Христос говорит притчами, потому что Царствие Небесное сложно понять строгими умозаключениями. Оно открывается уму и сердцу. А примеры из жизни становятся красочной иллюстрацией и комментарием. Вот, к примеру, притча о потерянной драхме…
Вспомним эти слова Христа, утешающие грешников:
«Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 4–10).
С женщиной все понятно, и с радостью ангелов понятно. А вот драхма… лежала она где-то – в углу или в щели, а может, среди камней, и ждала своего времени. И помнила, что драхма она, а не стеклышко и не камушек.
На эти размышления навел меня рассказ секретаря епархиального управления Покровской епархии священника Виктора Тихонова. По делам храма заходил он довольно часто в мебельный магазин и общался там с сотрудниками. По-разному общался. Удивительно служение священника – когда его видят люди, они реагируют сначала на воспоминание о Боге, на факт существования Церкви, а уже потом – на личные качества конкретного пастыря. Вот и в этом магазине кто-то встречал отца Виктора приветливо-нейтрально, кто-то – сухо-напряженно. А Жанна всегда была рада батюшке помочь.
Жанна пропала. Отец Виктор поинтересовался, что с ней. Оказалось, всё просто и страшно – онкология
Через некоторое время Жанна пропала. Не встретив ее в очередной раз, отец Виктор поинтересовался, что с ней. Оказалось, всё просто и страшно – онкология. Женщина, которой не было еще и 55 лет, лежала в больнице, и шансов выздороветь, судя по всему, было немного.
Батюшка навестил ее в больнице, пособоровал, причастил:
«Беседуя с Жанной, я был поражен – эта нецерковная женщина, казалось, всю жизнь провела в храме. Мы говорили с ней абсолютно на одном языке. Она слушала о Христе, о Его заповедях и полностью меня понимала. Сердце ее отзывалось на сказанное. Она как та самая драхма, которую обрел теперь Господь».
Жанна спрашивала, как ей молиться, понимая, вероятно, что перехода в вечность ждать осталось недолго.
«Понимая, какие муки испытывают онкологические больные, я посоветовал держать в уме самые краткие обращения к Господу, но повторять их как можно чаще», – вспоминает отец Виктор.
Второй раз он навестил больную уже дома, 12 июля – в праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла. Она полностью высохла, но разум не помутился. Дочь Жанны отметила, что мама постоянно что-то повторяет, а еще говорит Кому-то: «Да, Господи, иду, скоро я приду к Тебе».
Причастившись на праздник, Жанна тихо отошла ко Господу через день – 14 июля. Ее отпевали в Свято-Троицком кафедральном соборе, что удивительно – не всякие родственники берут на себя труд привезти покойного в храм. Чаще дома или на кладбище.
«Понятно было, что из всех собравшихся родственников отпевание было нужно одной только Жанне, в Крещении Евгении. Потому что среди них она и была той самой обретенной драхмой», – завершил рассказ отец Виктор.
«Жди меня, и я вернусь всем смертям назло … Просто ты умела ждать, как никто другой», – может, странная мысль, но, мне кажется, эти слова больше всего относятся ко Христу. Умеющему терпеливо всю нашу жизнь искать Свою потерянную драхму.