Новый Год, Рождество и дети-любомудры

Материнские заметки

Уже за пару месяцев до Нового года в православной среде хочешь не хочешь, а проснется эта тема: «Новый Год, православные дети и Рождество».

В моей семье Новый год встречают и празднуют. Тихо и весело. Постно и ожидаемо. Как очередной праздник Рождественского поста

Много вариантов, много ракурсов. В некоторых православных семьях Новый год, именуемый «гражданским», не празднуют вообще и категорически, в некоторых – ставят Рождественский пост на паузу и встречают наступление следующего года «как все нормальные люди». Я уже рассказывала: в моей семье Новый год встречают и празднуют. Тихо и весело. Постно и ожидаемо. Как очередной праздник Рождественского поста. Но все «то самое», «рождественское» – ёлка, подарки, главная ночь года – у нас на Рождество, на Новый год всего этого нет.

И вот, в разговорах с людьми, с семьями уже много лет – одна и та же история: после взрыва эмоций, после «а вот у нас», «а вот у знакомого батюшки» – неизбежно аккуратное: но ведь дети – они же дети. Им нужен праздник. И если нет в их жизни «нормального Нового года» – они, получается, белые вороны. Неужели из-за того, что родители православные, дети должны страдать? К тому же, помимо страданий провоцируется зависть к «светским» детям, у которых «нормальное детство»…

Дети без детства?

На этот вопрос можно было бы ответить сразу: церковное детство – это нормальное детство. И вообще-то порой интереснее, ярче детства нецерковного. Не праздновать Новый год, но праздновать Рождество Христово – это не отнять у детей праздник, это перенести праздник на неделю вперед. И ко всему тому, что есть на Новый год, добавить еще много всего невероятно важного, на всю жизнь запоминающегося, со смыслами, которые не будут теряться с возрастом, а только становиться светлее, сильнее, глубже; превратить переделанный суррогат Рождества в настоящее празднование Рождества Христова.

Нельзя сказать, что совсем нет вопросов и проблем. И все же в целом, если мы «не хотим отнимать у детей детство», то вопрос не в том, как праздновать Новый год, Рождество, 8 марта или дни рождения. Вопрос – есть ли вообще в жизни нашей семьи праздники? Есть ли у наших детей радость, красота, вкуснота? Есть ли смыслы и ценности, которыми мы наполняем наши праздники, все мы – и малыши, и подростки, и взрослые? Вопрос – теплые ли отношения в нашей семье, утешительно ли нашим детям жить в нашем доме? Если все по-доброму – «счастливое детство» включено. Если в нашем доме холодно, пренебрежительно, жестко, нервозно – то не все ли равно, когда и что мы объявим правильными праздниками?

Жизнь белых ворон

Но дело не только и не столько в том, как и чем живет наш дом, в каких праздниках, ценностях и радостях мы растим наших детей. Вопрос ведь скорее в том, что «церковные дети» – не такие, «как все». Это люди культуры, которая отличается от культуры «мiра», по крайней мере, по идее. И эта тема – трудная и даже страшная для многих православных родителей. Ведь нашим детям – расти и жить в мире, в миру. И так не хочется своими руками заведомо превращать своих родных детей в изгоев!

Ведь даже если не трогать тему Нового года, остаются другие праздники: как быть с Хэллоуином, с Днем святого Валентина? Эти праздники, хотим мы того или нет, уже давно – самые настоящие праздники для многих подростков и молодых людей в нашей родной стране. Эти праздники мы тоже приведем в свою жизнь, тоже поддержим – чтобы наши дети не чувствовали себя белыми воронами? А если говорить не о праздниках, а о культуре, о мировоззрении – получится ли воспитывать своих детей так, чтобы они росли вроде как православными, но все же – такими, как «все нормальные люди»?

Мне кажется, в этом вопросе много сторон, но две главные – такие. С одной стороны, с белизной ворон я бы поспорила. Я сама с рождения росла в чрезвычайно воцерковленной семье, мои дети тоже выросли в православном доме. При этом я училась в обычной школе, потом – в светских вузах, и мои дети тоже учатся в самой обычной школе и в самом обычном университете. И мой муж, и его друзья, будущие священнослужители, среди которых даже один епископ, жили вполне церковной жизнью, будучи студентами светского вуза. Мы активно общались, дружили с «обычными» детьми, людьми, и все считаем себя вполне современными, вполне нормальными людьми XXI века.

Сейчас в молодежной среде есть люди, позиционирующие себя атеистами, буддистами, мусульманами; полно идейных вегетарианцев и веганов. Вообще все люди очень разные: слушают разную музыку, празднуют разные праздники, одеваются вопиюще по-разному, имеют очень разные религиозные или почти религиозные убеждения и порой довольно быстро эти убеждения меняют. Нет такого: в «обычной», «светской», «взрослой» жизни все люди одинаковые – и только одни наши несчастные православные люди чем-то особенно выделяются. Не так, что все серые, а один я белый – скорее, все серые, зеленые, синие, желтые; я со своим фиолетовым или красным цветом никак не могу претендовать на какое-то пугающее выделение.

С другой стороны, может показаться, что эта другая сторона исключает предыдущую – так или иначе, каждому ребенку приходится хотя бы иногда чувствовать себя белой вороной, и «церковность» тут ни при чем.

У всех моих одноклассников-первоклассников есть смартфоны (честно, мама, у каждого есть!), и только я один как дурак с допотопным кнопочным телефоном или браслетом-звонилкой, как в детском саду.

У всех нормальных людей (учеников пятого класса) айфоны, а у меня какой-то непонятный сяоми. Стыдно доставать в классе такую жестянку из рюкзака.

Конечно, часто бывает, что причина инаковости, отсутствия чего-то, что есть «у всех», а у меня нет, – бедность. Но часто экономические причины не играют никакой роли. Многие родители не покупают детям смартфоны не потому, что нет денег, а из педагогических соображений. Сейчас в школах если не формы, то хотя бы отсылка к дресс-коду есть. А в девяностые, когда все ходили в школу в ярких, пушистых, кислотных одеяниях, бывало, дети довольно состоятельных родителей очень страдали из-за того, что «предки» покупали своему чаду классические костюмы и в таком виде отправляли в школу – «на посмешище». Только что говорила с одной совсем не бедной мамой: ее сын-семиклассник устроил настоящую истерику по поводу того, что все его одноклассники ходят в Макдоналдс, а мать-ехидна считает подобную еду неполезной и таким образом отрезала своего сына от коллектива. Сколько миллионов причин у любого ребенка обвинить родителей в том, что ему не позволяют быть «таким, как все», что его превращают в белую ворону?

Это правда тяжело: быть не таким, как все. Детские, подростковые коллективы часто очень жестоки к любой инаковости

…Это правда тяжело: быть не таким, как все. Детские, подростковые коллективы часто очень жестоки к любой инаковости… Но вспомним о первой стороне, которая на самом деле никуда не делась: все люди разные, особенно в современном мире – просто неслыханно разные. Так на кого равняться, кому подражать, кому угождать? Слушай вполне современную попсу – тебя осудят и отвергнут те, кто любит рок или рэп. Угождать «трендам», самым сильным, самым массовым вкусам и идеологиям, чтобы уж точно попасть в категорию «как все»? То есть, например, все курят – и ты идешь курить, а не строишь из себя особенного? Все в твоем классе, на твоём курсе, в твоей общаге, пробовали наркотики – и ты как все? Или все вступают в половые отношения с 14–15–16 лет – и ты заставляешь себя, хоть тебе страшно, неприятно и ты пока еще не встретила хотя бы свою первую любовь? Все теперь поддерживают гомосексуальные отношения, модно такие отношения «попробовать» – тоже «попробуем» или, по крайней мере, будем выступать в поддержку? Лишь бы не отставать, лишь бы не быть белой вороной?

Страх оказаться не таким, как все, страх отстать, не угодить, быть осмеянным или просто не принятым в сообщество каких-то «всех» – это зависимость от чужой оценки. Это может быть завистью, может быть мнительностью. Это может стать навязчивым состоянием, формировать комплексы неполноценности, неприятие самого себя, ввергает человека в тоску, настоящую депрессию и в особенно тяжелых формах, когда страх находит подкрепление, – к самоубийствам.

Наша задача – вырастить детей психологически устойчивыми, научить их быть самодостаточными и независимыми от мнения окружающих

И вот в этом страхе, в этой зависимости – в этом, кажется, корень проблемы. Ведь мы просто не сможем вырастить своих детей такими, чтобы они были всегда – как все, даже если захотим этого. Потому что быть как все – порой опасно и для физического, и для душевного, и тем более – для духовного здоровья. Так что решение, наверное, не в том, чтобы стать такими, как все, не в том, чтобы помочь детям не быть белыми воронами – но в том, чтобы вырастить их психологически устойчивыми, научить их быть самодостаточными, по возможности независимыми от мнения окружающих.

Воспитание философа

Великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст показывал воспитание ребенка-христианина как воспитание философа.

Истинная философия – не учебный предмет, который в школах христианской поздней античности будут преподавать как подготовку учащегося к «теологии»[1]. Это не превращенная в пустую болтовню и товар утрированная и искаженная всяческими софистами «наука наук»[2]. Философия, которая составляет основу христианского воспитания, – христианское любомудрие.

Философия, которая составляет основу христианского воспитания, – христианское любомудрие

Что же это значит – воспитать ребенка философом? Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом: «Свойство философа… презирать богатство и славу»[3]. Между прочим, не отвергать, не избегать, а именно презирать. Быть независимым от этих вещей. Любовь к славе, тщеславие – как раз зависимость от мнения и оценки окружающих. Сюда можно добавить и тему зависимости от «лайков», просмотров и тому подобных атрибутов нашего родного века.

Любовь к богатству и любовь к славе Златоуст показывает как двух главных врагов воспитания детей:

«Кто прежде всего научится быть любомудрым (φιλόσοφος), тот через это приобретет богатство и величайшую славу. Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как – научить его искусству презирать деньги»[4].

С таким отношением к главным идолам и V, и XXI века, ребенок не теряет, но приобретает. Становится настоящим философом, человеком высокой культуры и человеком чести. Независимым и свободным.

И речь не о том, что нужно привести своего ребенка к бесчестию и нищете. Призыв Златоуста научить ребенка презирать деньги и славу – в контексте упоминания слуг адресатов-родителей, в контексте призыва не злоупотреблять родительской властью, лишая детей наследства. Так что эти разговоры о философии – не предложение отнять у ребенка деньги, это именно о независимости, о силе духа, о том, чтобы у нас и у наших детей не было зависимости от денег и славы.

Златоуст не раз подчеркивает, что образование настоящего философа может… привести к той самой славе, которую ищут тщеславные люди:

«И если тебе угодно, знай, что он (образованный как философ ребенок) и в свете будет самым приятным человеком. Все станут уважать его за такие речи, когда увидят, что он не вспыльчив и не домогается власти; впрочем, он получит власть и не домогаясь ее, и у царя будет в большом почете»[5].

Воспитание ребенка-философа – воспитание свободного и независимого человека в самом глубоком понимании этого редкого явления:

«Скажи мне, какие из растений самые лучшие? Не те ли, которые сами в себе содержат силу, и ни от дождя, ни от града, ни от стремления ветров, ни от каких-нибудь подобных причин не терпят вреда, но, стоя открыто и не имея нужды ни в кровле, ни в ограждении, как бы все презирают? Таков истинный философ…»[6].

«Я люблю вас, люди. Но я – другой, нравится вам это или нет»

Этот принцип работает не только по отношению к богатству и славе, но и по отношению ко всей деятельности ребенка: содержание важнее внешней оболочки. Получается такое в буквальном смысле «философское» отношение к жизни, деятельно-философское. Научить ребенка в самом себе содержать силу. Людей, не похожих на тебя, ни в коем случае не презирать, по-хорошему – любить их. Но не прогибаться под чужие мнения, не прогибаться под изменчивый мир… Чтобы представление о собственном статусе белой вороны не интересовало ребенка и не трогало его. Я люблю вас, люди. Но я – другой, нравится вам это или нет.

Уверенность в себе как панацея

Содержать в самом себе силу – это свойство зрелого, взрослого человека. Впрочем, далеко не все люди далеких годов рождения приобрели это свойство и хотя бы считают эту силу ценностью. И при этом некоторые дети уже в возрасте 10–12 лет достигают этой зрелости.

Конечно, достичь этой философской независимости очень трудно. Но мы можем попытаться помочь нашим детям. Прежде всего – если сами станем такими философами. А еще детям, подросткам будет значительно легче найти в самом себе точку опоры, если у них будет несомненная поддержка любящих родителей, если за спиной всегда будет добрый тыл. Будет значительно легче, если в жизни будет «свое» сообщество: пусть небольшое, пусть не всегда доступное – но то самое, которое разделяет ценности ребенка и в котором ребенок принят как «свой». Будет легче, если у ребенка будет друг-единомышленник. Если будет самостоятельно выбранный, понимающий наставник (священник, крестная, друг семьи). Хотя бы что-то одно из этого, тем более, пара пунктов – все это многократно облегчает формирование этой самой внутренней силы.

Если человек, даже если он ребенок, верит в Бога, верит Церкви, по выражению святителя Феофана Затворника, «присягает на верность Христу» и становится уверенным в себе человеком, он может твердо исповедовать свою веру, жить по вере. Ценности для такого человека определяются отнюдь не мнением одноклассников, однокурсников, не мнением дядей из телевизора, тетей из рекламы, популярных блогеров, пассажиров автобусов (чье еще важное мнение тут не упомянуто?..). Ценности – это я сам (да, и я сам – тоже!) и моя совесть; ценность – вера в Бога, в Иисуса Христа и в Его Церковь. Это мой выбор, моя жизнь, моя вера, я буду держаться за это.

Другой праздник

У каждого из нас, у каждого нашего ребенка – свой путь к этому любомудрию. И все же порой инаковость «православного детства», жизни в ценностях церковной культуры сама по себе может нам помочь воспитать детей людьми независимыми. Потому что наши дети и правда скорее всего так или иначе будут сразу, с детства – «не как все». Для всех людей 4 декабря – будний день, а для меня, для моей семьи, для моего мира – это большой, ожидаемый праздник. И вот сейчас, перед Новым Годом: для всех вокруг, для магазинов и реклам, для одноклассников и блогеров, отсчет дней, часов – до Нового Года, а Рождество для них – просто что-то присоединенное к новогодним каникулам. А для меня, для моих родных, для близких друзей Новый год – может быть, тоже любимый праздник, но всего лишь – на пути к главному, к Рождеству Христову. Все это вроде не особенно важная вещь, вообще – ерунда. Но это все зримо и осязаемо показывает ребенку с самого раннего детства: мы живем не совсем так, как все остальные.

Пока ребенок – еще ребенок, у нас есть возможность поддержать его, когда возникают простые, детские столкновения веры и мира

Пока ребенок – еще ребенок, у нас есть возможность поддержать его, когда возникают простые, детские столкновения веры и мира. Вместе с ребенком находить здоровые решения, которые позволят малышу жить в мире с миром и чувствовать себя уверенно. Уже на этом начальном этапе мы можем помочь нашим детям проскользнуть между Сциллой зависимости от чужой оценки и Харибдой гордыни, превозношения над «неверными». Здесь как раз Новый год – отличный помощник: здесь мы другие, но мы тоже встречаем всенародный праздник. И потому мне кажется очень хорошей идеей – слушать на Новый год послание Президента и петь гимн нашей родины: это как раз о том, что мы – вместе, один народ, который любит родную, Богом хранимую страну.

К сожалению, положительные результаты такого подхода совсем не гарантированы. Пока малыш маленький, он заведомо принимает культуру своих родителей, другой культуры для него не существует. Потом может стесняться этого, несмотря на все наши добрые усилия. Еще позже выросший малыш порой и отказывается от родительской культуры, от родительской веры. Иногда временно отказывается, иногда – навсегда… И, тем не менее, другие праздники, другой ритм жизни, не такой, как «у всех», могут провоцировать эффект «назвался груздем – полезай в кузов». Научиться жить не как все – и при этом не чувствовать себя изгоем. Жить не как все – но вместе со всеми. Жить без страха перед оценкой окружающих. И, может быть, получится поделиться этим чудом, этим счастьем веры с этими самыми окружающими, поделиться с ними этой самой уверенностью и этой любовью – к Богу и к истинной мудрости.

Анна Сапрыкина

30 декабря 2021 г.

[1] Ср. Самодурова З.Г. Школы и образование. М., 1984. С. 487, 496.

[2] «Если эллины… циники, принявши… стоящую не более трех оболов философию (подлинно такова эллинская философия), или вернее – не самую философию, а только ее имя, облекшись в мантию и отрастивши волосы, посрамляют многих, – то не к большему ли способен истинный философ. Если ложная причина, только кажущаяся тень философии так возвышает, то что, когда мы полюбим истинную светлую философию?» (Иоанн Златоуст, святитель. XXI беседа на послание к Ефесянам // Полное собрание творений. Т.11. Кн. 1. С. 188).

[3] Там же. С. 189.

[4] Там же. С. 186.

[5] Там же. С. 187.

[6] Там же. С. 189.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новый год в православной семье: с чистого листа Новый год в православной семье: с чистого листа
Материнские заметки
Новый год в православной семье: с чистого листа Новый год в православной семье: с чистого листа
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Чего мы ждем от празднования Нового года в православной семье? Чтобы это время осталось временем подготовки к Рождеству Христову.
Как не потеряться среди новогодней суеты Как не потеряться среди новогодней суеты
Советы священников
Как не потеряться среди новогодней суеты Как христианину не потеряться среди новогодней суеты
Советы священников
Советами делятся священники Андрей Рахновский, Димитрий Березин, Димитрий Сизов, Антоний Скрынников, Олег Мельничук и Павел Гумеров.
В конфликте с Рождеством В конфликте с Рождеством
Анна Ромашко
В конфликте с Рождеством В конфликте с Рождеством
Анна Ромашко
В детском сознании, ценность Нового Года всё же превзойдет ценность Рождества Христова: хотя бы из-за несопоставимой трудности стояния на службе – с радостным сидением за столом рядом с мамой и папой, хлопушками, фейерверками, подарками и наряженной елкой. Ценность Рождества, однозначная для родителей, для ребенка превращается во внутреннее противоречие с реальным положением вещей.
Комментарии
Анна 9 января 2022, 16:59
Мария от 9.01 - очень рада и благодарна, что написали! Слава Богу! Вообще люди, которые "перенесли акцент" с НГ на Рождество, даже с большими детками, говорят, что даже не ожидали - так быстро семья адаптируется, и настолько ярче становится для всех Праздник! Пока не переживёшь - не поймёшь. Но это, конечно, возможно, когда родители согласны друг с другом, и когда всё это в радости, а не "станем православными, унижчтожим бесовские праздники": в агрессии, в надрыве и унынии праздновать Рождество не лучше, чем его вообще не праздновать...
Мария 9 января 2022, 00:15
Анна, спаси, Господи, за Ваши статьи и книги! Мы в первый раз ждали Рождество по Вашему календарю с сыновьями 2 и 4 лет, очень понравилось, многое удалось воплотить в жизнь! И да, новый год прошёл на фоне, дети и муж уснули ещё до полуночи, а вот Рождество было долгожданным праздником с подарками, гостями, угощениями и утренней Литургией! А какое счастье и маленькое чудо было, когда сегодня, укладывая на ночь сыновей, запела им Рождественский тропарь и неожиданно четырёхлетний сын начал подпевать! Слава Богу за всё! С Рождеством Христовым!
Анна 8 января 2022, 00:06
Евгения от 3.01: спасибо, Вы меня поняли) Ольга N: я не только явно не идеал, но вообще - не дай Бог, нисколько не претендую! Да вообще текст не обо мне, но об инаковости православных детей) о себе говорю лишь чтобы подчеркнуть: я предлагаю не только теорию и не какой-то эксперимент - я предлагаю опыт, в том числе и свой. Постоянная читательница: не завидуйте, пожалуйста, счастливое детство всё же не равно церковное, и при этом, к сожалению, церковное не равно счастливое) Евгения от 30 дек.: мне кажется, терзаться правда незачем, я тоже праздную НГ и не терзаюсь) да и очевидно, мир в семье - великая ценность! Ирина А: дата ёлки не добро и не грех) Всех с прошедшим Новым Годом и Рождеством!
Анна 5 января 2022, 11:17
Анна, спасибо! Тема сложная, интересная и Вы написали мудро.
мария 4 января 2022, 19:16
Как здорово, как правильно устроено в семье Анны! Но так выйдет не у всех не оттого, что люди не хотят или не понимают. А оттого, что у всех разный опыт церковной жизни, у многих очень непродолжительный. Разом всё старое не разрушишь, новое не построишь. Например, мы с мужем воцерковлялись вместе с нашими малолетними детьми и продолжаем это делать, мы родом из советских семей, где живы разные традиции из советского прошлого, в частности наши родители, близкие родственники празднуют Новый год, не постятся, не ходят в храм и пр., и пр. Да и вообще мы единственная воцерковлённая семья в нашем ближайшем родственном окружении. Невозможно начать жить совсем по-иному.
Юлия 3 января 2022, 23:17
Автор пишет"...перенести праздник на неделю вперед". Да! В этом случае празднование будет полным,ожидаемым, главным! Именно в этом случае дети ждали бы именно Рождество! А эти вечные метания, самобичевания и споры по поводу празднования Нового года-это для взрослых. Детям радоваться не запретишь.
Евгения 3 января 2022, 22:22
Мне кажется, статья не о том, праздновать или не праздновать Новый год. У каждого своя ситуация в семье и конечно любовь прежде всего. Но праздновать его так, как празднует большинство (как главный праздник года, с ломящимся от яств столом, непременно елкой, самыми-самыми подарками и т.д.) просто для того, чтоб "не лишать ребенка детства" и "нормального Нового года", "чтоб он не был белой вороной" - это ложная мотивация.
Фотиния 3 января 2022, 17:05
Сложная тема. Но Новый год в нашей семье - это замечательный семейный праздник, мы все собираемся вместе, наша семья - это так радостно. А ещё это повод всем людям, даже малознакомым пожелать здоровья и счастья не зависимо от того кто они и откуда и почувствовать единство в ожидании чуда.... Что ж поделать, мы родом из детства,и из СССР. А Рождество это совсем другое. Это что-то такое сокровенное, хотя тоже семейный праздник, но уже совсем другое... Жаль, что ушла в нашем народе культура пения, и уже не поют, а какие замечательные рождественские песни, так хочется, чтобы их все знали и пели и радовались. Потихоньку разучиваем)
Ирина А. 3 января 2022, 10:45
Мне очень интересен такой вопрос- Имеет ли всё-таки отношение к делу спасения, установила ли православная семья ёлку на Новый год или только на Рождество? Очень часто последнее время выходят такие публикации перед Новым годом- Ёлку запретить ставить до 6 января, Дед Морозы и Снегурочки- табу, и ещё ангелочки оказывается грех. Вот это всё- самостийные выдумки или официальный церковный запрет?
НН 2 января 2022, 15:39
Сергий30 дек:/В ПРАВОСЛАВНОЙ среде разговоры о новом годе не возникают!/- А Новогодние молебны в храмах РПЦ для кого служат? Благодарят Господа за прожитый год и благословляют на следующий, наступающий? Ваша ПРАВОСЛАВНАЯ среда другая какая-то? Да, встреча нового года с неверующими родственниками бокалом шампанского, мандаринами, праздничным столом, с любовью накрытым для близких; ёлкой, символическими подарками(календари,напр)- духовности вам не прибавит, но и не убавит, а вот мира в семье- точно добавит! Не огорчайте своих близких по непринципиальным вопросам! Браво, Анна! Пишите больше, у Вас хорошо получается; и, главное, есть чему поучиться молодым и не очень родителям. С Новым годом!
Антоний31 декабря 2021, 19:26
Помоги нам, Господи, воспитать наших детей и внуков Патриотами! Чтобы в Новый год каждый из них, когда вырастет, будь он Православный или инославный, собрав свою семью за столом, накрытым в строжайшем соответствии с предписаниями его религии, с трепетом спел Гимн России, затем внимал каждому слову Президента, трезво оценивал свои праведные труды, совершенные за прошедший год на благо Отчизны, благодарил Бога за полученную возможность внести столь значимый вклад в процветание семьи, профессии и всей святой Руси, и ставил задачи на будущий год, дабы превзойти себя!
В. С. 31 декабря 2021, 14:33
Наталья30 декабря 2021, 12:29 "Мы православные живём всё же в гражданском обществе, с его общепринятыми нормами. И выросшим детям нужно быть не изгоямизгоями.." А хеллоуин празднуете? И день святого Валентина? Если нет, то вот вы и изгой и белая ворона. Всё сейчас празднуют. И ещё много чего есть что сейчас все делают, а если ты не делаешь - ты изгой и белая ворона...
Постоянная читательница31 декабря 2021, 10:34
Анне спасибо большое за поднятую тему. Очень верный, на мой взгляд подход, от частной проблемы к общей, глобальной. Новый год и Рождество - красочная иллюстрация жизни христианина в современном мире, абсолютно в противоход всему. И порой кажется, что всех сносит течением, всех уносит по эскалатору вниз... Надеюсь, это ошибочный и поверхностный взгляд. Я тоже в какой-то мере завидую Вашему церковному детству, тоже чувствую себя инвалидом, как некоторые другие комментаторы, и очень их понимаю. Что ж значит правильно Вам быть неким ориентиром, это большая ответственность. Спасибо.
Евгения30 декабря 2021, 23:52
В продолжение предыдущего своего комментария. Теперь для меня этот день не тягостен, а радостен. А к комментарию Натальи о ёлке в 31 число...Да в любое, конечно.Но этим то и выделяется Анна, что у нее действия соотносятся с логикой и основаны на исторических фактах.Она писала о возникновении традиции ставить елку в сочельник в прошлых статьях , потому и ставит её в канун того Праздника, к которому ёлка имеет прямое отношение. Всех с Новым годом и наступающим Рождеством Христовым!
Евгения30 декабря 2021, 23:42
Мне кажется,ни одна статья Анны не вызывает столько РАЗНОмнений, как статьи о Новом годе.Я также как и ОльгаN снимаю шляпу перед Анной за то, что в её семье этот праздник проходит в виде пения гимна, просмотра поздравления Президента и цель вечера- осознание единства с Богом хранимой страной.Я раньше очень переживала ,что в этот день у нас всегда гости, стол с сочетанием постного и непостного, ты сама вся в мыслях "Быстрее бы всё закончилось!".Дочке твердила, чтобы особенно не ждала Новый год, а главное- это Рождество.А на душе- постоянное желание быть настоящей православной и не праздновать этот день вообще.Но со временем я научилась принимать этот день как день большой семьи и не терзаться
Анастасия 30 декабря 2021, 19:56
Полностью согласна с мнением Натальи, 30 декабря 2021, 12.29. Мы все, к сожалению, родом из советского детства. У мужа это любимый праздник. Если его не поддерживать хоть в какой-то мере, будет разлад в семье. Какая же это будет духовная жизнь? Каждый должен смотреть по своей ситуации и сохранять баланс.
Светлана30 декабря 2021, 14:57
"О всем благодарите"... Новый год - точка отсчёта, в году таких точек несколько: гражданский Новый год, "церковный" Новый год, церковное новолетие, и "собственный" Новый год - День Рождения. И это всегда повод для благодарности Богу за прошедшее и испрашивание благословение на наступающее. Праздновать-не праздновать, действительно, палитра мнений очень "полюсная", и жизненные обстоятельства у всех разные, да и не в этом радость, а вот благодарить всегда нужно, здесь уж точно не ошибёшься. Слава Богу, что Он с нами, а мы стараемся быть с Ним и в прошедшее время и в наступающее!
Марина Анатольевна30 декабря 2021, 13:06
Нельзя "приучить" любить, а ЛЮБИТЬ БОГА тем более. Человек либо любит себя и мир мирской, либо БОГА и МИР БОЖИЙ, а служить двум господам невозможно. Настоящая ЛЮБОВЬ это и жертва и милость. Если ребенок, а тем паче взрослый ЛЮБВИ не знает - что говорить о "новых годах"?
Наталья30 декабря 2021, 12:29
С уважением к автору, но не соглашусь. Новый год это не пьянки-гулянки, конечно же. Но не ставить ёлку на 31-е?... А что в этом такого нехристианского? Лишать детей радости - зачем? И ещё. Мы православные живём всё же в гражданском обществе, с его общепринятыми нормами. И выросшим детям нужно быть не изгоями в этом обществе, а его составной гармоничной частью, сохраняющим при этом свои православные нормы и традиции. Анна, Христос призывал нас радоваться! И не только по великим христианским праздникам )
Юрий30 декабря 2021, 09:58
Надо не только не вестись на поводу у мира, но и мир вести за собой, не оборонятся, а нападать. Чтоб не ребенку задавали вопросы типа "а чё ты постишься", а чтобы приходил в школу и сам говорил:"а чего Вы не поститесь? До Рождества все меньше времени!"
ОльгаN30 декабря 2021, 09:39
P.S.Ещё раз повторюсь, перед Анной я снимаю шляпу.Но у неё было церковное детство.А мы в большинстве простые советские дети.Своих детей я не сумела приучить к молитве, просто не приучала.У самой не было опыта. Единственное муж их приучил к молитве перед едой.И слава Богу, пока в детях-подростках нет ОТВРАЩЕНИЯ ко всему церковному.Конечно,рвения тоже нет. Да и откуда ему взяться, если у родителей только богатый опыт искушений.Но слава Богу, вера есть,редко, но причащаются и не стыдятся веры перед неверующими детьми.Я это пишу к тому, что важно не переусердствовать, стараться поступать в семье по любви и с рассудительностью.И тогда, возможно,Господь все управит и с празднованием Нового года
Елена Киев30 декабря 2021, 09:11
"..Я люблю вас, люди. Но я – другой, нравится вам это или нет." Какая глупость... "Я не такая, я жду трамвая."
Сергий30 декабря 2021, 09:02
В ПРАВОСЛАВНОЙ среде разговоры о новом годе не возникают!
ОльгаN30 декабря 2021, 08:53
Анна Сапрыкина, конечно, идеал во всем( пишу без малейшей иронии,мне бы так). А как быть, если ты не удалась? Если у тебя было обычное советское детство, и живешь ты вместе с родителями, которые постоянно смотрят телевизор, и молиться ты не умеешь (ВЫЧИТЫВАНИЕ акафистов, канонов, кафизм не в счёт), и по натуре ты сама суета,Неужели празднование Нового года пусть даже с телевизором(в котором, правда, абсолютно нет ничего интересного) ради мира в семье сыграет какую-то решающую роль в твоей духовной жизни? Мне представляется это второстепенным. К сожалению, часто в семьях, где детей приучали к молитве с детства, наблюдается стойкое неприятие всего церковного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×