В этом году Россия празднует 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского. Проводятся олимпиады для школьников и студентов, открываются выставки, проходят научные конференции. По городам и селам России прошли крестные ходы с его мощами. Нет необходимости еще раз пересказывать жизнеописание Александра Невского, говорить о его роли в становлении русского государства. Достаточным свидетельством тому является народная память, воинский орден и многочисленные храмы и соборы его имени, возведенные по всем миру.
Мемориальный комплекс «Князь Александр Невский с дружиной». Фото: pln-pskov.ru
Православная Церковь 12 сентября празднует перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург. Мы побеседовали об Александре Невском, о трансформации его исторического образа с Надеждой Ильиничной Милютенко – кандидатом филологических наук, доцентом Института истории Санкт-Петербургского университета, автором многочисленных работ по истории и летописанию Древней Руси.
Крестный ход и молебен на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге. Фото: Патриархия.ru
–– Надежда Ильинична, хотелось бы начать наш разговор с такого вопроса. Сегодня основным источником знания стал Интернет, но исторические материалы там самого разного достоинства. Я не говорю об очевидных провокациях и исторических фантазмах, но статей, способных смутить сознание, очень много. Старшее поколение, учившееся по книгам, устойчиво к Интернет-веяниям. А как быть молодым? Как не запутаться в этом многообразии?
–– Да, путаницы предостаточно. Причина, по которой это происходит, лежит даже не в школьном образовании. Мое поколение и поколение студентов 1990-х годов были людьми читающими. Они с детства знали художественную литературу: тех же Дюма, Вальтера Скотта. Да, там все неправильно написано, но человек знал, что такая личность существовала. И, зацепившись за такое приблизительное знание, можно хоть что-то до аудитории донести. Начинаю с осторожного вопроса: «Всё понятно?» Реакции нет. «А вы знаете, что такой-то вообще жил?» (причем этот вопрос может касаться, например, Карла Великого). Отвечают: «Кое-что слышали». «Это хорошо, – говорю, – тогда я вам сейчас кое-что о нём расскажу».
Я говорю об этом с улыбкой, но на самом деле ничего хорошего в этом нет.
– Согласна, чтение – не самое любимое занятие молодёжи, Тексты заменили фильмы, картинки, клипы, ролики.
Мало хороших исторических фильмов. Сильно упала сама культура исторического кино
– Так и картинок нет. Нечем детей зацепить, увлечь. В кино та же проблема: мало хороших исторических фильмов. Сильно упала сама культура исторического кино, и я сейчас говорю о мировом кинематографе. Необходима точность в деталях: художник может нарисовать все что угодно, но для того, чтобы получилась историческая картина, нужны костюмеры и декораторы, нужны бутафоры – это ручная работа. А учиться можно только у старшего поколения. Но если эта традиция прерывается, то – всё. Конец.
– Существуют клубы любителей истории, в конце концов. Устраивают баталии, восстанавливают предметы старины: гусли, мельницы. Может ещё не конец?
– Это-то и странно, очень странно. Клубы есть, но живут они в каком-то другом, не пересекающемся с кинематографом пространстве.
Благодаря технологиям, которые применяются в археологии, удалось восстановить множество артефактов. Но какой путь проходят они до момента, как на них можно будет опереться в работе? Давайте предположим, что у вас есть сумочка. Хорошая сумочка, но она вам надоедает, и вы отдаете ее бедной родственнице. Та, поносив, сдает в комиссионный магазин. Там ее покупает следующий владелец и носит дальше. А потом сумочка оказывается на помойке. Она там полежит несколько сотен лет, и ее найдет археолог. И мы можем воссоздать эту сумочку в первозданном виде: ее фактуру, краски, форму, размер.
Вислая печать Александра Невского
Экспонаты оказываются на выставках, но по-прежнему не появляется достойных фильмов, способных развить у молодых интерес к истории. Вот я о чём. Об Александре Невском самый знаменитый фильм Эйзенштейна был снят в 1938-м году, скоро ему исполнится сто лет. Поэтому наша молодёжь может воспринимать это «старьем». Отсюда путь к поискам «альтернативной истории», некоему «новому» знанию, основанному не на фактах, а на личном убеждении, часто ошибочном, зато противоположном.
Да, могут открыться какие-то новые факты, обстоятельства, меняющие наше представление о событии. Но иногда это делается волевым образом. Например, после 2014 года в англоязычной Википедии менялась информация о Крымской войне XIX века: такие страсти кипели! В корне переписывалась история XII, XIII, XIX веков. Поэтому я говорю своим студентам: увидели хороший материал – сразу копируйте. Завтра его может не оказаться на прежнем месте. Либо он будет переписан и заменен на другой, похожий, но не такой. Здесь пересекаются интересы авторских прав, мнения модератора и общая тональность электронного ресурса.
Мы все знаем? Увы, нет. Множество факторов от нас скрыто
А что вы скажете о современности? Последние события в Афганистане разными политологами в одной стране оцениваются по-разному. Нашим потомкам будет над чем поломать голову. И разве сейчас мы можем давать верную оценку происходящему? Мы все знаем? Увы, нет. Множество факторов от нас скрыто. Мы конфликтуем, обсуждая случившееся вчера. Но в отношении прошлого известно больше: у нас на руках оказываются документы, воспоминания, архивы. Читаешь и понимаешь, что дело-то, оказывается, было совсем в другом.
– Так на что мы можем опереться, если все так относительно?
– Только на факты. Работа историка сродни работе следователя. Мы обращаемся к историческим источникам и свидетельствам современников. Они расходятся друг с другом во мнении? Прекрасно. Это говорит только о том, что событие происходило на самом деле. И по тому, как соотносятся источники между собой, мы восстанавливаем события прошлого. Например, мы имеем три источника, аналогичных современным масс-медиа, которые транслируют события по-разному. И мы понимаем, что шла яростная борьба, за каждой из точек зрения стояли интересы конкретных людей.
– А о каких источниках идёт речь, когда мы говорим о событиях XIII века?
– Источников огромное количество. Вокруг монголов были образованные и грамотные люди, они были в ужасе от монголов и описывали происходящее в ярких красках. У нас есть источники китайские, источники арабские, есть монгольские персидоязычные авторы. Письмо самих монголов было уйгурское, и из их собственных источников нам доступна так называемая «Тайная история монголов». Это памятник XIII века. На этот текст мы и опираемся, как на основной, когда речь идет об Орде.
У Рашида Ад-Дина в «сокровенном сказании» об Александре Невском в этом источнике ничего нет. О нем и его отце Ярославе пишет папский Посол Джованни дель Плано Карпини. Он был в Орде видел их своими глазами. Ярослава в Каракоруме отравили, чему посол был свидетелем.
Отношения между Бату и Каракорумом были, мягко говоря, натянутые. Бату не поехал на интронизацию своего двоюродного брата Гуюка, потому что подозревал, что его убьют, а Ярослав поехал, и его отравили. Александр Невский тоже поехал в Каракорум, но, в отличие от отца, сумел вернуться живым, что было большой неожиданностью. Он ездил туда с младшим братом. Поехали вдвоем, и оба вернулись. Почему так произошло, для нас остаётся загадкой.
– Некоторые историки, например, этот факт интерпретируют как результат договоренности Александра Невского с Ордой и вменяют это ему в вину.
– Давайте не будем давать никаких оценок, а посмотрим на карту. Во времена Александра Невского на востоке татары покорили все земли до Пекина, вышли на побережье Тихого океана. Единственная причина, по которой они не взяли Японию, – это ураган, разметавший флот. Север: Новгород они не взяли, обстоятельства не позволили им этого сделать. Северо-западная точка: в битве при Легнице весной 1241 года татары разбили поляков и взяли Краков. Хан Ногай, владевший юго-западной Русью, поставил в зависимость от себя Сербию и Болгарию. Целый континент.
Не нашлось в то время в мире силы, которая бы сумела противостоять великим в военном отношении монголам.
Впрочем, был бесстрашный эмир Бейбарс, впоследствии султан Египта. В тот период в Египет стеклись все народы из покоренных монголам земель, не попавшие в рабство. Египет оставался последним рубежом, позади ничего не было – только пустыня. В битве под Айн-Джалутом (на территории современной Сирии) эмир Бейбарс разбил татаро-монголов. Тогда это воспринималось как чудо, и до сих пор на Западе и у арабских коллег выходят работы, посвященные этому событию.
Но неизвестно, как бы дальше разворачивались события, если бы золотоордынский хан Берке, который сидел на Волге, не сцепился с ханом Ирана Хулагу, (хотя ханами, строго говоря, не были ни тот, ни другой, ханский титул носил лишь тот, кто сидел в Монголии). Татары были заняты междоусобными распрями: если бы не этот факт, может быть, и Египет тоже был бы ими покорен. Хотя вряд ли… Там везде песок, а для конницы это неудобно.
Некоторое время назад историки задавались вопросом, почему татаро-монголы не взяли Венгрию, хотя прошли ее целиком и полностью разорили? Все дело в логистике. Лошадям нужны были корма. Венгерская равнина как кормовая база им подошла бы, но от остальных земель она отрезана Карпатами. Склоны гор покрыты дубовыми лесами без подлеска. Травы совсем нет, а от дубовых листьев лошади слепнут.
От одного взгляда на карту становится понятно, какие шансы были у Руси разбить татаро-монголов в XIII веке
От одного взгляда на карту становится понятно, какие шансы были у Руси разбить татаро-монголов в XIII веке. Очевидно, что военное противостояние ничего не давало. Чтобы сохранить русские земли, у Александра Невского не было другого выхода, кроме как договариваться с Ордой.
Деталь мозаики «Деисус с Исааком Комнином и монахиней Меланией»
Единственные, кто умудрились уцелеть тогда, это, как ни странно, осколки Восточно-Римской Империи. Там еще не были изжиты старые навыки дипломатии и разведки: вокруг них все шумело и горело, а они умудрялись сохранять остатки своих земель. Каким образом? Через личные связи. Например, дочь Михаила Палеолога была замужем за ханом Ирана Абагой. До этого ее выдали еще и за Хулагу. Тогда татары женились на своих мачехах. Таким образом подчеркивалась преемственность власти. Кое-кто выдавал своих младших жен за собственных сыновей еще при своей жизни, назначая их наследниками. Для нас сейчас это звучит дико, но тогда это было вполне нормально. Можно ли было думать, что Михаил Палеолог был счастлив отдать свою дочь в Орду? Вряд ли. Правда, ее там очень уважали. Как только она овдовела, вернулась в Константинополь, приняла монашество с именем Мелании. Маленькая православная церковь Марии Монгольской и сейчас ещё стоит в Стамбуле. В мечеть её не обратили, и православные богослужения там проводятся и сегодня.
Церковь Святой Марии Монгольской
– В литературе встречается тезис о веротерпимости татаро-монголов. Что вы об этом скажете?
– Это очень натянутый тезис. Мы вкладываем в него современные смыслы. На самом деле всё было несколько иначе, а как именно, разбираться в этом стоит только с учётом исторического контекста. Со времен Чингисхана в Орде признавали христиан без различия конфессий, признавали и мусульман. Ордынские христиане, или христиане из завоёванных Ордой стран, в большинстве своём были несториане. С территории Римской Империи после Эфесского Вселенского Собора 431 года, осудившего несторианство, им нужно было уходить. Они прошли Среднюю Азию, жили там вплоть до появления ислама в VIII веке. С приходом ислама они продолжили отступление на восток. Когда папские послы в XIII веке ездили туда, они встретили там несториан. Гильом Рубрук сравнивал их с деревенскими священниками, которые не знают латыни. Богослужение в Орде велось на сирийском языке, по сирийским книгам. Где уж там татаро-монголам что-то разбирать! Не понимали ни слова, ну, и не испытывали к ним какой-то избыточной враждебности. Кстати, несториане дожили почти до наших дней. Последних несториан на территории современной Сирии вырезал ИГИЛ в 2012-м году.
– До сих пор мы говорили об Александре Невском как о благоверном князе. А что можем сказать о святом Александре Невском? Что нам известно об истории его церковного почитания?
– Путь от народного к общецерковному почитанию того или иного святого на Руси не был очевидным. Стоит помнить, что в Русской Церкви процесс канонизации святых появился лишь в XVI веке, формальной процедуры не было и в Константинополе. Формально, если есть в богослужебных книгах житие, а в минее – служба, значит, зафиксировано церковное почитание святого.
Для историка в первую очередь важны свидетельства о почитании того или иного святого его ближайшими потомками и современниками, но в случае с Александром Невским мы встречаемся с определенного рода сложностями. Его современникам куда более значимой фигурой казался Довмонт Псковский, литовец по происхождению. Довмонт умер 1299-м году, а уже в 1312-м году переписывается синаксарь, куда входит краткое житие Довмонта Псковского. В этом же синаксаре мы находим житие Михаила Черниговского, русского князя, убитого Батыем в Орде в 1246-м году. Жития Александра Невского в этом источнике нет. Впервые мы встречаем его житие в Лаврентьевской летописи (1377 г). Потом, в XV веке, мы встречаем его житие в Новгородской летописи. Приблизительно в это же время он становится «Невским», до этого он именовался «храбрым». Кстати, ещё один аргумент в пользу его воинских заслуг.
Впервые мы встречаем его житие в Лаврентьевской летописи
Митрополит Макарий, составитель Великих Миней Четьих, антологии всей русской духовной литературы, бытовавшей тогда на Руси, житие Александра Невского не включил. О чем это говорит? О том, что почитание Александра Невского уже существовало, но не было признано на общецерковном уровне.
Несколько слов о Митрополите Макарии. Будучи московским человеком, он попадает в Новгород и видит вокруг колоссальное количество литературных памятников, которые никаким образом не систематизированы. Тогда он начинает свою работу: 12 томов, по числу месяцев года, написанные мелким почерком в два столбца. Там и «Маргарит», и «Златоструй», которые читались на утрени в качестве поучений по 6 песне канона. Некоторые жития, которые существовали в разных вариантах, включались туда полностью, одно за другим. Это делалось для того, чтобы литературные памятники сохранить как можно полнее. И вот, в это громадное собрание, куда даже вошли сочинения опального на тот момент Максима Грека, житие Александра Невского не входит.
Лишь после того, как в 1542-м году он становится Митрополитом Московским, и после Собора 1547 года, вошедшего в историю как «Канонизационный», почитание Александра Невского получает общецерковный характер. Пишется новое житие, вошедшее в оба комплекта Четьи-Миней («Царский» и «Успенский»). Сейчас эти источники доступны всем, отснятые комплекты Четьи-Минеи выложены на сайтах библиотек. В это же время Александру Невскому пишется отдельная служба. Ее автор – монах Михаил, насельник Рождественского монастыря.
Таковы исторические свидетельства почитания Александра Невского как святого, и они сомнений не вызывают.
– Тем не менее общенародное почитание святого Александра Невского связано с именем Императора Петра I. Существует ли политическая подоплека у такого решения?
– Для Петра I почитание святых было делом первостепенной важности. Каждая значимая победа – ставится храм в честь празднуемого святого. Перечисляю только то, что сохранилось до наших дней: Гангут – Пантелеимоновская церковь. Полтава – Самсоньевский собор. В памяти о победе под Полтавой – Каплуновская икона Божией Матери. По преданию, она была найдена в лесу, местные жители ее почитали и перед сражением принесли в войска. Была одержана победа, которая и была посвящена этой иконе. Конечно, для народа ставились и деревянные триумфальные арки, но Петр мыслил масштабно. И у потомков не возникает сомнений в датировках тех или иных значимых моментов русской истории. В таком отношении к происходящему он, разумеется, был новатором.
Создавая столицу нового государства, Петр обращает свой взор и ищет, кто мог бы стать символом и покровителем города. Сам он, как известно, родился в день памяти Исаакия Далматского, крещён во имя апостола Петра и посвятил ему новый город – Санкт-Петербург. В поисках того, кто мог бы стать «нашим» святым, русским, покровителем новой столицы, он обращает свой взор в прошлое. В семействе Алексея Михайловича учили детей очень хорошо, и Пётр прекрасно представлял себе, кто такой Александр Невский. Он отстаивал эти берега в далеком XIII веке (вспомним битву при Усть-Ижоре). И Петру было необходимо напомнить, что мы не гости на этих землях, что еще Александр Невский проливал здесь свою кровь и отстаивал северо-западные рубежи Руси. Это исконные Новгородские земли.
Петру было необходимо напомнить, что мы не гости на этих землях, что еще Александр Невский проливал здесь свою кровь
А тогда в этих местах особо и церквей-то не было. Была одна церковь в Орешке, был Никольский погост в Усть-Ижоре, Никольский Дудеровский погост. Хотя пахотные земли и поселения здесь были, все было освоено. На Васильевском острове была распашка, по писцовым книгам мы знаем о том, кто здесь жил. Другое дело, что во времена Ливонской войны и Смутного времени все это окончательно пришло в запустение, поменялось население.
Александр Невский для нового Санкт-Петербурга – не только полководец, но и святой, святой в первую очередь народный, который будет жить вместе со народом в новообразованной Петром Российской Империи. Но для этого нужно перевезти его мощи.
Перенесение мощей из Владимира происходило с соблюдением очень древней традиции: путешествие святого по своей стране, как это происходило в Византии. Везли мощи почти год. Останавливались, служили молебны. Традиция была воссоздана этим летом, когда ковчеги с мощами Александра Невского также путешествовали историческими путями из Владимира в Петербург.
– Несмотря на все заслуги Петра, несмотря на его религиозность, современниками он воспринимался скорее в негативном ключе. Даже антихристом называли.
– Вполне объяснимо. С него начинается закабаление крестьянства с началом строительства Санкт-Петербурга, и в сознании простых людей имя Петр 1 было навсегда связано с провозглашением несвободы.
Ведь как до Петра образовывались новые города? Объявляли для всех временное освобождение от налогов. Ненадолго, лет на 15. Народ радостно устремлялся на новое место, надеясь, что срок большой, авось что-то изменится. Но проходит 15 лет, человек обрастает бытом, семьей, ребятишками, и сниматься с места ему не хочется. Вот он и платит налоги.
А Петр действует по-другому. Он собирает людей в приказном порядке. Льготы предоставляются только иностранцам, которые вольны выбирать – приезжать им или нет, кое-какие льготы имеет купечество.
Конфликты царской власти с Церковью были и до Петра. Если мы вспомним историю появления на Руси такого явления, как старообрядчество, то никак не сможем пройти мимо личности Алексея Михайловича. Имя «антихрист» досталось Петру по наследству от отца, при котором произошел церковный раскол. Самое главное, о чем нужно помнить, что Петр 1 – это общее ужесточение прав и свобод простого люда. Именно с его реформ начинается та уродливая форма крепостного права, которая дожила до 1861 года. Для сознания огромного количества людей это очень серьезный, поворотный момент, символ потери прошлого.
С другой стороны, когда мы обращаемся к сильным историческим личностям, в разных источниках мы встречаем очень разные оценки их жизненного пути, и это хорошо. Такой мне видится оценка и Петра, и благоверного князя Александра Невского. Если же окраска личности одноцветна – либо черная, либо белая, значит стоит усомниться в ее достоверности.