Мой путь в древнюю Церковь

Часть 2

Автор этой статьи, Иеремия (Джереми) Маккеми, на момент ее написания был мирянином. 29 июня 2021 года он был рукоположен в сан священника в кафедральном соборе прп. Серафима Саровского в городе Даллас штата Техас в юрисдикции Православной Церкви в Америке. Сейчас он служит на приходе в честь свт. Амвросия Медиоланского в городе Роанок штата Вирджиния.

Начало – Мой путь в древнюю Церковь. Часть 1

Иерей Иеремия Маккеми. Фото: stots.edu Иерей Иеремия Маккеми. Фото: stots.edu

Потеря интереса

После месяцев посещения, как мне казалось, «сухих богослужений», мое квазипятидесятническое мышление задалось вопросом: где во всем этом Святой Дух? Я признал обоснованность аргументов Православной Церкви, что она придерживается тех же верований и практик, что и ранняя Церковь; но что хорошего в этом, если Святой Дух оставил православных, и их богослужения неживые и скучные?

Тогда-то я и наткнулся на книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Это история о молодом русском крестьянине XIX века, который пустился в странствия, решив воплотить в жизнь заповедь апостола Павла «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17).

Главный герой узнает об Иисусовой молитве и начинает ее неукоснительно практиковать. Я решил странствовать вместе с этим простым русским мужиком и творить Иисусову молитву. Знакомый священник, который сам имел опыт в молитвенной жизни, предложил мне регулярно встречаться и обсуждать, как идут мои дела.

Искра Божия

Словами не опишешь то, что начало происходить в моем сердце, когда я открылся Христу и Святому Духу через дисциплинированную молитвенную жизнь. Когда только познакомился с Православием, начал читать несколько простых отрывков из утренних молитв. Теперь сочетал это с Иисусовой молитвой в течение дня и начал замечать в себе перемены.

Словами не опишешь то, что начало происходить в моем сердце, когда я открылся Христу через дисциплинированную молитвенную жизнь

Молитва не должна быть мантрой; скорее, молитва ‒ это то, что сливается с нашим сердцем. Она открывает нас духовному общению со Христом. По мере того как это укоренялось, я заметил, что старые греховные привычки, державшие надо мной верх в течение многих лет, отступали. Я пока еще был далек от того, чтобы их полностью преодолеть, но видимый сдвиг имел место. Даже жена заметила, что со мной что-то происходит; в то время она сама не хотела ходить в церковь, но ей нравилось, что церковь делала со мной.

По прошествии нескольких месяцев церковные службы, которые некогда казались мне скучными, стали временами трогать меня до слез! Я начал чувствовать присутствие Христа в богослужении и даже в иконах. Сила Святого Духа «одолела» меня очень тихо, но при этом животворно и основательно.

Точка невозврата

Я пришел к осознанию того, что Православие предлагает мне не совокупность новых для меня догматов со старыми традициями, а единение с Телом Христовым и Святым Духом.

У меня еще были некоторые богословские вопросы, но они казались менее важными. Я пришел к выводу, что если в Православии я встречу Самого Бога, то мое место здесь. Если есть какие-то расхождения в вопросах веры, то, может быть, меняться нужно мне, а не древней христианской Церкви?

После всего произошедшего я чувствовал себя подобно двенадцати ученикам, когда Христос возмутил толпу, заявив, что они должны есть Его Плоть и пить Его Кровь. Он не кричал: «Эй, ребята, вернитесь. Я просто образно выразился и все такое». Наоборот, Он отпустил их и спросил учеников, не хотят ли и они уйти. Петр ответил за всех нас: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68).

Именно это тогда чувствовал и я.

Я убедился, что Православие есть христианство в его самой истинной и самой сильной форме. В начале своего пути я немного изучал буддизм и даосизм (последний из которых мне показался привлекательным), но все, что мне нравилось в тех учениях, я нашел в Православии, но в более полном выражении.

Шасси выпущено ‒ я прилетел домой

После многих лет ощущения себя бездомным в духовном плане теперь я знал, где мое место. В соответствии с традицией ранней Церкви, меня присоединили к Православной Церкви через миропомазание в Великую Субботу, и я впервые причастился на Пасху.

Утро было холодным, сырым, но ничто не могло погасить внутренний огонь; меня переполняли жизнь, радость и любовь. Я больше не принадлежал безымянному, безликому племени! Мне хотелось обнять весь мир и кричать о любви Христовой, которую я обрел в Православии. В те первые месяцы я, вероятно, казался фанатиком, и не удивлюсь, если разозлил некоторых членов моей семьи и старых друзей.

Обжиться в Православии

В последовавшие месяцы и годы у меня было много испытаний. Я продолжал открывать для себя преображающую силу благодати Божией в Православной Церкви, но «ветхий человек» в нас не сдается без боя. Как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), наша плоть не любит, когда ее распинают.

В бытность мою протестантом нам, помню, говорили: «Грех ‒ это плохо, поэтому старайтесь его не совершать. А если согрешите, извинитесь и идите дальше». В те годы я окружил себя шумом и отвлекающими факторами, чтобы не слышать ни своего сердца, ни голоса совести.

На своем опыте я понял, почему Церковь называют лечебницей души, а спасение ‒ исцелением (а не мгновенным фокусом)

В Православии все не так. Вместо этого я научился здесь внутренней тишине и тому, что христианские добродетели ‒ не просто хорошая идея, а направление, в котором мы должны двигаться, стремясь соединиться со Христом. Божии заповеди были даны нам не потому, что Бог испытывает неприязнь к определенным вещам; на самом деле, заповеди отражают, Кто такой Бог. Если спасение ‒ это единение с Богом, а грех ‒ это его нарушение, то, понял я, нарушать заповеди ‒ значит разрывать мое общение с Богом, демонстрируя поведение, которое противоречит самому Бытию Бога.

Рай и спасение ‒ это не конкретное место вечного пребывания. Скорее, это состояние бытия, в котором мы переживаем единение с Самим Богом. Земная жизнь готовит нас к этому единению. И я начал осознавать глубину своих эгоистичных желаний, когда Святой Дух еще больше просветил мое сердце. На своем опыте я понял, почему Церковь называют лечебницей души, а спасение ‒ исцелением (а не мгновенным фокусом).

Подождите немного

Одно из самых важных решений, принятых мной на пути в Православие, ‒ это не спешить. После первого месяца я понял, что сквозь пелену испытаний меня что-то сильно привлекает в этой вере. Я положил целенаправленно потратить год на ее изучение ‒ и тогда буду знать наверняка, для меня она или нет.

По мере продвижения вперед на своем пути я думал, что если подожду, пока не буду на 100% уверен во всех вероучительных моментах и практиках Православия, то, возможно, никогда не приму его. Оно совершенно чуждо нашей прозападной версии христианства, и для вхождения в жизнь Церкви требуется время и благодать, чтобы человек обрел новое сердце и новый ум. Лично я считаю, что если вы в основном уверены в Православии и не имеете серьезных преткновений, то присоединение к Церкви с ее благодатью поможет избавиться от мелких мучающих вас вопросов и сомнений. Конечно, это всего лишь частное мнение, а не пастырский совет.

Добродетели прибавляющие и убавляющие

Приняв Православие, вы можете быть немного ошеломлены (я был). Здесь ‒ годовой круг из праздников и постов, церковный календарь с ежедневными чтениями, утренние и вечерние молитвы (есть наставления и по непрестанной молитве), богослужения в течение недели, исповедь, молитвы перед причастием; должно быть стремление жить по вере и всякие другие практики. Легко прийти в отчаяние во время духовной брани.

Как писал один греческий православный богослов[1], иногда лучше начать с «прибавляющих» добродетелей, а потом приступить к «убавляющим». Первые из них означают то новое, что вы включаете в свою жизнь: например, устанавливаете молитвенное правило, учитесь Иисусовой молитве, посещаете церковные службы, читаете духовные книги и т. д. Вторые означают то, что исключается из вашей жизни: например, частично сон (молитвенные бдения), некоторые виды продуктов (пост) и другие формы воздержания. Эти последние добродетели, возможно, вначале практикуемые в малых дозах, укрепляются по мере духовного роста и возникновения желания их иметь. Но важнее моих слов то, какое направление на пути спасения видит лично для вас ваш духовник.

Все добродетели имеют одну цель: достижение единения с Богом (обожения). Оно достигается благодатию Божией и смирением (последнее является нашим соработничеством с Богом, или синергией). Без любого из них (благодати или смирения) жить добродетельно в некоторой степени можно, но это часто приводит к ощущению духовного превосходства и гордыне.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Я духовно жаждал чего-то более глубокого, чем интеллектуальное христианство, которое видел в одних кругах, и напыщенная эмоциональность, которую находил в других. Желал эмпирической веры, наполненной мудростью в отношении Священного Писания и силы Святого Духа. Одним словом, хотел встретиться с Самим Богом.

Православие на первый взгляд казалось мне маловероятным кандидатом. Потребовалось время, чтобы понять, что именно здесь я встречусь с Самим Богом

Православие на первый взгляд казалось маловероятным кандидатом. Потребовалось некоторое время, чтобы понять, что в литургической жизни нет ничего плохого; я изначально был невосприимчив к действию Духа. Когда оно было показано мне в молитве, дальше стало легче.

Если вы думаете принять Православие, то, как я говорил выше, не торопитесь. Почитайте о нем книги, которые вас заинтересуют, и посетите местный православный приход. Если не знаете, что читать, спросите священника.

Кроме того, дискуссионные онлайн-форумы не помогали в начале моего пути. На многих форумах есть действительно знающие и заботливые люди, но также есть те, кому нравится разбрасываться своими мнениями или рьяно атаковывать любого, кто плохо разбирается в святых отцах. Когда я наблюдал за тем, как люди грызутся и называют друг друга еретиками, меня это обескураживало, но признаю, что некоторые группы сильно помогли другим на пути к Православию.

Наконец, приступайте к молитве. Но также изучите православную молитву. Мой сэнсэй по боевым искусствам говорил: «Практика не делает совершенным. Совершенная практика делает совершенным». Другими словами, если мы научимся чему-то неправильному и будем так практиковать годами, то потом не сможем мгновенно научиться делать то, что надо.

То же самое и с молитвой. Отцы Церкви предлагают нам тысячелетнюю мудрость в отношении молитвы: как молиться, что происходит в духовной сфере во время молитвы и как выйти из духовной брани победителем. По этой причине первое, что я бы порекомендовал интересующимся, ‒ это почерпнуть мудрость, которую Церковь предлагает в вопросах молитвы. В этом может помочь хороший молитвослов.

Помощи Божией на вашем пути!

Священник Иеремия Маккеми
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox Road

26 апреля 2023 г.

[1] Имеется в виду Александр Каломирос и его труд «Ностальгия по Раю».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мой путь в древнюю Церковь. Ч. 1 Мой путь в древнюю Церковь. Ч. 1
Свящ. Иеремия Маккеми
Мой путь в древнюю Церковь. Ч. 1 Мой путь в древнюю Церковь
Часть 1
Священник Иеремия Маккеми
По мере изучения истории мне волей-неволей пришлось признать, что Православная Церковь и есть та ранняя Церковь, которой она сама себя называет.
«Боже, вот она, Церковь Христова!» «Боже, вот она, Церковь Христова!»
Свящ. Григорий Хогг о пути из лютеранства в Православие
«Боже, вот она, Церковь Христова!» «Боже, вот она, Церковь Христова!»
Священник Григорий Хогг о своем пути из лютеранства в Православие
О том, почему так важно быть в истинной Церкви, совместимы ли Таинства с залом суда, принципе «только Писание» и пластиковых стаканчиках для Причастия.
Из пасторов в пастыри Из пасторов в пастыри
Свящ. Игорь Зырянов
Из пасторов в пастыри Из пасторов в пастыри
Священник Игорь Зырянов о протестантизме и проповеди Православия
Церковь — корабль спасения, капитаном которого является сам Иисус Христос. Слава Богу за то, что я попал на этот корабль.
Комментарии
Иван21 мая 2023, 19:39
Благодарю, замечательная история поиска истины, история, которая должна завершиться хорошо. Очень интересный взгляд, который может помочь в первых шагах о том, что иногда лучше начать с «прибавляющих» добродетелей, а потом приступить к «убавляющим». Удивительно, что автора этой статьи, Иеремию, бывшего харизмата, присоединили к Православной Церкви через миропомазание, а не через крещение, это конечно, не соответствует традиции ранней Церкви. Конечно, крещение в Православной Церкви упростило бы путь Иеремии. Но все возможно, не следует отказывать в крещении тем, кто не принял крещения. Помоги Господи, отцу Иеремии!
Варвара 9 мая 2023, 23:20
Спасибо, всегда очень интересно читать такие истории! Прочла обе части статьи
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×