Мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии праздника Крещения Господня рассказывает протоиерей Николай Чернышев, иконописец, преподаватель кафедры иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Крещение Господне. Икона XV в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
– Как иллюстрацию к разговору об иконографии «Крещения Господня» можно взять икону XV века (Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
– Я бы начал вот с чего: любая икона, конечно, вторична по отношению к слову Божию, к Библии, к Евангелию, к богослужебным текстам. Первично – слово, а икона являет нам то, что мы слышим в слове, в богослужебных текстах.
Вот стихира праздника:
«Просвети́теля на́шего,/ просвеща́ющаго вся́каго челове́ка,/ ви́дев Предте́ча крести́тися прише́дша,/ ра́дуется душе́ю и трепе́щет,/ руко́ю показу́ет Его́ и глаго́лет лю́дем./ Сей, избавля́яй Изра́иля,/ свобожда́яй нас от истле́ния./ О безгре́шный Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́».
В этом тексте присутствует упоминание и о безгрешности Спасителя, а, стало быть, ненужности того смысла Крещения, который необходим для каждого из нас, когда Крещение очищает нас от первородного греха, омывает грех в святой воде. Спасителю это было не нужно, и потому Предтеча, как мы помним из Евангелия, отказывался от этого священнодействия. Именно Сам Господь настоял на том, что Крещение должно свершиться (ср. Мф. 3, 14–15).
На иконе видно, с каким трепетом, как и говорится в стихире, Иоанн Предтеча крестит Спасителя. В его жесте – одновременно и трепет, и смирение, и решимость.
Все, что изображено на иконе – на этой или на любой другой, – имеет не условный и при этом не натуралистический характер, а символический, сущностный смысл.
Все, что изображено на иконе, имеет символический, сущностный смысл
С неба на иконе «Крещения» спускается звезда – символ присутствия и участия в происходящем Всей Троицы, так что икона «Крещения» – это и икона Троицы. В ней показываются все три Ипостаси Троицы: Небесный Отец, явившийся гласом «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17); Святой Дух в виде голубя («увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3, 16).
– Изображение Святого Духа в виде голубя возможно только на этой иконе или нет?
– Именно в этот момент Священной Истории, во время Крещения Господня, Святой Дух явился в виде белого голубя – символа чистоты, непрочности и святости – и сошел на главу Спасителя. В тропаре Праздника есть слова: «и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение» – утверждение слова было засвидетельствовано явлением Святого Духа в виде голубя. Надо сказать, что это единственный сюжет, единственное изображение праздника, на котором надлежит изображать Святого Духа в виде голубя. Голубь не есть личный образ Святого Духа.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия
Во время Святой Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа на апостолов, Он явился в виде огненных языков. А пророку Илие в виде гласа «хлада тонка» (3 Цар., 19, 11). То есть в виде легкого дуновения ветерка, едва слышимого и видимого... У Духа Святого, так же как у Отца Небесного, нет Своего Личного, постоянного Образа, Он является так, чтобы выявить определённые свойства. Для апостолов было важно явить огонь, утверждающий огонь их веры, их огненное служение. В Крещении – кротость, чистоту и непорочность Христа, погружающегося в воды Иордана – в виде кроткого голубя, и это явление подтверждается словами Святого Евангелия.
Так что неверно повсюду, как это часто бывает сегодня, изображать Святого Духа в виде голубя.
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
– Но изображения Святого Духа в виде голубя мы видим в некоторых иконах Этимасии – Престола уготованного. Например, в мозаике собора Сан Марко в Венеции или на обратной стороне иконы Божьей Матери Владимирская...
– Тем не менее во многих вариантах этой иконографии, говорящей о Втором пришествии Спасителя, нет подобного изображения Святого Духа.
Давайте вспомним, сколько в наших храмах можно увидеть изображений Новозаветной Троицы, хотя решение Московского Собора 1666–1667 годов о признании подобных композиций неканоничными никто не отменял.
– Итак, вернемся к тому, что это и икона Святой Троицы...
– В центре иконы – Сын Божий. Неслучайно Праздник называют еще Богоявлением, ведь здесь мы видим явление Бога людям во плоти.
Какой бы ни была стилистика иконы (на протяжении двух тысяч лет мы наблюдаем стилевое разнообразие, каждая их Поместных Церквей вносила свой вклад в развитие церковного искусства), единое в иконах Крещения – стоящий в центре Спаситель, погруженный в воду Иордана, Его главы касается Иоанн Предтеча. Здесь же мы видим и ангельские силы с преклоненными станами и головами, которые также присутствуют во время совершения священнодействия.
– Причем ангелы с прикровенными руками.
– Это древний символ. Человек не решается прикасаться к святыне голыми руками, и потому мы на иконах видим, как святители держат Евангелия в прикровенных руках; когда священники причащаются, то Чашу придерживают руками с платом, в том числе в знак смирения и благоговения. Это благоговение присуще даже ангельским силам, они не дерзают подходить к Святыне, к Спасителю не с прикровенными руками.
– Какую смысловую нагрузку здесь несет изображение горок, пейзажа?
– Праздник Крещения Господня, как праздник Рождества Христова, как уже упоминалось выше, – примеры Богоявления, неслучайно раньше в Церкви эти два события праздновались вместе. И оба эти праздника имеют Вселенское значение, что находит свое отражение в иконах. На иконах Рождества перед нами – вся Земля, пронизанная, освещенная и освященная светом Вифлеемской звезды: все живое радуется приходу Спасителя – люди, животные, растения. И в иконе Крещения мы видим горы, пронизанные светом, и это не физический свет, а Божественный. Вся Земля пронизана этим светом, все живое радуется явлению Господа. Это необходимый элемент иконографии как Рождества, так и Крещения.
Вся Земля пронизана этим светом, все живое радуется явлению Господа
– В некоторых изводах в водах Иордана можно увидеть изображение креста. Как, например, в иконе начала XIII в. из монастыря Святой Екатерины на Синае.
– Существует несколько наименований одного и того же события. В западной традиции используется слово греческого происхождения – «баптизм», погружение в воду. Здесь тоже заложен глубокий смысл – человек погружается в святую воду и омывается от греха, возрождается для новой жизни. Нашей традиции более близко слово «Крещение», то есть взятие на себя креста, желание пройти за Господом в Его пути по земле. Сам Праздник Крещения напоминает нам, что началось это шествие с момента Крещения, того, что показал, явил Своим участием в этом таинстве Господь.
Крещение Господне. Начало XIII в. Монастырь Св. Екатерины, Синай
И потому в некоторых росписях и иконах мы видим такое символическое изображение креста, которое сразу же обозначает погружение Господа в Иордан и как символ взятия на Себя креста, обозначает, уточняет для верующих смысл слова «Крещение». Это очень важно понимать, особенно для современного человека, что с Крещения для человека начинается иная жизнь – не по своим страстям, а жизнь во Христе, служение Господу Иисусу Христу, жизнь по Его заповедям.
Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). То есть первые условия для спасения – вера и Крещение.
Крещение. Вторая половина XII в. Монастырь Св. Екатрины, Синай
– Фигуры, которые расположены в воде, чаще у ног Спасителя, всегда вызывают вопросы.
– Мы видим здесь персонификации моря и Иордана. Вспомним прокимен: «Море виде и побеже,/ Иордан возвратися вспять». То есть нарушается естественная природная сущность морей и рек.
В Чине Великого освящения воды есть слова: «Днесь вод освящается естество», то есть сегодня, сейчас освящается вся вода.
Крещение Господне. работа архимандрита Зинона (Теодора)
Вообще, на любой иконе Крещения мы видим изображение воды Иордана, в которую погружен Спаситель. С одной стороны – это историческая реальность, и сегодня можно увидеть то место в Иордании, где крестился Спаситель. Но изображенная на иконе вода не просто показывает реальные воды Иордана, она становится и символом освящения воды: в момент Своего Крещения Господь этим священнодействием освятил само естество воды. Церковь именно так и свидетельствует: на Крещение освящается все естество воды, а не только те конкретные баки, кастрюли, чаши, проруби на реке, которые освящает священник.
На Крещение освящается все естество воды, а не только конкретные баки, кастрюли, чаши, проруби
Вода присутствует практически везде во Вселенной, в том числе в, казалось бы, безводных пустынях и в Космосе. Мы знаем, как жизненно необходима вода всему живому. Вода – условие возникновения жизни, ведь с первых же страниц Библии мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт. 1, 1–2). Именно над водою, а не над землею, звездами... Сам человек состоит главным образом из воды.
Так что можно сказать, что в день праздника Крещения освящается все живое, весь мир. А началось все тогда, в день Крещения Господня, что мы и видим на иконе.
– В некоторых изводах изображается дерево и секира...
– В Евангелии звучат слова проповеди Иоанна Предтечи: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9). Это напоминание о том, что каждому человеку нужно приносить плоды своей жизни, служения.
Крещение Господне. Роспись в баптистерии храма Св. Николая в Кленниках. Автор - Ярослав Добрынин
– Если брать именно монументальные росписи или мозаики – какое место композиция Крещения занимает в храме?
– Когда начиналось возрождение нашего храма Святителя Николая в Кленниках, перед отцом Александром Куликовым, первым настоятелем возрожденного прихода, встала задача создания купели для взрослых. При советской власти с погружением крестили только маленьких детей, в маленьких купелях, – важно было возродить такую традицию Крещения и для взрослых. Когда дело дошло до росписи помещения, где была установлена такая купель – баптистерия, крестильни, – отец Александр благословил на самом видном месте, на восточной стене, изобразить «Крещение», на противоположной стене – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), на других стенах – «Преображение» и «Распятие».
Если брать непосредственно пространство храма, то традиционно чаще всего в программе росписи присутствует Евангельский цикл – изображение основных Евангельских событий. Он может быть более расширенным, если позволяет место, но в любом случае там всегда будут рядом изображения «Рождества Христова» и «Крещения Господня» – двух близких праздников Богоявления.
– Есть и более распространенные изводы, с большим количеством изображенных фигур, особенно более позднего времени. Но все-таки чаще, мне кажется, встречается именно такой, лаконичный. Хотя с исторической точки зрения, казалось бы, распространённый извод более правилен, ведь тогда к Иоанну Предтече на берег Иордана приходило много людей.
– Мы знаем великую картину Александра Иванова «Явление Христа народу» (1837–1857), который изобразил именно исторический момент, когда появляется Спаситель, навстречу Ему устремляется Иоанн Предтеча. Вокруг – множество народу, и каждый по-своему реагирует на появление Христа. Но перед иконописцем не стоит та задача, с которой так талантливо справился Иванов – исторически-художественное повествование. В иконе нужно сказать о главном, о самой глубинной сути события, потому здесь используется символический, лаконичный язык.
Учитель лучших русских художников XIX в. Павел Петрович Чистяков говорил: «Чем больше знаешь, тем больше видишь». Стало быть, чем больше мы узнаем, вчитываясь в библейские, евангельские, богослужебные, святоотеческие тексты, тем больше важного, существенного мы видим на иконах, в том числе и на иконе Крещения Господня.