9 августа – день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, одного из самых почитаемых христианский святых. Он скор на помощь при болезнях, в экстремальных ситуациях на грани жизни и смерти. Этот безмездный врач – олицетворение милосердия и любви. О его жизни и служении рассказывает писатель Константин Ковалев-Случевский – автор книги о целителе Пантелеимоне, недавно вышедшей в серии «ЖЗЛ».
– Константин Петрович, есть много рассказов о чудесной помощи Пантелеимона Целителя. Какой историей вы можете поделиться?
– Это случилось недавно: у знакомых тяжело заболел маленький ребенок. Врачи не понимали, что происходит: малыш был настолько плох, что буквально таял на глазах, а точный диагноз не могли поставить. Кто-то из близких посоветовал им обратиться за помощью к целителю Пантелеимону. Мои знакомые – люди современные, успешные, не склонные к экзальтации. Но кто-то им дал масло из лампады от иконы святого Пантелемона, и они стали растирать им ребенка. И случилось чудо: в течение короткого времени, буквально за неделю, младенец пошел на поправку. Это реальная история.
Вдобавок к этому произошло удивительное совпадение: я, еще не зная о случившемся, подарил этой семье свою только что вышедшую книгу о Пантелеимоне Целителе. Мои знакомые сильно удивились этим событиям и относятся к случившемуся, без сомнения, очень серьезно.
Кстати, подобный случай известен в недавней истории, он связан с именем преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В основанной ею Марфо-Мариинской обители заболела сестра по имени Стефанида. Ей требовалась операция – трепанация черепа. Такое заключение, по просьбе супруги генерал-губернатора Москвы, дали самые лучшие нейрохирурги. За день до операции великая княгиня послала Стефаниду в московскую часовню святого Пантелеимона у Китай-города. Там афонский старец помазал голову сестры елеем из лампады от афонской иконы великомученика Пантелеимона. На следующий день операцию отложили и потом вообще не стали делать. Все прошло.
– Целитель Пантелеимон – один из самых популярных святых в христианском мире. Как это объяснить?
Целитель Пантелеимон так же популярен в России, как Николай Чудотворец или Сергий Радонежский
– Еще до написания книги меня удивляло: в какой православный храм не придешь – увидишь икону святого Пантелеимона. Может быть, не в центре, а где-то в уголке, но его образ есть почти всегда. Он так же популярен, как Николай Чудотворец или Сергий Радонежский. В чем дело? Почему такое внимание к нему? Ответ лежит на поверхности – проблемы, связанные со здоровьем, затрагивают всех. У каждого человека дома есть аптечка, люди часто разговаривают о болезнях, лекарствах, о старости, о дряхлении организма. Некоторые круглосуточно принимают горстями таблетки. У жизни есть временной срок. Что для нас важнее – поправить здоровье, «подлатать организм» или по-настоящему излечиться? Многие постоянно ходят по врачам и при этом не могут одолеть недуг, потому что очень часто проблемы со здоровьем связаны с духовным состоянием человека.
– Как христианин должен воспринимать болезнь?
– Столетиями христианские подвижники говорили, что источники болезней идут от эпидемии зла, которая возникла после грехопадения. После этой катастрофы человек стал смертным, подверженным недугам. Христиане понимают, что в основе болезней лежит грех. И для излечения важно не только принимать лекарства. Нужна и духовная работа, как говорят старцы: молитва, пост и покаяние. Надо искать источник болезни, ее корень. Тогда возможно излечение, а не просто временное преодоление недуга. Мы знаем, что многие святые исцеляли больных и даже воскрешали людей, как сказано в Евангелии от Матфея:
«…больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10: 8).
Эта потрясающая фраза говорит о том, что главный Врач в нашей истории и в нашей Вселенной – это Сам Иисус Христос. Слова «даром получили, даром давайте» имеют прямое отношение к целителю Пантелеимону. Он не брал денег за лечение, был безмездным врачом, бессребреником.
– Бескорыстие говорит о чистоте души и любви к людям?
– Врач, который лечит за деньги, заинтересован в том, чтобы пациент ходил к нему как можно дольше и оставлял плату. А бескорыстный врач заинтересован в том, чтобы человек излечился как можно быстрее. С античных времен существует клятва Гиппократа: врачи клянутся, что не будут причинять вред больному, а будут честно выполнят свой профессиональный долг. А что важнее: клятва или заповедь любви к ближнему, о которой говорится в Евангелии? В Священном Писании можно встретить фразу: «не клянитесь»! Мы знаем, как легко бывает нарушать клятву. Тот же апостол Петр клялся, что будет следовать за Христом, но в минуту слабости и малодушия нарушил свое обещание. Клятва помогает лечить, а любовь – излечивает. Исполняя заповедь любви к ближнему, можно побороть болезнь.
Когда святой Пантелеимон принял мученическую смерть, ему, предположительно, было всего 29 лет
Целитель Пантелеимон был очень молодым человеком, когда на рубеже III и IV столетия нашей эры постигал медицинскую науку своего времени. Он был лечащим врачом императора Максимиана (Галерия) и пользовался его доверием. Его особое положение вызывало зависть и ненависть со стороны целого штата придворных лекарей, которые лечили за деньги. Пантелеимон многим мешал. И на него состряпали донос: его обвинили в колдовстве, что, конечно, было совершенно невозможно для христианина. А потом Пантелеимон попал под гонения, которые шли против христиан. И принял мученическую смерть. Предположительно, ему было всего 29 лет.
– Христианство оказало влияние на становление медицины?
– Христиане стали создавать госпитали, где собирали больных и лечили их, особенно во время эпидемий. Благодаря тому, что верующие во Христа поддерживали друг друга, они были более жизнеспособными в ситуации испытаний. В языческой Римской империи во время пандемии середины III столетия вымерла половина всего населения. С христианством появилось новое понимание милосердия и благотворительности: они стали восприниматься не как обязанность (что было в античности), а наполнились истинным сочувствием, состраданием, любовью. Все это постепенно трансформировало языческую Римскую империю в христианскую Византийскую империю. Пантелеимон жил как раз в эти переходные времена.
– Целитель Пантелеимон не пренебрегал научными знаниями?
Целитель Пантелеимон был идеалом врача, образцом человеколюбия
– Он был высокообразованным медиком, наследником всего опыта античной медицины. Многие рецепты медики в Древнем Риме держали в секрете, на этом зарабатывали деньги. Мы и в наше время видим, что врачи не любят делиться своими знаниями, не всегда объясняют пациенту, что с ним и как его будут лечить. Иногда просто выписывают лекарство, а потом говорят: «Время приема истекло». Как говорят, сегодня спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Целитель Пантелеимон был как раз идеалом врача, образцом человеколюбия. Он стоит в одном ряду с апостолом Лукой, тоже медиком, врачевателями-бессребрениками Космой и Дамианом, святителем Лукой (Войно-Ясенецким).
Великомученик и целитель Пантелеимон. Житийная икона. Синай. Монастырь св. Екатерины (Египет). XIII в. – Что можно рассказать об особенностях иконографии целителя Пантелеимона, о его образе в живописи?
– На иконах его изображают юношей с копной густых курчавых волос. Он держит в руках ложечку – лжицу, сосуд или шкатулку с лекарствами. Одна из самых известных икон – житийная икона с клеймами. Она была создана в XIII веке и сейчас находится в монастыре святой Екатерины на Синае, в Египте. Христианский путь великого святого начался с чуда. Молодой врач Панталеон (это имя означает «во всем как лев») шел по улице и увидел лежащего ребенка, укушенного ядовитой змеей. Он в отчаянии обратился к Богу, чтобы Христос спас этого ребенка. И в то же мгновение ребенок ожил. Это настолько потрясло молодого врача, что он внутренне преобразился, принял крещение и получил новое имя Пантелеимон, что означает «всемилостивый».
В Венеции есть храм святого Пантелеимона – собор Сан-Панталон. Там висит огромная картина Паоло Веронезе, которая изображает преображение Пантелеимона. В этом же храме есть потрясающие гигантские потолочные росписи, посвященные святому Пантелеимону, его мученическому пути. Почитание этого врача широко распространено и в Италии, и во Франции, и в Германии, и в Испании, и в Португалии.
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Современное фото
– А как пришло почитание этого христианского подвижника в нашу страну?
– Почитание целителя Пантелеимона на Руси известно с конца XI века. Оно постепенно проникало из Византии и Западной Европы: стали появляться его иконы, росписи в храмах и обителях. Например, в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде при входе есть большая фреска с изображением святого Пантелеимона и хранится икона с мощевиком-реликварием, привезенная с Афона.
В 1862 году в Россию с Афона из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря приехал иеромонах Арсений (Минин) с частицей мощей великомученика и объездил много городов нашей страны. Тогда проводились крестные ходы, совершались исцеления. После этого началось массовое почитание святого. В Москве была построена огромная четырехэтажная часовня целителя Пантелеимона на пересечении Никольской улицы с Лубянской площадью. В этой часовне находилась чудотворная икона, которую оставил афонский монах. К сожалению, в 1934 году часовню разрушили. Но икону, слава Богу, спасли. Сегодня она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
– Как почитание целителя Пантелеимона отразилось в русской культуре?
– В 1866 году Алексей Константинович Толстой написал стихотворение «Пантелей-целитель».
Государь Пантелей!
Ты и нас пожалей,
Свой чудесный елей
В наши раны излей.
Сергей Рахманинов создал на этот текст музыкальное произведение для хора. Оно почти не исполняется. Московский Синодальный хор вскоре предполагает заполнить этот пробел.
У Чехова была маленькая нательная икона святого Пантелеимона в серебряной оправе – эту святыню ему подарил отец.
Николай Гумилев в годы Первой мировой войны написал стихотворение «Видение», где к лирическому герою, который «лежал истомленный на ложе болезни», приходят целитель Пантелеимон и Георгий Победоносец – они приносят ему исцеление, ободряют его. В уста безмездного врача Пантелеимона поэт вкладывает такие слова:
Бессонны твои покрасневшие вежды,
Пылает и душит твое изголовье,
Но я прикоснусь к тебе краем одежды
И в жилы пролью золотое здоровье…
Прозаик Борис Зайцев оставил книгу путевых очерков о посещении Афона. Там он, в частности, пишет об особом почитании русскими людьми святого врача, отмечает, что русскому народу, при ее «карамазовщине», «более чем кому-либо нужна целительная ложечка святого Пантелеймона».
– Свою книгу о святом враче вы писали, когда мир переживал эпидемию ковида. Здесь есть какой-то символизм?
– У моей книги «Пантелеимон Целитель» есть подзаголовок: «Врачевание души и пандемия добра». Давая такое название, я пытаюсь сделать отсылку к переживаемой в течение нескольких лет эпидемии ковида, которая имеет свойство волнообразно возобновляться. Пандемия еще не закончилась, с ней связано много планетарных потрясений, различных социальных ограничений. Напомню, что похожая эпидемия превратила Римскую империю в Византийскую.
Мы все нуждаемся во врачевании души и на любую эпидемию можем отвечать «пандемией добра»
И сегодня мы стоим у черты тяжелых потрясений, угрожающих существованию всей нашей цивилизации. Что-то во время пандемии изменилось в сознании людей. Современный человек, привыкший к комфорту, вдруг вновь стал понимать: насколько он уязвим перед лицом опасных болезней или ранений. И личность святого Пантелеимона в этих обстоятельствах становится особенно притягательной. Мы все нуждаемся во врачевании души и на любую эпидемию можем отвечать «пандемией добра». Наверное, многие верующие люди могут поделиться своей историей о том, как они получили поддержку от этого христианского подвижника. Целитель Пантелеимон скор на помощь при самых разных недугах, является покровителем медиков, воинов, спасает от несчастных случаев, утешает одиноких. В Православии его имя призывается при совершении Таинства Елеосвящения, во время освящения воды и в молитве за больных.