Позднее Крещение

Подлинная история

Холодно. Очень холодно. Наталья закуталась поплотнее в куртку, да только толку-то от легкой куртешки, со всех сторон продувает. Надо все-таки еще раз пересчитать деньги и, наверное, решиться купить что-то потеплее.

Хорошо, что вспомнила: дома нету хлеба. Не хочется сворачивать по скользкой, плохо освещенной дороге к магазину, зато впереди рынок, вот там и можно купить. А потом – скорее домой.

– Ма-ама! – послышалось вдруг откуда-то сбоку. – Ну, ма-ама!

– Да отстань ты! – полная женщина в пальто, откликнувшаяся на голос, разозлилась настолько, что у нее вышло «ды ытстынь ты» сквозь сжатые зубы. – Замолчи!

– Еще одна победительница конкурса «мать года», – вполголоса сказала Наталья, почти поравнявшись с ней. Женщина не услышала ее – да и хорошо. А Наталья подумала, что раз она уже говорит сама с собой – то пора выбираться с удаленной работы на вполне себе «очную», надо же так дома засидеться.

«Еще одна», да. Буквально накануне она пробегала по тому же рынку среди дня, возвращаясь с почты. Подошла к одному из киосков посмотреть что-нибудь себе к чаю – и услышала разговор двух молодых женщин. У одной в руке была веревочка от санок, на санках молча сидел маленький бледный ребенок в шубейке.

– И вот, – говорила она подруге, – мне звонят: забирайте, вашему ребенку совсем плохо! Ты представляешь? Забирайте! Я им отдала до вечера, это они обязаны что-то делать! Ну, вот, забрала, теперь ничем хорошим не займешься, еще и справку им надо, а это значит – врача вызывать! Как не хочется…

– Да уж, так беспокоить людей, будто у них своих дел нет, – закивала вторая.

Наталье расхотелось что-либо покупать. Она взглянула на мамаш, на ребенка, который все так же неподвижно полулежал на санках, прямо на него падал крупный снег, от которого женщины давно укрылись под козырьком киоска. И побежала к выходу, кусая губы. «Как, как можно – вот так? Со своим ребенком! Ему же плохо! И это называется мать!»

Наталья тогда добежала до дома и дала волю слезам. Ей было страшно за того ребеночка под снегом, которого не жалеет и не хочет вести к врачу его мама. А он, наверное, все равно называет ее «мамочка» и все равно любит.

Наталье было больно даже произносить слово «мама»

Самой Наталье было больно даже произносить слово «мама». Она никогда и никому из знакомых не рассказывала об этом, ничего не знал и батюшка, у которого она исповедовалась. А между тем Наталья выросла не только без отца, который бросил их чуть ли не сразу после рождения дочери, но и без матери. Мать отдала дочку на воспитание Наташиной бабушке – еще совсем младенцем – и уехала в другую область. Когда дочка подросла, мать вернулась. Получила квартиру на них с Наташей – и… вернула дочь бабушке. Зато, когда Наташа начала учиться, стала неотступно звонить: «Плати свою часть за квартиру, ты здесь прописана!» И Наташа платила, деля свою маленькую стипендию пополам. Бабушка в отношения дочери и внучки не вмешивалась, а потом умерла. Ее квартира тоже отошла Наташиной матери, а Наташе было указано на дверь. Она мыкалась по знакомым до тех пор, пока не смогла зарабатывать достаточно, чтобы снимать комнату, а потом и крохотную однокомнатную квартирку на окраине. На остальное, конечно, хватало едва-едва, и Наташа благодарила Бога уже за то, что Он дает ей крепкое здоровье и возможность трудиться. Мать продолжала звонить и напоминать о деньгах «за прописку». И Наташа давала.

Бабушка умерла. Ее квартира тоже отошла Наташиной матери, а Наташе было указано на дверь

Потому что это мать. Единственный человек родной. Ну – который должен бы быть родным. Мог бы быть родным. Сама Наташа в той квартире лет с 16 вообще не бывала – тем более что там с некоторых пор обитал новый жилец. Ее мама полгода назад посетила ЗАГС со своим избранником – невесть где обретенным безработным художником Николаем. Жена ходила на работу, содержала его, а он в благодарность писал портреты любимой «Валюши» – красками, купленными на деньги модели. Портреты, на вкус Наташи, раз за разом оказывались поразительно бездарными, но «Валюша» была в восторге и каждый раз присылала дочери фотографии очередного шедевра.

Только одно изменилось с появлением Николая в лучшую сторону: мать прекратила насмехаться над тем, что дочь ходит в церковь. Николай церковным человеком не был и не собирался, но крест носил, и, услышав как-то телефонный разговор, сделал любимой Валентине первый и единственный в жизни выговор: «Не кощунствуй!» С тех пор разговоры стали спокойнее – хотя все прочее осталось на своих местах.

Молиться за мать Наташа старалась каждый день. Ей это причиняло боль. Она каждый раз плакала. И на Исповеди в очередной раз каялась в том, что плохо думала про свою родительницу – не поясняя, разумеется, в чем дело. Ведь на Исповеди мы называем свои грехи, а не чужие. «Нигде не сказано, что почитать надо идеальную мать. Любую мать – надо. Даже такую, редкие встречи в детстве с которой оборачивались руганью и ударами. Даже такую, которая рассказывала дочери-подростку, как она потом делала аборты и как могла бы, собственно, и эту дочь… и, может быть, тогда не ушел бы отец… И даже если не можешь почитать – надо молиться за нее», – наставляла сама себя Наталья, стоя по вечерам у домашнего иконостаса.

***

В этот вечер Наташа закончила молитвенное правило, попросила заодно и о вразумлении той матери, которая так жутко рыкнула на своего ребенка, и той, что накануне, с санками. И уже собиралась лечь спать, когда вдруг зазвонил телефон. Номер матери. Наташу прохватил холодный пот: «Я же только что ей отдала деньги, что случилось?»

– Дочка, нам надо встретиться, – заговорила мать. И голос у нее был какой-то непривычно тихий.

– Что-то случилось? Тебе плохо?

– Да нет, нет. Можно и не встречаться прямо сейчас, конечно, но… в общем, я креститься хочу.

Наташа застыла с телефоном в руке. Ее мать? Креститься? Но это же… это же чудо!

Наташа застыла с телефоном в руке. Ее мать? Креститься? Она не ослышалась? Но это же… это же чудо! Даже если она еще толком и не верит – кто-то из святых праведников, помнится, говорил, что если безбожник вдруг просит его крестить – то надо хвататься за эту возможность, крестить и молиться за него! Да, конечно, это, как сейчас говорят, «только одно частное мнение», но…

– Я очень много думала. Читать стала все про Церковь. Захожу тут в церквушку у работы, свечки ставлю. И знаешь – так хорошо! Да и Николай крещеный, он вообще не понимает, как это я некрещеная хожу, где, говорит, защита-то твоя.

– Мама!! – закричала в трубку Наталья. – Мама, конечно! Я договорюсь обо всем в своем храме, ты только приезжай!

***

Она извелась, ожидая приезда матери. Мерила шагами пустеющий после службы и молебна небольшой светлый храм.

– Да ты сядь, не бегай, – подмигнула ей Ольга, супруга священника, совсем молодая, пухлощекая и румяная. Ее трое детишек только что убежали «хвостом» за своей бабушкой в трапезную, а та уж знает, как их занять. – Всё будет хорошо!

– Да-да, конечно, – кивнула Наташа.

– Как чудесно: теперь и мамочка ваша с Богом будет, – подала голос Галина Матвеевна от прилавка. – Будет раба Божия Валентина!

Наконец дверь открылась. «Раба Божия Валентина» была в нарядной, но простой одежде, куда-то делись ее обычные многочисленные украшения, а поверх высокой прически был повязан легкий, не по погоде, платок.

– Я правильно оделась, что ли? – шепнула она дочери вместо приветствия. Наташа «угукнула». И немало удивилась, когда мать проследовала к прилавку и сама внесла пожертвование, не потребовав ничего с дочери.

В дверь вбежал выходивший куда-то батюшка, поздоровался и скрылся в алтаре. Ольга и женщины-работницы засуетились: кто-то позвал со двора помощников, чтобы принести купель, кто-то переставил аналой. Батюшка снова пробежал к двери.

– Импозантный мужчина, – прошептала мать на ухо Наталье.

Ей ведь казалось, что стоит матери войти в храм – и всё изменится. Всё-всё. И мать, и их отношения

«О нет, мама в своем репертуаре», – подумала Наташа, пожала плечами и потянулась к подсвечнику поправить свечу. Ей ведь казалось, что стоит матери войти в храм – и всё изменится. Всё-всё. И мать, и их отношения. Но… да, конечно, наивно было так думать.

С другой стороны – чудо от этого не перестает быть чудом. И теперь за новокрещеную Валентину будет молиться вся Церковь. А самое главное – в таинстве Крещения прощаются все грехи. У кого же… кажется, у Иоанна Дамаскина… сказано – «отпущение грехов в Крещении дается всем равно». И матери, в ее 52 года, вот прямо сейчас дастся отпущение грехов. Даже самых тяжких. И она выйдет отсюда совсем-совсем чистой, – хотела бы Наташа сейчас так «очиститься» полностью.

Мать тем временем обошла весь храм, встала рядом с Наташей и начала задавать ей вопросы шепотом:

– А это кто у прилавка? А почему она так смотрит? А я чего-то купить должна? А вон там кто изображен?

Батюшка задерживался. Наташа взяла мать за руку и подвела к ближайшей иконе:

– Это святая София и ее дочери: Вера, Надежда и Любовь, – начала она и заметила, что ее голос дрожит. Однако решила взять себя в руки и рассказать все, что может, о любимых святых. Сколько успеет. Мать внимательно слушала, в ее глазах отражались огоньки свечей.

Закрылась входная дверь: вернулся священник.

– Начнем? – весело спросил он.

– Да, – хором ответили обе женщины. Наташа решительно перекрестилась.

***

Когда раба Божия Валентина отошла от купели, Наташа бросилась к ней с полотенцем и коснулась ее головы.

– Тише-тише, ты же не крестная, – засмеялась Ольга и сама передала Валентине в руки полотенце.

Ей казалось, что у той даже морщины разгладились и посветлело лицо. И свет распространялся все дальше

Наташа послушно отошла. Она стояла, не отрывая взгляда от матери. Ей казалось, что у той даже морщины разгладились и посветлело лицо. И даже взгляд, которым мать смотрела перед собой – на купель, на священника, на святыни храма, – был совсем незнакомым. Не обычным – жестким, оценивающим, критичным, а – мирным, надеющимся, доверчивым. И будто бы светлело пространство вокруг нее и батюшки, свет распространялся все дальше.

В какой-то момент пламя свечей на одном из подсвечников рядом с ними заколебалось, задрожало. И словно бы ветер пошел по храму. Наташе это кажется? Да нет, вот и Ольга тихо спрашивает у кого-то: «Откуда сквозняк, все же закрыто?»

Странный порыв ветра колыхнул огоньки лампадок, обошел храм, устремился к Наташе и толкнул ее в грудь. Наташа пошатнулась и едва не упала, женщины вскрикнули, а «сквозняк» исчез в тот же момент. И только батюшка спокойно продолжал чинопоследование, а Валентина, смотревшая на него, ничего не замечала вокруг себя. Наташа стиснула рукой нательный крестик и осенила себя крестом. «Кто б рассказал – не поверила бы… но ведь и женщины видели… потом у них спросить…».

Когда Крещение завершилось, они с матерью сели на лавку и склонили головы друг к другу.

– Дочка, – шепнула новокрещенная.

– Мама… – ответила Наташа.

Она не помнила потом, сколько времени они просидели так. Казалось, что – вечность.

***

В этот вечер Наташа замечталась. Она представляла себе, как они вместе с мамой станут ходить в храм, вместе молиться. Как найдет работу Николай – и тоже подтянется к Церкви. Как они станут настоящей семьей. Может, и Наташа когда-нибудь выйдет замуж, и у ее детей будут настоящие любящие бабушка и дедушка. На Венчание маме нужно купить красивое платье. На это Наташа не пожалеет денег, ну и что, что у нее самой нет пальто.

Она посмотрела на часы. Восьмой час, еще не поздно. Набрала номер матери:

– Мам, привет! А ты решила уже, когда пойдешь на Исповедь?

– Я тебя что-то плохо слышу, – ответила мать. Своим обычным голосом, а не тем, который был у нее в храме.

– Ну, ты же батюшке сказала, что придешь на Исповедь и причастишься на неделе! Мы могли бы вместе на службы ходить. А еще вам с мужем венчаться скорее надо!

– Знаешь, дочь, – необычным даже для нее грубым тоном ответила вдруг мать, – мы с Николаем, конечно, подозревали, что ты там пьешь у себя в одиночестве, но не до такой же степени!

Где-то на фоне раздался голос Николая. Вот уж кто точно был сейчас нетрезв.

– Я? – изумилась Наталья. – Я вообще не пью, мама! Что ты такое говоришь?

– А раз не пьешь – чего же беспокоишь людей в выходной с разными глупостями? Думай, что делаешь. Спокойной ночи.

И разговор оборвался.

Наташа чувствовала, как холодный пот выступил на коже. Что это сейчас было? Как?.. ведь она же сегодня… они же сегодня…

Наташа – единственная дочь. Кто еще, спрашивается, должен молиться за рабу Божию Валентину?

А потом решила взять себя в руки. И напомнила себе, сколько она читала разных историй про родителей и детей. Родители могли быть кем угодно – алкоголиками, наркоманами, преступниками, – а дети все равно отзывались на их нужды, приходили на помощь. И, конечно, молились за них. Постоянно. И вымаливали. Наташа – единственная дочь. Кто еще, спрашивается, должен молиться за рабу Божию Валентину?

Наташа всхлипнула. Подошла к открытой форточке. Потом закрыла ее – чтобы не было никаких сквозняков. Затеплила свечу у икон.

А затем утерла слезы, подошла к книжной полке и сняла с нее большую книгу с надписью «Акафистник».

Юлия Кулакова

28 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Солнышкина21 октября 2022, 14:08
А Ева первая пала, но первая и встала. Богородицу называют Новой Евой. Жены мироносицы первые удостоились видеть Воскресшего Господа, за свою любовь, что влекла их за темно ко гробу Спасителя, не имея сил отвалить камень они все равно шли, без всякой логики. И в какой то мере они стали «апостолами для апостолов», когда возвестили им о Воскресении Христа. Поэтому жена должна сама в первую очередь начать жить духовной жизнью и мужа вдохновить на это, заниматься рождением и воспитанием будущих христиан. А не бросаться за него решать материальные проблемы семьи, ошибка, которую совершают многие неверующие жены. Что касается кредитов, то их вообще не советуют брать духовно опытные духовники.
Солнышкина21 октября 2022, 13:25
И, сказано:«Ищите прежде Царства Небесного и Правдые его, и это все приложится вам». Т.е. со времен Рая ничего в законах духовной жизни и вообще жизни не изменилось!изменился САМ человек, теперь нам выполнение этих законов дается сложнее. Если человек во главу угла своей жизни ставит исполнение Воли Божьей, то Бог его материальные трудности Сам легко разрешает. Если же человек «бежит» в первую очередь за материальным, он превращается в ослика, который бежит за морковкой у него перед носом и никак не может ее догнать.
Алла21 октября 2022, 00:26
Солнышкина, не придумывайте дополнительных заповедей. Христианин вообще может эмигрировать, и это не грех. Человек не обязан решать демографические проблемы нации, тем более, что один он их и не решит,но зато будет вынужден пожертвовать своими жизненными целями.
И.20 октября 2022, 22:34
Солнышкина, это в Раю общающемуся напрямую с Богом, совершенному человеку помощник в первую очередь в "духовном смысле"? По-моему, там не было очередей. Бог создал человеку помощника по нему, чтобы они вместе райской жизнью наслаждались во всей ее полноте, она тогда еще не раскололась на духовную, душевную и физическую отдельно. А после того, как женщина "похозяйствовала" в Раю - помогать тяготы переносить, а не в качестве утешительного приза на полке. Вы очень избирательны. "Плодитесь и размножайтесь" - буквально понимаете, "возделывать и хранить" и пр. - исключительно в духовном смысле. Если у главы семьи ипотека на 20 лет камнем висит на шее, о чем он будет в первую очередь думать?
Солнышкина20 октября 2022, 14:25
И,«Первая функция женщины по замыслу – помощница мужа» В первую очередь помощница в духовном смысле. «Хранить и возделывать Рай»
Татьяна20 октября 2022, 11:44
Мне кажется, что этот рассказ печальный, потому что некоторым людям в нем не хватает любви. Давайте любить друг друга! И не только друг друга любить, но и своих врагов любить(как сказал Христос)! А что такое любовь, нам рассказал апостол Павел.
Солнышкина20 октября 2022, 00:43
«Женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы.Поэтому и в храмах женщин больше.Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщине».«Важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом». «Молиться. В храме быть. Причащаться.Господь дает нам в таинстве Евхаристии всего Себя. Он – наше Рождество, Христос – наша Пасха.Самое главное то, куда направлена воля самого человека:чего ты сам(сама)желаешь?» Схиархимандрит Илий (Ноздрин) P.S.Прошу прощения ранее в одной цитате пропустила слово«ибо ЧРЕЗ мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия»
Алла19 октября 2022, 19:13
И., главное, что никто и никогда не смог мне ответить на вопрос: с какой стати можно пользоваться достижениями НТП в любых сферах, кроме ограничения рождаемости?
И.19 октября 2022, 13:33
Солнышкина, Бог создал идеальные условия в раю, человек их подпортил и ушел далеко за тысячелетия, не за последнее столетие. Продолжительность жизни у него стала не 900 лет, а 70. Первая функция женщины по замыслу – помощница мужа в предлагаемых условиях. Нужна была дома – сидела дома, нужна на фабрике – пошла на фабрику, нужна самостоятельная - стала. Не все зависит от (не)желания женщины рожать. К Вашему сведению рождаемость на всей планете падает. А приведенные в пример мусульманки не все при ЛПХ, тоже переезжают в города, сидят на кассах, раскладывают товар по полкам, метут,моют и пр. ради заработка, помогают мужьям в условиях города. Некоторые из них рожают и бросают - не вытягивают.
Солнышкина19 октября 2022, 01:42
Продолжение «вы, ЕСЛИ и ВАС ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИТ ИМИ, должны будете воспитать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них прежде всего сами примером веры, благочестия и СТРАХА БОЖИЯ; и друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, ПОКОРНОСТИ БОЖИЕЙ ВОЛЕ, ТЕРПЕНИЯ и УПОВАНИЯ; помогайте друг другу, берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.» Прп.Иларион Оптинский
Солнышкина19 октября 2022, 01:16
«Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо;не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному;рожайте души и воспитывайте детей духовно» Святитель Василий Великий Прп. Иларион Оптинский о цели брака:«Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества, ибо мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия»
Солнышкина19 октября 2022, 00:57
«В бескрайней любви к Своему Отцу Сын хотел угодить Ему, сотворив для Него как можно больше сыновей, а для себя братии, низших себя, но по любви приравненных к Нему через усыновление.И в Вечном Совете Отец и Дух Святой дали согласие Сыну на сотворение мира за любовь Сына...Взявши инициативу в деле творения, Сын принял на Себя и ответственность за сотворение мира перед Вечным Советом, и сверх того, еще изъявил добровольное согласие принести Себя в жертву, если и когда это будет необходимо, как кроткий и пречистый Агнец, уготованный в жертву «еще прежде создания мира» (1Пет.1,20).» Святитель Николай Сербский
Солнышкина19 октября 2022, 00:54
Лопухин А.П. «Творец, по словам Псалмопевца, что повторяет и апостол, «славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8.6−9; Евр 2.7−9). Это одно из лучших выражений мысли о величии и красоте первозданного Адама (т.е. человека), ВОССТАНОВЛЕННОГО в своем, УТРАЧЕННОМ ЧЕРЕЗ ГРЕХОПАДЕНИЕ(!),первобытном достоинстве, ВТОРЫМ АДАМОМ — Господом вашим Иисусом Христом (Евр 2.9−10).»
Солнышкина19 октября 2022, 00:50
«прежде грехопадения не существовало сынов века сего. Ибо сыны века сего рождают и рождаются, как говорит Господь, показывая, что в сравнении с обетованием будущей жизни это плотское поколение заслуживает нашего презрения....многие совершают ту ошибку, что рассматривают человека уже после грехопадения, ибо в этой жизни человек осужден быть смертным и утратил то совершенство, в котором был сотворен по образу Божию.» Блж. Августин
Солнышкина19 октября 2022, 00:48
Блж. Августин продолжение: «благодаря тому что служили бы духу и жили духом, который оживлял бы их без всякой поддержки телесного питания. Все это могло бы произойти, если бы преступлением заповеди они не заслужили наказания смерти.»
Солнышкина19 октября 2022, 00:44
Блж. Августин о первых людях в Раю: «Если бы они жили верно и праведно и послушно и свято служили Богу,от семени их, по изволению Божиему, могло бы рождаться потомство без всякого страстного волнения похоти и без всякой трудности и болезни чадорождения. Причем дети не сменяли бы умирающих родителей: в то время как рождающие оставались бы еще в расцвете сил, вкушая от произраставшего в раю древа жизни телесную силу, в такое же состояние приходили бы и рождающиеся, доколе, по исполнении установленного числа людей, не совершилась бы с ними (если бы все они жили праведно и послушно) такая перемена, что животные тела их, обратившись помимо смерти в другое качество, стали бы называться духовными,»
Солнышкина19 октября 2022, 00:37
И оба они ведут к одной цели: умножению числа спасенных в Царстве Небесном. Но еще дело в том, что и монахи и священники сами должны вначале родиться телесно и должны иметь в себе «соль»- крепкую закладку веры, а это в основном, закладывается в детстве в малой Церкви. Да и веру православную легче принимают люди рожденные в православной традиции как сказано :«идите прежде наипаче к погибшим овцам  дома Израилева»
Солнышкина19 октября 2022, 00:35
«"Ловцы человеков", а не "отцы человеков"»Дело в том, что «ловцы человеков» они же и"отцы человеков". Как сказано у Ап.Павла:«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе,но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.» т.е. священники, монахи, «рожают» верующих духовно, и затем ведут по духовному пути. И они, как правило, ради этого либо совсем отказываются от создания своей семьи или она отодвигается на второй план(как д.б.у священников, в знак этого они снимают обруч.кольцо).Поэтому и пути спасения два:одни рожают людей телесно и духовно, (малая Церковь)но в меньших масштабах, другие только духовно,но в большем количестве
Солнышкина19 октября 2022, 00:30
Алла, жаль что аргумент в пользу повышения рождаемости в нашей, вымирающей по сути  стране, я так поняла, Вас не вдохновил.   Любовь к Отечеству тоже д.б. составляющей духовной жизни христианина. Женщины которые не хотят рожать несколько детей, не стремятся быть многодетными в такой ситуации подобны мужчинам, которые не хотят идти на фронт и защищать Родину, когда на нее напали враги. Мол и так людей много на земле, подумаешь ну постреляют неск. млн. ну займут нашу землю иноверцы, ну и что людей и так много на планете, перенаселенка. И неужели, Вас не волнует в какой стране будет жить Ваш ребенок и его дети?!
И.18 октября 2022, 21:58
Татьяна 18 октября 2022, 18:55 Вам показалось. Слова и на бумаге, и на экране нейтральны, эмоциональная окраска текста в большей степени зависит от читающего, тем более в ограниченном количеством символов комментарии.
Татьяна18 октября 2022, 18:55
Я не понимаю, почему такие возмущения вызывают комментарии Солнышкиной ( может конечно мне показалось). По-моему, она так спокойно всё объясняет.
Алла18 октября 2022, 12:22
Солнышкина, вы занимаетесь самовольной трактовкой Писания сейчас. Там сказано про наполнение Земли и всё. А увеличивать количество христиан можно с помощью миссионерства, а не только размножения. "Ловцы человеков", а не "отцы человеков".
И.18 октября 2022, 01:16
НН 16 октября 2022, 12:10 Большинство сейчас грабли в руках не держали, не подозревают, что когда на грабли наступаешь, страдает не столько стопа, сколько и в лоб прилетает.
Солнышкина17 октября 2022, 18:57
НН,/Да, внешниюю форму- не надо, а в сути христианства?/Их главное заблуждение и состоит в том, что живому Богообщению они предпочли форму. /До какой поры?/До той пока сами не разочаровались в своих идеалах. Кто-то сам попал под «каток репрессий», кто-то партбилет положил на стол, а кто-то продолжал «по накатанной» линии жить, потому что так удобней,«семью кормить надо». Кто-то, я слышала историю, по благословению старца продолжал работать в госаппарате, скрывая веру, но стараясь помогать людям(но это уже во времена застоя). А что касается заблуждений, понятно что все мы в чем-то заблуждаемся, думаю это уже другая тема)
НН16 октября 2022, 12:10
Солнышкина:/В чем заблуждение самих старообрядцев,я думаю Вам объяснять не надо/-Да, внешниюю форму- не надо, а в сути христианства? Насколько я помню,РПЦ признала так скажем,некую неправоту по отношению к старообрядчеству. /А ровол-ры исренне верили в свои заблуж.До поры/- До какой поры? Многие не революционеры всегда будут верить в заблуждения,как то: У всех рождённых под небом должны быть одинаковые права и обязанности(на своём месте); возможности в безопасности,образовании,здравоохранении итд.Далеко не всякий верующий человек, без революционеров, убеждён,что детям,внукам и тд уборщицы пожизненно не выбраться из сословия уборщиц, тк на то воля Божия. Да здравствуют грабли? Или ошибаюсь?
Солнышкина16 октября 2022, 01:41
Потом уже много раз говорили, что Новый завет ветхий не отменяет, а ветхий в Новом раскрывается! И Господь сказал:«не нарушить пришел Я, а исполнить». Материальный комфорт опять же является талантом данным нам от Господа, за который нам придется ответить, которого не было у женщин в старину, рожавших по 15-20 детей. Но думаю сейчас женщины не столько боятся физических трудностей(хотя и их тоже), а больше боятся ответственности, завышеных требований по обеспечению детей всем нужным и ненужным, боятся менять образ жизни маленький ребенок предпологает сидение дома, что для многих совр. женщин оч. тяжело морально. Боятся беременности, родов, у них повышенная тревожность и мало Веры, доверия Богу
Солнышкина16 октября 2022, 01:27
Алла,заповедь плодиться и размножаться дана еще была людям в Раю.И грехоп-е в замысел Божий о человеке не входило.По замыслу Божию мы сейчас д.б.оставаться в райском состоянии и не умирая наполнять землю и быть в Богообщении постепенно духовно возрастая становясь гражданами ЦарстваНебесного.Но грехопадение внесло страдания и смерть как физическую так и духовную т.е. теперь для многих эта возможность статьРайскими жителями утрачена.А другие:спасенные и спасаемые для Бога ценнее всего остального мира!!!Т.е.однажды круг замкнется и чело-тво придет к тому для чего оно было создано к Богообщению и Райскому блаженству.Так вот Бог от нас женщин ждет, чтоб таких граждан-Его братьев было как м.больше
Солнышкина15 октября 2022, 19:12
НН,само старообрядч-ое движение это порождение ошибочного отношения к заблужд-ся ближнему.Т.е.при правильном духовном устроении заблужд-ося брата надо терпеливо с любовью переубеждать,молиться о нем.А не уничтожать физически. Что происходило во времена гонений на старообрядцев.Как сказано в пос-нии Иоанна Богослова:«Кто говорит:«Я люблю Бога»,но ненавидит своего брата,тот лжец.Кто не любит своего брата, которого он видел,тот не может любить Бога,Которого не видел».Есть даже мнение,что рев-ция и ее последствия это расплата за грех братоубийства во времена гонений на староб-дцев.В чем заблуждение самих старообрядцев,я думаю Вам объяснять не надо.А ровол-ры исренне верили в свои заблуж. До поры
Солнышкина15 октября 2022, 00:21
Поэтому, как говорят святые отцы, Бог нас любит больше, чем мы сами умеем себя любить, Он нас любит ревниво и если мы кого-то или что-то любим больше Него, то Он наших идолов разбивает, поэтому опасно кем-то или чем-то очаровываться. И от нас в ответ Он ждет горячей искренней любви  и Ему не нужна наша теплохладная вера и молитва. Возможно поэтому последние более менее спокойные, сытые 20 лет прошли...Это был задел, который нам остался от каящихся верующих 80х-90х и старцев еще помнящих лагеря. Теперь наша очередь...
Алла14 октября 2022, 22:34
Солнышкина, но заповедь плодиться и размножаться ветхозаветная, а не новозаветная. Может вы тогда откажетесь от всех достижений научно-технического прогресса, раз считаете комфорт антихристианством?
НН14 октября 2022, 20:08
Присоединяюсь к поздравлениям с праздником Покрова Пресвятой Богородицы-самым русским православным праздником. Солнышкина,не только Вы,но и многие из нас страдают,скажем так,однобокостью:То,что нам нравится -то это Воля Божия,а если не нравится? Неужели Господь не мог остановить репрессии?Послать легионы ангелов и уничтожить безбожную власть?Не допустить гибели миллионов людей,в тч невинных детей во время Великой Отечественной Войны?Или маму автора рассказа уберечь после крещения от продолжения разгульной жизни?Люди по своей свободной воле,как и определил Господь,выбирают свой путь.Никто и никогда не загонит весь народ в православие,поэтому общество живёт по Конституции,а не по Закону Божию.
Солнышкина14 октября 2022, 20:06
Т.е. вся история человечества, это история «блудного сына», чтобы как следует полюбить родителя ему понадобилось сначала уйти, нагуляться, настрадаться, потом прийти в себя (момент осознания своих ошибок, покаяния) и наконец возвращение и понимание что Бог есть наш Небесный Отец. Т.е. без осмысления своих ошибок мы не можем прийти к  пониманию, что человек это небесное растение, корень которого на небе, а Бог и есть Та Любовь, которую мы ищем всю жизнь!
Солнышкина14 октября 2022, 20:02
Да, согласна с Вами, чтобы захотеть искать волю Божью, надо Его полюбить. Но часто мы люди, чтобы понять что мы кого-то любим, должны его потерять. «Имеем не храним, потерявши плачем». Что и  случилось  с нашими прародителями. Что случилось со многими людьми в революцию (очевидцы рассказывали, что много было случаев обновления икон и позолоты на куполах, что объясняют тайным покаянием многих, явно же боялись уже идти против сов. власти)и с началом Вел. Отечественной. Когда люди наполнили храмы и рыдали в голос, каясь.
Татьяна14 октября 2022, 17:22
С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Защити нас Пресвятая Богородица от всякого насилия!
И.14 октября 2022, 14:17
Солнышкина, и Вас с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Когда пишете "Вопрос в том на сколько мы любим Господа и доверяем Ему...", под "мы" разве не человеков имеете в виду? У меня был такой случай в школьную пору. На мое гордое заявление "Я не люблю Маяковского, не хочу его учить, может он мне не достанется на экзаменах", мудрая учительница (не она вела литературу у нас) сказала: "Деточка, чтобы что-то любить, надо это знать. Ты сначала узнай Маяковского, потом мы вернемся к разговору о любви". Чтобы любить Господа, надо постараться узнать Его. Его самого, а не Его волю отдельно от Него пытаться угадать. Знаете, даже в раю дело было в человеческом факторе и ни в чем другом))
Солнышкина13 октября 2022, 23:33
Поздравляю всех с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Желаю помощи Божией во всех благих начинаниях! И помнить, что Россия-Дом Царицы Небесной и Ей хранима во все времена!
Солнышкина13 октября 2022, 22:55
В том то и дело, что вопрос не в реформах и не в человеческом факторе. Решение лежит в другой, надмирной плоскости. Вопрос в том на сколько мы любим Господа и доверяем Ему, Его Церкви, как Его Телу!!! И от этого зависит вектор направленности нашей жизни к созиданию или разрушению, даже если иногда нам как непосредственным участникам процесса это не заметно. «лицом к лицу, лица не увидать, большое видится на расстоянии». И если мы крепко держимся за Руку Божью, за Его Церковь все происки врагов Бог обернет в нашу пользу, как уже не раз случалось в истории нашего Отечества!)
НН13 октября 2022, 21:21
Солнышкина:/а надо здесь и сейчас строить будущее,учитывая прошлые ошибки./-Золотые слова! В том-то и беда, что многие ошибки не учитываются.Президент сказал,что идеология нашего общества-справедливость.Опять те же грабли-слова расходятся с делами!Бунты случаются не только когда власть слабая,а и когда она не слышит запросы общества."История есть отражение духовной реальности",но это для мизерного числа людей! Для подавляющего большинства-материя первична,и не Маркс в этом виноват,а люди так устроены./А революционеров воспитала теплохладность тогдашних верующих,а иногда и конкретное лицемерие/- Да? Старообрядцы,среди которых было много революционеров,теплохладностью и лицемерием не страдали.
Солнышкина13 октября 2022, 17:28
НН,«По вашей логике, коммунисты загоняли людей в храмы во времена перестройки?» Нет, это по Вашей логике! Вот Ваши же слова: «По поводу перестройки: для церкви это было светлое время,вон сколько церквей открылось и сколько народа в них хлынуло!» Не вижу смысла продолжать дискуссию по второму кругу. Я просто предлагаю на всю историю посмотреть с духовной точки зрения, чтобы понять причины и следствия. Я тоже родилась в СССР и помню много чего хорошего было, чего нет сейчас, но считаю что не надо очаровываться этим и тосковать по прошлому, а надо здесь и сейчас строить будущее, учитывая прошлые ошибки.А революционеров воспитала теплохладность тогдашних верующих, а иногда и конкретное лицемерие
Солнышкина13 октября 2022, 13:40
Алла, нет заповеди не отличаются в зависимости от гражданства, только как говорится: кому больше дано, с того больше и спросится. Т.е. с нас как с православных Господь строже спросит. Во вторых (Вы это проигнорировали) речь в заповеди идет о Новой Земле и Новом Небе, т.е. Богу нужны граждане Царства Небесного. А в третьих, конечно Вас никто не переубедит, потому что Вами движет не желанние найти волю Божью, а нежелание менять такую привычную комфортную жизнь. Но сами мы себе хозяева до поры, до времени, пока не призвал Господь и не спросил отчета за всю жизнь, за данную Им свободу!
И.13 октября 2022, 13:32
Солнышкина, суть перестройки - реформы. В Империи не было реформ? Петровские реформы Вам по душе? По-моему, как минимум одна из них показала долгосрочный отложенный результат, который привел к трагедии и многомиллионным жертвам. Формализм может угробить любое начинание при любой власти. Да и вопрос не в реформах, а в выгодоприобретателях и их наследниках. Все тот же человеческий фактор.
И.13 октября 2022, 13:14
Татьяна13 октября 2022, 09:23 У сов.власти были разные периоды, во-первых. Во-вторых, "насилие" инструмент любого государства, пока ещё не известно истории гос-во, которое не применяло бы принуждение, в случае отказа - "насилие". А гос-ва, что не используют этот инструмент, заканчивают "февральскими" переворотами. У нас было 30 лет, чтобы идти куда угодно, но кто-то добровольно, без насилия, сковывает себя несуществующими кандалами советского прошлого и другим пытается их накинуть. И кто-то закрывает глаза на то, что монархию и сов.власть сломали одни и те же силы. Пока Вы доказываете, что позавчера было лучше чем вчера, у вас из-под носа те самые силы, не напрягаясь, воруют "сегодня".
НН13 октября 2022, 11:51
Солнышкина, У меня логика очень простая: давно пора перестать оголтело хаять прошлое нашей Родины, как бы она не называлась. И я от неё не отступаю. И сейчас, когда наступили трудные времена, с такой логикой согласно и высшее руководство нашей страны. Послушайте, что сказал президент по поводу очернения истории СССР и для чего это делалось, а некоторые, особо упёртые, продолжают делать и сейчас. В чьих интересах?... По вашей логике, коммунисты загоняли людей в храмы во времена перестройки? Кстати, кто воспитал революционеров 1905-1917г - Вы не ответили. Интересно, а крестьян в бунты - пугачевский, разинский, болотниковский и др - тоже безбожная власть и коммунисты загоняли? Ваша версия? Жду.
Татьяна13 октября 2022, 09:23
Наверное споры бесполезны. Каждый всё равно останется при своём мнении. Могу написать лишь самое главное. В Советском союзе власть была безбожной. И от этой власти было больше насилие. А от насилия ничего хорошего не может быть.
Солнышкина13 октября 2022, 00:20
А что касается дела воспитания. Сказано:«если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его». Поэтому в деле воспитания, как и в другом деле надо во главу угла ставить Господа. Но и соработниками Ему конечно быть, и начинать с себя тоже, т.к. дети продолжение родителей. Поэтому и самим почаще причащаться (с благословения)и детей тоже как можно чаще причащать.
Солнышкина13 октября 2022, 00:05
Да, гос. служащие были обязаны причащаться, но раз в год. Да и остальные примерно так же причащались. Феофан Затворник советовал в письмах своим адресатам причащаться часто, а чтоб не укоряли и не смеялись ходить в разные храмы. Потому что, хоть и были крещены почти все. Но причащались регулярно и часто очень немногие. А зачем людям храмы и службы в них, если они не причащаются? Это и повлекло охлаждение в духовной жизни. И все остальное... а теплохладность не угодна Богу. И как сказал Господь: «но как ты тепл, извергну тебя из уст Моих»
Солнышкина12 октября 2022, 23:39
НН, интересная у Вас логика. Надо было несколько млн. угробить, всю страну перекроить, чтобы потом опять всех в храмы загнать. Нет коммунисты нам не такое светлое будущее обещали!Их планы оказались утопией, как в духовном так и в материальном смысле. И привели к трагедии, как на уровне страны, так и в частных жизнях, поэтому люди и в храмы пошли, от безысходности. Это уже Бог то зло которое люди натворили в добро обернул.
Алла12 октября 2022, 22:07
Солнышкина, я считаю, что человечество давно выполнило заповедь по заполнению Земли. Планета тоже, знаете ли, не резиновая. Насчет России вы правы, однако мне трудно поверить, что заповеди могут отличаться от гражданства, и допустим в России предохраняться нельзя, а в Китае можно. Я думаю, что если речь не идет об абортах и абортивной контрацепции, то родители сами могут решать.
НН12 октября 2022, 13:03
Солнышкина11ок, Если Вы не помните,то напоминаю: в РИ крещены были практически все,поголовно(кроме людей другой религии) ходили к обедне и причащались в обязательном порядке на приходах,в гимназиях и армии.Это не мои фантазии,а факт.А когда отменили принудительное причастие в армии-добровольно на службу в храм стало ходить и причащаться ок.10%. Церковь занимается душой человека,а воспитанием-семья,школа и государство. Революционеров кто воспитал? Я не писала,что дети,котор вместо участия в церковной службе бегают вокруг храма, обязательно вырастут нелюдьми-это ваши домыслы. По поводу перестройки: для церкви это было светлое время,вон сколько церквей открылось и сколько народа в них хлынуло!
Солнышкина11 октября 2022, 20:01
НН,/И есть ли будующее у этих детей? В СССР - было,при чём- светлое. И учили детей быть людьми./Не надо идеализировать никакое время. Светлое будущее, к которому нас вели в СССР оказалась перестройка. И современные родители не прилетели с марса, их вырастили либо еще в то же сов. время, либо те люди, что сами росли в сов. Союзе.Как правило, сами не имели опыта православного детства, думаю, в следующем или через поколение уже мы увидим плоды того, что дети сейчас регулярно причащаются. Потому что так в них действует Сам Господь! На мой взгляд это главное. И все-таки богослужению они не мешают. А почему они «не люди», только потому что не стоят по «стойке смирно» в храме?
Татьяна11 октября 2022, 13:44
Ходить в храм важно. Но вера без дел мертва. В советское время женщины боялись иметь детей больше одного или двух, ведь самое главное работа для государства. В деревне моей бабушки женщины делали не легальные аборты(когда они были запрещены), некоторые из за этого умерли. Представляете как тяжело было женщинам, что они шли на такой риск.
НН11 октября 2022, 00:27
Согласна с И. В нашем микрорайоне есть храм,в шагоаой доступности. В ближайших домах проживает более 4000чел. В воскресные дни и праздники в храм приходят макс120чел,считая маленьких детей. А где остальные? Власть точно не запрещает верить в Бога и в храм ходить. Правда, дети 5-12 лет во время службы с воплями носятся вокруг храма, в храм заходят перед Причастием. 3-4хлетние- в притворе играют или рисуют. Люди свободно выбирают,куда идти и что делать. Даже придя в храм. Родители, выросшие уже в новой России,воспитывают детей как хотят,водят,куда хотят и учат,чему хотят. Чему научат и кого воспитают? И есть ли будующее у этих детей? В СССР - было,при чём- светлое. И учили детей быть людьми.
Татьяна10 октября 2022, 23:48
Мне жалко и героиню рассказа(дочку) и её маму, которая жалеет, что не убила дочку(сделав аборт). Бабушка моего мужа тоже жаловалась мне, что после войны аборты запретили, а не легальный она не могла сделать. Говорила, что если бы она сделала аборты, то у неё было бы всё хорошо с её мужем фронтовиком, который был психически надломленн и пил. Мне жалко русских людей, которые погибают физически и духовно! Прости нас Господи,не ведаем,что творим!
Солнышкина10 октября 2022, 21:45
Алла, напомните мне пожалуйста, о чем мы ведем диалог:о том, как получше устроиться здесь на земле или о том, как стать избранными для Царствия Небесного? Даже если предположить, что все эти 8 млн. спасутся(а для Бога важны спасенные, чтобы именно их было как можно больше) ни одна заповедь данная Богом не дана на время, но на все времена. Потом в нашей с Вами стране с рождаемостью дела обстоят прямо сказать плохо, несмотря на всевозможные меры ее поддержки. А мы,как верующие должны любить свое земное Отечество. Как говорил св. Иоанн Кронштадский. А что касается именно воцерковленных людей, так их вообще всего меньше 5%. Вот и подумайте чего от нас ждет Бог.
Татьяна10 октября 2022, 19:44
Простите меня за неграмотность. Я думала, что казённое и государственное синонимы. Я просто хотела сказать, что если человек в чём то заинтересован,он старается это сделать хорошо. А когда человека заставляют что-то делать, он делает это не хорошо. Я уже не говорю про преступления, которые совершают против своего народа (лагеря, расстрелы, переселение целых народов в советское время).
И.___Татьяне 9 октября 2022, 20:4310 октября 2022, 14:33
"Как могла быть "казённая обстановка"..." Источник финансирования автоматически определяет обстановку? Так в Союзе было полно ведомственных садов, от предприятий больше чем от министерств - "непрофильные активы". "Про сегодняшнее время, я уже боюсь писать". А что так? В том и дело, прошлое никто не боится рисовать, как вздумается, и писать о нем. Эдакое фэнтези в режиме нон-стоп, каждый день новый эпизод. Ну да, сейчас в том, что в частном садике ребенка привязали к кровати, виноват Союз с гос. садами, которые молодой воспитатель в глаза не видел. Потому и "возродить" не можем - несуществовавшее невозможно ВОЗродить. А "рожаем" такие вот "частные инициативы" на основе фантазий о прошлом.
Алла10 октября 2022, 01:53
Солнышкина, а почему детей должно быть много? На Земле почти 8 млрд человек, почему вы думаете, что Господь при нынешнем высоком уровнем медицины, которая существенно снизила возможности естественного отбора, всё ещё ждёт от нас рождение детей, как в древности, когда иначе человечество бы просто вымерло?
Солнышкина 9 октября 2022, 23:18
И., понятно что мы сейчас другие, мы уже не сможем жить как 100-200 лет назад и как в сов. Союзе тоже уже не сможем. Но сечас хотя бы у нас есть храмы, службы в них, таинства, нет физических запретов на исповедание веры. И это кстати тоже один из талантов, за которые с нас тоже потом спросится. У нас есть на Кого опереться, в отличие от наших бабушек. И Вам всего хорошего!
Солнышкина 9 октября 2022, 23:04
Без прав. переосмысления прошлого,покаяния невозможно построить,хоть сколько-нибудь стоящее будущее,думаю это для всех очевидно.Не надо тупо реконструировать доревол.прошлое, надо взять то хорошее,что еще оставалось.Вот говорят отступление от Веры.Да,было,но ведь сколько навомучеников было,сколько людей в переписи 50% написали, что они верят в Бога,несмотря что уже начались гонения на веру.Все что Вы перечислили это были только ростки которые расцвели пышным цветом в сов.время,потому чтоБог это попустил за то ч.люди допустили эти ростки еще до револ.Т.е. причащаетесь раз в год?Так зачем вам храмы,зачем вам священники?! Бог всю историю так и устроил для того чтоб мы сейчас прав.выводы сделали
Солнышкина 9 октября 2022, 22:55
«Камень Веры ..для исполнения единой воли Божьей в отношении каждого человека "...да знают Тебя, единого истинного Бога..."» да и я собственно про то же писала) Только мы современные люди так сложно устроены, что то что было понятно нашим неграмотным прабабушкам, современным молодым, образованным, а иногда и верующим(!) женщинам объяснять и доказывать надо. На столько мы с каждым поколением все дальше от Бога оказываемся и все более мудреными становимся. А как говорил Амвросий Оптинский «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного!»
Солнышкина 9 октября 2022, 22:52
И.,рада что Вы все-таки прочитали мои 5 комментариев  от 5-6 октября, которые вышли на несколько дней позже. Когда то в юности думала над жизнью и поняла, что она либо очень очень простая, либо очень очень сложная. Решила спросить у авторитетного для меня взрослого. Он ответил:«Она сложна в своей простоте». Т.е. для нас ее простота сложна, потому что мы сами очень сложные, наше сознание секуляризованное, в нем нет целостности. Евангелие ведь тоже очень просто написано, но как оно сложно нам для исполнения! На столько сложно, что понадобились многие труды святых отцов, чтобы нам его хоть сколько-нибудь объяснить.
Татьяна 9 октября 2022, 20:43
Мне кажется, что суть в том, что Господь дал человеку свободную волю. Человек сам выбирает свой жизненный путь, исходя из опыта, предрасположенностей к чему-то. Загоняя людей в колхоз или заставляя работать женщин с маленькими детьми (была статья о тунеядстве), отбирается это свободная воля. Как могла быть "казённая обстановка" в садах до революции, если они были не государственные, а частные? Про сегодняшнее время, я уже боюсь писать.
И. 8 октября 2022, 21:28
Солнышкина, Христианство пережило все известные формы власти и общественно-экономические формации. Грехи во все времена были одинаковые, ничего нового нет под солнцем, проявления их разные. Не стоит мелочиться на "осуждение" каждого из них. Вырвете корень, остальное само завянет. И Камень Веры следует использовать по назначению: для исполнения единой воли Божьей в отношении каждого человека "...да знают Тебя, единого истинного Бога...". А не бросать его в прошлое или в несогласных с нами сейчас. Всего доброго.
И. 8 октября 2022, 20:31
Солнышкина, опять двадцать пять) Ирония в том, что за одно и то же деяние царскую Россию хвалят, а сов.власть ругают. Детские сады и ясли с "казенной обстановкой" появились до революции, потому что женщины пошли работать. Почему они пошли и кому это понадобилось, сами уж найдите, без фантазий. И найдите "10 отличий", что значило "сидеть дома и воспитывать детей" для многодетных женщин разных сословий и разного уровня обеспеченности внутри одного сословия. И "100500 отличий" от того, что сейчас вложили в понятие "традиционно сидели дома и воспитывали". Еще отличия современного ЛПХ упомянутых мусульманок от крестьянского хоз-ва до революции с местом и ролью женщины в нем.
Солнышкина 8 октября 2022, 17:11
Как то одна моя невоцерковленная подруга сказала:«ну, если женщина не хочет иметь детей, тогда она д.б. не меньше чем Майя Плесецкая»,Т.е. должна что то очень значимое другое сделать для общества. А я добавила бы что она тогда не должна выходить замуж.
Солнышкина 8 октября 2022, 17:02
А что касается других талантов. Помните,как в сказке:«коли я была царица, молвит первая девица..» Так вот царь то выбрал ту, которая сказала:«я б для батюшки царя, родила б богатыря!» А не ткачиху с поварихой. Так и Царь Небесный выберет себе ту которая захочет для него родить «богатырей духа» т.е. настоящих верующих людей. И что тоже уже приводила цитаты Бог творил мир для человека, для того чтобы вот таких богов, усыновленных по благодати было много. Его друзей, Его братьев и сестер. И я уверена, что если женщина эту миссию возложенную на нее выполнит, то Бог ее не оставит во всех смыслах и талантам раскрыться позволит, когда дети подрастут, таких примеров не мало из жизни.
Солнышкина 8 октября 2022, 16:46
Алла,да было, полнимали эту тему. Дело в том,что наличие здоровья, физической возможности иметь детей, наличие рядом законного супруга, крыши над головой все это тоже таланты,которые есть далеко не у всех.И эти обстоятельства и указывают на Волю Божью об этом человеке, искать которую святые отцы советуют в обстоятельствах жизни.Также святые отцы указывают на цель брака в деторождении, (если Бог дает такую возможность) цитаты тоже как то приводила.Да и Саму Богородицу мы почитаем в первую очередь за то что Она родила нам Бога.Христианки же призваны брать с Нее пример, подражать Ей во всем. Поэтому мы тоже должны родить настоящих христиан богов усыновленных по благодати.Только не одго а много
Алла 6 октября 2022, 21:26
Солнышкина, ну вы-то не можете знать, какие планы у Бога на конкретного человека. Когда-то мы с вами этот вопрос уже обсуждали, и я озвучивала свою позицию - Господь женщинам не зря даёт разные таланты, чтобы при этом ждать от всех одну и ту же социальную роль. Ну и я, разумеется, не поддерживаю "чайлдфри", если только к этому нет каких-то серьезных причин, допустим психическое заболевание одного из супругов, которое передается по наследству.
Солнышкина 6 октября 2022, 11:56
Потом дело еще в том, что Воля Божья преобладает над человеческой и она благая и совершенная. Поэтому когда человек поступает наперекор Его воли, он в итоге вредит себе.
Солнышкина 6 октября 2022, 11:51
Алла, я ответила, только Вы меня не услышали. Да, хорошо, что у нас есть свобода выбора, только это ДАР Божий. И дана она нам для того чтобы мы Ему этот дар ВЕРНУЛИ СВОБОДНО ПО ЛЮБВИ К НЕМУ! Т.е. постапали так, ка Ему угодно, а не как нам хочется.
Солнышкина 6 октября 2022, 00:05
Подводя итог можно сказать, что нам не хватает. «Люби грешника, но ненавидь грех», поэтому, не осуждая людей, надо осмыслить, осудить грехи и ошибки прошлого, чтобы их не повторять. Поблагодарить Бога за все! Вспомнить чем мы русские всегда были сильны. Каждый должен постараться понять чего лично от него ждет Бог, в чем его «война» и бросить туда все свои силы. Сплотиться, постараться вначале полюбить(через Любовь Христову) всех членов своей семьи, потом церковной общины, а затем и вообще людей. И вот этим собранным правильно во едино «кулаком» ударить в самое слабое место врага, а это любовь и доверие Богу!))
Солнышкина 5 октября 2022, 23:56
Т.е. семейные люди должны хранить, беречь всеми силами свою семью, несемейные стараться создать, если это угодно Богу. А остальные должны стараться относиться к своим ближним, друзьям, как к своей семье, мне в этом смысле очень близка идея св.прав. Алексия Мечева о монастыре в миру, крепкой  церковной общине и далее распространить это отношение на всех, с кем сводит жизнь. Заметили?Сейчас как то перестали называть незнакомых:отец, сынок,доченька, сестра.А ведь в старину так часто обращались. Потому что охладела в людях любовь к ближнему,нет понимания, что мы все дети Одного Небесного Отца. И ведь образ св.Троицы в переводе на земные категории-образ семьи, для Которой мы призваны стать своими
Солнышкина 5 октября 2022, 23:50
Очень хорошо на мой взгляд ответил св. Николай Японский будущей супруге всящен.муч. Сергия Правдолюбова на вопрос чем она может послужить Отечеству: выйти замуж за будущего священника, родить и воспитать деток в духе веры. Так и началась их малая Церковь, одним из плодов которой был батюшка нашего храма, внук этой четы, очень хороший отзывчивый батюшка Царствие ему Небесное.
Солнышкина 5 октября 2022, 23:47
Так вот чтобы понять человеку где его место, надо любящим Господа сердцем , взглянуть на обстоятельства своей жизни. В них надо искать волю Божью о себе. И если это люди семейные, то конечно главной их заботой д.б. воспитание в духе любви и веры тепла и домашнего уюта детские души, чтоб более они напитывались таинствами Церкви, любовью мамы, вниманием папы нежели холодом и грубостью казенной обстановки в яслях, садах и т.д. как это было в сов. время. Ведь от того что мы заложим в их души сейчас зависит будущее нашей страны.
Солнышкина 5 октября 2022, 23:44
И,не замки на песке,а Церковь на Камне Веры в Спасителя-это разные вещи. «Не постыдятся надеющиеся на Него».Вы меня опередили немного, тоже хотела привести в пример героиню истории.Да, вот она правильно поняла свой крест, свое место подвига, не требуя от других, а стараясь сама.Вот так и каждый должен постараться увидеть свое место подвига,которое для него определил Господь. И надо об этом просить Его,чтоб указал Свою волю, и чтоб было не как мы хотим,не то что от нас хотят люди, а как Он желает.Тогда, если мы пойдем Его путем, он наши силы умножит.Да,и благодарности тоже не хватает, потому что надо понимать что всегда могло бы быть хуже и надо благодарить за то что есть. Да и за скорби тоже
Алла 5 октября 2022, 22:24
Солнышкина, вы не ответили на вопрос: что плохого в том, что сейчас все имеют выбор? Разве вам не приятно, что вам не навязали вашу роль, а вы сами её выбрали? А муж отличается от места в Вузе наличием свободы воли - они сами с женой и решат, сколько детей им надо и надо ли вообще.
Солнышкина 5 октября 2022, 18:13
Алла,«Веселись, юноша, пока ты молод; в дни юности пусть радует тебя твое сердце; ступай, куда влечет тебя сердце, куда глаза твои смотрят, но знай: за все это приведет тебя Бог на суд» Судить нас всех все-таки будут. И судить, как нерадивых виноградарей, во время не отдавших плоды. Если женщина не хочет иметь детей, зачем тогда ей муж. Тогда не нужно «занимать» чужое место, как недавно писали о бесплатном образовании. Бог ведь может забрать мужа и отдать другой женщине, которая может и хочет родить несколько детей, да мужа нет)
И. 5 октября 2022, 13:38
Солнышкина, никак не пойму, чего современным православным не хватает для укрепления их веры? Не битые, обласканные, дарами засыпанные... Может просто неблагодарные? Может для начала в этом надо покаяться? Вот героиня рассказа делает, что должно: почитает мать, не винит никого, не считает, чего ей недодали (любовь, квартиру, ещё что), молится за маму... Может с нее пример брать вместо того, чтобы за призраками почивших "врагов" гоняться и замки на песке строить?
Солнышкина 5 октября 2022, 00:58
Поэтому наша вера еще слаба но Бог от нас и не ждет каких то неимоверных подвигов,Он знает наши дух.способности.Просто каждый должен сделать что может на своем месте и ну совсем чуточку больше) Теперь остался самый главный вопрос,а как понять  где чье место?Проанализировав прошлое,надо распределить силы,пусть малые, наиболее рационально и сплотившись, выстроить из себя как из живых камней это здание Церкви на Русской земле как сказано в сегодняшнем послании:«Итак вы уже не чужие и не пришельцы,но сограждане святым и свои Богу,быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого ИисусаХриста краеугольным камнем,на котором все здание,слагаясь стройно,возрастает в святый храм вГосподе»
Солнышкина 5 октября 2022, 00:48
Что касается предков язычников, то как мы читаем в некоторых житиях святых обращенных из язычников, их предки отличались мудростью и добрыми делами, как например, князь Владимир и его бабка св. Ольга. Или как Константин великий сам претерпел с честью искушение болезнью и т.д. т.е. дар веры был дан им не просто так, а за их личный выбор в пользу добра и совести . Т.е. изменения в сознании народа идут постепенно и не с одим поколением, как в одну, так и в другую сторону. Поэтому после стольких лет богоборчества, забвения веры неск-ми поколениями, нам теперь не так просто будет ее восстановить.
Солнышкина 4 октября 2022, 23:24
Татьяна, тоже об этом думала:«А на кого они могли опереться?» Операться в первую очередь на Бога надо. Но эту опору как раз у них и выбили, храмы закрыли, священников в тюрьмы. А без Господа кто такое выдержит? Но все это последствия  наступившего безверия :«если соль не солона будет», что будет?«ее выбросят вон на попрание людям», что и произошло, Бог нам показал что без него мы ничего не можем, можем только до каких диких ужасов дойти. Не зря же считается, что люди отступившие от истинной веры падают ниже чем язычники(и тем более мусульмане). Думаю, здесь и кроется ответ на вопрос И. Их вера пострадала меньше, потому что «кто не знал, но сделал достойное наказания, бит будет меньше».
Алла 4 октября 2022, 23:11
Солнышкина, но ведь это же хорошо, иметь выбор. Раньше-то у женщины его просто не было. Либо только жена и мать, либо старая дева. Сейчас при желании, вернее нежелании, женщина может не только быть малодетной, а хоть вообще одной оставаться всю жизнь, и никто её осуждать не будет.
И. 4 октября 2022, 13:57
Солнышкина, у язычников о-го-го какие предки были, но они почему-то не помешали им стать христианами. Получается, что мусульманам ни атеисты, ни безбожники, ни "советское прошлое", ни соседи с малым числом детей не мешают, а православным все что-то не так. Создали бы нам тепличные условия, во тогда бы мы развернулись и показали себя, так?
Татьяна 4 октября 2022, 11:51
Если человек делает хорошие дела, почему на это не обратить внимание, даже если он другой веры исповедания? Мне кажется,этим мы не предаем своей веры. Я просто пишу, что вижу и что знаю. По рассказам бабушки и её ровесников знаю, что в Советское время в деревне жить было просто не возможно. Своего почти ничего не было, надо было все отдать государству, работали за трудодни. На первом месте была не семья и дети. Поэтому наши бедные бабушки делали многочисленные аборты. А на кого они могли опереться? Если мужчин было мало(одних репрессировали,расстреляли, другие погибли в ВОВ), а которые остались в основном были физически и психически сломлены.
Солнышкина 4 октября 2022, 00:10
«вас в очередной раз разочаровала не действительность (она такова, какова есть), а несбывшиеся фантазии и беспочвенные ожидания.» Вот ничего такого про мое разочарование я не писала, я писала про то, что надо доверять Богу и верить не только в Бога, но и в человека, что соответствует учению святых отцов. «но у Вас пример не христиане, а мусульмане» почему же мусульмане? Вижу примеры хороших православных многодетных семей. В нашем храме есть семьи по 5-7 детей.Только не так много, как хотелось бы. А мусульмане получается все же ближе к Богу, чем атеисты, безбожники)
Солнышкина 3 октября 2022, 23:53
И., поймите меня правильно, то что мы сейчас имеем не упало вруг нам на голову ниоткуда. Это все звенья одной ценпи, следствие всего выше перечисленного, одно выросло из другого. Осмеяние веры обернулось откровенным поруганием, затем революцией и уничтожением святынь и верующих, это Великой Отечественной, затем покаяние многих дало расцвет и более-менее спокойные и «сытые» времена. И постепенное опустение храмов опять породило тяжелые времена,смену эпох.От чего опять храмы наполнились людьми, но видимо у современных верующих не достаточно покаяния и не такая твердая, живая вера,что более менее спокойные времена сменились на то что имеем...А госуд-во еще молодое, думаю еще само не разобралось
Солнышкина 3 октября 2022, 23:28
И.,да, «из песни слова не выкинешь», но я собственно и не собираюсь, во все времена были люди, которые пытались строить что-то толковое для страны,созидать, и те, кто тоже из лучших намерений ломал и видоизменял. И часто трезво оценить могут только потомки по плодам все эти дела. Я говорю о том, мы сейчас должны не вычеркивать какую-либо из эпох, а оценить и трезво, самое главное, с духовной точки зрения все последствия тех или иных событий, реформ, ошибок сделанных в то или иное время. Чтобы понять куда нам двигаться дальше, что из прошлого надо не допустить в будущем, а что стараться восстановить и желательно в первую очередь.
И. 3 октября 2022, 13:27
Солнышкина, ну хоть в чем-то согласны с мой логикой. Да перестройка оформила чаяния людей. И дальше-то что? За тридцать лет никого не нашлось, чтобы их чаяния развернуть в нужное для государства русло. А может нынешнее русло и нужно гос-ву, в т.ч. упомянутая Вами "продукция", уничтожающая стыд? Да в Союзе и "тайком бегали", а сейчас все открыто, но у Вас пример не христиане, а мусульмане. У нас с ними, к слову, одно и то же советское прошлое. Ничего не смущает?
И. 3 октября 2022, 11:42
Солнышкина, В рассказе выше мама героини назвала причину, по которой захотела креститься. Но ни героиня рассказа, ни Вы не хотите серьезно к ее словам отнестись. Увидели только то, что захотели увидеть. И вас в очередной раз разочаровала не действительность (она такова, какова есть), а несбывшиеся фантазии и беспочвенные ожидания."Советское прошлое" часть истории моей страны. Последние события просто кричат о том, что не выйдет защищать страну, если не защищать ее историю во всей ее полноте. Со всеми белыми и черными страницами. В советское время это тоже поняли и исправили. Кстати, лично моё "советское прошлое" не безбожное, спасибо маме и Царствие ей Небесное.
Солнышкина 3 октября 2022, 01:26
Татьяна, да все верно. Как то спросила у мусульманина, подвозившего нас, почему у них принято много детей рожать, а у нас только верующие стараются побольше родить, да и то не все. Он мне ответил: а у нас все верующие! У нас неверующих нет.
Солнышкина 3 октября 2022, 01:20
И., потом, как я уже говорила об этом, то хорошее, что было в сов.союзе, это не следствие революции, а следствие покаяния людей после начала Великой Отечественной, труд, молитва, покаяние верующих тайком бегающих в храм под страхом быть уволенными и отчисленными. На них как на стержне держался этот Колосс на глиняных ногах. Но когда они потихоньку стали уходить все разрушилось.
Солнышкина 3 октября 2022, 01:10
И.,«пытались способствовать ее укреплению» и реально укрепить, это разные вещи. А реально укрепить семью может только Сам Господь, вокруг Которого семья и сплачивается, как малая Церковь. Поэтому, да внешнюю форму пытались удержать, но внутренняя, духовная составляющая очень и очень ослаблялась и, страдала все больше с каждым поколением. И поэтому следуя Вашей же логике перестойка «только оформила то, что уже созрело в» советской Державе.
Солнышкина 3 октября 2022, 01:01
Сказано:«где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».И Ваше сердце в советском прошлом, поэтому Вы его так упорно защищаете. Приводите факты, но выводы делаете те, которые ближе Вашему сердцу. Да, революция зрела в Православной Державе, долго, да это следствие ослабления веры. Да, женщины начали осваивать профессии. Но разводы были бОльшей редкостью, и детей в семьях было больше, чем в самые лучшие советские времена. И по кому прошлась в первую очередь сов. власть,со своим раскулачиванием, так это по крепким верующим, многодетным, трудолюбивым, зажиточным крестьянским  семьям. И занимались им местные пьяницы и лентяи по многим воспоминаниям очевидцев.
И. 2 октября 2022, 00:54
Солнышкина, для понимания исторических процессов, следует точно излагать факты, нравятся они или нет. Из восьми профессий мам в упомянутом Вами стихотворении, пять точно уже были освоены женщинами до революции: портной, повар, вагоновожатый, врач, учитель. И не путать причины со следствиями. Нравственная составляющая в Православной Державе пришла в упадок, веру некому стало защищать, потом и на семью покусились. Все это не в один момент произошло и не революция тому причина, она только оформила то, что уже созрело в Православной Державе. В советское время, исправляя свои и чужие ошибки, не ограничились восхвалением семьи как ячейки об-ва, но и пытались способствовать ее укреплению.
Татьяна 1 октября 2022, 19:48
А я вот согласна с Солнышкиной. В мусульманской деревне женщина прежде всего мать и хозяйка дома (скотина есть, огород), детей много. Хотя у них и интернет и школы как у нас. У них отношение к женщине,как к матери. Семья у них самое главное. Семья большие, держаться друг за друга. А в нашей деревне женщины ездят в город работать, хозяйства нет, детей один или два. Мы уже не умеем жить большой семьёй.
Солнышкина 1 октября 2022, 00:05
Дело еще в том, что существуют три бастиона,сломав которые,враг губит человека в человеке.Это Православная Держава, что и произошло в революцию,т.е веру некому стало защищать. Затем семья,психологические эксперименты по уничтожению которой велись активно сразу после устан-ния сов. власти, попытка загнать всех в комуны,а детей в ясли и детские сады.Против которых выступали видные педагоги того времени.Правда потом спахватились и поняли,если уничтожить семью начнется хаос и они просто не удержат власть в стране.И уже позже стали восхвалять семью, как ячейку общества.И последний бастион стыд, который и пытались уничтожить после перестройки, наводнив страну соотв. видеопродуцией,журналами и т.д.
Солнышкина30 сентября 2022, 19:25
И., согласна с Вами, «хочешь изменить мир, начни с себя!» Собственно об этом и вся статья. Но каждый человек, семья, народ вписан в историю, и чтобы разобраться в себе, в своей семье, надо понимать и исторические процессы на фоне которых вершатся судьбы людей)
И.30 сентября 2022, 16:51
Солнышкина, ну сколько можно все списывать на события столетней давности? К тому же женщин как рабочую силу начали вовлекать в промышленность задолго до нашей революции, детей, кстати, тоже. А в крестьянских хозяйствах женщина никогда не была только мамой. Мы всегда плетемся в хвосте запада, не наше это изобретение вытащить женщину из дома как самодостаточную рабочую единицу. И в городах всегда и везде рождаемость была ниже чем в сельской местности. Перестаньте уже придумывать себе удобную историю. Тридцать лет кто в лес, кто по дрова, но агрессивный секспросвет опережает традиционные ценности. Пора перестать искать виноватых в прошлом, у самих рыльце в пушку.
Солнышкина30 сентября 2022, 01:13
Всех с Праздником мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии! Как раз покровительниц семей и помощниц в воспитании! Еще за детей молятся перед образом Божией Матери Феодоровским, думаю, и наоборот, детям за матерей тоже хорошо молиться. Что делать, если иногда бывает, что дети духовно взрослее своих родителей.
Солнышкина30 сентября 2022, 00:53
Думаю, поэтому в этой истории бабушка и не вмешивалась в отношения дочери и внучки, что чувствовала свою вину. И разорвать этот порочный круг можно только, как раз таки, простив и полюбив свою маму, такой какая она есть, опираясь на Любовь Божию к нам, ко всем людям, Котрый распялся за нас, когда мы были еще грешники(как сказано у апостола). Тем более что есть заповедь о почитании родителей (любых), которая подразумевает, в том числе, и молитву за них. И эту «чужую по сути женщину» никак нельзя «выкинуть»из своей жизни т.к. через нее эта жизнь и началась!))
Солнышкина30 сентября 2022, 00:41
Проблема, по сути на много глубже. Уходит корнями к слому традиционного уклада семьи, что произошлел после револлюции. Когда была написана программа по мускулизации женщин. Стали формировать новые ценности в обществе, чтоб женщина не могла и не хотела уже быть только мамой, женой, хозяйкой. Чему способствовала и конъюнктура в кино, поэзии и т.д. Все мы помним «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны...» но там не было места маме- многодетной домохозяйке и даже про портниху было спрошено тихо) Так вот с тех пор и начался тот порочный круг, как говориться в психологии «безмамные мамы» т.е. мамы которые сами недополучили материнского тепла не смогут его потом полноценно дать своим детям.
Анна29 сентября 2022, 14:22
Спасибо за проникновенный рассказ. А вот по поводу молитвы - конечно, нельзя злиться, упаси Бог, желать чего плохого, но молиться, да еще и как обязанность - вопрос, мягко говоря, спорный. Я бы у батюшки спрашивала. Мы в ответе за своих детей, за них и молиться обязаны, а молиться за чужую по сути женщину, беря на себя тяжесть тех, с кем она спит, - тут уж, что называется, как получится, по силам.
Солнышкина28 сентября 2022, 18:28
Слава Богу за все! Ведь, скорей всего, эти грустные обстоятельства подтолкнули Наталью к обретению веры. Так и хочется сказать ей:«Держись, сестренка, это твой крест, твоя война за ее душу и за свою. Мама придет обязательно, может и в самом конце жизни. Господь, ведь ясно это показал, через ее неожиданное крещение, какая она на самом деле. И как все будет в конце. Сейчас просто надо к ней относиться как к закалдованной красавице из сказки.И конечно, верить, надеяться, терпеть и прощать». Всем нам терпения и Помощи Божией.
рБ Марина28 сентября 2022, 14:37
СПАСИ ГОСПОДИ ЮЛИЯ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ!!!
Наталия28 сентября 2022, 09:28
Настолько все правдиво, правильно, серьезно. Спасибо от всей души. Конец обязательно будет счастливым. В жизни Вечной.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×