14 тысяч Вифлеемских младенцев были убиты по приказу царя Ирода. А миллионы современных женщин добровольно обрекают своих детей на смерть, не желая стать для них мамами. И Патриарх Кирилл, и схиархимандрит Илий (Ноздрин), и многие другие священнослужители уже много лет говорят о необходимости отменить узаконенные аборты. Но воз и ныне там. О том, как из будущих врачей готовят защитников жизни, рассказывает практикующий врач неонатолог-реаниматолог акушерского отделения Боровичской центральной районной больницы (ЦРБ) иерей Сергий Другов, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с медицинскими организациями, председатель Боровичского отделения Общества православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов г. Боровичи, пресс-секретарь Боровичской епархии Новгородской митрополии.
Крест на месте найденных у посёлка Аник в Невьянском городском округе абортированных младенцев. Фото: orthodox-magazine.ru
– Отец Сергий, 11 января мы отмечали день памяти 14 тысяч Вифлеемских младенцев – первых мучеников за Христа. Расскажите, пожалуйста, о традиции их почитания для тех, кто ничего не знает об этом.
С течением времени день памяти Вифлеемских младенцев стал днем покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей
– Много столетий злодеяние царя Ирода потрясает человечество своею жестокостью. С течением времени день памяти святых младенцев из святочного стал днем покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей. В настоящее время Церковь связывает почитание первых маленьких мучеников с борьбой против абортов, ведь зло Ирода стало более циничным: младенцы погибают в утробах матерей с их согласия, повторяя Иродов грех по той же причине, – опасаясь лишиться удовольствий. О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. Когда коварный правитель Ирод из страха потерять власть повелел уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет, он думал, что среди них обязательно будет и Младенец Христос. Мученическая кончина Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода, сделала их святыми, ведь их души были взяты в Царство Небесное чистыми, не испорченными грехом. Мать Константина Великого святая Елена обрела мощи святых младенцев в Вифлееме в 313 году. Почитать их начали во второй половине II – начале III веков в Константинополе, Антиохии и Александрии – в трех великих центрах восточного христианства. Об этом писали, например, священномученики Ириней Лионский и Киприан Карфагенский. Мощи одного из младенцев, переданные в дар Римским епископам, позднее папа римский Стефан II подарил французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор, в Брантоме. Там этого младенца назвали святым Сикарием, что переводится как «павший от ножа». Когда уничтожались христианские святыни, мощи святого Сикария спрятали в одну из древнейших пещер на территории монастыря, а в монастырскую церковь их возвратили после окончания наполеоновских войн. Считается, что молитвы к святому Сикарию помогают в исцелении детей.
В проповеди, посвященной памяти Вифлеемских младенцев, ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов, возглавлявший Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, однажды сказал, что каждый из нас «должен препятствовать злу на своем месте». Аборт – это зло, которому мы все должны препятствовать по мере своих сил.
– Расскажите о вашей лепте в дело защиты жизни нерожденных детей.
– Если говорить об опыте Боровичской епархии, то особый акцент нужно сделать на нашей работе с будущими медиками. Именно от их жизненной позиции в итоге будет зависеть, родит беременная женщина ребенка или убьет его. По благословению Преосвященнейшего Ефрема, епископа Боровичского и Пестовского, в Свято-Духовом монастыре мы служим покаянный молебен о прощении греха аборта. А студенты Боровичского медицинского колледжа имени А.А. Кокорина участвуют в проведении акций против абортов три раза в год: 11 января – в день Вифлеемских младенцев, 1 июня – в День защиты детей, а также осенью в Михайловские дни.
– Почему вы делаете акцент на работе со студентами-медиками?
– Я убежден в том, что очень важно говорить о спасении жизней детей с будущими медиками. После прослушанных лекций они приобретают духовный опыт, пусть и небольшой. Знания позволяют им вести диалог с людьми, рассказывать им о постабортном синдроме, о вреде аборта для здоровья женщины. Студенты могут оперировать профессиональными медицинскими знаниями в любой аудитории. Они не просто могут сказать о том, что аборт – это грех, что это убийство ребенка, но и грамотно аргументировать, почему женщине не нужно делать аборт. Медики должны говорить об этом везде – на улице, своим друзьям, коллегам. Это очень и очень важно.
Мы учим будущих медиков, что убивать новую жизнь нельзя, что люди не должны стать коллективными Иродами
В Боровичской епархии мы посчитали своим долгом рассказывать студентам-медикам правду о том, с какого момента начитается жизнь человека, чтобы в дальнейшем они использовали это в своей работе с женщинами. Мы учим будущих медиков, что убивать новую жизнь нельзя, что люди не должны стать коллективными Иродами. Необходимо донести до будущих врачей, фельдшеров, медицинских сестер тот факт, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Хотя это уже доказано наукой, продолжает оставаться актуальным вопрос, с какого же момента человек становится человеком, есть ли у неродившегося младенца душа, и когда она появляется. Студенты должны знать, что человеческая жизнь начинается с того момента, когда мать и отец по воле Божьей зачали этого ребенка, а не с момента первого вдоха или первого крика ребенка. Ведь тайна сия великая. Многие люди не могут иметь детей, многие люди просят об этом.
Будущим студентам мы показываем фильмы о том, что человеческая жизнь начинается с момента ее зачатия. Например, фильм «Афон за жизнь. Завет старца Паисия» необходимо показывать в присутствии священника. Предварительно показав этот фильм руководству медицинского колледжа, позже мы собрали весь медицинский колледж. Мы обсуждали с ребятами те моменты, которые им были непонятны. Было очень много вопросов после презентации, много дискуссий об этом фильме. Освещая наши мероприятия, о нас пишет местная пресса, но официальная медицина пока молчит. Завтра студенты покинут училище и будут работать медсестрами, фельдшерами. Важно, чтобы будущее поколение медиков четко понимало и осознавало тот факт, что аборт – это грех, это прерывание уже начавшейся жизни.
– Какова предыстория вашей деятельности?
– В 1992 году в медицинском колледже настоятель Успенского кафедрального собора города Боровичи протоиерей Иоанн Мороко проводил занятия по духовному воспитанию. После его лекций и бесед многие люди приходили и говорили, что хотели сделать аборт, но изменили свое решение. Вот и сейчас мы не только приходим с лекциями к студентам, чтобы они просто прослушали лекцию и разошлись, мы привлекаем студентов к нашей деятельности, чтобы они сами делали выводы. Студенты помогают нам в сборе подписей за запрет абортов, в раздаче листовок, буклетов. О защите жизни и традиционных семейных ценностях, о необходимости свидетельства о грехе детоубийства говорится уже в заповедях Ветхого и Нового Заветов. Нужно прислушиваться к Священному Писанию, к мнению Православной Церкви о грехе убийства детей во чреве матери. Необходимо понять, почему же Церковь так категорична и в этом вопросе, и в отношении к контрацепции. Пророк Иеремия говорит нам: «Я образовал тебя во чреве, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя» (ср.: Иер. 1: 5). Псалмопевец Давид приводит такие строки: «Ты устроил внутренности мои и создал меня во чреве матери моей, не сокрыты от тебя были кости мои, когда я созиданием был… в глубине утробы зародыш мой видели очи твои» (ср.: Пс. 138: 13‒16). Это говорит о том, что человеческая жизнь начинается не с момента рождения, а с момента ее зачатия.
В Священном Писании говорится: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч. 24: 11). За что страдают убиенные младенцы? Только в России ежегодно погибает в результате абортов более двух миллионов детей. Это население современной Казани.
В социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что с древнейших времен Церковь рассматривает прерывание беременности, аборт как тяжкий грех – грех убийства, потому что жизнь человеческая начинается с момента ее зачатия, когда человек уже имеет душу. Господь приставляет к этому человеку ангела-хранителя, который неизменно следует с этим человеком всю его жизнь.
Про «неправильную утилизацию младенцев»
– Существует копия с древней Вифлеемской иконы. Она была написана специально для всероссийской программы, посвященной профилактике абортов и спасению нерожденных детей. А в вашем храме есть икона Вифлеемских младенцев?
Невьянская икона 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, стала символом движения в защиту жизней нерожденных детей
– Есть. В мае 2011 года в Вознесенском храме уральского города Невьянск, который известен как центр традиционной невьянской школы иконописи, замироточила икона 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. А 22 июля 2012 года под Невьянском были обнаружены останки 248 абортированных младенцев. Они стали свидетельством и символом массового легального детоубийства и надругательства над телами нерожденных детей. Это лишь малая часть массового злодеяния, которая была случайно открыта. Дальнейшая судьба абортированных младенцев никому не известна. Как сказал сотрудник Медицинской академии, они просто «произвели неправильную утилизацию». В тот год и начали служить молебны. Перед иконой читается молитва святым мученикам. Песнопения на день убиения младенцев написаны преподобным Андреем Критским. Позже по благословению Екатеринбургского митрополита икону Вифлеемских младенцев провезли по всей Свердловской области. А с 2013 года начались крестные ходы по всей России с иконой, которая стала символом движения в защиту жизней нерожденных детей. Перед ней совершаются покаянные молебны о прощении греха аборта и о прекращении детоубийства. Крестные ходы с иконой Вифлеемских младенцев проводятся с целью упрочения семейных ценностей. Почти 10 лет тому назад, в июне 2013 года, православные байкеры из Красноярска – участники акции-мотопробега «Отцы России за многодетную семью» – привозили икону в Томск, через год икона побывала в Шахтинске, затем – в Галиче и во многих других уголках России.
Икона Четырнадцать тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных
Во время молебнов, молитвенных стояний, акций с названием «Свеча памяти, свеча надежды» в разных городах люди массово зажигают свечи – видимый символ молитвы о спасении нерожденных младенцев от гибели в результате аборта, о даровании утешения отцам и матерям, которые не дали жизнь своим детям.
– Дай Бог, чтобы акции и молебны приносили достойные результаты.
– Покаяние за аборт не должно быть пустым звуком. Необходимо стать деятельным человеком, ведь «вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 26). Долг каждого православного человека ‒ свидетельствовать о грехе аборта, отговаривать будущих мам от совершения убийства, поддерживать их в трудной ситуации. Можно еще спасти тех, кто жив.
– Почему вам так близка тема борьбы с абортами?
– Духовное образование я получил в Нижегородской православной духовной семинарии. Кроме того, я выпускник Тверской государственной медицинской академии, которую окончил в 2010 году по специальности «врач-неонатолог». В академии нам всегда говорили, что пока ребенок не родился, – это «плод». Современная медицина рассматривает ребенка до рождения как плод, словно это яблоко или плод каких-то других культур. Никогда не говорилось о том, что зародившаяся внутри матери жизнь – это и есть ребенок, который чувствует боль, слышит, у которого бьется сердце. Современная медицина не рассматривает зародившуюся жизнь как жизнь ребенка. Меняются методы и стиль преподавания, но до сих пор система образования в медицинских учебных заведениях практически неизменна, к сожалению.
Святитель Лука Крымский против абортов
– Когда было создано Боровичское отделение Общества православных врачей России им. святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского?
– 6 марта 2023 года мы отметим 10-летие нашего Общества. Оно было открыто в помещении Воскресной школы Боровичского Свято-Духова монастыря Преосвященнейшим Ефремом, епископом Боровичским и Пестовским. Основной целью Общества является помощь больным и обездоленным людям. Под эгидой Общества православных врачей Боровичской епархии 9 марта в каждое лечебное учреждение епархии была принесена частица мощей святителя Луки Крымского – небесного покровителя Общества.
Заседания Общества мы проводим несколько раз в году. Первое заседание было посвящено теме абортов и презентации под названием «Тихая война». Тогда я был диаконом Успенского кафедрального собора г. Боровичи и привел шокирующие цифры о количестве абортов в нашем городе. Эти данные были получены на основе ретроспективного анализа историй болезней пациенток гинекологического отделения больницы. С тех пор мы и проводим акции в защиту жизни, привлекая внимание общественности и СМИ к проблеме абортов на территории Боровичской епархии. Меня выбрали председателем Общества, а его секретарем стал клирик собора Сошествия Святого Духа на апостолов священник Иоанн Творогов, врач-рентгенолог ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ».
В наше Общество входят врачи разных специальностей, медицинские сестры и просто небезразличные люди
В Общество входят врачи разных специальностей, медицинские сестры и просто небезразличные люди. Преосвященнейший владыка благословил и создание Общества православных сестер милосердия. После обучения они помогают больным на дому и в стационарах больниц. В кабинетах предабортного консультирования при женских консультациях мы ведем работу с акушерами-гинекологами и беременными женщинами.
– Небесным покровителем вашего Общества православных врачей является крупнейший деятель Церкви и медицины святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, – один из самых почитаемых канонизированных святых ХХ века.
– Все медики России обязаны знать труды этого гениального хирурга, лауреата Сталинской премии, отсидевшего много лет в сталинских лагерях, выдающегося ученого, профессора медицины, духовного писателя, богослова, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей, философа, художника, исповедника и архипастыря.
– Лауреат премии «Вера и верность» Елизавета Глинка, трагически погибшая 25 декабря в авиакатастрофе, при жизни сказала, что у нее есть все книги, которые написаны о святителе Луке, много его икон. В ее киевском хосписе находилась большая икона святого, освященная в Симферополе у его мощей. Доктор Лиза считала, что студентов медицинских институтов и училищ нужно насильно заставлять читать некоторые фрагменты не только из его научных трудов, но и из его проповедей к церковным праздникам.
– Я полностью согласен с доктором Лизой и считаю правильным решение Министра обороны назвать ее именем медицинское учреждение. В память о ней можно и нужно проводить в медицинских вузах и училищах страны небольшие конференции и фотовыставки о двух русских святых, которых особо почитала доктор Лиза, – о святой преподобномученице Елисавете Феодоровне (ее небесной покровительнице) и о великом святом враче-архипастыре – святителе Луке (Войно-Ясенецком). Его именем в России названы многие храмы, часовни, сестричества и Общества православных врачей России, Крыма, Санкт-Петербурга, Камчатки и т.д. Молодежь должна знать о них! На примере отношения святителя Луки к медицине и к каждому конкретному больному нужно воспитывать молодых медиков, учить их медицинской этике, взаимоотношениям между пациентом и врачом.
Необходимо наладить еще более тесное сотрудничество общественных фондов и с Минздравом России, и с Обществом православных врачей России во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого), и с РПЦ. Например, можно распространить опыт Приморской митрополии, где учреждена Митрополичья премия для поддержки врачей, занимающихся доабортным консультированием. Этот опыт помогает воцерковиться многим врачам, которые видят не столько осуждение греха аборта, сколько реальную конкретную помощь Церкви.
Михайловские дни
– На территории России не раз проходили Михайловские дни, в которых участвует и ваша епархия. Почему они проводятся именно в ноябре?
– Это не случайно. 21 ноября празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. А 18 ноября 1920 года было принято Постановление Наркомздрава и Наркомюста РСФСР «Об охране здоровья женщины». Впервые в истории России законодательно было разрешено «бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц». С 1936 года искусственные аборты в СССР были запрещены и преследовались. В 1938 году Сталин запретил прерывание беременности по желанию женщины. А 23 ноября 1955 года был принят Указ Президиума Верховного совета СССР «Об отмене запрещения абортов». Михайловские дни ставят во главу угла непопулярный, неудобный и страшный вопрос об искусственных абортах. Наша страна стоит на пороге демографической катастрофы. Сейчас мы или развернемся и изменим свое отношение к традиционной русской семье – здоровой и многодетной, – или тихо и верно вместе со своими природными ресурсами будем завоеваны другими нациями.
– Вы победили в фестивале «За жизнь-2016» в номинации «Просвещение». Кого вы просвещаете?
– Всех, включая беременных женщин. В этом очень помогает стендовая православная выставка против абортов. В Боровичской женской консультативной поликлинике и в Окуловской ЦРБ открытие выставки состоялось благодаря Николаю Владимировичу Моисееву, главе Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства имени святителя Николая Чудотворца. Ежедневно на мониторах в женских консультациях транслируются православные социальные видеоролики против абортов.
Заведующая женской консультацией Галина Станиславовна Хабулиани и заместитель главного врача по лечебной работе Окуловской ЦРБ Марина Владимировна Барышева поблагодарили Боровичскую епархию за соработничество в деле защиты жизни нерожденных детей и выразили надежду на снижение количества абортов.
Окуловская центральная районная больница
Еще в январе 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Государственной Думе, предложил законодателям вывести аборты из системы ОМС. Но это до сих пор не сделано. В клятве Гиппократа говорится: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария». Эту клятву дают все выпускники высших медицинских учебных заведений, и каждый из нас всеми силами должен стараться отговорить женщин от совершения греха аборта. Я рассказываю везде и всюду о православном взгляде на начало человеческой жизни, об учении Святой Церкви. Согласно ему, человеческая жизнь начинается с момента зачатия, и прерывание этой жизни есть убийство.
Будущие медики не должны рассматривать ребенка как плод, над которым нужно проводить эксперименты, которого можно убить
Но в России плод считается человеком с момента рождения, да и то при условии, что ребенок подает признаки жизни. И в средних, и в высших медицинских учебных заведениях будущих медиков учат рассматривать зародившуюся жизнь как плод, а не как ребенка. Для нас очень и очень важно сломать эту непробиваемую стену нынешнего образования. Сейчас медицинские технологии и медицина в целом идут вперед, но, к сожалению, в головах многих людей остались стереотипы, которые насаждаются преподавателям и врачам.
Стоящих на перепутье женщин мучают вопросы, сохранить ли новую, только зарождающуюся жизнь, или сделать аборт, почему в современном обществе аборт воспринимается как нечто обыденное, действительно ли эмбрион всего лишь часть организма будущей матери, которая имеет право распоряжаться им, как захочет? Вот мы и решили проводить для студентов медицинского учебного заведения нашего города занятия о зарождении жизни человека, об эмбрионе, об аборте как убийстве нерожденного ребенка. Будущие медики не должны рассматривать ребенка как плод, над которым нужно проводить эксперименты, которого можно убить, делая аборт. Важно, чтобы сердца медиков не охладели, а горели желанием сохранять будущие жизни.