«Он казался существом высшего порядка»

Воспоминания И.М. Картавцевой о священномученике Игнатии (Садковском). К 85-летию мученической кончины святителя

Священномученик Игнатий (Садковский), в миру Сергей Сергеевич Садковский, — епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. В годы гонений на Церковь неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Скончался в заключении в 1938-м г. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2002-м году. День памяти: 28 января (10 февраля).

О священномученике Игнатии (Садковском)
и воспоминаниях И. М. Картавцевой

Священник Димитрий Сафонов:

Священномученик Игнатий (Садковский) Священномученик Игнатий (Садковский) 9 февраля 2023 года исполняется ровно 85 лет со дня мученической кончины святителя Игнатия (Садковского[1]), епископа Скопинского, викария Рязанской епархии, который был близким другом священномученика Илариона (Троицкого) в годы обучения в МДА. Он умер в заключении в Кулойском исправительно-трудовом лагере в Архангельской области, не вынеся неимоверных страданий на первом году 10-летнего заключения, к которому он был приговорен Тройкой НКВД по Архангельской области 15 октября 1937 года. Святитель был захоронен на территории лагеря, место погребения неизвестно.[2] Как умирали и захоранивались заключенные в Кулойском лагере, описывают исследователи В.А. Митин и М.В. Митина:

«Самым высоким процентом (25%) смертности отмечен 1938 год… Причин этому много. Организация лагеря пришлась на суровые зимние месяцы. Неудовлетворительное снабжение теплой одеждой, тяжелый, непривычный для многих заключенных вид работ, полуголодное питание и произвол лагерной администрации, пик которого пришелся на это время, — все это в совокупности и привело к такому трагическому результату».

Они приводят рассказы очевидцев, которые просто леденят душу:

«Смертность на лагпункте ‟Полевая” настолько высока, что могильщики не обеспечивали копку могил, и трупы умерших зарывали просто в снег».

И еще:

«...копка могил производилась спешно... Они не соответствовали размерам умерших. В этих случаях по распоряжению коменданта зоны трупы умерших четвертовались и кусками предавались погребению»[3].

Хотя память священномученика Игнатия не внесена в церковный календарь 27 января / 9 февраля (он празднуется в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мы обязательно должны помянуть этого уникального святителя в день его преставления ко Господу. Поможет нам в этом уникальный источник о жизни владыки в Белевский период его служения.

Впервые публикуемые воспоминания принадлежат Ирине Михайловне Картавцевой (2 августа 1898 г.— 5 августа 1983 г.). С 1908 по 1918 г. она обучалась в Белевской женской гимназии Тульской губернии, в 1917-м г. стала учительницей Белевского женского приходского училища, где преподавала до ноября 1921 г. В 2008-м году исследователь А.В. Маштафаров (1945–2015) опубликовал ее воспоминания о священномученике Петре (Звереве)[4], и в 2010-м году – о паломничествах в Оптину пустынь[5]. В 1970-е годы с И.М. Картавцевой познакомился Н.Н. Лисовой (1946–2019)[6], которому она передала часть архива своего брата И.М. Картавцева.[7] В 2013-м году были опубликованы воспоминания Ильи Михайловича Картавцева. Книга содержит уникальные фотографии семьи Картавцевых и полную библиографию трудов автора.[8]

В 2006-м году Н.Н. Лисовой в беседе с публикатором вспоминал:

«Чуть позже я познакомился с Ириной Михайловной Картавцевой, которая помнила Патриарха Тихона и иерархов того времени»[9].

Говоря о ней, Николай Николаевич называл Ирину Михайловну «чудной, совершенно Божией старушкой». Он общался с ней до ее кончины.

Среди переданных Н.Н. Лисовому материалов оказалась тетрадь с воспоминаниями И.М. Картавцевой периода конца Великой Отечественной войны. Среди других воспоминаний, относящихся к довоенному периоду, содержатся неоконченные воспоминания под названием «Епископ Игнатий Белевский (Садковский) и судьба белевской Автокефальной церкви», охватывающие период 1920–1921 годов. В 1922-м г. И.М. Каравцева переехала в Москву. Белевская православная община продолжала окормляться епископом Игнатием до его ареста 17 января 1923 г.[10] Хотя воспоминания не окончены, они содержат уникальные описания богослужений владыки Игнатия, живо рисуют его образ как аскета, молитвенника и пастыря душ человеческих. Особый интерес представляет описание публичного диспута святителя с безбожниками[11], а также описание чудесного видения, которого в годы обучения в МДА удостоились будущие святители Иларион и Игнатий. Кроме того, впервые публикуется также переданная И.М. Картавцевой Н.Н. Лисовому и отреставрированная публикатором ее детская фотография с братом Ильей и младшей сестрой Верой, погибшей при погроме усадьбы в 1920-м году.

Епископ Игнатий Белевский (Садковский)
и судьба белевской Автокефальной церкви

Ирина Михайловна Картавцева:

Ирина Михайловна Картавцева (справа) с братом И.М. Картавцевым (ум. 1971) и сестрой Верой (убита при погроме усадьбы в 1921 г.) Ирина Михайловна Картавцева (справа) с братом И.М. Картавцевым (ум. 1971) и сестрой Верой (убита при погроме усадьбы в 1921 г.) «Епископ Игнатий, в миру Сергей Сергеевич Садковский, был сыном протоиерея церкви Св. Софии (на Софийке) — о[тца] Сергия Садковского, бывшего одновременно законоучителем женских гимназий и институтов.

Биографические сведения о епископе Игнатии. Знаю лишь, что у родителей его было очень много детей: 7 сыновей и 3 дочери, может быть, были, кроме того, и умершие в младенчестве — наверное не знаю.

Мать их, по-видимому, мало занималась детьми, и вся тяжесть воспитания и заботы о детях лежала на отце. По словам сестры владыки, Наталии Сергеевны, отец по вечерам приходил перекрестить их на ночь, нанимал им гувернанток и учителей, вывозил на дачу и т.д.

О[тец], протоиерей Садковский, был человек незаурядный. Случайно разговорившись с одной образованной и очень умной монахиней Шамордина монастыря — м[атушкой] Е., я узнала, что она поступила в монастырь благодаря батюшке о[тцу] Садковскому. Она училась в Институте, где о[тец] Сергий был законоучителем и духовником. ‟Однажды Великим постом, — рассказывает м[атушка] Е., — когда мне было лет 15, мы говели, и я должна была исповедоваться. Совершенно несерьезно, не подготовившись, подошла я к о[тцу]. Сергию и на вопрос его: ‟Чем грешна перед Господом Богом?” беспечно ответила: ‟Всем, батюшка”. К моему великому удивлению, он серьезно посмотрел на меня и спросил: ‟Может, вы кого-нибудь убили?” Я отвечала отрицательно. ‟Ну, может быть, что-либо украли?” Я с удивлением на него смотрела и ничего не понимала. Тогда он начал читать заповеди Господни и по заповедям разбирать и объяснять мои грехи. Кончилось тем, что я заливалась слезами, а он успокаивал меня и говорил, что нельзя легкомысленно обвинять себя в несуществующих грехах и в то же время не замечать своих действительных недостатков».

Эта Исповедь, по словам м[атушки] Е., произвела большой переворот в ее душе. Она стала о многом задумываться и по окончании Института поступила в монастырь.

Четверо старших сыновей о[тца] Сергия были духовного звания: епископ Игнатий, архимандрит Герасим (погребен в Данилове монастыре), епископ Георгий (в миру Лев), и самый старший из них (имени его не знаю) был священником, но очень неудачно. Он даже, кажется, снял сан и окончил дни свои на Хитровом рынке. Сын этот — больное место в семье, о нем никогда не говорили, и я узнала о его существовании сравнительно недавно.

Высшее образование владыка Игнатий получил в Московской духовной академии и был любим преосвященным Феодором. По словам сестры владыки Игнатия, епископ Феодор называл Игнатия и Герасима Садковских своей ‟правой и левой рукой”.

По-видимому, с самых юных лет владыка Игнатий носил задатки строгого подвижничества и был, что называется, ‟не от мира сего”.[12]

Ко времени пребывания его в академии относится рассказ епископа Илариона[13] о том, что им было видение (совместное?). Явилась огненная колесница, и было предложено подняться на небо. Игнатий пошел за четками. Когда он вышел вновь с четками, все пропало, остался только запах гари.[14]

В служении его не замечалось обычной архиерейской пышности

Я узнала владыку в 1920-м году, когда он прибыл к нам в Белев в качестве епископа Белевского. Ему было лет 30–35. Высокого роста, смиренно опирающийся на посох, с большим благородным лбом и прекрасными чистыми синими глазами, он казался существом какого-то высшего порядка. ‟Наш схимничек”, — как называла его одна благочестивая женщина. В служении его не замечалось обычной архиерейской пышности. Клобук у него был надет часто несколько набок, омофор — так же. Некоторые смущались его слишком низкими смиренными поклонами. Стали поговаривать о том, что за всенощной во время полиелея он, стоя на кафедре, как-то странно смеется. И вот однажды мне самой пришлось увидеть нечто, что меня тогда очень удивило и навело на размышления. Под какой-то большой праздник, после того, как пропели «Хвалите Имя Господне», вероятно во время пения «От юности моея», я стояла впереди, и мне было очень хорошо видно владыку. Он долго стоял с закрытыми глазами. Вдруг лицо его как бы встрепенулось, он начал улыбаться и поднял глаза кверху. Я почувствовала себя очень неловко, как будто увидела то, что не надо видеть. Эту улыбку я могла бы назвать улыбкой младенца или улыбкой ангельской.

В смиренном служении владыки чувствовалась необыкновенная благодать. В большие праздники, когда в конце всенощной он выходил из алтаря с дикирием и трикирием и осенял верующих со словами: «Слава Тебе, показавшему нам свет», то казался прямо ангелом. Особенно же у меня осталась в памяти его литургия. Во время Великого входа епископы не выходят со священниками, а, сняв с себя омофор, митру и прочие святительские знаки, встречают священников в царских вратах. Не могу забыть, с каким смирением, с каким благоговением он принимал Святую Чашу из рук первостоящего священнослужителя.

Необыкновенно смиренно держал он себя и в отношении священников. Можно было заглядеться на него, когда он беседовал со своим духовником и тезкой — о[тцом] Игнатием. Высокого роста владыка склонялся низко-низко к маленькому о[тцу] Игнатию и с благоговением слушал его. Также постоянно навещал он своего больного ревматизмом городского священника и запросто просиживал у него целые часы.

С большим уважением относился владыка Игнатий и к описанному мной о[тцу] Георгию и был в общении с ним, а также и с последними оптинскими старцами: Анатолием и Нектарием. Те, в свою очередь, также очень высоко ставили его. В домашней жизни владыка был очень прост и невзыскателен. В трудные 1920 и 1921 годы он, за неимением керосина, пользовался лучиной, о чем тогда с ужасом говорили. Питался тоже он очень скудно, и обычным кушаньем его были пустые щи без масла, которыми он поливал кашу. Мой отец говорил всегда, когда у нас не было масла: ‟Ну, ничего, съедим кашу по-архиерейски” (он очень уважал владыку).

Владыка Игнатий совершенно не подходил для роли администратора. И это было не мое мнение, а всех. Мало того, несмотря на многие его высокие достоинства, он удивлял всех своими странностями: повторял одно и то же, слушал очень рассеянно и без конца переспрашивал. Казалось, что голова его занята чем-то другим, да так оно, вероятно, и было. А в то время его часто приглашали служить в села и деревни, и странное впечатление на народ производил вне церкви. ‟Простоватый владыка”.

Впрочем, в вопросах веры владыка горячился и делался и красноречив, и находчив. Я помню, как однажды я завела разговор о том, что в теперешнее время, без религиозного воспитания и в неподходящем окружении, молодому существу можно прожить очень долго и ниоткуда не услышать ни о Боге, ни о вере.

Владыка решительно перебил меня, сказав, что Господь всегда близ нас, и все зависит от степени желания иметь веру

Владыка очень решительно перебил меня, сказав, что Господь всегда близ нас, и все зависит от степени желания иметь веру. ‟Кто ищет, тот найдет”, — заключил он и даже ударил рукой по столу.

Осенью 1920 года, как раз на Казанскую, был в городе назначен диспут на тему: ‟Есть ли Бог”, и оппонентом был вызван владыка Игнатий.

Мы очень волновались: пойдет он или нет, наконец, узнали, что пойдет. В этот день встал снег, и стоял страшный мороз более 20 градусов, и мы отправились через весь город. Диспут происходил в здании городского клуба. Конечно, первая часть была сплошная чепуха, вызвавшая тем не менее рукоплескания всех сидевших на первых местах.

Наконец, вышел владыка. С обнаженной головой, в простой рясе, со скромным крестом на груди (помнится, на нем не было даже панагии), он имел вид апостола. Говорил он прекрасно, но что именно, я теперь уже забыла. Помню, была такая мысль: что Бога надо искать прежде, чем отрицать. Привел такой пример, как, попавши на пустынный остров, не решат сразу, что он обитаем, а терпеливо ищут следы человека, и наконец их находят. Закончил он такими словами: ‟Вольтер сказал когда-то, что если бы Бога не было, то надо было бы Его выдумать. Я же скажу несколько иначе: если бы Бога не было, нельзя было бы Его и выдумать”.

Громкие рукоплескания большинства публики покрыли его слова»[15].

Ирина Картавцева

9 февраля 2023 г.

[1] О семье Садковских см.: «Благочестиваго корене пречестная отрасль» Ч.1. // https://pravoslavie.ru/32555.html; «Благочестиваго корене пречестная отрасль» Ч.2. // https://pravoslavie.ru/32572.html

[2] Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Игнатий (Садковский) // Православная Энциклопедия. М., Т.XXI. С. 107.

[3] Митин В.А., Митина М.В. Кулойский лагерь НКВД (1937 –1960 гг.) // Виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской : сайт. — Режим доступа: http://www.arhispovedniki.ru/library/research/2361/

[4] Воспоминания И.М. Картавцевой об архиепископе священномученике Петре (Звереве) // https://pravoslavie.ru/36921.html

[5] Маштафаров А.В. Воспоминания И. М. Картавцевой о паломнических поездках в Оптину пустынь (1917–1923 гг.) Седмица.Ru : сайт. — Режим доступа: https://sedmitza.ru/lib/text/1345928/

[6] Памяти Николая Николаевича посвящена рубрика «Долг неоплатный», которую публикатор ведет в журнале «Христианство на Ближнем Востоке». Список вышедших публикаций рубрики помещен здесь: Императорское Православное Палестинское общество :сайт. — Режим доступа: https://www.ippo.ru/news/article/chlen-soveta-ippo-svyaschennik-dimitriy-safonov-pr-410488

[7] Картавцев Илья Михайлович (14 июля 1895 г. – 31 декабря 1971 г.), библиограф, генеалог, краевед, некрополист. В 1928-м г. арестован, длительное время находился в лагерях и ссылке, реабилитирован в 1956-м г. После этого жил в Москве, продолжая работу по сбору архива в области генеалогии и некрополистики.

[8] Картавцов И. Тут была подлинная русская жизнь...: фрагменты воспоминаний. М., Минувшее, 2013.

[9] «Московский златоуст»: Николаю Николаевичу Лисовому — 60 лет. [Интервью Д.Сафонову] Православие.Ru : сайт. — Режим доступа: https://pravoslavie.ru/4703.html.

[10] О жизни этой общины см.: Герасим (Дьячков), иеромонах. Белевский край : очерки церковной жизни XX-XXI вв. – М.,: Свято-Владимирское издательство, 2010. С. 118-206.

[11] Участием в таких диспутах прославился свт. Иларион (Троицкий). Этому была посвящена наша статья: Сафонов Дмитрий. Публичные диспуты святителя Илариона с обновленцами в 1923 г.// Православие.Ru : сайт. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/5824.html

[12] У него были какие-то научные труды. Между прочим, он писал об Игнатии Брянчанинове.

[13] Имеется в виду архиепископ Иларион (Троицкий) – примечание публикатора.

[14] Рассказано в 30-х годах о. Дмитрием.

[15] На этих словах рукопись обрывается – примечание публикатора.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Небо начинается на земле Небо начинается на земле
Памяти священномученика Философа Орнатского
Небо начинается на земле Небо начинается на земле
Памяти священномученика Философа Орнатского
Ольга Майер
Пока убивали Николая и Бориса, отец их, встав на колени, горячо молился об упокоении их душ – читал отходную.
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом» «Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом» «Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
Светлана Поливанова
В августе 1937-го арестовали всех членов церковной двадцатки. Чтобы храм не закрыли, отец Сергий организовал создание новой двадцатки. Это и стало поводом для обвинений в контрреволюции.
Житие сщмч. Василия Надеждина Житие сщмч. Василия Надеждина Житие сщмч. Василия Надеждина Житие священномученика Василия Надеждина
Ирина Ковалева
«Мне больно и жутко не за себя, не за тебя… но за многих русских людей, губящих свои души», — писал Василий Федорович в начале сентября 1918 года.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×