Не стоит путать чудо как мистический опыт жизни во Христе с волшебством, которым изобилуют сказки и фэнтези.
О волшебниках и святых-целителях – митрополит Антоний (Паканич) ко дню памяти великомученика и целителя Пантелеимона.
– Маги и целители встречаются в популярных ныне фэнтези не реже, чем бесстрашные воители. И это вполне объяснимо. В фэнтезийных мирах чудес ждут не от героев, а от волшебников. Как известно, сказки отражают нашу реальность, и среди святых – люди особенно почитают святых-целителей. Почему так происходит и в кино, и в жизни?
– Я бы не стал проводить такие параллели. Во-первых, образ христианской святости, отображающий самоумаление и уничижение до смерти крестной Господа Иисуса Христа, не имеет ничего общего с гротескными персонажами современных романов в жанре фэнтези, которые часто спекулируют на греховных чувствах гордыни, тщеславия и властолюбия. К сожалению, для литературы этого жанра сегодня характерно нивелирование понятий добра и зла, да и вообще любых нравственных категорий. Современными авторами создаются «миры», в которых все этические нормы размыты, всё относительно. И это тем более печально, что в произведениях классиков «высокого фэнтези» – Льюиса, Толкиена – мы находим христианские мотивы, образы и символы, и что немаловажно – четкое представление о добре и зле. Сегодня в этом жанре продуцируются совершенно иные идеи и образы.
Во-вторых, не стоит путать чудо как мистический опыт жизни во Христе с неким волшебством, которым изобилуют сказки и фантастические романы. Весьма показательно, что в Евангелии Господь никогда не совершает чудес ради собственного самоутверждения, оно не является односторонним механическим действием Бога по отношению к человеку. Но каждый раз Господь вопрошает человека о его вере и вере близких, перед тем как сотворить чудо, которое происходит как плод таинственного соединения Божественной силы и человеческой веры. Поэтому сказано в Евангелии, что Христос многих чудес не сотворил в тех местах, откуда Он был родом, так как люди, зная Его с детства, не могли увидеть в Нем Мессию. Потому и сказано: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:57–58).
– С древнейших времен святой Пантелеимон считается покровителем врачей. Видимо, сильное воздействие он оказал на своих современников, раз остался в вечной памяти как удивительный целитель. Что известно о прижизненных чудесах вмч. Пантелеимона?
– Само призвание святого Пантелеимона было связано с чудесным знамением. Согласно житию, Пантолеон уверовал после того, как по молитве Иисусу Христу воскресил ребенка, умершего от укуса змеи. После этого великого чуда он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон. Став безвозмездным врачом, Пантелеимон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, которому не понравилось, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеимон силой молитвы даровал расслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеимона и приказал истязать его, а затем бросить в море.
Но Пантелеимон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги. После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву, и святой сам попросил воинов исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами. Глава великомученика и целителя Пантелеимона как величайшая православная святыня по сей день хранится в Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.
– Вам лично известно о чудесах, связанных со святым целителем, в наши дни?
– Чудес по молитвам святого великомученика и целителя так много, что была даже составлена целая книга, в которую вошли их описания и свидетельства очевидцев в разные эпохи. Помню, как в 2012 году главу целителя Пантелеимона привезли в Киев. Множество людей устремилось к этой великой святыне, и в светской прессе писали о чудесных исцелениях у мощей святого. Это еще раз подтверждает, что Господь укрепляет нас в лице Своих подвижников. Воистину, «Дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67:35).
– Профессии врача и священника очень схожи. Врач пытается понять, почему болит тело, а священник – почему болит душа. И в одном, и другом случае человек доверяет свою жизнь. Вы ощущаете эту ответственность?
– Несомненно. Как учит святитель Иоанн Златоуст: «Хороший пастух не только отгоняет волков, но и со всей заботливостью лечит заболевших овец, ибо какая польза, если овцы, хоть и избегают пасти зверей, но истребляются болезнью?» Призвание священника настолько велико, что тот же святой отец напоминает всем ищущим священства: даже хороший и благочестивый пастырь ввергнется в геенну огненную за грехи своих пасомых. То есть это жертвенное служение предназначено только для тех, кто готов ради него отказаться от самого себя. Поэтому велика ответственность, которую берет священник за спасение в вечности души человека. И совершенно очевидно, что это служение было бы не под силу ни одному земнородному, если бы Сам Господь не восполнял наши немощи Своим человеколюбием и обилием благодати. Ведь лечит и спасает Сам Бог, а мы лишь орудие в Его руках. И наша обязанность – соответствовать тому высокому призванию, которое возложил на нас Господь.