В Переславле-Залесском и на подворье Никольского женского монастыря в Годеново состоялись Вторые Всероссийские Годеновские чтения, посвященные 600-летию чудесного явления Иисусова креста на Сахотском болоте. Чудо, которому 11 июня этого года исполнится шесть веков, обрело «второе рождение» уже в наше время под именем «Годеновский крест». Кроме множества исцелений болящих, помощи в трудных личных обстоятельствах, это древнее деревянное распятие, явившееся со стороны Византии, несет в себе глубокую тайну духовной связи Ромейской империи и Руси. И эта тайна будоражит умы сегодняшних православных историков, писателей, искусствоведов.
Открывая чтения, Преосвященнейший епископ Переславский и Угличский Феоктист напомнил о связи распятия Господа Христа на Голгофе и Его слов, сказанных ранее ученикам: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Сделать это и сегодня, и в далеком прошлом было одинаково тяжело – внутри нас противится, по определению апостола Павла, «ветхий человек». Поэтому, как сформулировал владыка: «Крест Христов – это вечный и постоянный вызов как для человечества в целом, так и для каждого человека в частности». Поблагодарив участников чтений, приехавших в Переславль, епископ Феоктист пожелал, «чтобы наши чтения послужили к укреплению нас в следовании пути Христову, наиболее ярко и полно выраженному Крестом Христовым».
Епископ Переславский и Угличский Феоктист Читателям «Православия.Ru» не нужно объяснять, что такое «Годеновский крест» и где он находится. А также пересказывать заново летописную историю его сверхъестественного перенесения по воздуху с «греческой стороны» в глухой уголок Ростовского княжества и явления там на болоте изумленным пастухам 29 мая (по ст. ст.) 1423 года. Те, кто читает об этом впервые, может легко найти на сайте предыдущие материалы на эту тему.
Но история эта не может быть «исчерпана», потому что она в принципе неисчерпаема, как любое Божие чудо. Реставрированный небоявленный крест, пребывающий в защитном прозрачном киоте в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годенове Ярославской области, продолжает чудотворить. Служители монастырского подворья регулярно пополняют книгу свидетельств о чудесной помощи, которую получали богомольцы после молитв у креста.
Реставрированный небоявленный Годеновский крест продолжает чудотворить
Так, в прошлом году Татьяна из Тверской области приехала в Годеново с двумя дочками, у которых были серьезные проблемы со здоровьем. У старшей – застарелая аллергия, которую не могли победить никакие врачи и лекарства. Младшая, рожденная недоношенной, к трем годам не могла произнести даже «ма», «па». И здесь медицина также оказалась бессильна. По словам Татьяны, она «посещала много святых мест, но то, что испытала в Годеново, – не испытывала нигде».
В результате после слезных молитв у креста уже на обратной дороге в машине младшая дочка Татьяны вдруг произнесла длинное слово. А через месяц начала говорить сложными фразами, запоминать на слух и воспроизводить стихи и песни. У старшей же дочки аллергию как рукой сняло…
Восьмилетняя Кира из Луховицкого района Московской области, приезжавшая несколько лет назад с родителями Олегом и Еленой в Годеново поклониться кресту, исцелилась после этого от эпилепсии, внезапно бросавшей ее на землю и причинявшей страдания и травмы.
Игумения Евстолия с Кирой и ее родителями
Таких историй только за последние годы набралось уже много десятков, при том что далеко не все из паломников ими делятся. Растущий поток притекающих ко кресту в Годеново говорит сам за себя – люди получают просимую помощь.
Растущий поток притекающих ко кресту в Годеново говорит сам за себя – люди получают просимую помощь
Годеновский крест до сих пор представляет собой тайну. Кто и где его создал? Почему крест явился в глухом уголке Ростовского княжества и именно в это время? Почему эта чудотворная святыня испытывала длительные периоды забвения и отчего просияла вторично уже в наше время? И, наконец, – что нам с этим всем делать? Именно такие вопросы задал на конференции клирик Переславского Никольского женского монастыря протоиерей Александр Смирнов.
Михаил Бушуев Реставрировавший Годеновский крест вместе с другими специалистами Русского государственного музея художник-реставратор Михаил Бушуев, рассказывая и показывая на слайдах, как шли эти работы в 2002–2003 годах, свидетельствует о сильно разрушенном состоянии реликвии.
«Даже основание перекрестия, на котором все держится, что называется, “хлюпало” – крест мог сломаться от простого переноса. На крестовине между плечами фигуры Спасителя зияли широкие щели. Еще сильнее пострадала нижняя часть креста. Рассказывают, что бабушки прятали его от безбожников где-то на улице, может быть даже на болоте, причем некоторое время крест, похоже, был воткнут в землю, поскольку дерево внизу сгнило. Кроме того, все распятие было изъедено жуком-точильщиком, местами поражено плесенью, рассохлось по торцам досок».
Тем не менее, по словам Бушуева, сохранилось порядка 40% живописного слоя под защитной, частично разрушившейся пленкой. В тех местах, которые подверглись меньшему воздействию сырости (на животе, на груди Спасителя), дерево оказалось столь плотным, что «буквально звенит». И это говорит о возрасте и каких-то особых свойствах древесины креста. Опытный реставратор акцентировал внимание на редкой для столь древней реликвии и условий ее хранения в прошлом веке сохранности.
«Крест не столь почернел, как большинство старинных икон, которые мне довелось реставрировать. До нас дошел практически первоначальный облик древнего произведения – и это удивительно!»
Специалисты отмечают необычную пластику Годеновского распятия: тело Христа изгибается по слегка изломанной линии. При этом под микроскопом был обнаружен след белил в области глаз, что говорит о прорисовке зрачков Спасителя – глаза Иисуса на Годеновском кресте были открыты. Обнаружились и очертания прорисованного уха Спасителя: Господь всевидящий и всеслышащий – такие распятия очень древние, в мире их сохранились буквально единицы.
«С точки зрения христианской культуры прямой аналогии Годеновскому кресту в мире нет», – считает главный научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова. Она с 1987 года по благословению Патриарха Алексия II занимается возрождением российской ставрографии (науки о кресте), в 2004 год вышел ее монументальный труд «Крест в России», удостоенный Макарьевской премии.
«Годеновский крест – горельефный, его делал резчик по дереву. Но вместе с тем в этом распятии использована полноценная иконописная техника: левкас и темпера, наклеена ткань-паволока – и это весьма редкое явление для скульптуры», – свидетельствует она.
Это распятие восходит одновременно к византийским и западно-европейским традициям
По словам специалиста, это распятие восходит одновременно к византийским и западно-европейским традициям – вопрос локализации культурного центра, в котором оно было создано, до сих пор остается открытым. Также проблемной остается и датировка креста. «Некоторые особенности Годеновского креста восходят к памятникам XII и даже X веков», – констатирует Светлана Витальевна. Весьма необычны анатомические пропорции фигуры Христа: некоторые части кажутся намеренно преувеличенными, а другие – преуменьшенными. Маленькая голова, длинные руки, провисающие в локтях, с огромными кистями; слишком крупные ступни ног, намеренно деформированный живот.
«Крест кажется архаичным, его изображение выглядит очень древним и весьма условным. В нем ощущается экспрессия, напряжение. Думается, что мастер закладывал в его пластику особый смысл. В удлиненных руках – одновременно и просящих, и обнимающих с Креста всех и вся, – бесспорно, содержится художественный замысел, усиливающий остроту его восприятия», – говорит Светлана Гнутова.
Искусствовед отмечает: в Византии не было принято изготавливать такие огромные рельефные распятия (ширина по горизонтальной балке – 180 см, высота по балке вертикальной – 2 м 53 см, а сама фигура высотой 175, 7 см). На Руси такие кресты раньше XVII столетия не встречаются и выполнены совершенно в других пропорциях. В «годеновских» же пропорциях известны западноеврпопейские распятия – это так называемые «триумфальные кресты», которые размещались над алтарями храмов. Спаситель на них изображался так же, как и на Годеновском кресте, с открытыми глазами. Ученая провела исследование, выяснив, что самый древний «триумфальный крест», напоминающий размерами и некоторыми чертами тот, что явил себя чудесным образом на Сахотском болоте в XV веке, находится в Италии в соборе Сан-Мартино в городе Лукке и называется Volto Santo di Lucca. Недавно был выяснен его возраст – более тысячи лет.
По преданию, утраченный прообраз этого распятия был в свое время вырезан из кедра Никодимом
По преданию, утраченный прообраз этого распятия был в свое время вырезан из кедра Никодимом – тем самым упоминаемым в Евангелии от Иоанна фарисеем, членом синедриона, тайным учеником Иисуса Христа, который помогал Иосифу Аримафейскому снять с креста и похоронить Тело Спасителя. Но в этом и других европейских «триумфальных крестах» образ Христа лишен страдания – Он уже не прибит, а как бы прислонен к кресту, одет в тунику. На Годеновском же кресте изображен Иисус тяжко страдающий, со вздутым голым животом и при этом – с широко раскрытыми глазами. Согласно Гнутовой, такое решение распятия встречается чрезвычайно редко и относится к X–XII столетиям. Интересная деталь: черты, похожие на Годеновский крест, можно обнаружить в произведениях мелкой христианской пластики, а именно – в бронзовых крестах- энколпионах, которые византийские христиане носили поверх одежды как знак принадлежности к Церкви Христовой. После крещения Руси приехавшие из Ромейской империи мастера обучили русичей делать подобные.
Где и когда был создан Годеновский крест – безусловно, важный аспект его изучения. Но для нас, русских православных людей, наверное, важнее все-таки чудо его явления, зафиксированное в летописной рукописи, хранившейся в Никольском погосте, и впервые опубликованное в 1874 году в виде «Сказания о явлении Честнаго и Животворящего Креста Господня и Великаго святителя и чудотворца Николая в Никольском погосте, что слывет на болоте у Иисусова Креста, и о благодатных знамениях и чудесных исцелениях от Животворящего Креста Господня и святителя и чудотворца Николая».
«Якоже бо и образ Пресвятыя Богородицы прииде из Иверскаго царства во святую гору Афонскую по воздуху Божиим промыслом; тако и зде на болоте явися крест пресвятый», – говорится там.
Можно, конечно, подобно скептикам, указывать на отсутствие оригинала начальной летописной записи об этом событии, пожимать плечами по поводу «сказочности» и «типовых мифологических образов» подобных сказаний. Но даже «Фомам неверующим» трудно, а скорее – и невозможно рационально объяснить непреложный факт: каким образом в средоточии русского средневековья в ростовской глухомани появилось уникальное – больше человеческого роста, резное и с росписью – распятие древнего происхождения и нерусского или полурусского изготовления?
О последнем свидетельствует даже надпись на вершине креста «Ставру икон» – «Образ креста», выполненная «полугреческими, полурусскими церковного стиля буквами». Подобных мастеров ни в ростовском, ни в московском, ни в иных окрестных княжествах тогда не наблюдалось. Если бы такой и обнаружился, допустим в Ростове или Переславле, (будучи неизвестным современникам!) и сделал бы подобное произведение по наитию свыше, то зачем, а главное – как он доставил бы его на глухое Сахотское болото, где Иисусов крест несомненно стоял пять веков в церкви, выстроенной неизвестно зачем прямо посреди гиблых трясин. То есть рациональное объяснение, согласно принципу «бритвы Окамма», в данном случае не уменьшает, а увеличивает «количество сущностей».
По мнению той же Светланы Гнутовой, явление чудотворного креста на Сахотском болоте занимает особое место в истории нашего Отечества.
Удивительно, что это скульптурное распятие вообще дошло до нас, ведь в XVI веке на Руси начали борьбу со скульптурными изображениями как с идолопоклонством
«На Руси известны и другие чудотворные кресты, многие из которых также явились сверхъестественным образом. Например, известный живописный – высотой почти два метра – Дмитровский крест, приплывший против течения реки Яхрома в Дмитров “в лето 1291 года”. Он был помещен сперва в Никитском монастыре, а затем в Успенском соборе города. Крест этот прославлен многими чудотворениями. В частности, увидев неизреченный свет от плывущего по воде распятия, сразу же прозрела слепая от роду местная девица. Но все же ни одно другое явление креста не сопровождалось столь масштабными природными явлениями: землетрясение, образование высокого холма посреди осушенного за одну ночь куска болота – единовременность этого события подтверждается современными геодезическими исследованиями. Подобные обстоятельства ясно указывают на особое Указание и Послание русскому народу, неразрывно связанные с явленным Живоносным Крестом. Удивительно, кстати, даже то, что это скульптурное распятие вообще дошло до нас сквозь века, ведь уже в XVI столетии на Руси начали борьбу со скульптурными изображениями как с идолопоклонством. Из храмов выносили объемные образы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы и другие. А тут такой необычный, экспрессивный образ страдающего Спасителя! Но никто до революции не пытался как-то бороться с этим горельефным крестом».
Да, до советской богоборческой эпохи никто не дерзал «оскорбить действием» чудотворящий древний крест (хотя ограбления Никольского храма были). Но вот многовековое «забвение» (или, точнее, малая известность), явное непонимание всероссийского значения небоявленного креста – налицо. Даже священники Никольского погоста, где находился крест, в какой-то момент, похоже, перестали осознавать значение хранимой святыни. Об этом красочно повествует вышеупомянутое «Сказание о явлении Честнаго и Животворящего Креста Господня…». Согласно ему, «боголюбивый окольничий князь Петр Лукич» из «царствующего града Москвы» 11 сентября 1667 года (по другой рукописи 1705 г.), прослышав о чудотворящем кресте, прибыл в Никольский погост для поклонения и молитвы. Спросив у иерея Никольского храма о бывших уже чудесах и обстоятельствах появления креста на болоте, получил досадный ответ, что, мол, все книги с записями чудотворений сгорели в пожаре, а запись нынешних чудес не ведется. О явлении святыни батюшка тоже знал весьма смутно.
Князь-богомолец жестко «пропесочил» иерея:
«Как же вы, священники, столько времени находящиеся и живущие при этой церкви, не имеете ревности и старания? Я слышал от посторонних людей, что в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась. А вы забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете».
После этого вразумления непоименованный в сказании иерей предпринял в Ростове усиленные исторические изыскания, восстановив предание о чудесном явлении креста на Сахотском болоте. С той поры возобновились и спорадические записи чудес от креста и образа Николая Чудотворца. Усилился и поток богомольцев из разных уголков страны.
Такой (каждый год нарастающей) паломнической реки, как в нашем XXI столетии, ранее не наблюдалось
Однако такой (каждый год нарастающей) паломнической реки, как в нашем XXI столетии, все же не наблюдалось. Что, с одной стороны, понятно: не было интернета, автомобилей, да и личным гужевым транспортом владели лишь богатые сословия. А среди них – особенно дворянства – последние два века шло массовое охлаждение и даже отпадение от Православия. Но, с другой стороны, фактически «второе рождение» спасенного отреставрированного небоявленного креста, бережно сохраняемого ныне в храме святителя Иоанна Златоустого на Годеновском подворье Никольского женского монастыря, кажется, несет в себе особое промыслительное значение для России, а может и всего мiра.
Отдельным вопросом в истории с Годеновским крестом является, конечно, летописная дата его явления, вокруг которой уже выстроено довольно стройное «здание» историософии. Хотя (и это надо признать) существует не столь малая когорта не только светских исследователей, но и клириков, которые отрицают эти построения как искусственно притянутые.
Тема связи чудесного явления креста Иисусова на Сахотском болоте с историческими событиями на Руси и в Византии в это время активно обсуждалась и на первых, и на вторых Годеновских чтениях. Будет она осмысливаться и впредь.
Макет собора во имя Святой Софии
Некоторые сомневаются в точной дате явления – 29 мая (11 июня) 1423 года. Впервые она появилась в 1890 году в печатном труде действительного члена Императорского Русского географического общества Андрея Александровича Титова «Летописец о Ростовских архиереях» на основе проведенного им исследования, в котором он сопоставлял данные разных списков «Сказания» с историческими документами. Ранее из-под его пера действительно выходили другие даты. Но вот в прошлом году Священный Синод также после тщательного изучения имеющихся документов внес именно эту дату в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования чудесного явления Честнаго Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте. И это о чем-то говорит!
Сверхъестественное перемещение креста из греческой земли в глухой уголок Руси можно трактовать как свидетельство «передачи наследства»
Покойный ныне богослов и философ Виктор Николаевич Тростников, наверное, первым обратил внимание на поразительный духовно-временной «мостик». Ровно через 30 лет после явления креста под Ростовом «с греческой стороны» пал Константинополь и ушла в историю Византийская империя – «Второй Рим». Настала эпоха «Третьего Рима» – Москвы. А в год чуда на Сахотском болоте в самой Руси произошли судьбоносные сдвиги: князь Василий Темный с позором изгнал из Успенского собора в Кремле греческого митрополита-отступника Исидора, а на митрополичий престол впервые без поставления в Константинополе был избран русский епископ Иона. Происходило много других не столь заметных, но тектонических подвижек, вылившихся в знаменитую формулу псковского старца Филофея, высказанную им в конце 1523 – начале 1524 г (отнюдь не первым): «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Таким образом, сверхъестественное перемещение креста из греческой (предположительно) земли в глухой уголок Руси можно трактовать как духовно-материальное свидетельство «передачи наследства». От гибнущей в отступничестве Византии – к будущей России, царству, созидаемому Божией волей и призванному к служению евангельского «Катехона» – «удерживающего» от всемирного распада.
Владимир Большаков О разных аспектах этого наследства в своих докладах в Переславле рассказывали и размышляли: соорганизатор и ведущий Годеновских чтений клирик храма Илии Пророка с. Ивановского Переславской епархии, секретарь Союза писателей России иерей Владимир Мартышин; кандидат богословия, преподаватель Ярославской духовной семинарии игумен Николай (Шишкин) и игумен Дионисий Шлёнов; доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета Владимир Захаров; доктор исторических наук, профессор кафедры истории России РУДН Сергей Реснянский; доктор философских наук, профессор Владимир Большаков; православный публицист, писатель и режиссер Юрий Воробьевский; председатель «Русского собрания», главный редактор интернет-портала «Русская линия», публицист и писатель Анатолий Степанов и другие уважаемые участники – миряне и клирики.
Игумен Николай (Шишкин) Подвижнические усилия игумении Переславского Свято-Никольского женского монастыря Евстолии (Афониной) по сохранению и «популяризации» святыни дают свои зримые и незримые (духовные) плоды. Увы, не удалось к этому юбилею, как планировалось, достроить на монастырском подворье в Годенове собор во имя Святой Софии, Премудрости Божией, – уменьшенную копию цареградской Айя-Софии. Величественный собор на две тысячи богомольцев с верхним и нижним храмами и несколькими алтарями задуман в том числе как реликварий для пребывания Годеновского креста. Эпидемия ковида и война на Украине внесла свои поправки в финансирование стройки. Однако она все же движется: подведен под своды нижний храм, возводятся стены верхнего.
Организовывая Годеновские чтения, возводя «Софийный» собор, ратуя за установление всероссийского почитания креста, явленного на Сахотском болоте шесть веков назад, матушка Евстолия твердо верит, что все это шаги к воссозданию Русской державы как Дома Пресвятой Богородицы – твердыни Православия. И не только верит, но и «заражает» своей верой других!