Православный календарьПравославный календарь
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.

Андерсен. Сказки, от которых больно

С каждым годом мне встречается все больше родителей, которые с подозрением или неприязнью относятся к детской классике. Для этого у них есть объяснения и весомые причины. Зачем загружать детей чужими проблемами и пугать чужими страданиями? Детство должно быть беззаботной радостью. Когда вырастут — успеют узнать о страданиях и напереживаться. Сейчас им нужно как можно больше любви.

Согласна. Детям действительно нужна любовь, и чем больше, тем лучше. Важно, чтобы взрослые ее выражали — обнимали и целовали, говорили и смеялись вместе с детьми. Именно на любви, внимании и совместной радости растут люди.

Отчего мы решили, что человек, не знающий о страдании, сможет любить?

Только отчего мы решили, что любовь исключает разговор о страдании? Нет, не так: отчего мы решили, что человек, не знающий о страдании, сможет любить? Не от этого ли сейчас распадается больше половины браков — от уверенности, что отношения должны мне приносить только радость? Ключевое слово здесь — «мне».

Сейчас Великий пост, время, когда мы стараемся разобраться в своей душе. По мере сил это могут делать и дети. Для этого вместе с Евангелием и житиями святых можно читать им сказки. Те сказки, которые гневно отвергают многие современные родители. Те сказки, от которых больно.

Я постараюсь объяснить, почему они нужны. Почему не лишают детства, не наносят травму и умножают любовь.

***

Современники обвиняли великого датчанина в излишней сентиментальности. Сейчас ему предъявляют претензии посерьезнее. «Он с каким-то садизмом ставит своих героев в безвыходное положение, доводит их до края. Зачем все это моему ребенку?» — говорили мне знакомые родители.

Действительно, несчастных в сказках Андерсена хоть отбавляй. Тут тебе и Гадкий утенок, которого все гонят, клюют и щиплют, и Русалочка с ее несчастной любовью, и Герда, шагающая босиком по снегу, и Элиза, чьи руки изранены жгучей крапивой. Это добрые, благородные, смелые существа, которых мучают негодяи.

Каждая сказка — пособие по жизни души, наглядные примеры грехов и добродетелей

Андерсен сгущает краски, но не лжет. Это доказывает его собственная жизнь — нищее детство, голодная, полная насмешек юность, едкая критика. Андерсен всю жизнь боролся — большей частью с собой, со своим болезненным честолюбием и страхами. И всегда ощущал себя перед очами Божьими. Еще мальчишкой он крикнул управляющему, замахнувшемуся на него кнутом: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!»

Беды и лишения, которые терпят герои Андерсена, — лишь верхний слой, отправная точка. Главное — как они воспринимают испытания и что при этом думают. Каждая сказка — пособие по жизни души, наглядные примеры грехов и добродетелей. Особенно хорошо это видно по переводам без купюр: это некоторые постсоветские издания или советское академическое собрание сочинений писателя. В них все становится на свои места, и к внешней логике сюжетов добавляется внутренняя логика. Андерсен передает своим персонажам ощущение Божьего присутствия.

Андерсен передает своим персонажам ощущение Божьего присутствия

Вот, например, Русалочка — один из самых трагичных андерсеновских образов. Диснеевский мультфильм и издания с купюрами приучили нас, что это история о трагической безответной любви. На самом деле Андерсен писал о другом: о жажде бессмертия и о жертве ради бессмертия.

« — Если люди не тонут, — спрашивала русалочка, — тогда они живут вечно, не умирают, как мы?

— Как же! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, и их век даже короче нашего. Мы живем триста лет, зато, когда нам приходит конец, от нас остается одна пена морская, у нас нет даже могил, близких нам. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда уже не воскреснем для новой жизни; мы, как этот зеленый тростник: вырванный с корнем, он уже не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает тогда в синее небо, туда, к ясным звездочкам! Как мы можем подняться со дна моря и увидать землю, где живут люди, так они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!

— Отчего у нас нет бессмертной души! — грустно сказала русалочка. — Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, с тем чтобы принять потом участие в небесном блаженстве людей».

Русалочка полюбила, да. Но к любви ее привела именно жажда бессмертия — жажда Бога. Поэтому ее страдания не кажутся бессмысленными: они нужны ЕЙ, потому что она хочет получить нечто гораздо большее. Читая эту сказку ребенку, мы можем говорить с ним о том, ради чего люди готовы терпеть страдания. От сказки можно прийти к реальным примерам — поговорить с детьми о тех, кто страдал ради того, чтобы быть с Господом. И ни на что не променял бы свои страдания. И нет, такой контекст разговора не запутает ребенка, если мы ему все объясним. Примерно с 6–7 лет он способен воспринимать «Русалочку» Андерсена. С этого же возраста он начинает видеть разницу между сказкой и былью — если взрослый говорит с ним об этом.

Своих героев Андерсен порой доводит до самого края в несчастьях и унижениях. Гадкого утенка не принимают на птичьем дворе — но это только начало. Его отовсюду гонят, везде клюют, щиплют и унижают. В конце концов, доведенный до отчаяния, он плывет навстречу лебедям, чтобы те убили его.

Еще один персонаж, вызывающий в читателе острую жалость, — Элиза из сказки «Дикие лебеди». Ее ненавидит и старается уничтожить мачеха при молчаливом попустительстве отца, ей жжет руки крапива, коварный архиепископ клевещет на нее мужу-королю. Наконец, мы видим Элизу в позорной телеге, которая везет ее к месту казни. Девушка не может ни защитится, ни оправдаться, чаша ее горя, кажется, переполнена, а читателю остается только чувство острой жалости и несправедливости. Против него-то и протестуют родители, читая об Элизе или Утенке детям.

Но в том-то и дело, что главная идея Андерсена — не показать нам бездну страданий. Важнее, чтобы мы увидели душу героя, которая, как хороший металл из огня, выходит из испытаний еще более чистой и сияющей. Больно ли им? Да. Обидно? Безусловно. Но в них нет озлобления и осуждения, нет даже намека мысли о мести. Причина — сосредоточенность на жизни собственной, на цели. У Утенка цель — выжить, у Элизы — спасти братьев. Читая эти сказки, беседуя о них, мы видим их в двух плоскостях. Со стороны, как зрители, которые возмущены несправедливостью, и изнутри, из мира героя, который полон смирения и отваги. Истинного смирения, а не конформизма. Настоящей отваги, которая и есть волшебство.

У Андерсена много историй о любви. Самые, пожалуй, известные — «Снежная королева», к которой родители относятся благосклоннее — там все хорошо заканчивается. И «Стойкий оловянный солдатик», который вообще непонятно зачем нужен детям — там все просто сгорают в печке.

Подвиг Герды понятен ребенку, путь ее, как мост на опорах, держится на встречах: со старушкой-волшебницей, воронами, Принцем и Принцессой, Маленькой Разбойницей, Финкой. Каждая остановка на этом пути — испытание, соблазн остаться, перестать сопротивляться обстоятельствам, признать уже, наконец, что затея безумна и невыполнима, Кай навсегда потерян, а она всего лишь слабая девочка. Но решимости у Герды после каждой встречи только прибавляется.

В полном каноническом варианте сказки Герда обращается к Богу, и Он помогает ей. Именно Его воинство, светлые ангелы, помогают девочке преодолеть заслон слуг Снежной королевы. Герда и не подозревает о силе собственной любви, которую подкрепляет помощь Господа. У Снежной Королевы не остается шансов победить.

О чем мы можем здесь говорить с ребенком? Да, Герда — сильная духом и смелая девочка, это-то и двигает сюжет сказки. Но логику его определяет вера девочки: в самые тяжелые и опасные моменты ее поддерживает молитва. Даже самому смелому и сильному она нужна.

Хорошо, со «Снежной королевой» все понятно. А как говорить с детьми о «Стойком оловянном солдатике»? На первый взгляд, герой сказки — безвольная жертва обстоятельств, он не может ни принимать решений, ни действовать. Маленький неподвижный одноногий калека, он обречен на неудачу.

Это характерная для современного сознания логика: только хозяин собственной жизни может получать от нее удовлетворение и быть счастливым. С этой точки зрения Оловянный солдатик — несчастнейшее существо, безмолвный объект, движимый только чужой волей.

Солдатик мыслит и чувствует, он способен любить. И любовь делает его личностью

Но это не так. Солдатик мыслит и чувствует, он способен любить. И эта великая любовь к крошечной бумажной балерине делает его личностью. Внешне он беспомощен, а внутренне свободен и силен. И маленький черный тролль из шкатулки с секретом видит опасного соперника в одноногом солдатике: чувствует его внутреннюю силу.

Окончание сказки только на первый взгляд кажется безнадежным. Да, солдатик погиб, но погиб, заявив о своей любви и зная, что его тоже любят. Он не пролежал столетие в сточной канаве или в щели между досками пола. Даже на одной ноге он сражался, любил, радовался — действовал.

В связи с этой сказкой мы можем вспомнить репрессированных и новомучеников: людей плененных, истощенных, униженных — и внутренне свободных. Тех, чья любовь к Богу и людям, жизнь души была гораздо богаче, чем у тех, кто их пленил.

В каждой из сказок Андерсена раскрыт жизненный сценарий. Тяжелый, кажется, худший из возможных. Он достался внешне слабому герою, придавил его. Но у того находятся и силы, и мужество, и правильное решение. Выбрать страдание ради бессмертия, кротко сносить обиды, молчать ради любимых, даже если ведут на казнь, быть верным любви, несмотря ни на что — вот что происходит с героями.

Зачем это детям? Чтобы они видели, какой высоты достигает человеческий дух в страданиях и опасностях. Эти сказки — не про саму боль. И даже не про то, как ловко ее преодолеть и зажить счастливо. Они — про мужество остаться человеком и сохранить душу, когда тебе больно.

Мария Минаева

15 апреля 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1037 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым
Людмила Кириллова
Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым
Людмила Кириллова
Кто такая Снежная королева? Помогла ли Каю таблица умножения? Почему смерть побеждают дети? И о чем, собственно, сказка «Снежная королева», да и вообще все сказки Андерсена?
Сказочники и их судьбы Сказочники и их судьбы
Дмитрий Менделеев
Сказочники и их судьбы Сказочники и их судьбы
Чего мы не знаем об Андерсене, Сент-Экзюпери и Кэрролле
Дмитрий Менделеев
О том, как связаны «Цитадель» и «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, для кого Г.-Х. Андерсен написал сказку «Снежная королева» и как правила советская цензура книги знаменитых сказочников.
Художник-иллюстратор Борис Диодоров: Детство – это не возраст, а состояние души Художник-иллюстратор Борис Диодоров: Детство – это не возраст, а состояние души Художник-иллюстратор Борис Диодоров: Детство – это не возраст, а состояние души Художник-иллюстратор Борис Диодоров: Детство – это не возраст, а состояние души
Слова «современный» для меня не существует. Категория вечности — вот единственная категория и в жизни, и в искусстве, на которую стоит ориентироваться.
Комментарии
Анна 7 июля 2024, 21:05
Г.К.Андерсен - прекрасный сказочник. Не знаю, кем я бы выросла без его сказок. Люди, не бойтесь. Вникайте сами и обьясняйте детям. С его сказками шанс стать нормальными людьми у ваших детей будет намного больше. П.С. Дисней- помойка. Андерсен добру учит. Это как небо и земля.
Анна 7 июля 2024, 20:53
На самом деле страшно вырасти без его сказок. Любимые сказки всегда были. Видимо с купюрами, про Бога там не помню упоминаний. Были и его сказки, и Шарля Перро. Взрослые ничего не обьясняли, глубокий смысл был интуитивно понятен. Страшно не было никогда при чтении. Страшно не любить Андерсена. Он ведь направление указывает верное, как надо жить, а как - нет. Просто вникать надо. Или нашему поколению просто повезло.
Лала17 апреля 2022, 12:21
Сказки Г.-Х.Андерсена считаю самыми волшебными, мудрыми и очень жизненными. С детства прочитала сборник сказок. Помню все мгновения и события до сих пор. Сказки глубоко психологичны, тонки. Поэтому для думающих и чувствительных детей и взрослых они представляют очень интересный и ценный материал для познания человеческой души и человеческих отношений.
Инна16 апреля 2022, 14:45
Для меня самая тяжёлая сказка Андерсена Девочка со спичками. Очень грустная история. В детстве я о ней не знала, росла на Дюймовочке, Снежной королеве, Гадком утенке, Диких лебедях. Для меня и тогда, и сейчас главное хороший финал. А в этой сказке конечно все очень грустно. Но я обязательно ее прочитаю сыну, когда он подрастёт.
Светлана16 апреля 2022, 05:43
Галина,лучшие переводчики Андерсена- Пётр и Анна Ганзен.
Светлана16 апреля 2022, 05:40
Мария,благодарю за статью!Согласна с Вами, что сказки Андерсена обращают внимание на то, что происходит в душе человека и как Господь укрепляет в испытаниях добрые сердца, обращенные к Нему.
Ольга15 апреля 2022, 19:56
Хорошая и полезная статья! Спасибо!
Алексей15 апреля 2022, 16:44
Спасибо за замечательную статью! Теперь к сказкам Андерсена буду относиться иначе.
Екатерина15 апреля 2022, 14:26
А какая замечательная сказка "Лён", которая даже в советских изданиях была без купюр - вроде просто описание того, как из растения делают нитки,потом ткань, потом бумагу из тряпья... А скрыта там история терпеливой души, которая радуется хорошему, а когда трудно - благодарит за то, что раньше было хорошо, а теперь надо потерпеть - "Зато поумнеешь!"(цитата).
Екатерина15 апреля 2022, 13:52
Как тепло стало на душе после прочитанного. Спасибо автору. И Андерсену. Как было бы здорово печатать пояснения к сказкам сразу в книжках, чтобы родителям было легче говорить с детьми и объяснять.
Галина15 апреля 2022, 12:20
Спасибо за статью, совсем другой взгляд на сказки. Порекомендуйте пожалуйста книгу с полным, не приглаженным переводом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Мария Минаева

Новые материалы

Выбор читателей

×