возмездием за оскверненные православные храмы и с антикатолической политикой Александра Невского.