Жажда обновления неиссякаема. И в бытовых мелочах, словно в капле воды, отражается нечто великое. За внешней мишурой приготовления к Новому году, украшением ёлки, веселым гомоном детей в ожидании подарков и радостной суетой хозяйки вокруг праздничного стола проглядывает нечто глубинное – жажда отрешиться от ветхого и обрести новое, тебя самого преображающее. Потому так ожидается Новый год – как бы прорваться в новый эон, оставив позади все ошибки, скорби, превратности, боли, переживания, и начать жизнь с чистого листа, чему и первый лист календаря как бы способствует.
Ёлочка с гирляндой, хороводы детей, встречи в семейном кругу или с друзьями – всё это прекрасно в пределах отведенных нам земных радостей. Однако ж, встретив Новый год, не остановимся на прообразах быта. Ибо застрявший на бытовом всё и ограничит бытом, обрушив надежды сердца вместе с опустошенными фужерами, смятыми фантиками и сгоревшим бенгальским огнем. Ясно ведь, что не шутки и хохот, не фейерверки и не селедка под шубой даруют обновление. И не календарь обновляет нас. Обновление – в руках Обновляющего.
Как сказано у пророка Исаии,
«Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис. 40: 29-31).
Встреча с Богом всегда оборачивается обновлением. Так было испокон веков, всю историю христианства. Петр, вдохновенно воскликнувший: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16: 16), и Савл, сначала ослепший, а затем прозревший действием того же самого нетварного Света, они на заре христианской эры свидетельствовали об обновлении. Потому-то Павел, делясь сокровенным с учеником своим Титом, знал, о чем говорил:
«Мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3: 3-6).
И всё точно так и сейчас. Мир кажется безнадежно погибшим. Однако ж там, где вершится тайна исповеди, там же царит и другая тайна – тайна обновления. О ней не кричат причастные тайне, но ее наблюдают – с радостью о Христе и благодарением Бога. Покаявшиеся блудники и разбойники, обретшие веру безбожники и ставшие благоговейными циники, грешники, одержимые страстями всех мастей, и обретшие во Христе исцеление – это всё реалии наших дней, хотя иной раз путь обновления мучителен. Иной раз дивную перемену мы наблюдаем спустя несколько десятилетий, словно надо было пройти все круги ада, чтобы оценить Рай, а иной раз внезапно, словно в огненном перерождении, но и в обоих случаях удивляемся: а как это вообще возможно? Но Богу возможно всё.
Что есть обновление? Это когда тебя уже не гнетет груз прежних травм и ошибок, настоящее наполнено радостью, а будущее ожидается без страха. Мы – счастливые люди, ибо у нас есть Тот, пред Кем обнажено наше прошлое, Кто ведает тайны нашего сердца в настоящем и Кто устроит наше будущее наилучшим образом. Ибо «нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4: 13). Главное свидетельство Откровения: Бог – всеобъемлющая, всеисцеляющая Любовь! И потому обнажим перед Ним наше сердце. Самая простая молитва, но произнесенная как глубокий, искренний вздох сердца, может стать началом обновления. Потому мы и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И самая обычная исповедь, простая, но честная до конца, безжалостная к себе, вдруг может обернуться чудом обновления.
Вот еще какая удивительная истина: грех чрезвычайно утомляет. Ум и сердце, как губка напитавшись скверной, становятся тяжелыми, жесткими, мысли и чувства – вязкими, приземленными, словно птицы, попавшие в сеть. Так утомляет всякий недуг, ибо грех есть недуг, но человек – чадо Божие, чадо Рая. И потому наше сердце тоскует. Жажда обновления есть неосознанная тоска по Богу и по Раю утраченному.
Жизнь во грехе – всегда скучно и томно, тяжко и беспросветно, как Сизифов труд, – тянуть вверх камень, который неизбежно скатится вниз. И досада на себя, безнадега, потому что своими силами не справиться. Но Бог отнимет у кающегося камень греха. И горы сдвигаются там, где есть вера, покаяние и смирение. Имеющие подобный опыт знают, как парит душа, словно окрыленная, после освобождения. Казавшееся не решаемым решается, неисправимое исправляется, кривое выпрямляется.
Вот она, правда жизни: с грехом – скучно и тяжко, а с Богом – радостно и легко. Он Сам так сказал:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28-30).
А еще, опыт святых людей гласит: в Боге – всегда неиссякаемо новое, неповторимое, неизведанное. В нашем мире всему есть предел, и космос имеет границы, и самая интересная книга рано или поздно наскучит, а у Творца Ангелов, людей и мира предела нет, а потому и путь общения с Богом и познания Его неисчерпаемы. Это очень важная вещь. Преподобный Серафим Саровский, выйдя из затвора, сиял радостью и всем говорил: «Христос Воскресе!» Обновляясь в Духе Святом сам, он нес эту радость другим. Так и в древние времена преподобного Антония Великого видели в безмолвной пустыни радостным. И в средние века святой Сергий Радонежский, и в наши дни святой Паисий Святогорец и отец Ипполит (Халин) сияли светом и радостью.
В Боге – всегда что-то новое, неизведанное. С Богом не бывает скучно или уныло. Как встреча любящего с любимым всегда наполняется незабвенным, питающим твое сердце содержанием, и день пролетает как миг, потому что времени как бы и нет в присутствии любимого. Вот так и райская жизнь как причастность любимого Любящему, то есть человека Богу, никогда не наскучит.
Жажда обновления, прорывающаяся в земных праздниках (не только на Новый год, но и в день рождения) есть неосознанная тоска по Богу. А всякий опыт жажды свидетельствует, что предмет жажды есть. Так, жажда воды означает, что воду можно найти. Невозможно жаждать того, чего нет. Жажда любви означает, что любовь, хотя бы мы сами были чужды ее, всё же есть. Так и жажда обновления, преображения, воскресения предполагает наличие этого. Обновление невозможно без Обновляющего. Для того-то Он и родился от Девы Марии, для того-то и звезда вела за собою волхвов, а пастухам явился Ангел, а затем и Небесное воинство, чтобы даровать нам обновление. Он стал таким, как мы, родился маленьким Младенцем, чтобы даровать нам то, что у Него всегда было от вечности. В Нем и есть столь чаемое обновление. Поспешим же и мы к Нему! С грядущим Рождеством Христовым, дорогие братья и сестры!