Евгению Соколову 31 год, он рос четвёртым ребёнком в семье, где воспитывались 7 родных и трое приёмных детей. Его родители Владимир и Любовь Соколовы получили орден Родительской Славы из рук Президента России. Сам Евгений – военнослужащий; указом Главнокомандующего РФ он награжден медалью Суворова.
– Евгений, расскажите, пожалуйста, о семье, в которой вы росли.
– Мой дедушка Евгений, в честь которого меня назвали, работал мастером в цехе точного литья, где создавали сплавы для космических кораблей «Союз» и «Союз-Аполлон», был награждён орденом «Знак почёта СССР». Мой отец Владимир рос единственным ребёнком в семье. С мамой он познакомился ещё в детстве – папина семья ездила отдыхать в Молдавию, и папа влюбился в девочку, которую потом привёз в Москву и женился на ней. В 18 лет мама уже родила мою старшую сестру Машу.
Папа всю жизнь занимался строительными материалами. Мама Любовь воспитывала детей. Нас семеро родных и трое приёмных, я четвёртый ребёнок и первый сын. Приёмные – это наши двоюродные брат и две сестры. Сложная ситуация возникла в семье, и мама забрала их к нам, чтобы не отдали в приют.
Моя старшая сестра Мария теперь сама многодетная мать, у нее шестеро детей. У сестры Светы четверо детей, у Кати трое, у меня тоже трое. Остальные пока не создали семьи. Уже сейчас у наших родителей 16 внуков, а сколько ещё, Бог даст, родится!..
Внучки с дедушкой Все братья и сестры получили хорошее образование. Маша и Настя – экономическое, Катя, Костя и Марина – юридическое, Света – гостиничный бизнес и туризм. Костя работает на хорошей должности в банке, Настя – зам. начальника отдела в государственной структуре. Марина собирается получать второе высшее образование, педагогическое. Двоюродный брат и сестры окончили кулинарный колледж, Аня с Ирой потом получили еще второе образование. Я получил высшее образование по специальности «Экономика и управление», а с 2015 года пошёл по военной стезе. Я всегда хотел служить Родине, делать для неё что-то полезное.
Наши родители награждены орденом за то, что воспитали столько детей. И мне очень приятно, что они получили такую награду, потому что родительство – колоссальный труд. Я сам уже многодетный отец, и могу сказать, что это тяжелая, кропотливая работа. Содержать детей, прививать им правильные жизненные ценности… Мои родители – настоящие герои. И если мама могла полагаться на опыт своей семьи (у неё были сестра и брат), то папе было сложнее, он вырос единственным ребёнком. А теперь у них двоих семеро детей и 16 внуков! Это серьёзный вклад в борьбу с демографическим кризисом.
Папа и мама – Как строились отношения с братьями и сестрами? Приходилось бороться за внимание родителей?
– Когда мы ссорились, отец всегда говорил, что оба виноваты. Никогда не было такого, чтобы он одного жалел, а другого ругал. Я думаю, это правильно, потому что в конфликте, как правило, виноваты обе стороны. Если уж кто-то был очевидно неправ – очевидно в том числе и для провинившегося, – то его тогда и наказывали. Но в любом случае всё оканчивалось примирением.
Родительского внимания лично мне хватало. Кто-то считал, что ему меньше достается, но тут дело вот в чём. Близость контакта всегда зависит от того, насколько сам человек готов в этот контакт вложиться. Если у ребёнка есть запрос на общение, родители этот запрос без внимания не оставят. А когда он сам отдаляется, потом не стоит обижаться, что с кем-то другим общаются больше. Я сейчас сам отец и сужу по своим детям: у них ведь периодами бывает то нужда в родителях, то желание самостоятельности и обособленности. И в одном, и в другом запросе я иду им навстречу. Какой ребёнок к тебе сейчас больше тянется, тому ты и отдаёшь больше.
Сейчас мы с братьями и сёстрами постоянно общаемся, помогаем друг другу. Я могу позвонить брату Косте и сказать: «Отвези Олю в больницу, пожалуйста». Он, если сам не сможет, попросит кого-нибудь – в общем, решит вопрос. И мужу своей сестры Гене я так же могу позвонить, он всегда поможет. Сестры постоянно предлагают с нашими детьми посидеть, если будет надо – но мы их стараемся не нагружать, им своих забот хватает. Мы с женой сами хорошо справляемся.
– Когда вы росли, как окружающие реагировали на вашу многодетную семью?
– Есть в обществе стереотип; я с детства помню, что, куда бы мы ни пришли, вокруг нас говорили: вот, многодетные, неблагополучные! Не понимаю, с чего они делали такой вывод: мы всегда были прилично одеты и прилично себя вели. Да, был в нашей жизни тяжелый период – но, я думаю, в каждой семье бывают такие моменты. Вообще, в семье главное – не материальный достаток, а правильные жизненные ценности. Именно они определяют благополучие семьи. В первую очередь детей нужно воспитывать с верой в Бога. Мы всегда находились в храме, слушали проповеди наших отцов. Лично для меня Бог и Церковь всегда на первом месте. Я детей стараюсь причащать каждое воскресенье, сам стараюсь причащаться. Родители привили мне любовь к храму, и теперь я прививаю ее своим детям.
Из любви к семье вырастает любовь к Родине
Второе, чему научили нас родители, – необходимость трудиться. И третье, что я понял: из любви к семье вырастает любовь к Родине. Мы дружная семья и во всём друг другу помогаем; это отношение – помогать своим – переносится потом и на других людей. Господь учит нас любить ближних – это самая главная задача. Нужно делать простые добрые вещи без какой-то корыстной цели, и этому проще всего научиться в храме. И если ты уже во взрослой жизни столкнешься со злом, ты будешь реагировать иначе. Даже в самой жёсткой ситуации ты останешься человеком. И, столкнувшись с самыми плохими людьми, ты не превратишься в одного из них – пусть изменишься, станешь жёстче, строже, грубее, но ты не станешь чёрствым.
– Как вы думаете, если бы вы росли единственным ребенком, это повлияло бы на становление вашей личности?
– Думаю, я был бы другим. Когда человек растет один, он становится эгоистом, даже помимо воли своих родителей. Всё достаётся ему, всё для него, делиться ни с кем не надо. Как тут не стать эгоистом? В многодетной семье ребёнок учится адаптироваться в сложнейших ситуациях – когда между старшим и младшим нужно угодить и тому, и другому, никого не обидеть, найти компромисс. А единственный ребёнок просто не понимает: почему он должен делиться? Почему он должен поступать так, чтобы всем было хорошо? Он делает всё в первую очередь для себя, а уже потом для других.
– Часто супругов останавливает от деторождения финансовая составляющая…
– Готовясь к прибавлению семейства, я не беру за основу финансовую составляющую. Удивительно, но с рождением каждого ребёнка я либо иду на повышение, либо получаю прибавку к зарплате. Вообще, бояться ничего не надо, потому что страх мешает человеку развиваться, блокирует его. А когда человек идёт вперёд, у него, как правило, получается. Хотя не буду спорить, что воспитание детей требует серьёзных затрат. Помимо базовых вещей, хочется дать им дополнительное образование. В Советском Союзе были хотя бы бесплатные кружки; а сейчас в месяц за разные занятия набегает тысяч 15 на одного ребёнка. Наше государство только начинает развивать программы помощи многодетным – хотелось бы, чтобы эти инициативы не завяли на корню. А пока каждая семья ищет свой выход из ситуации. Я знаю многодетную семью, где мама всех детей оформила в экстернат, и они получали домашнее образование. Старшая девочка в 16 лет окончила экстерном школу, а в 21 год – университет. Сейчас ей 24 года, она работает при Правительстве Москвы, занимает хорошую должность. Вообще, знаете, есть очень точная поговорка: кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины. Не надо забывать, что дети наполняют жизнь смыслом. Мой первый ребёнок родился, когда я получал 30 тысяч рублей, но я знал, что сделаю всё возможное, чтобы иметь полноценную семью, в которой мы будем жить ради друг друга. Если ты живешь с правильными ценностями, всё в твоей жизни становится на свои места. Материальная, нравственная и духовная сторона жизни должны коррелировать друг с другом, и тогда семья преодолеет все трудности.
Евгений Соколов с супругой и детьми Очень важен личный пример родителей. Мы всегда видели, что наши родители верны друг другу, и от этого появлялось ещё больше любви к семье и к Родине. Это серьёзный воспитательный момент. Я знаю, что если буду верен своей жене, моя семья будет крепче и сильнее, а у детей любовь и уважение ко мне будут на порядок выше.
Мы часто собираемся вместе в доме у родителей отпраздновать чей-то день рождения. Застолье на 50 человек – это у нас обычное дело. Я очень люблю наши семейные праздники за их атмосферу: чувствуешь себя спокойно и уверенно. Все дома, рядом. Сложно объяснить это ощущение – надо его испытать.