Меня часто спрашивают: какую сказку подарить ребенку на Новый год или на Рождество Христово? Чтобы она была не просто увлекательная, но и поучительная. Чтобы вместе с волшебством и приключениями воспитывала душу.
Лучшие поучительные произведения ничему не учат напрямую. Они действуют тоньше – через художественный образ, иносказание, сюжетный поворот
Поучительные книги пугают многих современных родителей: кажется, что автор сейчас будет «коротенечко, минут на сорок» читать скучную нотацию, и ребенок бросит читать. На самом деле, лучшие поучительные произведения ничему не учат напрямую. Они действуют тоньше – через художественный образ, иносказание, выразительный характер героя, сюжетный поворот.
Именно на этом построены многие любимые рождественские истории – например, «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана или «Рождественская песнь в прозе» Диккенса. Их герои преодолевают не только опасности – они преодолевают себя. Сражаются с собственной страстью. Читать про это и поучительно, и увлекательно.
А вот еще одна сказка, которую можно положить под елочку, – «Рождественский поросенок». Написала ее Джоан Роулинг, автор саги о Гарри Поттере. Несмотря на опасения многих взрослых, главное в этих книгах – не волшебство, а жертвенная любовь, которая побеждает страшное, могучее, на первый взгляд абсолютно непобедимое зло.
«Рождественский поросенок» – настоящая зимняя праздничная сказка. Она создана по всем канонам жанра: преддверие Рождества; герой, совершающий ошибку; чудо, которое дает ему возможность ошибку исправить; опасности; череда нежданных помощников; финальная схватка со злодеем. Но главное – внутреннее движение, преображение героя. То самое поучение, которое вовсе не поучение. Не формальная сила извне, которая диктует, как нужно поступать, а собственное, добровольное решение.
Главный герой книги Роулинг – семилетний Джек. У него есть любимая игрушка – поросенок Пок. Джек делится с ним новостями, радостями и горестями, а Пок его молчаливо поддерживает. Пок понимает то, чего не понимают взрослые, – они слишком заняты собой.
В жизни Джека немало сложностей и печалей: из семьи уходит папа, приходится переезжать, переходить в новую школу. Так бывает: на маленького человека сваливаются трудности, с которыми приходится справляться самому. Только игрушечный поросенок Пок терпеливо выслушает, обнимет мягкими лапками, впитает слезы.
Но даже если тебе тяжело и больно, есть вещи, которые не стоит делать. Например, бросать в лицо сводной сестре злые слова, метко нацеленные в самое ее сердце. Джек не просто обзывает ее – он называет девочку бездарем, припоминает ей неудачи в гимнастике. А для Холли соревнования – единственное, что связывает ее с ушедшим из семьи отцом (по крайней мере, ей так кажется). С этого-то момента и начинаются настоящие несчастья Джека.
Роулинг всегда тонко чувствует и умело передает богатство жизни. Помню, как в саге о Гарри Поттере меня поразили Дурсли, родственники главного героя. Черствые, грубые, порой жестокие, они неосознанно и не раз спасали его – и от смертельной опасности, и от славы, которая сломила бы мальчика. Поэтому так важен момент, когда в последней книге Гарри прощается с двоюродным братом: он испытывает больше чем облегчение от докучливой опеки.
В «Рождественском поросенке» работает этот же принцип: самая острая, болезненная точка становится стартом для внутреннего изменения героя. Холли выбрасывает Пока в окно машины, Джек убит горем, он не только не принимает нового поросенка – он готов растерзать его. Но новый, Рождественский Поросенок, оживает. И несмотря на обиду, причиненную ему мальчиком, соглашается отвести его в Страну Потерь. Именно туда попадают потерянные игрушки – а значит, Пок тоже там.
Волшебная страна, страна игрушек – распространенный сказочный сюжет. В подобную отправляется, например, Мари Штальбаум в поисках Щелкунчика. Придумать такую страну, избежав вторичности, – непростая задача, достойная большого писательского таланта. Роулинг справилась.
Страна Потерь вызывает какое-то очень правильное чувство – жалости, бесприютности, опасности, которые на контрасте с предрождественским уютом и праздничным весельем усиливаются. При этом выдуманный мир огромный, сложно устроенный, полный красок, звуков и происшествий. За вещами и игрушками следят регулировщики: они подчиняются Потеряху, страшному повелителю Страны Потерь. Весь путь Джека – это надежда, что Пок не попал в лапы регулировщиков, в логово Потеряха и растущая решимость разыскать его даже там.
Перед взглядом героя проходит череда оживших вещей, и у каждой – свой характер и своя беда. Постепенно он начинает замечать тех, кто вокруг. Через собственную боль, жгучее желание найти Пока, страх за него Джек обретает сочувствие к другим вещам. Роулинг виртуозно, несколькими штрихами, коротким диалогом рисует их портреты. Равнодушными к ним не могут остаться ни герои, ни читатель.
«– Я думала… я ему очень дорога! – всхлипывала Расческа, будто не слыша Оча. Она вытащила из своих зубчиков единственный черный волосок. – Мы сколько лет провели вместе! Я думала, он меня ценит…
– Ладно, подруга, сырость не разводи, – ласково попросил шериф. – Мы, дешевые старые вещи, знаем, как жизнь устроена. Пропал ты – никто не станет горевать. Нам легко найти замену. Но это не значит, что мы уж совсем никому не нужны, ну уж нет! – продолжал Оч. – Надежда есть, да еще какая! Да каждого из вас могут найти в любой момент!»
Джек и Рождественский Поросенок путешествуют по Стране Потерь. Мальчик прикидывается игрушкой, потому что людям, конечно, находиться там нельзя. И уж тем более нельзя разыскивать потерянные игрушки, ведь они собственность хозяина здешних мест, Потеряха. Но уж очень велика любовь мальчика к своему Поку.
И Джек, и Рождественский Поросенок проходят не только внешний, но и внутренний путь, в том числе и в своих отношениях. Каждого из них гложет обида. Джека – потому что ему посмели предложить новую игрушку взамен любимой. Пока – за пренебрежение мальчика, за то, как тот в гневе швырял его об стену. Но постепенно взаимная обида уступает место сложным и глубоким чувствам – признательности, уважению, а главное – пониманию. Когда ставишь себя на место другого, оказывается, что ему многое можно простить. Потому что и у него есть беды.
Постепенно путь по Стране Потерь становится все опаснее и труднее. Джек и Рождественский Поросенок тайно пробираются из города Утиль в город Ой-да-где-же, а оттуда попадают на Пустошь Неприкаянных. Это страшное, холодное место, где рыщут и хватают путников слуги Потеряха. Но и там есть те, кто готов помочь, даже с риском для себя. Например, Компас, который выпал когда-то из туристического рюкзака, заржавел и сломался, но не теряет бодрости духа и оберегает путников, ничего не требуя взамен. Он-то и указывает верный путь Джеку и Рождественскому Поросенку.
Роулинг не боится причинять душевную боль своим героям. Часто это помогает им увидеть других и понять себя
Роулинг не боится причинять душевную боль своим героям. Часто это помогает им увидеть других и понять себя. На Пустоши Джек встречает разбитого Ангела с собственной елки и выигранного в лотерею Зайчика, который не нужен своему хозяину. И чем больше Джек жалеет тех, кто вокруг, тем больше проникает в его душу раскаяние за собственные поступки. Он уже не оправдывает себя тем, что несчастен и одинок, что потерял любимого Пока. Он видит чужую боль – а перед ней отступает собственная.
Сказка «Рождественский Поросенок» написана в традициях английской литературы. И если волшебным образом уменьшившийся Джек потерялся в ветвях ели, как героиня «Щелкунчика», то жители Страны Потерь напоминают духов из «Рождественской песни в прозе» Диккенса. В Городе Разлученных живут Счастье, Надежда, Красота, Оптимизм, Принципы, Тщеславие, Власть. Их тоже потеряли – у каждого есть история взаимоотношений с человеком, а еще характер и собственные убеждения. Джек не просто смотрит на них и слушает – он видит в персонифицированных образах человеческие пороки и добродетели. И это тоже меняет его картину мира.
А потом Надежда помогает Джеку найти Пока. Только оказывается, что все не так, как ожидал мальчик. Оказывается, что спасать нужно вовсе не того. Оказывается, что Джек любит Рождественского Поросенка, а тот пожертвовал собой ради мальчика.
В финале сказки все разворачивается так, что читатель понимает, как действуют законы любви. Она сильнее страха и ненависти, она дает смелость и надежду. И Джек из самого логова Потеряха спасает не только свою любимую игрушку, но еще многих и многих.
Читатель понимает, как действуют законы любви. Она сильнее страха и ненависти, она дает смелость и надежду
И когда, по законам рождественской сказки, Джек просыпается под елкой в гостиной, изменения, произошедшие с ним в волшебном путешествии, не исчезают. Теперь он видит гораздо дальше собственных интересов. Теперь оказывается, что прощать легко и радостно, и сводная сестра Холли может быть хорошим другом. Путешествие в Страну Потерь помогло сменить оптику: с новой и мир вокруг привлекательнее, и быть в нем радостнее.
Джоан Роулинг – талантливый писатель, тонкий психолог, великолепный рассказчик. От ее книг сложно оторваться: именно они стали для многих нечитающих ребят проводником в книжный мир. Но самое главное – Роулинг умеет на языке сказки говорить о жизни души. И говорит она так, что каждый, большой и маленький, понимает и принимает ее рассказ. И становится немножко другим. Ведь в этом и состоит задача литературы – помогать нам меняться.