Каждый многодневный пост можно назвать путешествием к заранее определенной цели. И все же Рождественский пост выделяется особо. Волхвы, увидев чудесную звезду, возвещавшую о рождении Спасителя мира, отправились в путь в пространстве – к яслям в Вифлееме. 28 ноября православные христиане также отправляются в путь, только во времени. Но цель та же – в конце сорокадневного пути их будет ждать великий и светлый праздник Христова Рождества.
Зимний пейзаж с церковью. Художник: Степан Федорович Колесников
Личное уравнение поста
Из чего складывается успешный пост? Да и как определить уровень его «успешности»? В первые дни поста мы подобны детям, открывающим в начале сентября чистые тетради. До сих пор помню, как сильно хотелось тогда писать в них только красиво и правильно. И как охладевала душа к этому деланию после первых помарок и ошибок.
Но без ошибок дело не делается, пост без них тоже не пройти. И не может быть раз и навсегда заготовленных решений, как поститься, потому что жизнь – процесс творческий.
Не может быть раз и навсегда заготовленных решений, как поститься, потому что жизнь – процесс творческий
– Живая вера характеризуется твоим личным выбором. Не штампом или указанием, как поступить, прочитанным или услышанным где-то, а твоим внутренним решением, исходящим от знания, чувствования, опыта. Это всегда уравнение, и ответ нельзя подсмотреть, – размышляет протоиерей Алексий Каширин, настоятель храма во имя Великомученика и целителя Пантелеимона п. Степное Саратовской области.
Важная часть этого уравнения (хотя и не первостепенная) – ограничения в пище. Еда занимает важное место в нашей жизни. И когда три раза в день мы садимся за стол, на котором отсутствуют привычные и любимые продукты животного происхождения, воспоминания о посте, о том, почему и к чему он идет, становятся постоянными.
– Относительно меры и строгости поста, наше решение зависит от причин, которые можно разделить на две группы. Причины внешние – возраст, здоровье, условия труда, отношения в семье, материальные возможности. И причины внутренние – воля, дерзновение, сетование о грехах, желание пожертвовать чем-то ради Христа. Все эти причины должны быть оценены, взвешены и согласованы с духовником. Иначе мы будем искать повод – кто к ослаблению, кто к усугублению. А полезно ли это для нашей души? Ведь, на самом деле, это главный вопрос. Вспомним о сильнейших страстях – гордости и тщеславии. Вспомним и преподобного Антония Великого, которому Господь показал козни дьявола как сети непроходимые. И преодолеть все это можно только с Богом. Наша задача – помогать Богу вести нас ко спасению, и без рассуждения здесь никак, – говорит отец Алексий.
Средство для духовной работы
«Мы вступаем в Рождественский пост. Пост предполагает бодрствование и внимание. Бодрствовать значит бороться со сном. Сон – состояние покоя, вялости, когда внимание ослабевает. В духовном смысле сон – конечный покой, покой смерти. Для верующего человека бодрствовать – это не только не спать в физическом смысле, но бороться вообще против того, что усыпляет человека и не дает ему видеть того, что ведет его к смерти», – совет протоиерея Александра Шаргунова касается второй части постного уравнения.
Ограничения в пище – лишь средство для духовной работы, для исправления собственной души
Ведь ограничения в пище – лишь средство для духовной работы, для исправления собственной души. Без этого пост превращается в диету.
– В дни Рождественского поста нужно внимательно относиться к богослужебной практике нашей Церкви, регулярно ходить в храм. Причем не только по воскресным дням, но и в будние дни, – советует епископ Покровский и Новоузенский Пахомий. – Во время Рождественского поста тоже есть некоторые богослужебные изменения. Они будут напоминать человеку – идет пост, и мы ждем Христова Рождества. Совсем скоро, в канун Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы услышим рождественскую катавасию «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». В стихиры, тропари, каноны начинают включать строчки, напоминающие нам о том, к чему мы идем и зачем постимся. Замечательно будет, если и в домашнем молитвенном правиле, по благословению духовника, появится дополнительная молитва или канон, поклоны. Нужно не рассчитывать на свои добрые качества, спрашивать совета у батюшки и в чем-то утеснять себя. А самое главное – найти в себе силы более снисходительно относиться к ближним.
Милосердие – главное слагаемое поста
Телесный пост – средство, духовная трезвенность и горячая молитва – цель, а милосердие – плод всякого постного странствия:
«Пост от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост. Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев – молитвы и милостыни», – учит нас святитель Иоанн Златоуст.
– Когда мы проявляем друг ко другу милосердие, то верность, преданность, близость возникают в наших отношениях. Все те, кому человек делает добро, остаются в памяти на всю жизнь, становятся по-настоящему близкими, а без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами. Если мы хотим, чтобы семья была крепкой, чтобы муж никогда не расстался с женой, а жена – с мужем, если мы хотим, чтобы между родителями и детьми всегда были добрые, сердечные отношения, нужно творить дела милосердия по отношению друг ко другу. Если мы хотим, чтобы в обществе нашем изменились отношения, чтобы мы осознавали себя единым народом, мы должны научиться делать добро друг другу, дабы через это доброделание становиться ближе друг ко другу, – развивает мысль святителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Всякий, кто хоть раз постился Рождественским постом, знает, что это очень сложный период года
Конечно, сказать о милосердии легче, чем его стяжать. Всякий, кто хоть раз постился Рождественским постом, знает, что это очень сложный период года. Обостряются конфликты, взаимные претензии, на ровном месте возникают ссоры, вспоминаются взаимные обиды. Этому есть, конечно, объяснение:
– Пост – это лишь внешние обстоятельства, в которых Церковь призывает усугубить нашу бдительность на войне с собственной греховной сущностью. Когда хотят взять крепость, то перекрывают туда доступ съестных припасов и воды. Так и в пост, если человек будет ущемлять свои желания за счет воздержания, то враг (страстные желания) сдастся. Но перед тем как сдаться, враг захочет дать отпор, который будет выражаться в увеличивающихся страстных пожеланиях и агрессии, – поясняет священник Сергий Сивоплясов, настоятель храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса).
Какой тут выход?
– Спешите любить! – призывает батюшка. – Нужно ясно понимать, что Православие нельзя определить в какие-то рамки норм и стандартов. Православный человек каждую минуту своей жизни должен искать вечности, притом вечности с Богом.
В ожидании чуда
Но каким бы сложным не был путь Рождественского поста, его наполняет ожидание чуда. Оно придет к каждому и коснется сердца по-своему
Путь Рождественского поста наполняет ожидание чуда. Оно придет к каждому и коснется сердца по-своему
. Кому-то откроется в удивительных богослужениях, а кому-то – в тихой радости семейного празднования. Кто-то почувствует его величие в заботе Бога о каждом из нас – и сам позаботится о нуждающихся. И многим откликнутся стихотворные строки иеромонаха Романа (Матюшина):
Всё радостнее звёзды к Рождеству,
Всё миротворней Млечная Протока,
И шествует по небу наяву
Рождённая, как некогда, востоком.
Искрит, переливается, горит,
Вот-вот от ликования взорвётся,
И всем имущим очи говорит:
Придите, да возрадуемся Солнцу!