Образ святого благоверного князя Александра Невского в советской книжной графике

Особый интерес к исторической фигуре князя Александра как полководца и воина в советский период возник во время Великой Отечественной войны. В 1942-м году отмечалась 700-летняя годовщина Ледового побоища, в связи с чем было издано множество брошюр, посвященных Александру Невскому. Эти издания были адресованы солдатам и оформлены немногочисленными черно-белыми иллюстрациями, на которых князь был изображен как бесстрашный богатырь в доспехах, поражающий тевтонского рыцаря. Иногда оформление брошюры ограничивалось лаконичным оплечным изображением князя.

Но одним из самых выразительных художественных образов Александра Невского в графике этого периода можно назвать гравюру «Александр Невский» Владимира Андреевича Фаворского. Этому художнику, одному из лучших иллюстраторов «Слова о полку Игореве», темы Древней Руси и воинского подвига были чрезвычайно близки. Художник изобразил в гравюре князя Александра в минуту раздумья. Этот образ много раз использовался в периодической советской печати (в т.ч., например, в детском журнале «Мурзилка» 1947 г.).

В. А. Фаворский, ксилография «Александр Невский». Журнал «Мурзилка». 1947. №4 В. А. Фаворский, ксилография «Александр Невский». Журнал «Мурзилка». 1947. №4

Гравюра Фаворского – это поясной портрет Александра Невского в доспехах и княжеской мантии, без шлема. Князь держит руку на рукояти меча: он вложил его в ножны, но готов выхватить снова. За плечами князя – Русская земля. Ветер гнет нивы. Витязь в кольчуге на среднем плане ожидает приказа полководца. В этой гравюре есть поэтичный пространственно-географический размах, фигура князя свободна, он задумчив, и предметом его дум является Русская земля, о чем нам говорит пространный светлый фон, на котором клонятся под ветром поля, травы и лес.

В своих теоретических работах Фаворский писал о стремлении изображать не только пространство, но и время в гравюре, отмечая, что для иллюстратора существует время трех типов. Первый тип – это восприятие времени как бесконечной горизонтали или потока, не имеющего ни начала, ни конца, что характерно для древнего искусства и для эпоса, где герой шагает в уготованную ему неизвестность. Второй тип – это восприятие времени как последовательности отдельных его сюжетов. Третий тип – единство, одновременность переживания всех категорий времени: прошедшего, настоящего и будущего; пример этому – иконопись.

Взгляд князя Александра как бы охватывает и прошлое, и настоящее, и грядущее, что роднит такую, казалось бы, простую графическую композицию с иконой

Именно третий тип времени характерен для гравюры «Александр Невский»: взгляд князя Александра как бы охватывает и прошлое, и настоящее, и грядущее, что роднит такую, казалось бы, простую графическую композицию с иконой. Стремление художника творчески воплотить в графике идеи древнерусского искусства неслучайно: Фаворский был глубоко верующим человеком, внуком священника. Владимир Андреевич много общался с отцом Павлом Флоренским – они оба жили в 1920-е годы в Сергиевом посаде, преподавали на графическом факультете ВХУТЕМАСа. Сам художник говорил:

«…был увлечен русской, древней живописью, и считаю это искусство для меня самым интересным. Оно является прямым продолжением великого греческого искусства и в то же время несет национальные русские черты».

После войны интерес к князю Александру Невскому в советской литературе не угас. О нем были написаны художественные повести «Юность полководца» Василия Яна (1952), «Ратоборцы» (1949) и «Отважное сердце» (1954) Алексея Югова, «За землю Русскую» Анатолия Субботина (1963), «Набатное утро» Лидии Обуховой (1974), «Александр Невский» Сергея Мосияша (1982), опубликованы исторические исследования, научно-популярные издания, книги серии ЖЗЛ. Книги издавались большими тиражами, их оформляли такие художники, как Александр Самохвалов, Тамара Рейн, Иван Кусков, Сергей Спицын, Александр Антонов и другие.

Наряду с произведениями художественной литературы и историческими книгами, появлялись и иллюстрированные издания памятников литературы Древней Руси, которые включали в себя текст «Житие Александра Невского». Эти книги были оформлены иллюстрациями в технике гравюры.

Так, в конце 1960-х годов художник Алексей Дементьевич Шмаринов начал работу над гравюрами, посвященными литературным памятникам Древней Руси. Интерес к этой теме у него возник неслучайно: близкий друг художника – режиссер Андрей Тарковский – приступил к работе над фильмом «Андрей Рублев». Тарковский и Шмаринов путешествовали в поисках натуры для будущего фильма, изучали источники. Тарковский даже предлагал Алексею Шмаринову, который прежде снимался в кино, главную роль Андрея Рублева, но тот отказался.

Алексею Шмаринову приходит идея книги, которая бы познакомила широкого читателя с рукописями, объединёнными темой ратных подвигов против иноземных завоевателей

Благодаря знакомству с литературными памятниками Руси Алексею Шмаринову приходит идея издания и оформления книги, которая бы познакомила не специалистов, а широкого читателя с рукописями, объединёнными темой ратных подвигов против иноземных завоевателей. В книге Шмаринов решил объединить факсимильные изображения рукописей, перевод текстов на русский язык, а также иллюстрации, созданные в технике гравюры, как актуальное оформление и некий графический перевод текстов эпохи Русского Возрождения.

КТО С МЕЧОМ. Сборник. Составитель А. Шмаринов. М., «Молодая гвардия», 1973. КТО С МЕЧОМ. Сборник. Составитель А. Шмаринов. М., «Молодая гвардия», 1973. Художник обратился к академику Д.С. Лихачеву с просьбой консультировать его в этой работе:

«Дмитрий Сергеевич! Я знаю, что Вам принадлежат крупные работы по древнерусской культуре и искусству, что ‟Слово о погибели Русской земли” и ‟Житие Александра Невского” были предметом серьезного Вашего исследования, и был бы безмерно признателен, ежели бы Вы высказали свои соображения по поводу задуманной мною книги».

Лихачев горячо поддержал начинание художника:

«Мне нравится Ваша идея дать иллюстрации к древнерусским произведениям на воинские темы в сочетании со снимками с рукописей этих произведений. Прежде всего о воинской теме в древнерусской литературе. Она очень для нее характерна и важна, а для русской истории значительна. (…) Для Руси оборонительная война не была целью – это была горькая необходимость. Необходимость эта рождала героизм и подвиг, создавала высокий патриотизм и военное подвижничество. Вот почему на Руси воины, защитники Отечества, признавались в народной памяти святыми и становились героями литературных повествований. (…) Пусть посмотрят читатели рукописи. Письменное слово в Древней Руси было неотделимо от его начертаний в рукописи. Каждая буква в слове прочерчивалась и запечатлевалась на века. Рукописи были драгоценны. Они береглись. Их писали для грядущих столетий, для медленного и любовного чтения».

В результате многолетней работы Алексей Дементьевич Шмаринов оформил четыре книги, посвященные литературным памятникам Древней Руси. Они вышли в издательстве «Молодая гвардия»: «Кто с мечом» (1973), «На поле Куликовом» (1980), «Россия героическая» (1980) и «Задонщина» (1988).

Россия героическая. Сборник. Составитель А. Шмаринов. М., «Молодая гвардия», 1988. Россия героическая. Сборник. Составитель А. Шмаринов. М., «Молодая гвардия», 1988. Книга «Кто с мечом» включала в себя тексты трех рукописей: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», «Сказание о Мамаевом побоище». Иллюстрация «Александр Невский» предваряет текст «Жития Александра Невского». Князь предстает в образе молодого мужчины в шапке с опушкой. На груди круглой фибулой застегнут красный плащ. Князь сжимает рукоять меча, скрытого развевающимся плащом. За плечами Александра Невского разворачивается подробный дальний план, главным акцентом которого является белокаменный храм Св. Софии за стенами Новгородского кремля. Перед храмом в ладье на невских волнах изображены святые Борис и Глеб, явленные в видении воину Пелгусию перед Невской битвой. Слева ощетинилось копьями русское войско. По небу летят белые лебеди. Алексей Шмаринов использует в композиции иконный принцип единовременности разных событий, чем подчёркивается духовное единство происходящего. Замкнутость и отрешенность композиции создают эффект завершенного рассказа.

Шмаринов А. Д. «Александр Невский». Линогравюра, 1968–1969 гг. Шмаринов А. Д. «Александр Невский». Линогравюра, 1968–1969 гг. В блоке иллюстраций в середине книги представлены еще 6 гравюр серии «Жития Александра Невского». Иллюстрация к фрагменту «И бысть сеча велика над Римляны, и изби их множество бесчислено, и самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь» изображает двух всадников в доспехах – в правом верхнем углу князь Александр Невский наносит удар копьем предводителю шведского войска, расположенного в левом нижнем углу. Следующая гравюра иллюстрирует фрагмент «Жития Александра Невского» о подвиге одного из шести ратных товарищей князя Александра – Гаврилы Алексича, который въехал верхом на трап вражеской лодьи, но враги сбросили его вместе с конем в воду. На иллюстрации изображен русский воин на вздыбившемся коне, поражающий копьем шведских рыцарей, теснящихся на челне. Гравюра на странице 103 иллюстрирует подвиг соратника Александра Невского – новгородца Збыслава Якуновича, который многократно кидался в бой, сражаясь одним топором, «не имея страха в сердце своем». Иллюстрация к фрагменту жития о битве на Чудском озере имеет горизонтальную композицию, слева на белой глади озера стоит дружина во главе с Александром Невским в красном плаще. Следующие две иллюстрации продолжают тему битвы на Чудском озере. Одна из них дает крупный план сражения, вторая изображает пленных рыцарей. Авторская серия линогравюр к «Житию Александра Невского» изначально была выполнена художником в виде единой иконной композиции с клеймами: в центре находится крупная гравюра с поясным изображением Александра Невского, вокруг нее расположены остальные вышеперечисленные гравюры небольшого формата.

Шмаринов А. Д. «Александр Невский». Линогравюра, 1968–1969 гг. Шмаринов А. Д. «Александр Невский». Линогравюра, 1968–1969 гг. В 1981-м году в издательстве «Советская Россия» вышел в свет сборник памятников литературы Древней Руси XI–XV веков «За землю Русскую!» Эту книгу оформлял народный художник Владимир Александрович Носков. В сборнике представлены древнерусские тексты и их переводы на русский язык, а также древнерусские книжные миниатюры. Иллюстрации Носкова к «Житию Александра Невского» посвящены битве на Чудском озере, где русские всадники (на двухсотой странице – князь Александр Невский) поражают крестоносцев в водах Чудского озера. В.А. Носков также объединил в гравюре разновременные события, использовал характерные для древнерусского искусства цвета – красный, бордовый, зеленый, белый.

Носков В. А. Из серии иллюстраций к книге «За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси XI–XV веков». Листы 12–13. 1978. Бумага, цветная ксилография. Носков В. А. Из серии иллюстраций к книге «За землю Русскую! Памятники литературы Древней Руси XI–XV веков». Листы 12–13. 1978. Бумага, цветная ксилография.

Отдельное внимание заслуживают иллюстрации Владимира Валерьевича Перцова (1975 год) к сборнику рассказов о князе Александре Невском и защитниках Руси для детей «На страже Руси» писателя Олега Тихомирова. Многие годы художник Владимир Перцов был знаком с В. А. Фаворским (они были соседями по даче), Перцов считал его своим учителем. Для создания достоверного образа князя Александра Невского в иллюстрациях к повести «Слово о походах Александра Невского» (1975, 1983, Издательство «Малыш») художник досконально изучал исторический материал. В многочисленных красочных иллюстрациях поражает великолепное знание исторического и этнографического материала. В иллюстрациях все достоверно – одежда, оружие, пейзаж.

В многочисленных красочных иллюстрациях поражает великолепное знание исторического и этнографического материала. В иллюстрациях все достоверно – одежда, оружие, пейзаж

Перцов выстраивает многофигурные, многосюжетные композиции просто, доступно, увлекательно, цельно. Художник говорил своим маленьким читателям: «Я рисую и стараюсь так, чтоб было интересно. Чтобы в рисунках много всего случалось. Только для этого надо знать всего побольше. И мне. И вам». В 2000-е годы Владимир Валерьевич Перцов написал и проиллюстрировал, с благословения архиепископа Иннокентия (Просвирнина), книгу «Русские святые. Жизнь и деяния». В ней рассказывается о праведной жизни и многотрудных делах русских святых во славу Церкви и Российского государства. К сожалению, она не была издана.

Перцов В.В. Иллюстрации к книге Тихомиров О. Александр Невский. Слово о походах. М.: Издательство «Малыш», 1975. Перцов В.В. Иллюстрации к книге Тихомиров О. Александр Невский. Слово о походах. М.: Издательство «Малыш», 1975.

Глядя на образы князя Александра Невского, созданные художниками-графиками советского периода, мы достоверно видим живую связь и преемственность русской и советской художественных культур. В советское время эти издания были сродни проповеди. Но и сегодня, листая издания о святом благоверном князе Александре Невском с замечательными иллюстрациями художников советского времени, читатель проникается масштабом, цельностью и красотой личности великого князя-воина, признанного святым.

Елена Жданова
Художественный материал подбирал Федор Жданов

12 сентября 2024 г.

Смотри также
Александр Невский – путь сквозь столетия русской истории Александр Невский – путь сквозь столетия русской истории
Беседа с Надеждой Ильиничной Милютенко
Александр Невский – путь сквозь столетия русской истории Александр Невский – путь сквозь столетия русской истории
Беседа с Надеждой Ильиничной Милютенко
Дарья Стрижова
Работа историка сродни работе следователя. По тому, как соотносятся источники между собой, мы восстанавливаем события прошлого.
Современный кризис личности и величие примера св. кн. Александра Невского Современный кризис личности и величие примера св. кн. Александра Невского
Прот. Александр Зелененко
Современный кризис личности и величие примера св. кн. Александра Невского Современный кризис личности и величие примера святого князя Александра Невского
Протоиерей Александр Зелененко
Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина.
История одного героя История одного героя
Ираида Сычева
История одного героя История одного героя
Рассказ
Ираида Сычева
«А? Что? – будто очнувшись, пробубнил мальчик. – Бабуль, сейчас… немного еще почитаю… Князь со шведами на Неве борется».
Комментарии
Иван12 сентября 2024, 09:37
В СССР вообще русской культуры было больше, чем сейчас. Начиная с песен Зыкиной, заканчивая книгами с прекрасными профессиональными иллюстрациями.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×