Назначение Великого поста для православных христиан, говоря простым языком, – возобновить созерцание Христа, которое было нам даровано, когда мы впервые стали Его сынами и дочерьми. Это с самого начала было существенной частью жизни во Христе, и вот две причины тому.
Цель Великого поста – возобновить созерцание Христа, которое было нам даровано, когда мы впервые стали Его сынами и дочерьми
Во-первых, крестившись во Христа и уверовав в Него как в единого Спасителя всех нас, мы обнаружили, что живем в мире, стандарты и цели которого несовместимы с нашим призванием учеников Христовых. Мы часто живем подобно язычникам, с соответствующими целями и заботами, а значит, пытаемся услужить двум господам: Богу и маммоне.
Во-вторых, на Пасху мы празднуем Христово Воскресение и нашу собственную смерть, погребение и воскресение, ибо «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4). «В Нем» мы «и совоскресли» (Кол. 2: 12).
Таинство Крещения с первых дней Церкви совершалось накануне Пасхи.
Всё, за что мы стали ответственны как чада Христова Царствия, мы тщательно вспоминаем и обдумываем во время подготовки к посту. За всё, что в нашей жизни осталось от блудного сына, мы должны покаяться, ибо мы не были «особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2: 1). И каяться мы должны с уверенностью, что, когда вернемся к любящему Отцу, Он встретит нас с распростертыми объятиями.
Церковь впервые предвещает, что Великий пост приближается, в пятое воскресенье до его начала. Вниманию верных предлагается тема возобновления созерцания Христа в истории о мытаре Закхее в 19-й главе Евангелия от Луки. В центре размышлений этого дня – желание «видеть Христа, как Он есть», а не какого-то другого «Христа», измышленного нами самими. Мы слышим, как Закхей преодолел все препятствия, чтобы видеть Его, и как он решился преобразить свою жизнь, побывав вблизи Христа.
Вот созерцание, которое христиане должны возобновить, и Церковь нам напоминает, что, если мы приобрели его, мы должны и сохранить его. «Кто любит Меня, – говорит Иисус, – тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14: 23). Только одного Христа мы должны видеть, и не должно быть у нас иных господ. Когда апостол говорит: «…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 2), – он учит нас не видеть никого иного, если мы хотим преодолеть течение этой жизни и достигнуть цели нашего призвания, жизни с Ним в Царстве Небесном.
Необходимо ли поститься? Услышьте слова Самого Христа: «Также, когда поститесь…» (Мф. 6: 16). Он не сказал Своим ученикам «если вы поститесь». А фарисеям Он говорил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5: 35). Как Христос не пресек обычая давать десятину, когда обличал фарисеев, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23: 23), так и пост не отменил, хотя знал, что некоторые христиане превратно поймут и извратят это делание.
Пост – это не такое дело, исполнение которого можно ставить в заслугу. Но он приносит нам огромную пользу, как показывает опыт святых
Предписания устава о Великом посте Православная Церковь никогда не меняла в угоду духу времени. Правда, поститься не по уставу – не всегда такой грех, за который надо исповедоваться: каждый будет держать ответ за то, к какой мере он способен и как вознамерился поститься. Пост – это не такое дело, исполнение которого можно ставить в заслугу. Но он приносит нам огромную пользу, как показывает опыт святых.
Коренное изменение рациона должно быть знаком внутреннего преображения. Если нет осознания, что нужно преображать себя в подражание Христу, пост бесполезен, а вероятно, и вреден. С другой стороны, пост помогает достигнуть господства духа над плотью. Никогда не следует отсекать пост от стремления к духовной жизни.
Кратко выразит наши намерения и напомнит о нашей цели стихира на вечерне перед началом поста:
«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующееся»[1].