Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

Цель Великого поста ‒ видеть Христа таким, какой Он есть

Назначение Великого поста для православных христиан, говоря простым языком, – возобновить созерцание Христа, которое было нам даровано, когда мы впервые стали Его сынами и дочерьми. Это с самого начала было существенной частью жизни во Христе, и вот две причины тому.

Цель Великого поста – возобновить созерцание Христа, которое было нам даровано, когда мы впервые стали Его сынами и дочерьми

Во-первых, крестившись во Христа и уверовав в Него как в единого Спасителя всех нас, мы обнаружили, что живем в мире, стандарты и цели которого несовместимы с нашим призванием учеников Христовых. Мы часто живем подобно язычникам, с соответствующими целями и заботами, а значит, пытаемся услужить двум господам: Богу и маммоне.

Во-вторых, на Пасху мы празднуем Христово Воскресение и нашу собственную смерть, погребение и воскресение, ибо «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4). «В Нем» мы «и совоскресли» (Кол. 2: 12).

Таинство Крещения с первых дней Церкви совершалось накануне Пасхи.

Всё, за что мы стали ответственны как чада Христова Царствия, мы тщательно вспоминаем и обдумываем во время подготовки к посту. За всё, что в нашей жизни осталось от блудного сына, мы должны покаяться, ибо мы не были «особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2: 1). И каяться мы должны с уверенностью, что, когда вернемся к любящему Отцу, Он встретит нас с распростертыми объятиями.

Церковь впервые предвещает, что Великий пост приближается, в пятое воскресенье до его начала. Вниманию верных предлагается тема возобновления созерцания Христа в истории о мытаре Закхее в 19-й главе Евангелия от Луки. В центре размышлений этого дня – желание «видеть Христа, как Он есть», а не какого-то другого «Христа», измышленного нами самими. Мы слышим, как Закхей преодолел все препятствия, чтобы видеть Его, и как он решился преобразить свою жизнь, побывав вблизи Христа.

Вот созерцание, которое христиане должны возобновить, и Церковь нам напоминает, что, если мы приобрели его, мы должны и сохранить его. «Кто любит Меня, – говорит Иисус, – тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14: 23). Только одного Христа мы должны видеть, и не должно быть у нас иных господ. Когда апостол говорит: «…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 2), – он учит нас не видеть никого иного, если мы хотим преодолеть течение этой жизни и достигнуть цели нашего призвания, жизни с Ним в Царстве Небесном.

Необходимо ли поститься? Услышьте слова Самого Христа: «Также, когда поститесь…» (Мф. 6: 16). Он не сказал Своим ученикам «если вы поститесь». А фарисеям Он говорил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5: 35). Как Христос не пресек обычая давать десятину, когда обличал фарисеев, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23: 23), так и пост не отменил, хотя знал, что некоторые христиане превратно поймут и извратят это делание.

Пост – это не такое дело, исполнение которого можно ставить в заслугу. Но он приносит нам огромную пользу, как показывает опыт святых

Предписания устава о Великом посте Православная Церковь никогда не меняла в угоду духу времени. Правда, поститься не по уставу – не всегда такой грех, за который надо исповедоваться: каждый будет держать ответ за то, к какой мере он способен и как вознамерился поститься. Пост – это не такое дело, исполнение которого можно ставить в заслугу. Но он приносит нам огромную пользу, как показывает опыт святых.

Коренное изменение рациона должно быть знаком внутреннего преображения. Если нет осознания, что нужно преображать себя в подражание Христу, пост бесполезен, а вероятно, и вреден. С другой стороны, пост помогает достигнуть господства духа над плотью. Никогда не следует отсекать пост от стремления к духовной жизни.

Кратко выразит наши намерения и напомнит о нашей цели стихира на вечерне перед началом поста:

«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующееся»[1].

Рейтинг: 9.8 Голосов: 209 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] В Неделю сырную вечера, стихира господина Феодора, глас 2. «Поста время радостно начнем, / к подвигам духовным себе побуждая; / очистим душу, очистим плоть, / воздержимся как от пищи от всякой страсти, / наслаждаясь добродетелями Духа; / дабы в них совершенствуясь с любовию, / удостоиться всем нам узреть / всесвященные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости» (перевод иером. Амвросия (Тимрота)).

Комментарии
Игорь Александрович28 февраля 2023, 01:49
Пока собой не станешь, Христа не узришь, таким какой Он есть...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Великий пост: история, смысл, правила питания и ответы священнослужителей Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×