Рыбацкое давно стало частью Санкт-Петербурга, районом новостроек. От старого села мало что осталось. И храм Рождества Пресвятой Богородицы построен уже в XXI веке, а от прежних времён сохранился лишь дом причта. В этом доме расположена не только детская воскресная школа. Уже более 9 лет по благословению настоятеля храма протоиерея Алексия Склярова здесь существует созданное прихожанами храма развивающее пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья «Радость наша». Сотрудники – профессиональные коррекционные педагоги, при этом задача группы – именно православное воспитание «особых» детей. Занятия с детьми проводятся по авторской программе, разработанной Ксенией Корзовой, учителем-дефектологом и руководителем «Радости нашей». Ксения рассказывает о том, как специалисты развивающего пространства работают с детьми с ОВЗ и их родителями.
– За год до создания пространства «Радость наша» я начала преподавать дошкольникам «Закон Божий» в воскресной школе. И туда стали приходить дети с ограниченными возможностями здоровья – гиперактивные, с задержкой психического развития и так далее. Соответственно, им требуется особое внимание педагога. Тогда батюшка благословил создать группу, в которую мы бы приглашали только таких детей. Так и появилась коррекционно-развивающая группа.
В 2015-м году мы стали победителями грантового конкурса «Православная инициатива». И на эти средства мы оснастили наш кабинет необходимыми пособиями – интерактивной доской, интерактивной панелью, разными играми, полезными для детей.
Я разработала специальную программу, в которой совместила свои знания по дефектологии с основами православной веры. Для того, чтобы это было более профессионально, я закончила Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы. И также на основе своей программы я разработала две рабочие тетради, по которым мы с детками уже на протяжении 9 лет занимаемся.
Первая рабочая тетрадь посвящена сотворению мира. В рабочей тетради по каждому дню творения есть игры, направленные на развитие психических процессов. Мы знакомим детей с библейским рассказом посредством дефектологических приемов. Вторая рабочая тетрадь посвящена храму и всему, что в нем находится. Там самые сложные темы – Исповедь и Причастие.
– Пространство «Радость наша» постепенно стало привлекать и людей не из вашего прихода?
– Поначалу в группе были только дети наших прихожан. Потом по району начала распространяться информация, что здесь ждут детей с ОВЗ, и начали приходить ребята с разными интеллектуальными нарушениями. Приходят даже невоцерковлённые семьи, то есть обращаются к нам только за помощью дефектолога. Но, милостью Божьей, некоторым из них становилось интересно, и они приобщились к Православию. Были даже случаи, когда крестили у нас в храме деток.
На протяжении нескольких лет я работала одна, занятия проводились и в будни, и в субботу. Потихонечку начали появляться специалисты, которые тоже заинтересованы в нашей специфике работы. На данный момент у нас шесть педагогов, которые совмещают работу в нашей группе с работой в том же коррекционном детском саду, где и моя основная работа – ГБДОУ № 97 компенсирующего вида Фрунзенского района «Консультативно-практический центр для детей с нарушением интеллектуального развития». То есть у нас два учителя-дефектолога, два логопеда, один из которых также и дефектолог. Ещё у нас есть педагог-психолог, арт-педагог и учитель английского языка.
– При разработке вашей программы вы пользовались какими-то уже существующими методиками?
Я ничего не изобретала, только наложила на эти методики православный контекст
– Да, это классические педагогические методики. Здесь я ничего не изобретала, только наложила на эти методики православный контекст. Надо быть специалистом по коррекционной педагогике, чтобы понимать особенности мышления таких детей. Например, им очень сложно воспринять невидимое, вообще абстракции. Они больше познают через ощущения – через тактильное восприятие, через зрение, через слух, им обязательно нужна наглядность во всех пособиях. У нас есть и тактильные книги, которые дети могут потрогать, ощутить разные материалы. То есть рассказывать им о Боге, как обычным деткам, не получится. Зная их особенности, нужно преподнести им информацию в игровой форме, но эта форма должна быть на научной основе, чтобы не нарушать догматические понятия. Здесь надо быть очень аккуратным.
– Группа рассчитана на дошкольников?
– Да. Но теперь мы принимаем и младших школьников – 1–2 классы. У них бывает такой уровень интеллекта, что они могут учиться и по нашей программе. На данный момент в группе 20 детей. Летом в конце августа мы проводим приём новых детей. Сначала проводим диагностику – приглашаем ребёнка и его родителей, обследуем уровень его интеллектуального развития, спрашиваем у родителей, согласны ли они включать в обучение своего ребёнка православный компонент. Если нет, то предлагаем начать обучение у дефектолога или другого специалиста без ознакомления ребёнка с православной верой. Как правило, и такие семьи в дальнейшем хотят, чтобы их дети занимались по нашим тетрадям.
Исходя из диагностики, мы понимаем, какой специалист нужен ребёнку. Потому что кто-то приводит ребёнка, который не может говорить, и родителю кажется, что ребёнку нужен логопед, но в ходе обследования выясняется, что первично нарушение мыслительных операций, и мы рекомендуем сначала позаниматься с дефектологом. То есть мы ещё подсказываем родителям индивидуальный коррекционный маршрут для их ребёнка.
Мы подсказываем родителям индивидуальный коррекционный маршрут для их ребёнка
В течение года детки к нам тоже могут приходить. Потому что, например, логопед с кем-то поработает, поставит звуки, и место освобождается, то есть мы можем принять ещё одного ребёнка.
– Насколько сложных детей вы готовы принять? И кого не возьмёте?
– У нас были случаи, когда к нам приходили дети с сочетанными дефектами, то есть были нарушены и слух, и зрение, и опорно-двигательный аппарат. Но, во-первых, мы находимся на втором этаже здания, и у нас нет пандуса. Во-вторых, у нас нет, например, тифлопедагога. Мы всё-таки ориентированы именно на детей с нарушениями интеллекта. Мы принимаем даже детей с тяжёлой степенью умственной отсталости, которые не могут воспринимать наши занятия по православной программе. Такие дети занимаются с учителем-дефектологом, и мы водим их в храм на Причастие.
– Как возникла идея консультирования родителей?
– Консультация родителей входит в работу учителя-дефектолога. Родители порой не понимают особенности своих деток. Многим из них нужна поддержка, чтобы они могли довериться педагогу, который расскажет им про специфику воспитания их ребёнка, объяснит им, как они могут работать с ребёнком дома, помочь ему в развитии. С родителями мы проводим разные семинары, онлайн-встречи, и, конечно, индивидуальные беседы. Когда педагог выходит после занятия, он обязательно рассказывает родителям про достижения их ребёнка, на что им надо обратить больше внимания. Без поддержки родителей коррекционный процесс не будет полноценным.
Без поддержки родителей коррекционный процесс не будет полноценным
– Приходится ли вам заниматься их православным образованием?
– Например, был семинар, посвящённый Дню семьи, любви и верности. Мы рассказывали про семьи святых, переносили их опыт на свои семьи. Также мы раздавали родителям буклеты, посвящённые основным церковным праздникам, рассказывали им о Причастии, о Крещении. Делали мы это ненавязчиво: «Если есть желание, можете почитать». Потом уже видели некоторых из этих родителей на богослужении в нашем храме.
Наши занятия проходят за пожертвования, размеры которых указаны на нашем сайте. Часть денег идёт на восстановление нашего храма, и родители об этом знают. Многие из них рады, что, жертвуя на занятия со своими детьми, они ещё и помогают храму.
– Вы выпускаете одноимённый с вашим центром журнал. Как он появился?
– Захотелось, чтобы у детей был добрый досуг, создать игровой журнал, чтобы именно дети могли им заинтересоваться. Те журналы, которые на тот момент были, для наших детей не совсем подходят, потому что там слишком сложные задания. Журнал «Радость наша» рассчитан на наших деток, сделан по нашим педагогическим методикам. На последних страничках есть статьи для родителей. Каждый номер посвящён либо православному празднику, либо святому. Последние два номера посвящены Николаю Чудотворцу, а номер, который детки получат на Пасху, посвящён нашему священномученику Николаю (Кулигину), который служил у нас в Рыбацком.
Пока журнал я печатаю у себя дома – только для 20 наших воспитанников и для гостей, которые приходят на наши праздники в ДК. Это обычно 30–40 экземпляров. Несколько лет назад мы получили одобрение в епархии, и один выпуск нам удалось напечатать в типографии на средства наших благотворителей. И на нашем сайте все выпуски есть в электронном виде, при желании люди могут сами распечатать файлы pdf.
– Есть ли у вас нехватка каких-либо специалистов? Вообще, как-то представляете себе развитие вашего пространства?
– Да, мы были бы рады, если бы у нас появились тифло- и сурдопедагог. Очень хочется, чтобы в группе был музыкальный руководитель. Ведь к каждому празднику мы готовим постановки – я пишу для них сценарии, и там много песенного материала, который для наших деток тоже очень важен, ведь через пение развиваются и речь, и внимание, и другие психические функции. Также нам нужен специалист по физической культуре. У нас пока проблемы с помещением – только один кабинет, в котором разные специалисты занимаются в разные дни недели. Но для музыкального руководителя, может быть, найдётся местечко, так как в соседнем кабинете стоит пианино. Вообще, мы бы хотели расшириться и даже открыть филиал, чтобы больше детей могли получать нашу помощь.
И мы готовы делиться опытом. В сентябре 2023 года на базе Санкт-Петербургской духовной академии планируется научно-богословская конференция, где будет секция коррекционных педагогов. И когда я приглашала педагогов из разных городов, они очень заинтересовались нашими пособиями и вообще нашей методикой.