«Благочестиваго корене пречестная отрасль». Часть 1

Протоиерей Сергий Садковский и его семейство

Московская Петропавловская, на Новой Басманной, церковь. 1882 год. Источник: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, N 51 // temples.ru Московская Петропавловская, на Новой Басманной, церковь. 1882 год. Источник: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. IV: Местность за Земляным городом. М., 1883, N 51 // temples.ru 5 октября 1909 года в Москве отмечалось 25-летие служения в священническом сане известного протоиерея, благочинного 3-го отделения Сретенского сорока (церкви от Лубянки до Преображенской площади), настоятеля храма Петра и Павла на Новой Басманной Сергия Максимовича Садковского[1]. Поздравить юбиляра пришли прихожане и притч храма, духовенство благочиния, ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; † 1937), специально приехавший из лавры поздравить юбиляра, ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Гавриил (Чепур, будущий епископ Челябинский и Троицкий; † 1933 в Сербии), некоторые студенты академии, в которой учился тогда старший сын отца Сергия, друзья по семинарии и академии. Накануне праздничного дня была совершена всенощная, которую возглавил отец Сергий с диаконом Алексеевского монастыря Сперанским и двумя другими диаконами, на литию и величание выходили преосвященный Феодор, архимандрит Гавриил и семь других священников. В день торжества службу возглавлял преосвященный в сослужении юбиляра и 14 других священников. Был приглашен знаменитый хор С.А. Солнцева. После литургии начались поздравления, а затем, уже на квартире Садковских, – трапеза, подарки, тосты.

«Темна была утренняя заря юбиляра, зато теплым и радостным светом загорается начало его вечерней зари», – писал корреспондент Московских церковных ведомостей[2], описывая этот светлый юбилей, незаметно проявляя осторожность. Действительно, начало вечерней зари было светло, и казалось, что все личные беды позади, а впереди – плоды добродетельной жизни во Иисусе Христе, радость за благочестиво воспитанных детей, благодарный отклик прихожан, клира, духовенства благочиния за отеческое внимание к нуждам всех обращающихся, за доброе и сердечное отношение к сотрудникам и подчиненным, к своим чадам и домочадцам.

Сергей Максимович Садковский родился в многодетной священнической семье, рано лишился отца (Максим Садковский – выпускник Вифанской семинарии 1852 года) и воспитывался своей матерью-вдовой.

Когда мальчик подрос, мать отдала его учиться в Перервенское духовное училище, где дети находились на полном пансионе – «казеннокоштными» воспитанниками, как тогда говорили. Перервинское училище было, пожалуй, единственным в Московской епархии, где обучалось такое число сирот и детей бедного духовенства. Товарищ отца Сергия Садковского по училищу, а затем и по академии священник Сергий Николаевич Лебедев вспоминал, как тяжело жилось им в училище: «Ни о каком чае и помину тогда не было; вместо завтрака по утрам давалось учащимся по ломтю черного сероватого хлеба, даже без соли – соль считалась роскошью, и ее стали давать только впоследствии»[3]. Товарищам по училищу Сергей Садковский запомнился какой-то особой благочестивой настроенностью, в нем ощущался будущий пастырь.

По окончании училища Сергей поступил в Московскую духовную семинарию, а затем на историческое отделение Московской духовной академии, которую успешно закончил в 1884 году со степенью магистра.

Добрая супруга его Елизавета Ивановна до конца его дней оставалась ему верной помощницей, хранительницей семейного очага, поддерживающей благочестие и сердечность в семье, что впоследствии проявилось и в детях.

Рукополагал Сергея во иерея преосвященный Алексий (Лавров-Платонов; † 1890), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. Это произошло практически сразу по окончании академии – 5 октября 1884 года; со своего курса по училищу он был первым иереем. Местом служения отца Сергия Садковского стала Введенская церковь при Мариинском приходском училище на Софийской набережной[4]. Несмотря на собственную еще неустроенность, священник Садковский уже тогда стремится расширить сферу своего служения, принимая участие в пожертвованиях на различные нужды Церкви. В 1888 году «священник Введенской церкви при Мариинском женском училище на Софийской набережной Сергий Садковский», являясь членом миссионерского общества, выплачивает взнос 3 рубля – сообщают «Московские церковные ведомости», а также по списку было внесено 5 рублей[5].

В 1889 году отец Сергий был переведен в Георгиевскую церковь на Всполье (уничтожена в 1933 году). Здесь, как и во всех последующих местах своего служения, отец Сергий всегда совмещал свое священническое служение с пастырско-учительскими трудами. «28 января 1889 года священник Георгиевской церкви на Всполье Сергий Садковский проводил собеседование с народом», – находим сообщение в «Московских церковных ведомостях»[6]. В те годы, когда дух неверия и недоверия проник в души православного люда, как никогда требовались эти беседы для ограждения от крамольных мыслей. 16 мая 1891 году священник Сергий Садковский награждается скуфьею[7].

В конце 1891 года была опубликована серьезная работа отца Сергия об Артемии, игумене Троицком[8]. Противоречивые оценки этой исторической личности требовали глубокого исследования. Игумен Артемий, один из первых узников Соловецкого монастыря, был обвинен в ереси Матфея Башкина и Феодосия Косого, к которой он не считал себя причастным. Работа отца Сергия Садковского показывает, каким глубоким умом и тонким пониманием духа Православия обладал он. Последовательно раскрывая трансформацию взглядов Артемия, ставшего на твердую позицию Православия, понесшего много скорбей в своей жизни и бежавшего из соловецкого заточения, отец Сергий и представить себе не мог, что несравненно более несправедливыми узниками Соловецкого монастыря в скором времени окажутся его дети, многие духовные лица, миряне.

Опыт регулярно проводимых отцом Сергием собеседований с простым народом отразился в брошюре «Учение о вере», вышедшей в 1903 году в серии «Общеобразовательное чтение для фабрично-заводских рабочих г. Москвы»[9], где простым языком говорится о необходимой роли Церкви в осуществлении воссоединения человека с Богом, в духовном возрастании личности. Опыт пастыря помогал отцу Сергию угадывать наиболее опасные болезни общества, а знание истории – видеть их истоки.

По природе мягкий, деликатный и снисходительный человек, отец Сергий вскоре становится любимым не только своей паствой, но и церковнослужителями, с которыми ему приходится общаться.

14 октября 1905 года отец Сергий был переведен настоятелем в храм Петра и Павла на Новой Басманной[10]. В этом же году он становится благочинным 3-го отделения Сретенского сорока, а в 1906 году возводится в звание протоиерея. 17 ноября того же года его избирают членом Городского благотворительного совета[11]. В «Московских церковных ведомостях» его фамилия часто упоминается то в связи с проповедями в Успенском соборе Кремля[12], то в связи с пожертвованиями от благочинного Сретенского сорока[13], то в связи с какими-то важными мероприятиями, в которых он принимает участие[14]. Все это свидетельства того, что отец Сергий – уважаемый и известный в Москве священник.

В 1907 году появляется статья отца Сергия Садковского «К вопросу о воспитании детей»[15]. Поводом для ее написания стал доклад на конференции, сделанный одной учительницей по поводу роли духовенства и Церкви в деле воспитания молодого поколения. «Нужно воспитывать детей с раннего детства так, чтобы они на помощь несчастному и бедному смотрели как на свой долг, чтобы эта помощь была потребностью их сердца», – формулирует мысль докладчика и свою позицию отец Сергий. Вопрос воспитания детей для протоиерея Сергия был актуален не только потому, что ему приходилось в семье заниматься воспитанием своих детей. Он видел, какой вред приносит человеческой душе отхождение от Церкви, и потому придавал большое значение именно церковному воспитанию нового поколения, чтобы был сохранен контакт человека с Богом, о чем отец Сергий говорил еще в своей брошюре «Учение о вере».

В свой юбилейный 1909 год протоиерей Сергий уже любимый и своей паствой батюшка, и своими подопечными священниками Сретенского сорока благочинный. «Те невидимые для постороннего глаза духовные отношения пастыря к пасомым и те тайные нити, которыми связываются взаимные души, теперь открылись перед взором всех и выразились в осязаемой форме сыновней любви к вам… Когда мы видим сотни людей, собравшихся по собственному влечению сердца к скромному служителю слова Божия, ясным делается, что пастырство в добрых носителях его является общественной силой, способной объединять людей в порывах доброго чувства», – говорил на юбилее отца Сергия преосвященный Феодор[16].

Московский храм Софии Премудрости Божией, что на Софийке. 1881 г. Источник: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 50 // temples.ru Московский храм Софии Премудрости Божией, что на Софийке. 1881 г. Источник: Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 50 // temples.ru В 1911 году протоиерей Сергий Садковский был переведен настоятелем в храм Премудрости Божией Софии на Лубянке, на свое последнее место служения, а в храм Петра и Павла на Новой Басманной уже 6 декабря 1911 года настоятелем был определен священник Петр Петрович Поспелов – по воспоминаниям Н.П. Розанова, весьма прогрессивного направления (отец Петр в 1937 году будет расстрелян в печально известном Бутово).

Протоиерей Сергий, как благочинный, принимает активное участие в ежегодных съездах духовенства Московской епархии. В 1910 году он избирается членом предсъездной комиссии и докладчиком съезда[17]; с 1911 года его выдвигают председателем предсъездной комиссии[18], каковым он оставался до 1913 года[19]. От московского духовенства он избирается в правление Общества вспомоществования настоящим и бывшим воспитанницам Московского Филаретовского епархиального женского училища[20], председателем которого был епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский, будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви; † 1965). В этом училище учатся и дочери отца Сергия[21].

С 1913 года протоиерей Сергий Садковский избирается председателем совета Московского Филаретовского епархиального женского училища, и в официальном отделе «Московских церковных ведомостей» мы читаем объявление, им подписанное, о расписании экзаменов его воспитанницам и о приемных экзаменах, о молебне на начало учебного года, который будет отслужен 31 августа[22].

Гостеприимный дом Садковских был открыт для широкого круга людей, уважающих в отце протоиерее его рассудительность, житейскую мудрость, образованность, а главное, сочувственное участие в проблемах ближнего. Вот почему он оказался избранным сразу и председателем предсъездной комиссии Московского епархиального съезда, и председателем совета Филаретовского училища. «Совмещение этих должностей недопустимо, так как председатель совета как отчитывающееся лицо перед съездом не может быть его участником», – так гласило постановление Святейшего Синода[23], и отец Сергей оставляет пост председателя совета.

В 1914 году протоиерей Сергий Садковский освобождается от должности благочинного 3-го отделения Сретенского сорока и назначается членом консистории Святейшего Синода. В «Московских церковных ведомостях» появилась маленькая заметка о проводах отца протоиерея с поста благочинного с вручением ему адреса, подписанного всеми его подопечными священниками[24].

В 1916 году отец Сергий был избран в состав Епархиального училищного совета[25], одновременно он член Законоучительского братства[26].

В 1918 году епархиальное собрание, проходившее 2–15 июня, избирает протоиерея Сергия Садковского членом Московского епархиального совета (орган, заменивший консисторию Святейшего Синода), отец Сергий становится ответственным за хозяйственные дела[27].

После большевистского переворота для Церкви начинаются тяжелые годы. Эйфория надежд обновления в Церкви, которая овладела многими церковными деятелями в период Временного правительства, сменяется смятением, возмущением действиями большевиков. В конце концов становится ясно, что власть не просто притесняет Церковь, но стремится уничтожить ее любыми способами.

Священномученик Игнатий (Садковский), игумен Георгий (Садковский, будущий епископ), иеродиакон Алексий Священномученик Игнатий (Садковский), игумен Георгий (Садковский, будущий епископ), иеродиакон Алексий Много скорбей в эти годы понесла семья Садковских, как и десятки и сотни тысяч семей по всей стране. В 1920 году умирает от тифа один из сыновей – архимандрит Герасим (Садковский), к этому времени наместник Даниловского монастыря. Были и радости: старший сын, Игнатий, 5 апреля 1920 года хиротонисан во епископа Белевского, викария Тульской епархии, – семья еще живет как бы старыми ориентирами и не предвидит, что архиерейский сан вскоре повлечет за собой скитание по тюрьмам, ссылкам, пока не завершится расстрелом.

О взаимоотношениях в семье Садковских дает некоторое представление описанный архимандритом Макарием (Кобяковым), секретарем святителя Игнатия, небольшой эпизод, случившийся, когда владыка Игнатий служил в Софийском храме вскоре после своей хиротонии: «Первым священником служил его отец – протоиерей Сергий (он был очень близок патриарху Тихону), и когда после облачения владыки на кафедре нужно было брать благословение на начало литургии, тогда началось что-то необычное. По своей любви к отцу владыка никак не мог его благословить, говоря: “Ты мой отец, как я буду тебя благословлять?” Отец отвечал: “Ты владыка и должен меня благословить…” Так продолжалось некоторое время, потом владыка благословил протоиерея Сергия и сам целовал ему руку, выражая тем самым свою сыновнюю любовь отцу и умилительное настроение при служении Божественной литургии. Сослужащая братия, видя такое событие, плакала от умиления»[28].

Через некоторое время отец Сергий был лишен новой властью избирательных прав, как и большинство служителей Православной Церкви. Софийский храм на Лубянке был закрыт, снят был шпиль с крестом, убраны были и другие «излишества», а позже здесь разместилась «Экспериментальная фабрика спортивных изделий спортивного общества “Динамо”».

А в 1923 году арестовали двух сыновей отца Сергия – владыку Игнатия и иеромонаха Георгия (в миру Льва)[29]. Пронзительный документ – прошение Елизаветы Ивановны Садковской, супруги отца Сергия, – передает всю горечь тех лет. Еще теплится надежда на человечность власти в сердце матери, и она пишет в Наркомюст:

«Помощнику прокурора республики Катаньяну
от Елизаветы Ивановны Садковской

Прошение

Сын мой, Игнатий Садковский, епископ Белевский, был арестован в половине января текущего года в связи с вопросом о живой церкви. С ним арестован и другой мой сын, Лев (в монашестве Георгий) Садковский. Они находятся в Тульской тюрьме и обвиняются в контрреволюции. В настоящее время они осуждены в ссылку на Соловецкий остров на Белом море. Сын мой Игнатий очень болезненный: он перенес три раза острый сочлененный ревматизм, последствием чего у него явился порок сердца; он страдает хроническим катаром желудка с выпадением прямой кишки; временами у него появлялось кровохаркание; правая нога неправильна. В последнее время, по полученным известиям, он расстроился нервами. Посему усердно прошу облегчить его положение и выдать его мне на поруки. Если это невозможно, то назначить ему отбывание наказания в Москве. Усердно прошу также в случае отбывания тюремного наказания не отделять от него его брата Льва Садковского, так как сын мой Игнатий – человек весьма непрактичный в жизни и по состоянию своего здоровья постоянно нуждается в присмотре и поддержке. Это последнее, а также его болезненность, я думаю, подтвердят и администрация Тульской тюрьмы, и доктора. Прошу вас подвергнуть его медицинскому осмотру и обратить внимание на мою просьбу.

Мать Игнатия и Льва Садковских Елизавета Садковская
Адрес: Москва, Софийка, д. 13, кв. 3
1923 года, 4 сентября

В дополнение к моему прошению считаю нужным обратить ваше внимание на то, что сын мой Игнатий обвиняется в контрреволюции, но он по своему настроению и характеру не может быть контрреволюционером. Он и до революции не принадлежал ни к какой партии. Человек совершенно вне политики. Если он отказался от повиновения живой церкви, то только по религиозным побуждениям. Ни к каким активным действиям против гражданской власти, уверена, он не способен как человек очень религиозный, скромный, неискательный и никогда политикой не занимавшийся.

Елизавета Садковская
1923 года, 4 сентября»[30]

Протоиерей Сергий отойдет ко Господу в 1920-е годы. Его матушка Елизавета Ивановна, оплакав кончину старшего сына – владыки Игнатия (он умер 9 февраля 1938 года в заключении), скончается 13 августа 1942 года. В это время младший сын Садковских владыка Георгий будет отбывать срок на Севере.

Несколько слов о младшем брате протоиерея Сергия Алексии Максимовиче Садковском. Так же, как и старший брат, он закончил Перервенское духовное училище, а затем поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил 1886 году. 6 декабря того же года был назначен священником в Николаевский храм села Ржавки Московского уезда (ныне в черте города Зеленограда), где и служил до самой своей смерти. Возможно, что примером для него был его старший брат, и он, окормляя свою паству, не ограничивал этим свою деятельность, но тоже имел большой круг других обязанностей. Так же, как и брат, он был благочинным 3-го округа Московского уезда, он принимал участие в съездах духовенства Московской епархии, был членом Кирилло-Мефодиевского братства. При храме он основал отделение московского уездного совета Кирилло-Мефодиевского братства, устраивал полемические беседы с раскольниками из приходской деревни Елино, произносил прекрасные проповеди[31]. При церкви была Долгоруковская богадельня, и в годовщину памяти митрополита Московского Филарета, 2 декабря 1911 года, Московское уездное земское собрание объявило отцу Алексию благодарность за образцовое заведование ею. Благодарная паства 6 декабря того же года в честь 25-летнего юбилея служения своего батюшки устроила празднование, в котором пыталась выразить к нему свою признательность и любовь[32].

В 1912 году отец Алексий Садковский был награжден наперстным крестом, а в 1915 году стал кавалером ордена Святой Анны III степени. В годы Первой мировой войны отец Алексий и его приход активно помогали фронту и денежно, и вещами. В 1916 году за 30-летнее служение настоятелем Николо-Ржавской церкви епархиальное начальство возвело его в сан протоиерея[33]. После революции протоиерей Алексий был лишен избирательских прав, в 1925 году арестован, вернулся из заключения в 1930-е годы уже совсем стареньким. В это время на приходе служил другой батюшка – Ключарев Евгений Петрович, в 1938 году расстрелянный в Бутово. Про отца Алексия известно, что он умер на свободе и был похоронен около храма. Известно также, что старший сын его Сергей родился в 1890 году. Упоминается отец Алексий и его сын и в «Московских церковных ведомостях» как жертвователи: говорится, что на Ермогеновское братство благочинный Московского уезда А. Садковский и его сын С. Садковский пожертвовали 5 рублей[34]. О дальнейшей судьбе Сергея Садковского известно только, что он не избежал гонений со стороны властей, так как проходил в списках репрессированных: «Садковский Сергей Алексеевич. Родился в 1890 году; Московская обл., Солнечногорский р-н, с. Ржавки; ст. ветеринарный врач, Кунцевский РайЗО. Проживал: Московская обл., г. Кунцево, Пионерская ул., 17.»[35]. Дочь батюшки Алексия Елизавета Алексеевна помогала своему отцу по обучению детей в приходской школе и училище. Ее судьба неизвестна. Некоторые прихожане Никольского храма, помнившие отца Алексия Садковского, дожили до его открытия уже в наше время. Их детские воспоминания о замечательном батюшке, добром и заботливом, раскрывают сердечность, которая существовала между паствой и духовным наставником и учителем отцом Алексием.

Окончание

Татьяна Пономарева

5 ноября 2009 г.

[1] Московские церковные ведомости. 1909. № 48.

[2] Московские церковные ведомости. 1909. № 49.

[3] Там же.

[4] Московские церковные ведомости. 1884. № 40.

[5] Московские церковные ведомости. 1888. № 17.

[6] Московские церковные ведомости. 1889. № 42.

[7] Московские церковные ведомости. 1891. № 11.

[8] Садковский Сергий, священник. Артемий, игумен Троицкий // Записки Императорского общества истории и древностей российских. 1891. Кн. 4. С. 1–144.

[9] Садковский С. Учение о вере // Общеобразовательное чтение для фабрично-заводских рабочих г. Москвы. № 20. М., 1903.

[10] Московские церковные ведомости. 1905. № 45.

[11] Московские церковные ведомости. 1906. № 48.

[12] Московские церковные ведомости. 1904. № 47; 1905. № 38, 48; 1906. № 47; 1911. № 18; 1913. № 4.

[13] Московские церковные ведомости. 1906. № 9, 11, 13, 34, 35, 40.

[14] Московский листок. 1911. № 150, 152, 178, 187; Московские церковные ведомости. 1911. № 48; 1914. № 9.

[15] Садковский С., протоиерей. К вопросу о воспитании детей // Московские церковные ведомости. 1906. № 16–17.

[16] Московские церковные ведомости. 1909. № 49.

[17] Московские церковные ведомости. 1911. № 11.

[18] Московские церковные ведомости. 1912. № 10, 16.

[19] Московские церковные ведомости. 1913. № 37.

[20] Московские церковные ведомости. 1912. № 2.

[21] Московские церковные ведомости. 1912. № 27.

[22] Московские церковные ведомости. 1913. № 24.

[23] Московский листок. 1912. № 209.

[24] Московские церковные ведомости. 1915. № 2.

[25] Московские церковные ведомости. 1917. № 13–14.

[26] Московские церковные ведомости. 1916. № 10–11.

[27] Московские церковные ведомости. 1918. № 3, 12.

[28] http://pravnov.ru/content/view/24/33/

[29] Средний сын отца Сергия Садковского архимандрит Герасим умер от тифа еще в 1920 году.

[30] Цит. по: Сошина А.А. На вас вся надежда // http://www.solovki-monastyr.ru/biblioteka011.htm

[31] Никольский храм в XX веке // http://www.zelen-hram.ru/hram/history.html?showall=1

[32] Московские церковные ведомости. 1912. № 10.

[33] Никольский храм в XX веке.

[34] Московские церковные ведомости. 1915. № 46–47.

[35] http://lists.memo.ru/d29/f68.htm

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексий Родионов21 мая 2016, 13:43
Замечательно, что люди помнят своих родственников-священномучеников.
Татьяна Львовна Садковская26 марта 2014, 11:08
Татьяна, большое спасибо за Ваш труд, он оказался очень полезным. Благодаря Вам мы узнали многое наших предках. Я внучка Григория Сергеевича Садковского, мой отец Лев Григорьевич Садковский был его сыном. Очень, хотелось бы встретиться с Вами, если будет такая возможность. Садковская Татьяна Львовна (8-916-3600741).
Василий 2 января 2010, 19:00
К сожалению, по техническим причинам на указанный мною адрес intrepid1@yandex.ru почта не приходит. Поэтому, если что адрес для связи Vader1977@rambler.ru
Василий22 ноября 2009, 21:58
Большое спасибо за статью. Наконец, мы встретили родственников. Протоиерей Сергий Садковский является прадедушкой моего отца и моим прапрадедушкой. А священномученик Игнатий, архимандрит Герасим и Епископ Георгий Садковский являлись родными дядями моего дедушки, Владимира Александровича Скворцова. Мама дедушки, Ольга Сергеевна Скворцова (Садковская) 1894 года рождения была родной сестрой Игнатия, Герасима и Георгия.

Ваша статья очень нас заинтересовала. Можно ли как-то связаться с автором этой статьи Татьяной Пономаревой? Для связи с нами адрес интернет-почты: intrepid1@yandex.ru. С уважением, Скворцов В.П. (этот адрес мой). Жду ответа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×